Анкета самооценки учащихся Цель. Данная методика направлена на изучение самооценки учащегося и выявляет оценку испытуемым себя по пяти группам личностных качеств. Инструкция испытуемому. Прочитайте перечисленные ниже качества и оцените, в какой мере вы владеете каждым из них (степень его выраженности): «5» - качество выражено ярко, проявляется очень часто; «4» - качество проявляется в большинстве случаев; «3» - качество проявляется в той же мере, как и не проявляется; «2» - качество чаще не проявляется, чем проявляется; «1» - качество почти или совсем не выражено. Выбрав ответ, в колонке под соответствующей оценкой поставьте знак «+». Лист ответов представлен в Приложении 4. Обработка результатов.Подсчитайте сумму набранных баллов по группам вопросов: · первая группа (интеллектуальные качества) - с 1 -го по 8-й вопрос, · вторая группа (деловые качества) - с 9-го по 16-й, · третья группа (эмоционально-волевые качества) - с 17-го по 22-й, · четвертая (моральные качества) - с 23-го по 29-й вопрос, · пятая (психомоторные качества) - с 30-го по 34-й вопрос. Выведите по каждой группе качеств среднюю арифметическую оценку и полученные результаты проранжируйте, в выводах укажите, развитие каких качеств испытуемый оценивает у себя выше всего, далее описывайте по убыванию. Уважаемые студенты! Лучше, если вы продиктуете ребенку вопросы. Учитывайте возраст, если есть необходимость, задайте вопрос в более доступной форме. Поэтому сначала внимательно прочитайте сами. Где в вопросах встречается «работа», замените на «школа». Исследование типа темперамента Цель исследования: определить уровни экстраверсии эмоциональной устойчивости и тип темперамента. Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш. Процедура исследования Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспечена строгая самостоятельность ответов участников тестирования. Количество текстов опросника и бланков должно соответствовать количеству опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов "Да" или "Нет". В задачи экспериментатора входит раздача опросников, бланков, ручек или карандашей и чтение инструкции. Инструкция испытуемому: "Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо "Да" либо "Нет". Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет "хороших" и "плохих" ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа". Опросник · Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? · Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие? · Считаете ли Вы себя беззаботным человеком? · Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений? · Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать? · Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно? · Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения? · Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания? · Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? · Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно? · Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен Вам? · Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя? · Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения? · Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало? · Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми? · Верно ли, что Вас легко обидеть? · Любите ли Вы часто бывать в компаниях? · Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми? · Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все "горит" в руках, а иногда совсем вялы? · Стараетесь ли Вы ограничить круг своих .знакомств небольшим числом самых близких друзей? · Вы много мечтаете? · Когда на Вас кричат. Вы отвечаете тем же? · Вас часто беспокоит чувство вины? · Все ли Ваши привычки хороши? · Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю-повеселиться в компании? · Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела? · Считают ли Вас человеком живым и веселым? · После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше? · Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей? · Бывает ли, что Вы передаете слухи? · Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? · Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей? · Бывают ли у Вас сильные сердцебиения? · Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания? · Бывают ли у Вас приступы дрожи? · Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают? · Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом? · Верно ли, что Вы раздражительны? · Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия? · Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? · Верно ли, что Вы неторопливы в движениях? · Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу? · Вам часто снятся кошмары? · Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком? · Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? · Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями? · Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? · Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся? · Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек? · Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы? · Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников? · Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? · Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию? · Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? · Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? · Вы любите подшучивать над другими? · Страдаете ли Вы от бессонницы? Обработка результатов Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал. Индекс искренности ("И") представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ "Да" по вопросам №6, 24, 36; Ответ "Нет" на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54. Показатель экстраверсии ("Э") равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ "Да" по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; Ответ "Нет" на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Показатель невротизма – это величина совпадений ответов "Да" с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента. Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей (рис. 3). Анализ результатов Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 балла. По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип. Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость. Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии "Э" 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность. 0_________6__________12__________18__________24 интроверсия экстраверсия Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы. Индекс экстраверсии "Э" | Уровень экстраверсии-интроверсии | 0-6 7-12 13-18 19-24 | высокая интроверсия средняя интроверсия средняя экстраверсия высокая экстраверсия | Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии. В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен. Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен. На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью. Вслед за характеристикой вышеприведенных пар свойств темперамента можно приступить к характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3). На рис. №3 тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм. Если точка пересечения перпендикуляров попала в площадь малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого слабо выражен, а если она находится в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен. Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны доводить начатое дело до конца. У холериков часты смены настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессивными и в большинстве своем оптимистичны. В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролюбивы, но отличаются пассивностью. Меланхолики – это очень чувствительные люди, обычно наблюдательны, но потому тревожны, малообщительны, быстро раздражаются и много переживают, пессимистичны. Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической деятельности и в сохранении жизненных констант организма, можно продумать рекомендации для развития ряда свойств темперамента испытуемого посредством коррекции некоторых черт характера. Например, в сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости. Холерикам с их выраженными лидерскими качествами желательно следить за позитивностью отношений с окружающими, не "выяснять отношений" в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы позже в спокойной ситуации, контролировать стремление подчинять себе других людей, направить усилия на собственное эстетическое воспитание. Трудолюбивым флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить. Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлексировать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сроки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактности и общительности желательно брать общественные нагрузки, позволяющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конференциях. 4. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики учащегося Начиная с первой недели практики, студент по совету классного руководителя выбирает ученика, который по тем или иным причинам вызывает необходимость проведения индивидуальной работы. Изучение ученика студентом-практикантом осуществляется следующими путями: 1) Наблюдения на уроках и во внеурочное время за деятельностью ученика и его поведением; 2) Бесед с исследуемым учеником, классным руководителем, учителем-предметником и товарищами учащегося. 3) Тестовые методики с целью изучения познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы учащегося. С характеристикой следует ознакомить классного руководителя, который должен подписать ее. Большую помощь в подготовке психолого-педагогической характеристики окажет примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося, которая приводится в Приложении 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет спортивно- педагогический________________ Кафедра __технологии и методики преподавания________________ ДНЕВНИК прохождения психологической практики в (название учебно-воспитательного учреждения) ___________ в период с «__» по «__» __________201_г. Студента (ки) _______________________факультета Группа _________________ подпись ________ И.О. Фамилия Руководитель практики от кафедры __________ подпись _______И.О. Фамилия Новополоцк, 2013 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Наблюдение. |