ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Основные трактовки природы и сущности человека в истории философии Министерство образования и науки РФ ФеДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет" Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Человек как объект философского осмысления » Выполнила : Дубянская А.Г. Студентка ИГЭС 3-15 Москва 2016год. Содержание: - Различные версии антропогенеза
- Основные трактовки природы и сущности человека в истории философии.
- Человек как единство природного и социального. Понятие индивида , индивидуальности, личности.
- Проблема смысла человеческого существования. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества.
- Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни.
- Различные версии антропогенеза
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью посещал вопрос "откуда мы взялись". Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которая выделяет такое понятие, как антропогенез. Антропогенезом называют процесс выделения человека из мира животных. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек живущий в реальном времени, я немогу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие: 1)Эволюционная теория Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естственного отбора. 2) Теория творения (креационизм). Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет бьолее древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. . 3) Теория внешнего вмешательства. Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты ТВВ предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. 4) Теория пространственных аномалий Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. Человек появился на Земле в результате длительной эволюции, приведшей к изменению собственно животной морфологии, появлению прямохождения, освобождению верхних конечностей и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие головного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного существования. Таким образом, на определенном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, трудовой деятельностью, общением и формирующейся духовностью, как бы «перевел стрелки» с биологического развития на рельсы исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек как биосоциальное единство. Человек и рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону челоека, включает в себя и его социальную сущность. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человееское существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Основные трактовки природы и сущности человека в истории философии Из античной философии известна притча - шутка о Платоне и Диогена, которые поспорили о том, что такое человек? "Человек, - сказал Платон, - это двуногое без перьев». Тогда Диоген общипав петуха и представил его на суд аудитории, как доказательство неправильности платоновского определения. Недаром китайская пословица гласит, что спор выиграет тот, кто точнее называет вещи своими именами. Пришлось Платону делать уточнение: "Человек - двуногое без перьев, имеет широкие ноги". Можно ли вообще дать однозначное определение человеку? Какова ее сущность и природа? Есть в бесконечно меняющейся человеку какая-то неизменная природа? На этот вопрос существует две противоположные ответы. Одни философы и ученые утверждают, что нет неизменной природы человека, поскольку человек - очень активная, динамичная, индивидуальная существо (антропологический релятивизм). Другие же утверждают, что в бесконечном разнообразии (исторической и актуальной) человеческих существ можно выделить нечто устойчивое, инвариантное. Под природой человека понимают устойчивые, неизменные черты, общие задатки и свойства, которые выражают его особенности как вида (Homo Sapiens - человек разумный). Какие же это черты и свойства? Отвечая на этот вопрос, дадим ряд взаимосвязанных определений человека, каждый из которых высвечивает одну из существенных его свойств. 1). Человек - это животное. Бросая первый взгляд на человека, мы видим, что это живое существо, с плотью и кровью. Человек, как биологическое существо, разделяет судьбу своих "меньших братьев": рождается, болеет, испытывает потребность в еде, продлевает жизнь в потомстве, умирает ... Природа мстит человеку, когда он начинает забывать о том, что она биологическое существо. Такие явления, как ухудшение генотипа, нарушения иммунной системы в организме, эпидемия бесплодия, остро ставят вопрос: не движется человечество к вымиранию естественным путем? Человек, как живое существо, может жить только в окружении определенного количества биомассы, включена в биологические ритмы, которым должна подчиняться в процессе своей жизнедеятельности. Биологически новое в человеке: прямая походка позволяет обозревать окружающую обстановку, цепкие руки с подвижными пальцами, взгляд, направленный вперед, который позволяет видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве, сложная нервная система и большой мозг, специфический механизм голосовых связок , строение гортани и губ, способствуют развитию речи. Однако, биологические черты и свойства не исчерпывают природу человека; есть что-то такое, что поднимает человека над ее животным природой. Это - сознание, разум. 2). Человек - разумное животное (Homo Sapiens - человек разумный). Сознание как способность человека отражать мир в идеальных образах, позволяет ей вырваться из "плена" физических потребностей и определяет все остальные существенные признаки человеческой природы, те, отличающие его от животных. 3). Человек - существо, способное к творческой деятельности. Б.Франклин говорил, что человек есть животное, которое создает орудия труда. Творчество здесь понимается в широком смысле, как способность создавать что-то принципиально новое. Это свойство К.Маркс, например, называл родовой сущности человека: "Практическое создания предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, то есть такого существа, относящийся к роду как к своей собственной сущности или к самому себе как к родового существа ... Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство является его деятельное родовое жизни "1. С творческим характером человеческой деятельности связан ее эстетический аспект: если животное производит под властью непосредственной физической потребности, то человек способен подняться над ней, производит все и по законам красоты. Неисчерпаемый стремление к красоте свидетельствует о необходимости и возможность человека одухотворить окружающий мир. 4). Человек - существо свободное. Воля здесь понимается не в политическом или экономическом смысле, а как способность творить, создавать, изменять по своей воле мир и себя. "Человек - это свобода, - утверждает Ж.П.Сартр:" ... Человек осужден быть свободным. Осужденная потому, что не сама себя создала, и все-таки свободная том, что один раз брошенная в мир, отвечает за все, что делает "2. Если у животных все или многое задано изначально генетической программой (так в животном мире каждое следующее поколение повторяет образ жизни предыдущего), то в человеке генетикой задаются только способности, которые в большей или меньшей степени развиваются всю жизнь. Человеческая ребенок при рождении - сама беспомощное существо на свете. Эта беспомощность плата за свободу дальнейшего развития. Джон Локк утверждал, что человек -это "чистая доска", на которой воспитатель или жизни могут написать все, что захотят. И.Г Гердер по этому поводу говорил, что человек - это первый "вольноотпущенник" природы. С такой трактовкой свободы связана интересная проблема, которая обсуждается в антропологии: есть мера, предел развития человеческих способностей или человек - безгранична, универсальное существо? Многие современные исследования подтверждают тот факт, что нам известна лишь очень малая часть наших способностей. Подумайте над этой проблемой ... Человек рождается только "кандидатом" в человека. Все ее существенные качества приобретаются в жизни при общении с себе подобными. С этим связана еще одна грань природы человека. 5). Человек - существо социальное или, как говорил Аристотель, человек - это "политическая" животное. Процесс вхождения человека от мира природы в мир культуры, присвоение им своей родовой сущности, усвоение правил и норм человеческого общежития называется социализацией. По необходимости общения вырастает способность к речи. С социализацией также связана потребность в моральной регуляции. 6). Человек - существо моральное. Если в животном стаде отношения регулируются биологическими законами (естественным путем, и этот путь также задан в наследственной программе), то в человеческом сообществе отдельных индивидуумов соединяет и позволяет жить вместе нравственный закон. Моральная регуляция - большой "изобретение" человечества, поскольку выполнение нравственного закона основан не в инстинкте или страха, а на добровольном исполнении нравственного долга под контролем внутреннего судьи - совести. "Я хочу Не такого общества, - говорил Ф.М.Достоевский, - где я не мог бы делать зла, а именно такого, чтобы я мог делать всякое зло, но не хотел делать сам" ". Из множества отдельных определений, освещающих различные грани сущности человека, необходимо вывести одно общее. И.Фролов, например, дает такое определение: "Человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связана с другими формами жизни, но она выделилась из них благодаря способности производить орудия труда и владением членораздельным речью и сознанием "". |