Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость. НОРМАТИВЫ И ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТЫ В ПЛАНИРОВАНИИ МАРША АВТОМОБИЛЬНЫХ КОЛОНН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОИНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК П.Ф. Кривоусов, соискатель Аннотация. На основании изложенного в статье материала определяется время, которое необходимо автомобильной колонне на выполнение задачи по осуществлению воинских автомобильных перевозок, путем проведения математических расчетов. Табл. 2. Формул. 11. Библ. 4. Ключевые слова: марш, нормативы, расчет продолжительности. Материально-техническое обеспечение является составной частью всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, технических, транспортных, ветеринарно-санитарных, бытовых и других потребностей войск, обеспечения базирования авиации и сил флота в целях поддержания боевой готовности и боеспособности войск (сил) для выполнения поставленных задач. Одной из основных задач материально-технического обеспечения войск в мирное и военное время является выполнение различных видов воинских перевозок и подвоза материальных средств. Он организуется и осуществляется в любых условиях обстановки в интересах полного и бесперебойного материального обеспечения войск (сил), для накопления, восстановления и поддержания на складах установленных норм запасов материальных средств Подвоз материальных средств включает планирование, подготовку материальных, транспортных и погрузочно-разгрузочных сил и средств, погрузку, перевозку материальных средств (различными видами транспорта) и их выгрузку [1]. Основными требованиями к подвозу материальных средств являются: бесперебойность (непрерывность), комплексность, устойчивость, минимальное количество перегрузок, оперативность, высокая скорость движения запасов, максимальная механизация погрузочно-разгрузочных работ, гибкость и управляемость. Осуществляя воинские автомобильные перевозки, подразделения и части материально-технического обеспечения совершают марши к местам погрузки и выгрузки материальных средств. Что - же представляет собой марш? Марш– это организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район в установленное время в полном составе в готовности к немедленному выполнению боевой задачи. Во всех случаях марш совершается скрытно. Марш автомобильных колонн в составе подразделений и частей осуществляетсяобычно в тылу своих войск. В этих условиях личный состав колонн должен быть готов к отражению ударов с воздуха, действовать против диверсионно - разведывательных групп, в условиях воздействия высокоточного оружия, применения средств дистанционного минирования. Все марши совершаются, как правило, ночью, или в других условиях ограниченной видимости [2]. После марша автомобильные подразделения сосредотачиваются в пункте дислокации или в другом назначенном районе. Время марша автомобильных соединений, частей и подразделений складывается из времени их движения к местам загрузки материальными средствами, времени выполнения погрузочных работ, времени движения по маршруту и времени разгрузки. Движение осуществляется в походном порядке, установленном начальником колонны. Успешность осуществления воинских автомобильных перевозок во многом зависит от точности тактических расчетов на марш. Требования, предъявляемые к расчетам – это своевременность и точность. Требование своевременности расчетов вызвано необходимостью безотлагательного принятия решения на организацию и осуществление перевозок. Поэтому результаты расчетов должны быть получены в сроки, продолжительность которых диктуется обстановкой. Максимально возможную быстроту расчетов определяют иногда как оперативность работы. Между тем оперативность работы помимо быстроты включает и другое важное требование-точность расчетов. Только сочетание быстроты расчетов с их объективной правильностью, точностью можно определить как оперативность расчетного обеспечения. При планировании автомобильных перевозок в основу расчетов принимаются следующие усредненные нормативы: 1. Продолжительность работы водителя – время, в течение которого водитель выполняет транспортную работу (погрузка, движение, выгрузка). Оно установлено 10-12 часов в сутки, остальное время (12-14ч) расходуется на обслуживание техники, на отдых, прием пищи. Кроме того, в суточный баланс входит затрата времени на привалы – 3-4 часа и ежесуточный отдых 6-8 часов. Начальник колонны должен всегда, особенно в напряженный период марша, проявлять всемерную заботу о сохранности физических сил и поддержании высокого морального духа водителей. В этих целях, а также для приема пищи, проверки состояния техники, вооружения и перевозимых материальных средств в ходе марша назначаются привалы, дневной (ночной) отдых. Места привалов и отдыха выбираются по карте, а затем уточняются по результатам разведки. Привалы назначаются через каждые три-четыре часа движения продолжительностью до одного часа и один привал - продолжительностью до двух часов во второй половине суточного перехода. Если расстояние перевозки не превышает половины суточного перехода автомобильной колонны, отдых личного состава, прием горячей пищи и техническое обслуживание автомобилей организуются, как правило, в районах погрузки (разгрузки). При перевозке грузов на расстояния, превышающие нормы суточного пробега, назначается ночной или дневной отдых на маршрутах перевозок. При совершении марша на большие расстояния через каждые три-пять суточных переходов, при необходимости, может предоставляться суточный отдых. Для дневного (ночного) и суточного отдыха назначаются районы, которые по возможности выбираются вне населенных пунктов, в местах, имеющих источники воды, естественную маскировку и укрытия, обеспечивающие защиту от ядерного, высокоточного оружия и других средств поражения. 2. Суточный пробег – путь, пройденный автомобилем за сутки, км. В различных звеньях подвоза нормы суточного пробега в зависимости от состояния дорог, времени простоя под грузовыми операциями, плеча подвоза и других причин различны и в среднем принимаются: - в войсковом звене подвоза - 150 км - в армейском - 200 км - во фронтовом - 250 км - для автотранспорта центра - 300 км и более. 3. Плечо подвоза – расстояние (в километрах) от пункта погрузки до пункта выгрузки. Плечо подвоза автотранспортом соответствующего звена, как правило, не должно превышать половины величины суточного пробега. 4. Среднетехническая скорость движения (км /ч) – отношение пройденного пути (участка, маршрута или за сутки) к времени движения (на том же участке, маршруте или за сутки) [4].  где L – протяженность определенного участка, км; – время движения (без учета времени простоев), ч. При планировании автомобильных перевозок величину среднетехнической скорости берут в пределах 30 км/ч. Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость.  где L – расстояние, пройденное автомобилем за рабочий день, км; – время нахождения автомобиля в наряде ,ч. 6. Время простоя автотранспорта под грузовыми операциями – время, необходимое для погрузки или разгрузки отдельного автомобиля, (автомобильного подразделения): Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн со средствами механизации приведены в таблице 1. Таблица 1 – Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн. Наименование | Продолжительность погрузки, мин | днем | ночью | Автомобиль грузоподъемностью от 4 до 7 т | | | Автомобиль грузоподъемностью выше 7 т | | | Автомобильный взвод в составе автомобилей грузоподъемностью от 4 до 7 т | | | То же, при грузоподъемности автомобилей свыше 7 т | | | Автомобильная рота в составе автомобилей грузоподъемностью от 4 до 7 т | | | То же, при грузоподъемности автомобилей свыше 7 т | | | При ручном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ нормы времени увеличиваются в 1,5 раза. Нормы времени на налив и слив горючего колонн автомобильных частей и подразделений приведены в таблице 2. Таблица 2 – Нормы на налив и слив горючего автомобильных колонн. Состав колонны | Продолжительность, мин | налива* | слива** | Автомобильный взвод с топливоцистернами на 4000 л | 20-30 | 20-30 20-30 | То же, с топливоцистернами на 8000 л | 30-40 | 30-40 30-40 | Автомобильная рота с топливоцистернами на 4000 л | 60-90 | 20-30 60-90 | То же с топливоцистернами на 8000 л | 90-120 | 30-40 90-120 | Автомобильный батальон с топливоцистернами на 4000 л | 180-270 | 60-90 180-270 | То же с топливоцистернами на 8000 л | 270-360 | 90-120 270-360 | Примечания: *При наличии на полевом складе механизированной заправки на 20-25 топливоцистерн одновременно. **В числителе приведены нормы времени при наличии механических насосов на топливоцистернах, в знаменателе – при наливе (сливе) горючего с помощью мотопомп. В целях обеспечения высокой организованности совершения марша подразделений, своевременности его начала, обеспечения каждому автомобилю и подразделению возможности занять свое место в колонне, назначаются: 1. При совершении марша по одному маршруту: - исходный пункт; - пункт регулирования; 2. При совершении марша по нескольким маршрутам: - исходный рубеж; - рубеж регулирования. Как правило, автомобильная колонна, назначенная для выполнения воинских перевозок, совершает марш по одному маршруту. Исходный пункт назначается на удалении, обеспечивающем вытягивание колонны и набор заданной скорости движения. В зависимости от глубины колонны и условий местности он может быть назначен на удалении 5-10 км от передней границы района расположения подразделения. Дистанции между машинами назначаются в зависимости от скорости движения, условий местности. Обычно они составляют 0,1 от средней скорости движения. В цифровом выражении это будет равно 25-50 км/ч. Опыт боевых действий и проведения учений доказывает, что каждый командир в своей практической деятельности постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. В современных условиях практически нельзя принять оптимальное решение на марш, не научившись правильно предвидеть возможные последствия того или иного варианта действий. Любая целесообразная деятельность, в том числе и военная, обязательно включает в себя предвидение её результатов. А это, прежде всего – умение просчитывать алгоритм предстоящих боевых действий, производить тактические расчеты. Однако, не зная содержание методик расчетов, командир не в состоянии судить об их достоинствах и недостатках, о достоверности полученных расчетов путем данных, т.е. не сможет правильно определить свое отношение к ним. Возможны две крайности: преклонение перед расчетными данными и, наоборот, недооценка расчетов. Обе эти крайности одинаково вредны и недопустимы. Следовательно, отличное знание методик тактических расчетов является необходимым условием успешной работы не только для непосредственных исполнителей расчетов, но и для командиров и начальников, использующих результаты этих расчетов [2]. В данной статье, предлагаю рассмотреть опытом опробованные методики расчета элементов марша, а именно, расчет продолжительности марша при осуществлении воинских автомобильных перевозок. Расчет продолжительности марша автомобильной колонны при выполнении воинских автомобильных перевозок предназначен для определения времени, необходимого для выполнения задачи на перевозку. Она включает в себя выполнение определенного перечня расчетов: |