Курс индивидуальных занятий С детьми 5—6 лет Эта программа может использоваться: 1) для индивидуальных занятий ребенка с психологом, 2) для индивидуальных занятий ребенка с родителями или заме няющими их людьми. Психолог проводит занятия два раза в неделю; при этом обязательнымусловием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Только в этом случае работа будет эффективной. Родители проводят дома упражнения, усвоенные на занятии, в течение 3—5 дней. Дыхательные упражнения выполняются лишь при наличии достаточной подготовки у взрослого, занимающегося с ребенком. Все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигательные, ползание на спине, животе, четвереньках, растяжки) выполняются по команде взрослого в медленномтемпе 6—8 раз в течение занятия. В некоторых случаях родители после консультации со специалистом могут заниматься с ребенком дома самостоятельно, тогда каждое занятие также выполняется в течение 3—5 дней. Программа для индивидуальных занятий ребенка с психологом (базовая) приведена полностью. Программа для занятий ребенка с родителями представляет собой сокращенный вариант базовой, поэтому в конце каждого занятия указаны номера упражнений, которые исключаются при работе дома, и приводятся упражнения, отличающиеся от тех, что выполнялись ребенком на занятии со специалистом. Занятие 1 1. Дыхательные упражнения. Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот. 2. Глазодвигательные упражнения. Исходное положение (и.п.) — лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.  3. «Качалочка». И.п. — ребенок сидит, обхватив согнутые ноги руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается в И.п. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребенка согну ты, и он обхватывает их руками. 4. «Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытягивает впе ред, приподнимает прямые ноги. По команде взрослого он должен прогнуться и покачаться в таком положении. 5. Ползание. Ребенок ползает на спине,на животе(как сможет). 6. Массаж ладоней и пальцев. Помассируйте ребенку пальцы на руках, ладони, повращайте ребенку руки в кистевом суставе по часо вой стрелке и против нее. 7. Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв. Вспомните с ребенком, какие геометрические фигуры он знает (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб), и нарисуйте их на листе бумаги. Затем нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из геометрических фигур и попросите его сказать, какая фигура нарисована. То же проделайте на руках ребенка, рисуя на обеих сторонах кисти (во время рисования на кистях рук глаза у ребенка должны быть закрыты). 8. «Животные-детеныши». Вспомните с ребенком, как называ ются детеныши животных. Подберите соответствующие иллюстрации, например, изображения собаки и щенка, коровы и теленка, курицы и цыпленка и т.п. 0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го. Часть III. Дидактические материалы | 246 Часть III. Дидактические материалы Занятие 2 1. Дыхательные упражнения. Исходное положение (И.п.) — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает глубокий вдох через нос, втягивая при этом живот, затем — выдох через широко открытый рот, надувая живот как шарик. 2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе.  3. «Растяжки». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат вдоль тела. По команде взрослого ребенок на вдохе через нос прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе через широко открытый рот возвращается в исходное положение. 4. «Бревнышко». Ребенок должен покататься по полу, как «брев нышко»: 1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по стойке смирно»); 2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. 5. Ребенок лежит на полу, руки и ноги не скрещиваются. По команде взрослого ребенок должен: 1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребе нок не напрягал и не поднимал плечи) и опустить ее; 2) сесть из положения лежа без помощи рук. 6. Определение фактуры поверхности предметов. Покажите, на зовите и дайте потрогать ребенку предметы с разной фактурой по верхности (гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.). Затем пред ложите ребенку ощупать материал двумя руками вслепую (с закры тыми или завязанными глазами) и назвать ощупываемый предмет, то же самое проделайте с каждой рукой по отдельности. Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 247 Если ребенок затрудняется назвать предмет, предложите ему ощупать материал одной рукой и найти этот же материал сначала этой же рукой, а затем другой. 7. Массаж ступней. Предложите ребенку походить босиком по неровной поверхности — массажному коврику, фасоли, насыпанной в таз. 8. «Игра в животных». Предложите ребенку показать вам какое- либо животное (корову, собаку, кошку, лягушку и т.д.), подвигаться, как это животное, воспроизвести звуки, которые издает это животное, так, чтобы вы могли догадаться, что за животное изображает ребенок. |