ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Сознание является условием, регулятором и результатом протекания психологического процесса. Сознательное тесно связано с бессознательным Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. Бессознательное – это форма психического отражения, в которых образование действительности, отношение к ней субъекта выступает как нерасчлененное целое и человек не отдает себе отчета в происходящем. Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют: 1. подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2. собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики "психоанализа". Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах. Выделяют следующие формы бессознательного: 1. психические явления, возникающие во сне (сновидения) 2. ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реальными раздражителями (подпороговый раздражитель) 3. движения бывшие в прошлом сознательными, но в результате многократными повторениями автоматизировавшиеся 4. патологич. явления возникающие в психике больного чел-ка (бред, галлюцинации). Соотношение бессознательного и сознательное в психике человека решалось по-разному. Психологи, опирающиеся на философию идеализма, отдают преобладающее место бессознательному. Они отрицают возможность разумного логического познания, признают основным видом познания инстинкт, веру. Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. Концепт знания в постнеклассической науке изменяется. В современном знании, для которого характерна незавершенность, нелинейность, спонтанность, проективность, коммуникативность, диалогичность, актуализируется традиционная проблема соотношения рационального и иррационального. Философская задача состоит в осмыслении конструкта знания на постнеклассическом этапе развития науки в новом контексте: в соотношении с другими понятиями в когнитивной практике постнеклассической науки, в частности, в отношении «рациональное - иррациональное». Для познания мира используются две эпистемиологических схемы: рациональная и иррациональная. Наука аппеллирует к рациональной схеме. Но нельзя забывать о существования иррационального, которое вносит сам мир и которого столько, «что впору задаться вопросом: да есть ли в нем хоть грань рационального?» Рассмотрим определения рационального и иррационального. «В гносеологическом плане рациональное - это логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное знание предмета, нечто «в масштабе разграничивания» (Хайдеггер). В онтологическом - предмет, явление, действие, в основании которых лежит закон, формообразование, правило, порядок, целесообразность. Рациональное знание выражается рациональными средствами. Оно вербально, понятийно, коммуникативно, потому оно может быть передано другому в рациональной форме. «Иррациональное имеет два смысла. В первом смысле иррациональное таково, что вполне может быть рационализировано. Практически это есть объект познания, который поначалу предстает как искомое, неизвестное, непознанное. В процессе познания субъект превращает его в понятое, логически выраженное, всеобщее знание. Зачастую это иррациональное в нашей литературе называют нерациональным, но это, в сущности, неполный перевод на русский язык иррационального, где "ир" заменено на "не". Более корректно подобное иррациональное следует обозначить как "еще-не-рациональное"» Рациональное знание признают и рационалисты, и иррационалисты. Но их отношение к пониманию рационального знания противоположно. «Рационалист убежден, что, получив рациональное знание о предмете, он тем самым познал его подлинную сущность. Иное в иррационализме. Иррационалист заявляет, что рациональное знание не дает и в принципе не может дать знание сущности предмета и мира в целом, оно скользит по поверхности и служит исключительно для целей ориентации человека в окружающей среде. Рациональное знание возможно лишь относительно мира явлений, мир вещей самих по себе ему недоступен. А.Шопенгауэр, продолжая кантовскую мысль, объявил: «познанный мир есть мое представление» Понятие иррационального имеет и второй смысл, который представляет иррациональное как в принципе непознаваемое никем и никогда. Мир тревожен, загадочен и необъясним: «...нет такого ничтожного глиняного черепка, который бы весь не состоял из необъяснимых свойств» Но, если иррациональное в первом смысле, как еще-не-рациональное признается и рационализмом, и иррационализмом, то иррациональное во втором смысле признается только иррационализмом, т.к. оно не может быть рационализировано. Представления о мире, который может быть полностью постигнут и беспредельно улучшен чистым разумом отошли в прошлое. Такой мир похож на добровольно принимаемую ночь, в которой нет ничего, кроме мифов (Анри де Любак). Перекос в сторону только рационалистического понимания мира не дал человечеству ни полного знания, ни морального удовлетворения. Рациональное знание может исказить представление о мире и вместо истины получится заблуждение, вместо правды - иллюзии. О таких ошибках предупреждает Эдгар Морен, президент ассоциации сложного мышления. Человеческое бытие и сознание имеют как рациональные, так и иррациональные пласты. Причина неприятия иррационального как негативного скорее носит традиционный, нравственный характер. Рациональное и иррациональное в их взаимозависимости не только не исключают, но и дополняют друг друга. Для философского рассмотрения проблем знания и познания это необходимые и важные категории. В человеческой жизнедеятельности всегда присутствует рациональное и иррациональное. Это связано с тем, что изучение реальности происходит на основе априорных убеждений, оппозиционных фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия: материалистическое и идеалистическое понимание природы бытия. Они выражаются в оппозиции иррационального и рационального. Таким образом, «рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир» Согласно нашему исследованию, мысль человека, рациональное знание неотделимо от иррационального, включающего компоненты мистики, веры, эмоций, чувств человека. Соответственно мировоззрение человека, состоящее из его взглядов и убеждений, как необходимые компоненты включает мироощущение и мировосприятие, чувства и восприятие, с помощью которых мы ощущаем окружающий мир. Природа человека также напрямую связана не только с рациональностью, мышлением, но и с иррациональными элементами, бессознательными психическими процессами, которые в единстве позволяют познавать и постигать окружающий мир. Таким образом, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир. Список литературы (интернет - ресурсов): - http://studbooks.net/10609/filosofiya/problema_cheloveka_filosofii
- http://www.grandars.ru/college/filosofiya/biologicheskoe-i-socialnoe.html
|