ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ Методические рекомендации По проведению текущей и итоговой аттестации слушателей ИПКиП И ликвидации академической задолженности ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящие методические рекомендации определяют порядок проведения аттестации слушателей и стажеров при освоении содержания образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, повышения квалификации руководящих работников и специалистов, стажировки руководящих работников и специалистов. 2. Слушатели проходят текущую аттестацию при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, в форме зачета (дифференцированного зачета), собеседования, экзамена по учебной дисциплине, контрольной работы, курсовой работы, реферата, отчета о стажировке (в случаях включения стажировки в типовой учебный план переподготовки). 3. Слушатели проходят итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, в форме государственного экзамена, защиты дипломной работы; образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в одной из следующих форм: защита выпускной работы, реферата; экзамен (квалификационный экзамен); зачет; собеседование. 4. Стажеры проходят итоговую аттестацию при освоении содержания образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов в форме защиты отчета о результатах стажировки. 5. Результаты текущей и итоговой аттестации обучающихся в зависимости от образовательной программы дополнительного образования взрослых и формы проведения аттестации могут оцениваться отметками в баллах по десятибалльной шкале или отметками "зачтено", "не зачтено". Десятибалльная шкала оценки представляет собой систему измерения учебных достижений обучающихся, в которой отметка уровня знаний выражается последовательным рядом чисел (баллов) "1", "2", "3", "4", "5", "6", "7", "8", "9", "10". ГЛАВА 2 ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ 6. Текущая аттестация по учебной дисциплине программы переподготовки руководящих работников и специалистов (далее для целей настоящей главы - переподготовка) проводится, как правило, в одной из установленных форм для определения соответствия результатов учебной деятельности слушателей требованиям образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ переподготовки. 7. Конкретные формы текущей аттестации по учебным дисциплинам устанавливаются типовым учебным планом и учебными планами БГПУ по специальности переподготовки. 8. Вопросы и задания для проведения зачета (дифференцированного зачета), собеседования, экзамена, примерная тематика рефератов, курсовых работ, задания для выполнения контрольных работ и прохождения стажировки разрабатываются лицами из числа профессорско-преподавательского состава кафедр (далее, если не установлено иное, – преподаватели), осуществляющими чтение лекций по учебным дисциплинам переподготовки, утверждаются заведующим кафедрой и включаются в учебные программы по учебным дисциплинам переподготовки в установленном порядке. 9. Зачет (дифференцированный зачет), экзамен по учебной дисциплине принимаются, собеседование, проверка контрольной работы и реферата проводятся, как правило, преподавателями кафедр, проводившими чтение лекций в форме занятий. Зачет (дифференцированный зачет) по учебной дисциплине переподготовки по решению заведующего кафедрой принимается преподавателем, проводившим практические, лабораторные или семинарские занятия по соответствующей учебной дисциплине. 10. Текущая аттестация по учебным дисциплинам переподготовки в формах зачета (дифференцированного зачета), собеседования проводится по вопросам (заданиям). Форма проведения зачета (дифференцированного зачета) по учебной дисциплине переподготовки (устная, письменная, тестирование, исполнение музыкальных произведений и другое) устанавливается решением соответствующей кафедры, которое фиксируется в протоколе заседания кафедры, и доводится до слушателей не позднее чем за две недели до начала проведения текущей аттестации. Для проведения зачета (дифференцированного зачета), собеседования рекомендуется формулировать 25-30 вопросов. Результаты сдачи зачета, проведения собеседования оцениваются отметками "зачтено", "не зачтено". Результаты дифференцированного зачета оцениваются в баллах по десятибалльной шкале. 11. Текущая аттестация по учебным дисциплинам переподготовки в форме экзамена проводится, как правило, по экзаменационным билетам. Форма проведения экзамена по учебной дисциплине переподготовки (устная, письменная, тестирование, исполнение музыкальных произведений и другое) устанавливается решением соответствующей кафедры, которое фиксируется в протоколе заседания кафедры, и доводится до слушателей не позднее чем за две недели до начала проведения текущей аттестации. Экзамен по учебной дисциплине принимается, как правило, преподавателем кафедры, проводившим занятия в форме чтения лекций. Для проведения экзамена рекомендуется формулировать 50-60 вопросов. Форма экзаменационного билета приведена в приложении А. Билеты хранятся в течение одного учебного года на кафедре. Количество экзаменационных билетов должно превышать число слушателей в учебной группе. Билеты рекомендуется формировать по 2 вопроса в каждом. Чтобы количество экзаменационных билетов превышало число слушателей в учебной группе, допускается в билетах повторять вопросы, но в новой комплектации. Экзаменационные билеты ежегодно составляются преподавателем, проводившим занятия, и утверждаются заведующим кафедры. Для подготовки ответа на экзамене слушателю отводится не менее 20 минут. Во время экзаменов слушатель имеет право пользоваться перечнем теоретических вопросов, а также с разрешения лица, принимающего экзамен, информационно-аналитическими, справочными материалами, техническими нормативными правовыми актами, учебной программой, перечень которых устанавливается соответствующей кафедрой. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства, применение которых обеспечивает объективную оценку знаний, умений и навыков. Результаты экзамена по учебной дисциплине переподготовки оцениваются в баллах по десятибалльной шкале. 12. Контрольная работа выполняется по вопросам и заданиям. Рекомендуется формулировать 25-30 вопросов и заданий контрольной работы. Вопросы и задания контрольной работы в пределах учебной группы можно повторять. Контрольная работа может проводиться непосредственно в аудитории в присутствии преподавателя в день, определенный Графиком проведения консультаций и текущей аттестации. В тот же день преподаватель знакомит слушателей с результатами, выставляет отметку в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетные книжки. В этом случае контрольные работы не регистрируются в журналах установленного образца. Контрольная работа может готовиться заранее. До начала недели текущей аттестации слушатели сдают в деканат контрольную работу и регистрируют ее в журнале установленного образца. В день, определенный Графиком проведения текущей аттестации, (Приложение Ч), преподаватель знакомит слушателей с рецензиями на контрольные работы, может задавать дополнительные вопросы в рамках дисциплины, выставляет отметку в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетные книжки. Контрольная работа имеет следующие структурные части: · титульный лист (Приложение В); · план; · основную часть (содержит перечень рассматриваемых вопросов); · заключение (выводы); · список использованной литературы; · приложения (при необходимости). В плане контрольной работы отражается перечень рассматриваемых вопросов и логика их освещения. План контрольной работы должен раскрывать ее тему. Основная часть. Изложение материала контрольной работы должно соответствовать вопросам плана. Необходимо соблюдать логические переходы от одного пункта плана к другому, чтобы сохранить последовательность и целостность изложения. В выводах отражают уже исследованные аспекты проблемы, отмечают их значимость, степень новизны, а также указывают на еще нерешенные аспекты проблемы, высказывая свою точку зрения на возможные пути ее решения. В список использованной литературы входят те источники, на которые делались ссылки в тексте. Составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа». Приложения содержат вспомогательные (дополнительные) материалы: иллюстрации, методические разработки автора, обогащающие основную часть контрольной работы. Объем контрольной работы не должен превышать 8–10 страниц печатного текста без учета приложений, таблиц и иллюстративного материала по тексту работы, списка использованной литературы. Требования к оформлению текста контрольной работы представлены в приложении Б. Преподаватели, осуществляющие проверку контрольной работы по учебной дисциплине переподготовки, оформляют рецензию на каждую контрольную работу слушателей. Форма рецензии представлена в приложении Г 1. Преподаватель, проверяющий контрольную работу, фиксирует отметку на титульном листе и подтверждает ее подписью. Результаты выполнения контрольной работы оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено». В случае если контрольная работа проводится по заданиям теста, положительная отметка выставляется при выполнении слушателем не менее 50 % заданий, рецензия оформляется по форме приложения Г 2. 13. Реферат выполняется слушателями в рамках примерной тематики. Рекомендуется формулировать 25-30 тем рефератов. Темы рефератов в пределах учебной группы могут повторяться. Слушатель при освоении содержания образовательных программ переподготовки вправе выбрать тему реферата из числа утвержденных на кафедре или самостоятельно предложить тему реферата с обоснованием ее целесообразности. Реферат имеет следующие структурные части: · титульный лист (Приложение В); · оглавление (план); · введение; · основную часть (содержит перечень рассматриваемых вопросов); · заключение; · список использованной литературы; · приложения (при необходимости). Во введении необходимо обосновать выбор темы (проблемы). Определить степень ее актуальности и разработанности в науке. В основной части реферата раскрываются поставленные вопросы, дается описание и проводится анализ различных подходов к проблеме исследования. Заключение реферата содержит выводы, которые в обобщенном виде показывают, что удалось узнать по проблеме, сформулированной во введении, определяются перспективы дальнейшего развития данной научной проблемы. В список использованной литературы входят те источники, на которые делались ссылки в тексте. Составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа». В приложении приводятся статистические данные, таблицы, графики, иллюстративные материалы. Объем реферата не должен превышать 12–15 страниц печатного текста без учета приложений, таблиц и иллюстративного материала по тексту работы, списка использованной литературы. Требования к оформлению текста реферата представлены в Приложении Б. До начала недели текущей аттестации слушатели сдают в деканат реферат и регистрируют его в журнале установленного образца. В день, установленный Графиком проведения консультаций и текущей аттестации для защиты реферата, преподаватель знакомит слушателей с рецензиями на реферат, может задавать вопросы по теме реферата, выставляет отметки в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетные книжки. Преподаватели, осуществляющие проверку реферата по учебной дисциплине переподготовки, оформляют рецензию на каждый реферат слушателей. Форма рецензии представлена в Приложении Д. Преподаватель, проверяющий реферат, фиксирует отметку на титульном листе и подтверждает ее подписью. Результаты защиты реферата оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено». 14. Курсовая работа выполняется слушателями в рамках примерной тематики. Количество тем должно быть достаточным для выдачи в учебной группе каждому слушателю. Допускается в пределах учебной группы использовать одну и ту же тему более чем одним человеком. Слушатель при освоении содержания образовательных программ переподготовки вправе выбрать тему курсовой работы из числа утвержденных на кафедре или самостоятельно предложить тему курсовой работы с обоснованием ее целесообразности. В целях оказания помощи слушателям для своевременного и качественного выполнения ими курсовой работы назначается руководитель курсовой работы. В течение первого этапа обучения каждому слушателю определяется тема курсовой работы и назначается руководитель. Руководство курсовой работой осуществляется в течение первого года обучения. Курсовая работа имеет следующие структурные части: · титульный лист (Приложение В); · оглавление; · введение; · основную часть (содержит теоретическую и практическую часть; разбивается на главы, параграфы); · заключение; · список использованной литературы; · приложения (при необходимости). Оглавление следует за титульным листом и включает в себя названия структурных частей работы. Названия курсовой работы и ее глав (параграфов) не должны совпадать. В разделе«Введение»(объем до 2 страниц)в кратком виде необходимо: раскрыть актуальность (социальный заказ, состояние исследуемой проблемы в науке и практике); сформулировать цель, задачи, объект и предмет исследования; перечислить избранные методы исследования. В основной частикурсовой работы (главах и параграфах) необходимо логично и аргументированно изложить материал, описать организацию, сущность и основные результаты исследования. Первая глава носит теоретико-методологический характер. На основе аналитического обзора отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования слушатель дает оценку различным подходам к ее решению, обосновывает свою точку зрения; выявляет вопросы, которые остались неразрешенными. Теоретический анализ проблемы должен осуществляться на основе научных работ (книг, монографий, научных статей, авторефератов диссертаций и диссертаций и др.). Во второй главе отражаются анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы или изучения и обобщения педагогического опыта, описание и обоснование методических рекомендаций. В отдельных случаях курсовая работа может иметь теоретический характер, что необходимо согласовать с руководителем. В конце каждой главы необходимо формулировать краткие выводы. Раздел «Заключение» курсовой работы (не более 2 страниц) содержит теоретические и практические выводы и предложения, к которым слушатель пришел в результате проведенного исследования. Список использованной литературы–это перечень литературы и других материалов, на которые в курсовой работе приводятся ссылки. Составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа». В раздел «Приложения»курсовой работы при необходимости включаются вспомогательные (дополнительные) материалы: таблицы, акты о внедрении, промежуточные математические формулы и расчеты, иллюстрации, методические разработки автора, обогащающие основную часть исследования. Общий объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц печатного текста без учета приложений, таблиц и иллюстративного материала по тексту работы, списка использованной литературы. Требования к оформлению текстовой части курсовой работы представлены в Приложении Б. В течение первой недели третьего этапа обучения слушатели сдают в деканат курсовую работу и регистрируют ее в журнале установленного образца. Руководитель курсовой работы проверяет ее и готовит отзыв (Приложение Е). Для проведения защиты курсовой работы решением соответствующей кафедры создается комиссия в составе 2-3 человек с участием руководителя курсовой работы. К защите курсовой работы слушатель готовит выступление (доклад) по теме проведенного исследования. Регламент выступления – до 10 минут. В докладе должны быть отражены: · актуальность темы; · краткая характеристика цели, объекта и предмета исследования; · полученные результаты исследования; · конкретные рекомендации по реализации результатов исследования. Члены комиссии вправе задавать уточняющие вопросы. Выставление отметки принимается большинством голосов, решающее слово за председателем комиссии. Результаты защиты курсовой работы оцениваются в баллах по десятибалльной шкале. 15. Стажировка (в случаях включения стажировки в типовой учебный план переподготовки). Продолжительность и содержание стажировки регламентируются программой стажировки, разработанной с учетом требований законодательства, образовательных стандартов, типовых учебных планов переподготовки и учебных планов переподготовки по специальностям. Программа стажировки разрабатывается преподавателями кафедр, рассматривается на заседании кафедры, совете ИПКиП и утверждается директором ИПКиП. Программа стажировки (Приложение Ж) включает в себя: · введение, отражающее цель и задачи, на решение которых должна быть направлена работа слушателей при прохождении стажировки; · содержание стажировки, включающее перечень заданий; · требования к оформлению отчетной документации; · список рекомендуемой литературы. Стажировка слушателей организуется по месту их основной работы на базе учреждений системы образования, а также других министерств и ведомств независимо от их формы собственности и подчиненности. В случае невозможности прохождения слушателем стажировки по месту основной работы, в качестве базы для проведения стажировки кафедры определяют учреждения, соответствующие профилю переподготовки для организации ее прохождения. Основанием для прохождения стажировки является приказ ректора БГПУ не позднее недели до начала стажировки. Проект приказа готовится учебно-методическим отделом на основании предложений кафедр. В целях оказания помощи слушателям для своевременного и качественного выполнения ими задания по стажировке кафедры назначают руководителей стажировки. Руководители стажировки организуют проведение установочных конференций по организационно-методическим вопросам, знакомят слушателей с программами стажировки. Во время прохождения стажировки слушатель выполняет программу стажировки. Результаты выполнения заданий стажировки отражает в отчете. Оформления отчета по стажировке согласно приложению З. Отчет должен быть подписан слушателем, утвержден руководителем (заместителем руководителя) организации и заверен печатью организации. Отчет о стажировке сдается в деканат в течение первой недели четвертого этапа обучения и регистрируется в журнале установленного образца. Для проведения защиты отчета о стажировке решением соответствующей кафедры создается комиссия в составе 2 - 3 человек с участием руководителя стажировки. Комиссия, созданная для проведения защиты отчета о стажировке, принимает решение большинством голосов. При равном количестве голосов голос председателя комиссии является решающим. Защита отчета о стажировке осуществляется в соответствии с заданием на стажировку. Результаты защиты отчета о стажировке оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено» и заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость, в зачетную книжку слушателя. 21. Рефераты, контрольные работы, отчеты о стажировке хранятся на кафедре в течение одного года. Курсовые работы слушателей хранятся на кафедре в течение двух лет, а потом подлежат уничтожению в соответствии с Положением об учете, хранении и уничтожении дипломных и курсовых работ БГПУ, утвержденного научно-методическим советом БГПУ протокол от 24.10.2002 № 1. 22. Слушатели обязаны сдать текущую аттестацию в соответствии с учебными планами в сроки, определенные графиком учебного процесса. Декан факультета в особых случаях (по медицинским показаниям, ходатайствам направляющей организации и др., документально подтвержденным) на основании письменного заявления слушателя имеет право разрешать досрочную сдачу текущей аттестации при условии выполнения им всех установленных учебными планами видов учебной работы или устанавливает индивидуальные сроки сдачи текущей аттестации. 23. График проведения консультаций и текущей аттестации составляется на этап в начале аудиторных занятий методистом, согласуется с деканом факультета и утверждается директором ИПКиП. График проведения текущей аттестации доводится до слушателей не позднее, чем за 2 недели до начала текущей аттестации. 24. Результаты сдачи всех форм текущей аттестации фиксируются в зачетно-экзаменационной ведомости (Приложения И, К). Положительными являются отметки: не ниже 4 (четырех) баллов при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование; не ниже 3 (трех) баллов при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование. 25. Положительные отметки по результатам текущей аттестации заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость, а также в зачетную книжку слушателя. Неудовлетворительные отметки, «не зачтено» и неявка, которая обозначается словами «не явился», вносятся только в зачетно-экзаменационную ведомость за подписью экзаменатора. Зачетно-экзаменационная ведомость регистрируется в журнале выдачи зачетно-экзаменационных ведомостей с присвоением порядкового номера, выдается непосредственно экзаменатору или одному из членов комиссии под роспись в день проведения текущей аттестации и возвращается в деканат в тот же день под роспись. Присутствие на текущей аттестации посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. 26. Пересдача любой формы текущей аттестации с неудовлетворительной отметкой («три», «два», «один» либо «не зачтено») по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз. Первый раз декан разрешает пересдачу тому же экзаменатору, у которого слушатель получил неудовлетворительную отметку («не зачтено»). Второй раз, с целью повышения объективности оценки работы слушателя, распоряжением декана по факультету создается специальная комиссия из 2-3 человек. Слушатель должен быть ознакомлен со сроком работы комиссии. В состав комиссии включается преподаватель, который выставил по учебной дисциплине неудовлетворительную отметку. Отметка, выставленная комиссией, является окончательной. В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки слушателя при второй пересдаче слушатель считается не ликвидировавшим академическую задолженность в установленные сроки. Пересдача любой формы текущей аттестации без уважительной причины осуществляется платно. 27. Слушатели, не устранившие имеющиеся задолженности до установленных сроков, отчисляются из БГПУ приказом ректора. Академическими задолженностями считаются получение неудовлетворительной отметки («не зачтено») по любым формам текущей аттестации и отсутствие итоговой отчетности без уважительной причины. Ликвидация академической задолженности для лиц, которые восстанавливаются для обучения в ИПКиП, осуществляется на платной основе согласно договору на ликвидацию академической задолженности. 28. Максимальный срок ликвидации академических задолженностей для слушателей заочной формы получения образования – за неделю до начала следующего этапа обучения. Увеличение срока ликвидации академических задолженностей допускается в исключительных случаях по решению декана факультета при наличии письменного заявления слушателя с указанием причин. Слушатели допускаются к аудиторным занятиям следующего этапа обучения при отсутствии академической задолженности за предыдущий этап. 29. Ликвидация академической задолженности в случае отсутствия итоговой отчетности по уважительной причине, документально подтвержденной, для слушателей всех форм получения образования (бюджетной, платной) осуществляется бесплатно. 30. Для ликвидации академической задолженности в деканате осуществляется оформление документов — выдается Направление на ликвидацию академической задолженности согласно Приложению Л, подписанное деканом факультета, которая удостоверяется печатью факультета; направление регистрируется в Журнале регистрации направлений на сдачу текущей аттестации, выдается слушателю под роспись. Допускается в одном направлении перечисление всех дисциплин учебного плана переподготовки, по которым имеются академические задолженности. В зависимости от количества перечисленных дисциплин декан устанавливает срок действия направления. При любом результате сдачи (положительном, неудовлетворительном, «не зачтено») преподаватель сдает направление на ликвидацию академической задолженности в деканат в день ликвидации задолженности, а в случае, когда в одном направлении несколько дисциплин, — преподаватель, чья дисциплина сдавалась последней. 31. Ликвидация академической задолженности в случае отсутствия итоговой отчетности без уважительной причины для слушателей всех форм получения образования (бюджетной, платной) осуществляется на платной основе (приказ ректора БГПУ от 06.02.2008 № 106) в соответствии с Перечнем платных услуг (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2002 № 1376 с изменениями от 18.01.2008 № 65), оказываемых государственными учреждениями образования. 32. Для оплаты ликвидации академической задолженности в деканате осуществляется оформление документов и их регистрация в журналах учета оплаты установленной формы. Слушателю выдается Направление на оплату ликвидации академической задолженности, подписанное деканом факультета, заверенное печатью факультета согласно Приложению М. Допускается в одном направлении перечисление всех дисциплин, по которым имеются академические задолженности. Если текущая аттестация должна проходить в комиссии (курсовая работа, отчет о стажировке), то оплата идет по самой высокой ученой степени одного из входящих в комиссию. Направление на оплату действительно в течение 10 дней с момента его первоначального получения в деканате. На основании направления на оплату ликвидации академической задолженности слушатель производит оплату в отделении банка. После предъявления направления на оплату ликвидации академической задолженности и квитанции об оплате слушателю в деканате выдается направление на ликвидацию академической задолженности, подписанное деканом факультета, заверенное печатью факультета. Допускается в одном направлении перечисление всех дисциплин, по которым имеются академические задолженности. В зависимости от количества перечисленных дисциплин декан устанавливает срок действия направления. При любом результате сдачи (положительном, неудовлетворительном, «не зачтено») преподаватель сдает направление на ликвидацию академической задолженности в деканат в день ликвидации задолженности, а в случае, когда в одном направлении несколько дисциплин, — преподаватель, чья дисциплина сдавалась последней. 33. Слушатели, полностью выполнившие требования учебных программ, успешно сдавшие текущую аттестацию по учебным дисциплинам, распоряжением декана переводятся на следующий год обучения. Лица, имеющие на момент перевода на второй год обучения академическую задолженность, переводятся на второй год обучения дополнительным распоряжением декана после ликвидации задолженности. 34. Когда форм текущей аттестации больше, чем количество дней, отведенных графиком учебного процесса для проведения текущей аттестации, допускается через распоряжение декана по факультету переносить некоторые формы текущей аттестации на неделю, отведенную для аудиторных занятий, при условии, что учебный день для слушателей не превысит 10 учебных часов в день 35. Результаты текущей аттестации слушателей и предложения по улучшению учебного процесса обсуждаются на заседаниях кафедр, Совета ИПКиП. ГЛАВА 3 |