МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Представление о культуре в Средние Века.





Задание №1

Возникновение и эволюция понятия «культура».

План:

I. Введение.

II. Основная часть:

1.1Возникновение понятия «культура» в эпоху Античности. Первые значения.

1.2Представление о культуре в Средние Века.

1.3 Развитие представлений о культуре во времена Возрождения.

1.4 Соотношение разумного и культурного в Новое время.

1.5 Понятие «культура» в XX веке.

1.6Современное понимание культуры.

III. Вывод.

IV. Список литературы.

 

I. Введение.

Систематическое изложение проблем культурологии предполагает обращение к различным вопросам теории культуры. Важнейшими из них являются введение и определение основных понятий и категорий культурологии, среди которых центральное положение занимает понятие «культура».

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений.

В отечественной и зарубежной теоретической литературе понятие «культура» трактуется неоднозначно. Ведь оно чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Таким образом, в рамках данной темы будет рассмотрено понятие «культура» в его историческом развитии.

II. Основная часть.

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни.

1.1Возникновение понятия «культура» в эпоху Античности. Первые значения.

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234—149 до н. э.) в своем поэтическом трактате «Земледелие» впервые употребил слово «cultura» по отношению к возделыванию земли. Культура понималась как обработка, возделывание, улучшение. Тем самым Катон обозначил этим понятием процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. В этот период в понятие «культура» было вложено сельскохозяйственное значение. Нельзя не согласиться, с тем фактом, что земледелец своим трудом вносил в мир природы человеческое начало, он не просто выращивал растения, деревья, но и ухаживал за ними. Человек культивировал природу.

В 1 в.до н.э древнеримский политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э) употребил слово «культура» применительно к человеку. Философ считал, что объектом возделывания кроме природы, может быть и человек. Для Цицерона философия способна воздействовать на интеллект, ум человека, который обладает культурным качеством его совершенства. Известное высказывание «Культура души есть философия» еще раз подтверждает его идею.

Важным аспектом понимания культуры древнеримским философом было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.

В Древней Греции использовалось слово пайдейя (paideia), что характеризовало гражданина полиса. Так греки считали, что отличались от варваров. Пайдея означала для грека любовь к родному городу, гордость, готовность всегда выйти на защиту и оборону своей местности. Тем самым пайдейя означало воспитанность и образованность.

С уверенностью, можно сказать, что значение термина «культура» отождествлялось с воспитанием и образованием, которые развивали человека, позволяя обрести чувство справедливости в гражданских и личных делах. Так например, Аристотель (384 – 322 до н.э), древнегреческий философ, в своем труде «Политика» говорил о том, что у государства одной из главных задач было приумножение числа граждан, которые бы могли охранять границы государства, защищать от врагов. Тогда и для всех нужно было единое воспитание и забота об этом воспитании должна была быть общим делом. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, целью которого стало бы развитие умственных или нравственных качеств. Помимо понятия «идеального гражданина», в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочествие» - необходимость участия в религиозном культе, в поклонении Античным Богам. Боги стали воплощением природных стихий в человеческом облике. Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, основанное на идее вечности.



Таким образом, в периоде Античности можно выделить два ключевых значения понятия «культура»: римляне в своем понимании о культуре говорили о воздействии человека на природу, а греки делали акцент на воздействие самого себя, на свое культурное начало. Аналогично Греции, Восток тоже вкладывал в понятие «культура» целенаправленное совершенствование, развитие и воспитание человека, его поведение.

Понимание термина “культура” менялось с развитием знаний и самого общества, с изменением условий жизни людей и с началом новой эпохи.

 

Представление о культуре в Средние Века.

В эпоху Средневековья чаще, чем слово культура, употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу. Был и еще один культ в этот период - культ рыцарства, который выражался в почитании доблести, чести, достоинства, возвышенных чувств. Культура для средневекового человека означала совершенство, которого он может достигнуть, только следуя заветам религии и моральным нормам. Под понятием «культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Культурное стало равнозначно духовному, отвечающее заповедям.

Однако в эпоху средних веков была жесткой социальная иерархия. Выйти за рамки своего социального класса было практически невозможно. Поддержанное церковными установлениями разделение общества предписывало каждому слою вести отличный от других образ жизни, что сказывалось и на понимании культуры.

В средневековье начинают формироваться такие типы культуры, как культура села и культура города.

Как известно, сельская среда, местность это чаще всего что-то консервативное, со своими традициями и обычаями, это среда, в которой достаточное место занимали древнейшие верования, обряды. На селе прослеживалась более тесная связь с природой, чем в городе, соответственно жители придавали особое значение сохранению языческих культов, всегда придерживались традиции проведения календарных праздников.

Город исполнял несколько иные функции. На тот период, город отождествлялся с центром. Это был центр власти как светской, так и духовной, центр торговли, обмена, центр рабочей силы. В городе было немало мастерских, лавок, контор. Город был также и местом, где действовали жесткие правила сословной иерархии. В целом, условия городской жизни формировали образ средневекового горожанина. Житель города отличался от селянина. Горожанин был человеком с другим поведением. Город был также и центром культуры. Не стоит забывать о том, что в условиях города развивалась площадная культура, карнавальная, смеховая культура. В понятии «культура» средневекового города соединилось своеобразное соотношении стабильного и изменчивого, официального и карнавального.

Особое представление о культуре было в религиозно-церковной среде. Монастырская культура означала книжную грамотность. Средневековые библиотеки сохраняли письменное наследие прошлого. Послушники переписывали книги. Во всем этом средневековая культура приобрела новое качество, заключавшееся в первую очередь на знании текстов, в особенности священных.

Таким образом, в средневековое понятие «культура» вкладывалось божественное начало. Это было тем совершенством, к чему должны были тянуться люди через веру. Теперь целью человека стало не познание себя, а познание Бога. Соответственно и под «культурой» понималось постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ

 

1.3. Развитие представлений о культуре во времена Возрождения.

 

Эпоха Возрождение – выражается в росте индивидуализма, в уменьшении роди средневековой мысли о духовных, божественных идеях, а также в усилении интереса к античности.

Во времена эпохи Возрождения возвращаются идеалы античности. Более активно начался интерес к человеку как целостному объекту, т.е. особое место занимало его воспитание, образование, знание различных авторов, языков. На первый план в это время выходят манеры человека. Появляется слово humanitas, что означает интерес к человеку. Акцент делался на всесторонней развитости, физической гармонии, совершенстве умственных способностей. Соответственно, и культура этого времени включала в себя такого человека, некого идеала.

Именно этот период стал эпохой рождения гуманизма. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях. В мировоззрение вновь проникала идея о человеке как творца культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековья.

Совершенство человека имело определенное значение в понимании культуры также и в эпоху Нового времени.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.