Способы того, как справиться со сложными людьми Не бросайте работу, пытаясь таким образом справиться с неприятной ситуацией, не разрывайте отношения, находясь в подавленном эмоциональном состоянии. После того, как вы овладеете способностью переносить фрустрацию и гнев, выберете реалистичную цель в отношениях со сложным человеком. Далее разработайте план лучшего варианта действий. Хорошо подумав, вы можете решить, что следует прервать отношения с этим человеком. Однако если вы позволяете только эмоциям контролировать ваше поведение, то обнаружите, что достигли лишь того, что выпустили гнев, выразили ярость и отомстили. А это доступно каждому! Лучше всего сменить гнев на раздражение. Далее, если вы выражаете раздражение, постарайтесь направить нужного человека в нужной степени, в нужное время с нужной целью и нужным способом. Поступая иначе, вы можете испортить отношения, которые хотите продолжать в будущем. Выплескивая неистовый гнев или ярость, вы нанесете поражение не только трудному человеку, но и себе. Также, выказывая гнев, вы лишь убедите сложных людей в правильности их глупого и оскорбительного поведения. Гнев - неэффективный способ для того, чтобы человек изменил свое поведение. То, что вы разозлились и грозитесь дочери, что отшлепаете ее, может заставить вашу дочь убрать комнату сегодня. Однако завтра комната будет, наверняка, снова приведена в беспорядок. Существуют более эффективные способы изменить ее поведение. Вот конкретные способы того, как справляться со сложными людьми. • Признайте, что не отталкивающие люди, а наши убеждения о них и их поведении вызывают наши эмоциональные переживания. • Чтобы общаться с трудными людьми, научитесь сначала управлять своей эмоциональной реакцией на них. • Сосредоточьтесь на том, чтобы ваш гнев сменился менее сильными чувствами: раздражением, неудовольствием или разочарованием. • Выражайте раздражение и неудовольствие, но не выплескивайте гнев. Вам не нужно разгневаться, чтобы показать свое раздражение. • Будьте напористым, а не пассивным или агрессивным, когда говорите то, что хотите*. • Договаривайтесь с трудным человеком и будьте готовы к компромиссу. • Выйдите из комнаты и не общайтесь с этим человеком, пока оба не успокоитесь. Выходя, скажите что-нибудь вроде: «Нам нужно прервать эту дискуссию». • Принимайте сложного человека, но не его поведение. У людей всегда есть недостатки, и ваш трудный человек - не исключение. • Простите ему его глупое, неразумное и нелогичное поведение. • Заполните «Трудные люди и А-В-С-Д-Э-таблицу самоанализа и улучшения». • Постарайтесь понять точку зрения другого человека. Задавайте вопросы, пока не сможете точно повторить и суммировать его точку зрения. Будьте способны пересказать смысл его позиции, чтобы он согласился с тем, что вы правильно поняли его**. Точно пересказать позицию другого человека не значит принять ее, а только понять. Чувствуя, что их понимают, люди часто становятся более разумными. • Оставьте эту ситуацию и займитесь приятной деятельностью. • Снова просмотрите список способов общения с трудными людьми. • Примите то, что не можете изменить. ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ВЫСТРАИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ, ПОКА НЕ НАЧНЕТЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ А-В-С-Д-Э Трудные люди, таблица самоанализа и улучшения Дата: «А»- активизирующее событие(неприятное событие или ситуация; может быть, ожидаемое событие) «В»- внутренние убеждения и внутренние утверждения (ваши иррациональные убеждения и внутренние утверждения) «С»- следствия: эмоциональные и поведенческие(ваши неприятные эмоции и неадекватное поведение) Эмоции: Поведение (или предполагаемое поведение): «Д»- дискуссия и дебаты(оспаривайте свои иррациональные убеждения и внутренний монолог) «Э»- эффекты(эффекты дискуссии: новые эмоции и поведение) Скопируйте эту форму. Заполните ее в следующем порядке: «А», «С», «В», «Д» и «Э». Когда вы чем-то расстроены, следуйте приемам из глав 4 и 5. Когда заполните «В», поищите у себя «должен», «следует» и горячие связки. Также проверьте, не верите ли вы каким-нибудь из 11 иррациональных убеждений, описанных в главе 6. |