МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Отслеживание вербального потока клиента





Очень важно внимательно следить за тем, что говорит клиент. Хотя визуальный контакт, язык тела и голосовые характеристики весьма важны, сами по себе они не составляют эффективного слушания.

В большинстве случаев клиенты не уверены, что вы действительно слышите то, о чем они говорят, если вы активно не демонстрируете отслеживание их вербального потока.

Отслеживание вербального потока подразумевает исключительно повторение ключевых слов и фраз или подведение итогов того, что говорит клиент. Личное или профессиональное мнение интервьюера по поводу сказанного клиентом не относится к отслеживанию его вербального потока. При отслеживании вербального потока клиента интервьюер следует за его темпом, не упуская из виду содержание речи (а также следит за громкостью и тональностью голоса собеседника)

 

Иногда клиенты так часто перескакивают с одной темы на другую, что трудно следить за их мыслью, или же интервьюер может отвлечься и погрузиться в свои собственные мысли. Чтобы отслеживание было эффективным, необходимо свести к минимуму ваши внутренние и внешние личные реакции; в фокусе вашего внимания должен оставаться клиент, а не вы сами. Это правило справедливо и для более сложных методов отслеживания потока - прояснение, перефразирование и обобщение.

 

 

Б) Негативное поведение внимания

Модели позитивного поведения внимания, если ими злоупотреблять или переигрывать, могут быть неприятны для клиента. Слишком пристальное внимание может привести клиента в замешательство. Следует соблюдать умеренность при использовании следующих моделей поведения.

Кивки головой. Слишком частые кивки головой могут вызвать у клиента раздражение. Спустя некоторое время он начинает смотреть в сторону, просто для того, чтобы не видеть постоянных кивков интервьюера.

Междометия, выражающие согласие: “ага”, “угу”. Этим злоупотребляют

очень многие клиницисты. Многие клиенты, когда слышат непрерывное“ага, угу”, просто замолкают, чтобы дать человеку возможность сказать что-нибудь более осмысленное.

Визуальный контакт. Слишком пристальный взгляд вызывает у многих

людей чувство неловкости и может быть истолкован как угроза. Представьте, что собеседник сверлит вас глазами, в то время как вы рассказываете что-то глубоко личное или плачете. Визуальный контакт необходим, однако слишком пристальный взгляд клинициста может действовать подавляюще.

Повторение последнего слова, произнесенного клиентом. Некоторые интервьюеры

используют такую технику отслеживания вербального потока клиента, которая включает повторение сказанного им одного ключевого слова (часто последнего). Злоупотребление этой техникой может вызвать у клиента чувство, что он стал объектом чрезмерного анализа, поскольку интервьюер сводит каждое его 30- или 60-секундное высказывание к одному-единственному слову.

Отзеркаливание. Чрезмерное или неумелое использование техники отзеркаливания может нанести огромный вред. пациенты злились и испытывали агрессию, потому что им казалось, что психотерапевт их передразнивает. Подобным образом клиенты иногда беспокоятся, считая, что интервьюер использует какие-то тайные методы, чтобы добиться контроля над их психикой. Они могут заметить, что вы пытаетесь подражать их движениям, и подумать, что вы используете особый психологический прием, чтобы манипулировать их сознанием. В результате клиент начинает “ускользать” от интервьюера, а тот его пытается “удержать”. Клиент меняет позу, интервьюер замечает это и тоже меняет позу, чтобы поддерживать синхронность движений. Клиент снова меняет позу, и т.д. Очень интересно смотреть видеозапись подобных интервью,



особенно в режиме ускоренного воспроизведения.

 

Кроме того, результаты исследований показывают, что клиенты воспринимают

как негативные следующие модели поведения :

• Редкий визуальный контакт.

• Поворот на 45° или больше в сторону от клиента.

• Торс подан назад.

• Нога закинута на ногу, ноги обращены в сторону от клиента.

• Руки сложены на груди.

 

II. Вербальное общение

Несмотря на значение невербального общения в консультировании, важнейшие события происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в период консультирования, которые могут быть определены как основные техники (постановка вопросов, отражение содержания – перефразирование и обобщение, отражение чувств, паузы молчания, интерпретация, конфронтация, предоставление информации).

Слушание клиента

Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком. Существуют два важных аспекта, связанных с этим умением. Во-первых, каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают нас. Можно смело утверждать, что качество отношений между людьми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.

Однако существуют некоторые обстоятельства, мешающие внимательно выслушивать. Часто то, что говорит клиент, не соответствует установке консультанта, и он слушает невнимательно. Широко распространена манера, нередко и в консультировании, когда мы не столько слушаем собеседника, сколько реагируем на его сообщения, в мыслях заранее сформулировав реплики, ответы, вопросы и т.п. Это только видимость слушания. Одним из последствий социального обучения является избегание излишней информации о другом человеке, что иногда побуждает консультанта сопротивляться рассказу клиента о глубоко личных делах, а результат такого сопротивления — опять же невнимательное слушание. Порой рассказываемые клиентом события или затронутые темы вызывают неприятные чувства: тревогу, напряжение. Консультант, стремясь избежать неприятного состояния, может не услышать в повествовании некоторые важные подробности. Трудности выслушивания вызывают и клиенты, которые непрестанно жалуются на свои проблемы, особенно на соматические симптомы (например, психосоматические пациенты).

Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Если консультант внимателен, клиент "заменяет точку в конце предложения запятой, и то, что казалось концом раскрытия, становится прелюдией к более глубокому откровению".

О главном терапевтическом смысле правильного выслушивания и значении выслушивания для клиента красиво пишет С. Rogers:

"В жизни я много раз неожиданно сталкивался с неразрешимыми проблемами, чувствовал себя идущим по кругу, наконец, проникнутый неполноценностью и безнадежностью, полагал, что нахожусь в психозе. В такие моменты я думал, что был бы счастлив, если бы удалось найти людей, которые выслушали бы меня и проявили глубину понимания. Чтобы они выслушивали без оценок и осуждения, не ставя диагноз. Я смог убедиться, что, если при психологическом дискомфорте кто-то выслушивает подобным образом, не принимая на себя ответственности и не стремясь сформировать отношение, чувствуешь себя безумно хорошо. Напряжение сразу спадает. Ранее пугавшие виновность, безнадежность, сумятица становятся приемлемой частью внутреннего мира. Когда меня выслушивали и слышали, я по-новому воспринимал свои переживания и мог продвигаться дальше. Вызывает удивление, что чувства, которые казались ужасными, становятся вполне терпимыми, когда кто-нибудь выслушает, неразрешимые проблемы представляются посильными. Я глубоко ценю чуткое, эмпатическое, внимательное выслушивание".





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.