СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа включает 4 задания: · Составление таблицы (схемы) по предлагаемой теме - задание № 1. · Подготовка сообщений по предлагаемой теме - задание № 2. · Работа с понятийным аппаратом по определенным темам - задание № 3. · Выполнение итоговой работы (реферат, эссе – по выбору) по предложенной тематике - задание № 4. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВАРИАНТАМИ ВАРИАНТ 1. 1. Составьте схему «Причины образования древнерусского государства»: 2. Подготовьте сообщения: - «Политический портрет: первые киевские князья». - «Соборное уложение 1649 г.». Структура сообщения: - актуальность проблемы. - краткая характеристика основных аспектов темы. - заключение по теме сообщения. - перечень использованных источников. 3. Дайте определение понятиям по темам «Древнейшая стадия истории человечества», «Между мировыми войнами»: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда, догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 2. 1. Составьте таблицу «Проекты реформ и реальные преобразования Александра I». Сформулируйте вывод о готовности самодержавия к проведению назревших реформ в государстве. Проекты реформ Александра I | Реальные преобразования Александра I | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Роль Владимира Святого в отечественной истории». - «Домострой». Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников. 3. Дайте определение понятиям по темам «Цивилизации Древнего мира», «Между мировыми войнами», Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь, нацизм, кейнсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 3. 1. Составьте таблицу «Основные направления внутриполитических мероприятий Николая I: охранительное, дворянское, крестьянское » Определите, какое из направлений внутренней политики Николая I было главным. Ответ обоснуйте. Охранительное направление внутриполитических мероприятий Николая I | Дворянское направление внутриполитических мероприятий Николая I | Крестьянское направление внутриполитических мероприятий Николая I | | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние». - «Обмирщение» русской культуры в XVII в.». Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «Цивилизации Запада и Востока в Средние века», «Между мировыми войнами»: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои. «Культурная революция», блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору).
ВАРИАНТ 4. 1. Составьте таблицу «Основные направления внутренней политики российского государства второй половины XIX века» Определите эффективность внутренней политики российского государства второй половины XIX. Ответ обоснуйте. Название направления, задачи внутренней политики | Основные мероприятия направления внутренней политики | Итоги и решения задач направления внутренней политики | | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Влияние христианизации Руси на развитие древнерусской культуры X—XII вв.». - «Русская культура XIII-XVII вв.: характеристика основных направлений». Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «История России с древнейших времен до конца XVII века», «Между мировыми войнами»: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 5. 1. Составьте таблицу «Пакт Молотова—Риббентропа»: причины подписания документа, основные положения документа, последствия подписания документа. Определите позитивные и негативные положения пакта «пакта Молотова—Риббентропа» Причины подписания документа | Основные положения документа | Последствия подписания документа | | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Последствия нашествия Батыя на Русь». - «Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия». Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы XVI- XVIII вв.», «Вторая мировая война»: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль. партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм, наукоемкие технологии. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 6 1. Составьте таблицу «Культурная революция в СССР» Определите позитивные и негативные стороны культурной революции в СССР (на основании анализа таблицы). Направление культурной революции | Основные мероприятия направления культурной революции | Итоги и последствия мероприятий направления культурной революции | 2. Подготовьте сообщения: - «Стояние на Угре». - «Сперанский М.М.: личность и политик». Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы XVI- XVIII вв.», «СССР: 1945-1991гг.», кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 7. 1. Составьте таблицу «Реформы Хрущева, их противоречивость». Определите общее значение реформ Хрущева для прогрессивного развития советского общества и государства (на основе анализа таблицы). Сфера жизни общества | Характеристика реформы | Итоги реформы | Значение реформы | | | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Иван III: личность и политик». - «Золотой век» русской литературы». Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «Становление индустриальной цивилизации», «Мир во второй половине XX века»: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль. Ротация кадров, разрядка, сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война». 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 8. 1. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика развития СССР и стран Запада в конце 1960-х — начале 1980-х годов». Определите, развитие каких стран было более эффективным в конце 1960-х — начале 1980-х годов (на основе анализа таблицы). Ответ обоснуйте. Сформулируйте вывод об эффективности развития двух типов экономических систем. Линия сравнения | СССР | Страны Запада | Экономическая сфера | | | Политическая сфера | | | Социальная сфера | | | Духовная сфера | | | Внешняя политика | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Иван Грозный как личность и государственный деятель» - «Научно-технический прогресс в начале XX века» Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «Россия в XIX веке», «Мир во второй половине XX века»: поликонфессиональность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности». Информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 9. 1. Составьте таблицу «Распад СССР: причины, основные события, итоги, последствия». Определите объективные и субъективные факторы распада СССР (на основе анализа таблицы). Причины распада СССР | Основные события распада СССР | Итоги распада СССР | Последствия распада СССР | | | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Присоединение Сибири: итоги и значение» - «Новые черты в развитии западного общества в начале XX века» Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «Россия во второй половине XIX веке», «От Новой истории к Новейшей», «Россия и мир на рубеже XX-XXI вв.»: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет, монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм. Экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, интеграция, однополярный мир, многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). ВАРИАНТ 10. 1. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика развития СССР и стран Запада в конце 1960-х — начале 1980-х годов». Определите, развитие каких стран было более эффективным в конце 1960-х — начале 1980-х годов (на основе анализа таблицы). Ответ обоснуйте. Сформулируйте вывод об эффективности развития двух типов экономических систем. Вопросы для сравнения | СССР | Страны Запада | Экономическая сфера | | | Политическая сфера | | | Социальная сфера | | | Духовная сфера | | | Внешнеполитическая сфера | | | 2. Подготовьте сообщения: - «Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение» - «Александр II: личность и политик» Структура сообщения: - актуальность проблемы - краткая характеристика основных аспектов темы - заключение по теме сообщения - перечень использованных источников 3. Дайте определение понятиям по темам «От Новой истории к Новейшей», «Россия и мир на рубеже XX-XXI вв.»: правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции», иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения, постиндустриальное общество. 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе - по выбору). Варианты тем итоговой работы (Задания № 4) (реферат, эссе – по выбору) учебной дисциплины «История»: 1. Российская история как часть мировой истории. 2. Образ жизни людей в позднем каменном веке. 3. Боги и мифы Древнего Египта. 4. Устройство и жизнь Древних Афин. 5. Древняя Спарта: государство и традиции. 6. Боги Древней Греции. 7. Конфуций и его учение. 8. Зарождение буддизма и его основные принципы. 9. Зарождение ислама и его основные принципы. 10. Великое переселение народов: основные вехи. 11. Культурное наследие Византии. 12. Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века. 13. Крестовые походы и их результаты. 14. Варяги в истории Древней Руси. 15. Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности. 16. Князь и вече в Древней Руси. 17. Князь и дружина в Древней Руси. 18. Кочевники в истории Древней Руси: война и мир. 19. Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория. 20. Характер международных связей и отношений Киевской Руси. 21. Александр Невский — государственный деятель и полководец. 22. Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в. 23. Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого. 24. Владимир Мономах и его время. 25. Город и горожане в Древней Руси. 26. Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь. 27. Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси. 28. Новгородская республика в XI—XIII вв. 29. Общественный строй Древней Руси. 30. Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий. 31. Русь и наследие Византии. 32. Человек Древней Руси в повседневной жизни. 33. Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи. 34. Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец. 35. Иван III и его роль в российской истории. 36. Иван Грозный — человек и политический деятель. 37. Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия. 38. Освоение Сибири. Характер русской колонизации. 39. Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты. 40. Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви. 41. Воссоединение России и Украины. 42. Восстание под предводительством С. Разина. 43. Государственное устройство России в XVII в. 44. Титаны эпохи Возрождения. 45. Реформация и религиозные войны в Германии XVI в. 46. Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.). 47. Английская революция XVII в.: люди и события. 48. Научная революция XVII в.: основные вехи. 49. Вольтер — «патриарх» Просвещения. 50. Монтескье и теория разделения властей. 51. Руссо и теория «общественного договора». 52. Промышленная революция в Англии: основные вехи. 53. Образование США. 54. Французская революция XVIII в.: причины и результаты. 55. Террор Французской революции XVIII в. 56. Великое посольство Петра I в Европу. 57. Военная реформа Петра Великого. 58. Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение. 59. Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение. 60. Культурные преобразования в Петровскую эпоху. 61. Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков. 62. Государство и церковь в XVIII в. 63. Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги. 64. Елизавета I. эпоха и личность. 65. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. 66. М.В. Ломоносов. Становление отечественной науки. 67. Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в. 68. Россия в конце ХVIII в. Павел I. 69. Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма». 70. Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков. 71. Наполеоновские войны: ход и результаты. 72. Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России. 73. Объединение Германии в XIX в.: основные вехи. 74. Объединение Италии в XIX в.: основные вехи. 75. Гражданская война в США: причины, ход и результаты. 76. Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты. 77. Реформы Александра I. 78. Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи. 79. Крымская война и ее значение для России. 80. Александр II: человек и государственный деятель. 81. Реформы Александра II и их значение. 82. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. 83. Повседневная жизнь дворян в России XIX в. 84. Повседневная жизнь крестьян в России XIX в. 85. Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в. 86. Русско-японская война 1904—1905 гг. 87. Революция 1905—1907 гг. в России. 88. Политические партии в России начала ХХ в. 89. Столыпинская реформа: ход, результаты, значение. 90. Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты. 91. Версальско-вашингтонская система мирового устройства. 92. Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл. 93. Политические партии в Февральской революции 1917 г. 94. В.И. Ленин: человек и политик. 95. Двоевластие в России 1917 г. 96. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты. 97. Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг. 98. Гражданская война в России: ход и последствия. 99. «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков. 100. Нэп: причины, содержание, результаты. 101. Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена. 102. Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов. 103. Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия. 104. ГУЛАГ и его роль в жизни СССР. 105. Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия. 106. Советско-финляндская война: причины, ход, значение. 107. Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии. 108. Битва под Москвой 1941—1942 гг. 109. Сталинградское сражение 1942—1943 гг. 110. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г. 111. Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия. 112. Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы. 113. «Холодная война»: причины и основные вехи. 114. Корейская война: ход и результаты. 115. СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития. 116. Советская культура в эпоху «оттепели». 117. ХХ съезд КПСС и его значение. 118. Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги. 119. «Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия. Основные подходы к содержанию контрольной работы по учебной дисциплины История: (реферат, эссе - по выбору). Реферат - краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – развитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на определенную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины История, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Для подготовки эссе студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. Критерии оценки эссе: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения) ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Результаты проверки контрольной работы проставляются на титульном листе работы словами «зачет», «незачет», «работа выполнена не в полном объеме», «работа выполнена не по варианту» Зачтенной считается контрольная работа, раскрывающая в достаточной степени содержание теоретических вопросов и не имеющая ошибок в методике решения задач. Не зачтенной считается контрольная работа, в которой не раскрыто содержание вопросов, имеются грубые ошибки в освещении вопросов, решении задач, ситуаций и т.д. Данная работа возвращается с подробной рецензией студенту для дальнейшей работы над учебным материалом. Повторное выполнение всей работы или ее отдельного задания производится студентом в той же или другой тетради и сдается на заочное отделение для передачи преподавателю на повторную проверку. |