МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ Назначение и особенности строевых упражнений Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки занимающихся. Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений, позволяющих быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря многообразию различных форм перемещения, в которых может участвовать большое количество занимающихся, строевые упражнения являются одной из основных составных частей массовых гимнастических выступлений. для того чтооы ориентироваться в зале или на площадке, приняты следующие обозначения сторон и точек зала (рис. 1): - длинная сторона зала, не имеющая контакта с выходом (противоположная входу-выходу) — правая граница (сторо на) зала; это одна из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий; если по этой стороне зала расположены окна, то группа строится спиной к ним (обычно против входной двери); - вторая длинная сторона зала (на ней, как правило, расположен выход) — левая граница (сторона) зала; — если группа ооычно строится по правой границе зала, то справа от нее находится верхняя, а слева — нижняя граница (стороны) зала; —точка в центре является центром зала, а точки на серединах сторон — правой, левой, верхней и нижней серединами сторон (границ) соответственно; —углы: между правой и верхней границами — правый верхний, правой и нижней границами —- правый нплсний, левой и нижней границами — левый нижний, левой и верхней границами —левый верхний; —согласно границам, зал делится на верхнюю, нижнюю, правую и левую части. Основные строевые понятие Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий. Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели и занимающиеся (старосты групп, старшие учебных отделений и дежурные) посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами. Сомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руке. Разомкнутый строй ■— строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалов указанным преподавателем. Шеренга (рис. 2) — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом по фронту. Ширина строя — расстояние между флангами от правофлангового до левофлангового (в шеренге).  Фланг — правая и левая оконечности строя по фронту. При поворотах строя названия флангов не меняются. Интервал — расстояние между занимающимися по фронту (в шеренге). Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. Тыл — сторона строя, противоположная фронту. Колонна (рис. 3) — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок один за другим. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т. д.  Направляющий — занимающийся, стоящий в колонне первым. Замыкающий — занимающийся, стоящий в колонне последним. Глубина строя — расстояние от направляющего до замыкающего от первой до последней шеренги (в колонне). Дистанция — расстояние между занимающимися в глубину строя (в колонне). ГЛАВА2 ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Классифицируют строевые упражнения на следующие четыре группы: 1) строевые приемы; 2) построения и перестроения; 3) передвижения; 4) размыкания и смыкания. Строевые приемы Строевые приемы — немедленные действия занимающихся после команды для принятия указанного положения. «Становись!» — по этой команде занимающийся становится в строй, принимая строевую (основную) стойку. Основная стойка — стоя прямо; пятки вместе; носки врозь на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены; живот подобран; плечи развернуты; туловище несколько подается вперед; руки опущены и обращены ладонями внутрь, пальцы полусогнуты и касаются середины бедра; подбородок приподнят, голова держится прямо. «Равнять!» ■— по этой команде прекращаются все разговоры, занимающиеся выравнивают строй по носкам в шеренгах и колонне, начиная от правого фланга. При этом все, за исключением правофлангового, поворачивают голову для равнения в сторону правого фланга, чтобы после выравнивания видеть грудь третьего от себя человека. «Смирно!» — команда подается для мобилизации внимания занимающихся. При этом ими принимается основная стойка и прекращаются всякие движения. «Отставить!» — команда, отменяющая действие всех предыдущих команд. Занимающиеся принимают строевую стойку. «Вольно!» — по этой команде занимающиеся ослабляют напряжение, сгибают одну ногу в колене и встают свободно, но не разговаривают и не сходят с мест. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) — вольно!». При этом занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обе ноги и кладет руки за спину. «Разойдись!» — команда, при которой занимающиеся быстро покидают свои места в строю и расходятся для самостоятельных действий. Для расчета группы подаются команды «По порядку — рассчи-тапсъ!», «На первый и второй —рассчитайсь!», «По три (четыре, пять и т. д.) —рассчитайсь!» и др. По этим командам каждый в строю, начиная с правофлангового или направляющего (если расчет производится в колонне), поворачивает голову налево и называет рядом стоящему (идущему) свой номер, затем принимает исходное положение. Расчет в движении выполняется, когда номер называется каждым занимающимся с постановкой левой ноги и поворотом головы налево. Все повороты на месте выполняются на два счета: на «раз» — поворот, на «два» — приставление ноги. Команды: «Напра-во!», «Налево!» «Кру-гом!», «Полповорота нале-во!», «Полповорота напра-во!». «Напра(пале-)во!» — занимающиеся выполняют поворот в указанном направлении вокруг вертикальной оси на 90° на пятке правой (левой) и носке левой (правой) ноги с последующим приставлением ноги и принятием основной стойки. «Кругом!» — занимающиеся выполняют поворот на 180°, начиная его в левую сторону, на носке правой ноги и пятке левой. «Полповорота напра(нале-)во!» — выполняется поворот в указанном направлении на 45°. Для выполнения поворотов при ходьбе на месте исполнительная команда подается под шаг одноименной ноги: делается шаг другой ногой на месте с одновременным поворотом в указанную сторону, после чего следует шаг на месте. Исполнительная команда «Кру-гом!» подается под правую ногу, выполняется шаг левой, шаг правой с поворотом налево-кругом, продолжая движение с левой на месте. 2.2 Построения и перестроения 2.2.1 Построения Построения — действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя. Построения выполняются по исполнительной команде «Становись!». Предварительной частью команды может быть указание формы сгроя. При этом преподаватель своим положением указывает место построения. Есликомандой определен шере-ножный строй, то занимающиеся располагаются слева от преподавателя, если колонна — то за спиной преподавателя. В любом случае они выстраиваются в ту же сторону лицом. Для построения в шеренгу подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — становись!». Группа выстраивается слева от преподавателя. Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одном}' (два, три и т. д.) — становись!». Группа выстраивается за преподавателем. Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, од-ношереножный, реже двухшереиожный. Построение и сдачу рапорта о готовности группы (класса) к уроку может осуществлять староста или дежурный. Для этого он подает команду для общего построения. Одновременно с подачей команды староста или дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него. Перед докладом о готовности к занятиям староста (дежурный) выравнивает труппу, рассчитывает ее, затем подает команду «Смирно! Равнение на середину!». Не доходя (строевым шагом) 2-3 шага до преподавателя, староста (дежурный) останавливается и отдает рапорт: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует группа ... курса ... факультета .... Всего по списку ... человек, присутствует ... человек. Староста (дежурный) Сергей Иванов». Затем староста (дежурный) делает шаг правой в сторону, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед, становится на линию расположения преподавателя, приставляя правую ногу. Выполняет поворот кругом и встает лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа груп-пы староста (дежурный) дублирует команду преподавателя «Вольно!» и кратчайшим путем встает на правый фланг строя. Для построения в шеренги, колонны, круги и т. п. по распоряжению подаются команды «Встаньте в круг!», «Встаньте в две шеренги!». 2.2.2 Перестроения Перестроения — действия занимающихся по команде или распоряжению преподавателя для перехода из одного вида строя в другой, связанное с увеличением или уменьшением его ширины или глубины. Перестроение из одной шеренги в две (рис. 4) выполняется на три счета. После предварительного расчета на первый и второй подается команда «В две шеренги — стройся!», По этой команде первые номера стоят на месте, вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и встают в затылок первому, приставляя левую ногу (счет «три»). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу — стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке. Перестроение из одной шеренги в три (рис. 5) после предварительного расчета происходит по команде «В три шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи  номера делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно. Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в обратном порядке. Перестроение из шеренги уступом (рис. 6) после предварительного расчета группы по заданию («6—3— на месте» или «6—4—2— на месте» и т. до происходит по команде «По расчету шагам — марш!». Указанные цифры обозначают количество шагов, которое должен сделать каждый назвавший цифру. Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете «6—3— на месте — до 7»: «9—6—3 — на месте — до 10». При этом образуется определенное число шеренг. Данное перестроение хорошо тем, что далее не пребуется размыкания, а равнение необходимо только в шеренгах. Для выполнения обратного перестроения подается команда «На свои места шагом — марш'.». Счет ведется до тех пор, пока занимающиеся последней шеренги не выполнят поворот кругом в одношере-ножном строю. Подсчет по действиям: 1—2 поворот кругом, затем так же, как при перестроении уступами и в конце снова счет 1—2 для поворота кругом последних входящих в шеренгу. Для перестроения из шеренги в колонну захождением отделений плечом ^рис. 7) после предварительного расчета по 3-4 и т. д. подается команда «Отделения(-ми) левое(-ые) плечо(-и) вперед, в колонну по 3 (по 4 и т. д.), шагом — марш!» или «Отделения(-ми) левое(-ые) пле-чо(-и) вперед, шагом—марш!». При выполнении перестроения по первой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Дополнительных указаний не требуется, так как занимающиеся, образовав колонну, обозначают шаг на месте. По второй команде при образовании колонны необходимо остановить занимающихся или подать какую-либо следующую команду: «На месте!», «Стой!», «Прямо!». Иначе отделения должны будут продолжать движение плечом вперед. Для обратного перестроения подаются команды: «Кругом!», «Отде-ления(-ми), правое(-ые) плечо(-и) вперед, шагом — марш!» или «Отделениями), правое(-ые) плечо(-и) вперед, в одну шеренгу шагом — марш!», «Стой!», «Кругом!». Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте происходит по команде «В колонну по два — стройся!». Действия: вторые номера делают шаг вправо (счет — «раз»), затем, не приставляя левой ноги, шаг левой вперед (счет -— «два») и приставляют правую (счет — «три»). Если группа повернута в сторону левого фланга, то при той же команде вторые номера делают шаг влево, затем правой назад и приставляют левую ногу. Обратное перестроение выполняется по команде «В колонну по одному — стройся!». Действия выполняются вторыми номерами в обратном порядке. Перестроения из одной колонны в три уступом (рис. 8) происходит после предварительного расчета по три по команде «Первые номера вправо, третьи номера влево два (три, четыре и т. д.) шага, шагом — марш!». Перестроение выполняется приставным шагом, и счет ведется по два фаз, два) до принятия занимающимися указанного положения. Равнение осуществляется только в колоннах. Для обратного перестроения подается команда «На своиместа шагом —марш'.». При расчете по заданию («6—3— на месте» или «6—^—2— на месте» и т. д.) перестроение из одной колонны выполняется теми же действиями, что и при перестроении из одной шеренги, только необходимо указать направление для перестроения. Команда: «По расчету влево (вправо) шагом —марш!» (рис. 9). Перестроения в движении Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении (рис. 10, а) происходит по команде «Налево в колонну по два (три, четыре и т. д.) — марш!» (как правило, команда подается, когда группа находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально. После остановки группы выполняется обратное перестроение, при котором необходимо предварительно повернуть занимающихся в сто- рону первоначального движения, направо (налево). Следующая команда для перестроения звучит следующим образом: «В обход налево (направо), в колонну по одному .шагом (бегом) — марш!». Занимающиеся по отделениям, на которые делится колонна, перестраиваются в колонну по одному, независимо от первоначальных дистанции и интервала (рис. 10, При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды. Перестроение колонны по одному в колонны по 2-4-8 называется дроблением и сведением. Дробление выполняется по команде «Через центр — марш!» (как правило, подается на одной из середин верхней или нижней границ зала). Затем по мере приближения направляющего к противоположной середине зала подается команда «В колонны по одному направо и налево в обход — марш'.». Подается на противоположной стороне. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера — налево в обход (рис. 11, а, в). При сведении (при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение) подается команда «В колонну по два через центр —марш!» (рис. 11, б, г). Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по 4, 8 и т. д. (рис. 11,б, г). Обратное перестроение называется разведением и слиянием, например, из колонны по два в колонну по одному. При разведении (движении строя в колонну по два через центр зала по мере приближения направляющих к противоположной середине зала) подается команда «В колонны по одному направо и налево в обход —марш!» правая колонна идет направо в обход, левая — налево (рис. 12, а). При слиянии (встрече колонн на противоположной середине) подается команда «В колонну по одному через центр —марш!» (рис. 12, б). Действия: первым движение к центру зала начинает направляющий группы.   2.3 Передвижения На занятиях гто физическому воспитанию передвижения могут осуществляться различными способами, основными из которых являются шаг и бег. Вместе с тем определенное развивающее значение имеют передвижения прыжками, на согнутых ногах (в приседе и полуприседе), передвижения в различных упорах. Передвижения осуществляются по прямым, косым и закругленным линиям. По мере овладения техникой передвижений фигуры усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег; прыжки, танцевальные шаги и т. д. Занимающиеся должны знать, что все строевые движения начинаются с левой ноги, а танцевальные —- с правой. Передвижения шагом При строевом шаге, когда нога с оттянутым носком выносится вперед прямо и поднимается на высоту 15—20 см от пола, (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню), рука сгибается в локте при взмахе вперед и предплечье доходит до уровня груди так, чтобы кисть поднималась на ширину ладони выше пояса и на расстояние ширины ладони от тела, локти в стороны не отводятся, движение руки назад выполняется до отказа в плечевом суставе (рука прямая), пальцы слегка сжаты в кулак. Выполняется по команде «Строевым — марш!». Походный, или обычный, шаг выполняется свободно, размер шага средний (удобный), без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руки движутся свободно около тела. Выполняется по командам «Шагом — марш!» (для начала движения), «Обычным — марш!» (для перехода с других способов передвижения на движение шагом и при окончании выполнения упражнения в движении). Исполнительная команда подается под левую ногу. Для выполнения шагов на месте команды «На месте шагом — марш!»; (.(Направляющий, на месте!» подаются тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше. Направляющий обозначает шаг на месте, остальные занимающиеся в это время, набирая необходимую дистанцию, также начинают обозначать шаг на месте. Команда «Дистанция 2-3-4 шага!» или «На дистанцию 2-3-4 шага — разомкнись!» подается, чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю на указанную дистанцию. Для перехода к движению вперед подается команда «Прямо!» под левую ногу. Выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед. Для увеличения длины и частоты шагов подаются команды «Шире — шаг!», «Короче — шаг!» -— занимающиеся увеличивают или уменьшают длину шага; «Чаще — шаг!», «Реже — шаг!» — увеличивается или уменьшается частота шагов. Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!». После команды «Идти в ногу!» необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой. Для прекращения движения подается команда «Группа — стой!» (под левую ногу). Выполняется шаг правой и приставляется левая нога. Повороты в движении выполняются по тем же командам, что и повороты на месте. Исключение составляет поворот кругом, который выполняется по команде «Кругом —марш!». Исполнительная часть команды подается при поворотах налево (направо) с постановкой левой (правой) ноги, после чего выполняется один шаг вперед другой ногой, поворот на носке в указанном направлении и продолжается движение прямо. Например, при повороте «На-пра-во!» исполнительная команда подается под правую ногу; после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в указанном направлении. Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке. Для поворота кругом исполнительная команда подается под правую ногу. После чего занимающийся выполняет шаг левой вперед, скрестный шаг правой, поворот кругом на носках обеих ног и продолжает движение с левой ноги в новом направлении. окончании выполнения упражнения в движении). Исполнительная команда подается под левую ногу. Для выполнения шагов на месте команды «На месте шагом — марш!»; (.(Направляющий, на месте!» подаются тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше. Направляющий обозначает шаг на месте, остальные занимающиеся в это время, набирая необходимую дистанцию, также начинают обозначать шаг на месте. Команда «Дистанция 2-3-4 шага!» или «На дистанцию 2-3-4 шага — разомкнись!» подается, чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю на указанную дистанцию. Для перехода к движению вперед подается команда «Прямо!» под левую ногу. Выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед. Для увеличения длины и частоты шагов подаются команды «Шире — шаг!», «Короче — шаг!» -— занимающиеся увеличивают или уменьшают длину шага; «Чаще — шаг!», «Реже — шаг!» — увеличивается или уменьшается частота шагов. Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!». После команды «Идти в ногу!» необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой. Для прекращения движения подается команда «Группа — стой!» (под левую ногу). Выполняется шаг правой и приставляется левая нога. Повороты в движении выполняются по тем же командам, что и повороты на месте. Исключение составляет поворот кругом, который выполняется по команде «Кругом —марш!». Исполнительная часть команды подается при поворотах налево (направо) с постановкой левой (правой) ноги, после чего выполняется один шаг вперед другой ногой, поворот на носке в указанном направлении и продолжается движение прямо. Например, при повороте «На-пра-во!» исполнительная команда подается под правую ногу; после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в указанном направлении. Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке. Для поворота кругом исполнительная команда подается под правую ногу. После чего занимающийся выполняет шаг левой вперед, скрестный шаг правой, поворот кругом на носках обеих ног и продолжает движение с левой ноги в новом направленииПри выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения. Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево. Для перемены направления фронта захождением плечом подается команда «Правое (левое) плечо вперед, шагом — марш!», в движении слово «шагом» опускается. Выполняя команду, группа не нарушает ше-реножный строй, движется вокруг левофлангового (правофлангового), который обозначает шаг на месте, поворачивается со всей шеренгой соблюдая равнение. По команде «Прямо!» вся группа прекращает захождение плечом и выполняет передвижение вперед. По команде «На месте!» группа прекращает захождение плечом и обозначает шаг на месте; «Группа — стоп!» — группа прекращает движение. Существуют следующие разновидности ходьбы: походная (или обычная); на носках; на пятках; на внутренней и наружной стороне стоп; с опорой руками о колени; пригнувшись; крадучись; с высоким подниманием бедра (сгибая ноги вперед); в полуприседе; в приседе; выпадами; приставными и переменными шагами; скрестными шагами вперед и в сторону; острый шаг (выполняется перекатом с носка на всю стопу), пружинный шаг (выполняется с резким подъемом на полупальцы после небольшого приседа) — с различными положениями рук. Передвижения бегом Передвижения бегом осуществляются по команде «Бегом — марш!». При переходе с движения шагом исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся выполняют шаг правой и с левой начинают движение бегом, то же при переходе с бега на шаг по команде «Шагом — марш!»). Существуют следующие разновидности бега: обычный бег; со сгибанием ног вперед (назад); с взмахом ног вперед, назад или в стороны; приставным шагом вперед и в сторону; скрестным шагом вперед и в сторону; спиной вперед; с поворотами с различными движениями и положениями рук. «Бегом марш!» — бег выполняется в среднем темпе со свободной работой руками в такт бега. После этой команды могут подаваться другие. «Махом (взмахом) ног вперед (назад, в стороны) — марш!» — занимающиеся передвигаются бегом, поднимая вперед (отводя в стороны или назад) прямые ноги в такт бега. Сгибая ноги вперед марш!» — занимающиеся выполняют бег, высоко поднимая вперед согнутые в коленях ноги. «Сгибая ноги назад марш!» —- бег выполняется со значительным сгибанием ног сзади и высоким подниманием пятки. «Галопом, правым (левым) боком вперед — марш!» — бег выполняется приставными шагами правым или левым боком по направлению движения. Для регулирования длины и частоты шагов в беге используются те же команды, что и при движении шагом. Передвижение бегом может начинаться как с места, так и во время движения занимающихся каким-либо иным способом. Для окончания движения бегом подается команда «Шагом — марш!», а для окончания выполнения каких-либо перечисленных выше разновидностей бега подаются команды «Обычным — марш!» (продолжается движение обычным беговым шагом) или «Шагом—марш!» (продолжается движение шагом). Существуют следующие разновидности прыжков и подскоков: на двух и на одной ноге; ноги врозь и вместе; ноги врозь скрестно; с ноги на ногу; с различными положениями рук; с поворотами; с движениями рук, туловища, ног. 2.3,1 Движение по точкам и линиямзала Передвижение по залу (площадке) производится по трем основным направлениям (рис. 13): прямому (обход), косому (диагональ), круговому (круг). Круги могут быть трех основных размеров: большого (на всю ширину зала), среднего (в половину ширины зала), малого (на четверть ширины зала). для выполнения передвижения по точкам зала подаются команды в следующей последовательности: а) название строя — «В колонну по одному»; б) название перемещения — «В обход»; в) направление движения — «Налево»; г) способ исполнения — «Шагом (бегом, прыжками)»; д) исполнительная команда — «Марш!». Движение к точкам зала выполняется по командам: «К центру шагом — марш!», «На правую (левую, верхнюю, нижнюю) середину шагом — марш!», «На правый (левый) угол шагом — марш!'». При этом не будет ошибкой, если предлог «на» заменяется на «к» при подаче команды. По окончании выполнения маневра направляющий и вся группа за ним, дойдя до указанного места, обозначают шаг на месте. Для возобновления дальнейшего передвижения в каком-либо направлении подается команда «Налево (направо) в обход (противоходом) шагом (бегом) — марш!» или несколько команд из вышеперечисленных. Движением группы в обход (рис. 14) выполняется вдоль границ зала или площадки но команде «а ои-ход налево (направо) шагом —марш!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «Марш!» должна быть подана у угла или на середине одной из границ зала (площадки). Противоход — движение колонны за направляющим в противоположную сторону основному передвижению. По команде «Противоходом — марш!» направляющий разворачивается заходом * правым (левым) плечом на 180° и двигается в противоположном направлении. Интервал во встречных колоннах равен одному шагу. Если движение осуществлялось по периметру зала и для движения оставалось только одно направление — внутрь зала (рис. 15, а). Если движение выполнялось далеко от границ зала и есть выбор направления, то в команду добавляется указание направления «Налево (направо, внутрь, наружу) противоходом — марш!». Например: «Противоходом наружу (внутрь) — марш!» (рис. 15, б, в), «Противоходом по одному налево и направо — марш!» (рис. 15, г), «Противоходом направо (налево) в колоннах — марш!» (рис. 15, д). Змейка (рис. 16) — несколько противоходов, выполненных последовательно. Величина витка змейки определяется по месту первого противохода по команде: «Противоходом налево (направо) —марш!» и месту подачи команды «Змейкой — марш!». Для выполнения движения змейкой, подается команда «Змейкой налево (направо) — марш!»; с указанием ее размера: «Средней змейкой — марш!», «Малой змейкой — марш!». При этом направляющий выполняет поворот кругом соответственно: дойдя до противоположной стороны зала, до средней линии или линии, обозначающей четверть зала. Диагональ (рис. 17) — движение из одного угла зала к противоположному через его центр. Команда «По диагонали — марш!» подается, когда направляющий находится в одном из углов зала. Круг — движение по окружности. Движение по кругу выполняяет-ся по команде «По кругу—марш!». Исполнительная часть команды и начало маневра осуществляются на одной из середин сторон зала Если в команде не указан размер круга, то образуемая окружность должна проходить минимум через две противоположные середины сторон — большой круг. Диаметр среднего круга должен быть равен примерно псы? овине поперечного размера зала, малого — четверти (рис. 18). При движении по кругу замыкающий и все, идущие впереди него, замедляют шаг и движутся, увеличивая дистанцию, до образования полного круга и набора одинаковой дистанции, необходимой в конкретном случае. Размер дистанции при этом не указывается. Передвижение «проходами» — расхождение встречных колонн. Колонны по одном>' проходят одна мимо другой на расстоянии одного шага справа (правым боком друг к другу) или слева (левым боком друг к другу). Встречные колонны по два могут проходить, как и колонны по одному, справа или слева (рис. 19, б, в, г,), а также внутри и снаружи по командам: «Проходам справа (слева) —марш!» (рис. 19, а, б), «Проходом справа (слева) в колоннах по одному —марш!» (рис. 19, в), «Проходом внутрь — марш!» (рис. 19, д). Указание направления в любом случае относится к направляющему или правофланговой паре. Скрещение (рис. 20) — фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала. При скрещении учащиеся проходят поочередно, через одного в колоннах, определен-.яую точку зала, не нарушая при этом темпа и ритма передвижения. Для выполнения скрещения подается команда: «Через центр (или другую точку зала) со скрещением — марш!» При движении по спирали (рис. 21) образующаяся при движении спираль может быть открытой и закрытой. При выполнении открытой спирали движение осуществляется по окружностям с постепенным уменьшением радиуса к центру и выходом в противоположном направлении противоходом. Предварительная команда для движения спиралью следующая: «По кругу — марш!». По завершении построения круга дается команда «Открытой спиралью -— марш.!».   Дойдя до центра спирали, дается команда «Противоходом направо (налево) — марш.'». Направляющий и все занимающиеся позади него начинают движение противоходом направо (налево), постепенно увеличивая радиус окружностей, пока не будет дана новая команда (например, «По кругу'», «Прямо!» и т. д.). При выполнении открытой спирали расстояние между окружностями сохраняется таким, чтобы мог пройти строй занимающихся. Интервал между витками спирали должен быть два шага при движении к центру и один шаг в обратном направлении. При движении закрытой спиралью по ее полном завершении (направляющий дошел до центра) занимающиеся обозначают шаг на месте до следующей команды. Чтобы вывести занимающихся из спирали, необходимо остановить группу, повернуть кругом и подать команду к движению. То же самое можно сделать, не останавливая группу. Перед окончанием движения по спирали можно подать команду «Кругом — марш!». Новый направляющий разворачивает группу до полного круга. Завершением движения спиралью является круг. Движение продолжается до следующей команды. Петля по форме может быть открытой (рис. 22, а, б) и закрытой (рис. 22, в, г). Она выполняется в любом направлении (поперечном, продольном, косом). Для выполнения подаются команды: «Налево (направо) открытой петлей — марш!», «По диагонали открытой петлей ~ марш!», «Налево (направо) по диагонали закрытой петлей —марш!». Зигзаг (рис. 23) -— движение под различными углами, размер которых указывается командой (направление на различные ориентиры) Команда «На правую середину и дальше зигзагом — марш!». Например, для построения зигзага из двух углов подается команда «Ко мне (wm на такой-то предмет) —марш!». При подходе к указанной  точке подается вторая команда «В левый нижнийугол (илиуказывается другой ориентир) — марш!». Направляющий поворачивается и идет к указанной точке, строя второй угол зигзага. Дуга (рис. 24, а) — фигура, равная половине круга, которая выполняется по команде «Дугой — марш!». Для дуги среднего размера подается -команда «Дугой до центра — марш!». Направляющий, пройдя по окружности половину круга, обозначает шаг на месте, остальные берут необходимую дистанцию и выравниваются. Подается команда «Большой (средней, малой) дугой к центру (или ко мне) —марш!». Двойная дуга (рис. 24, б) выполняется по команде «К центру дугой (определить направление) — марш!», после выполнения которой подается команда «Двойной дугой — марш!». Лротиводуги (рис. 24, в) — фигура, состоящая из двух соединенных дуг, построенных в разных направлениях по команде «Противоду-гами, через центр — марш!». Направляющий по этой команде заходит правым плечом по дуге, а затем, дойдя до центра, заходит левым плечом по дуге, остальные следуют за направляющим.   Восьмерка (рис. 25) — фигура, состоящая из двух пар противодуг, которая выполняется по команде «Восьмеркой, через центр — марш!У Направляющий строит первую пару противодуг через центр и, не останавливаясь, вторую пару (в центре происходит скрещение, проход через одного); закрывает фигуру и продолжает движение восьмеркой. Для выхода из восьмерки подается команда «В верхний правый угол (в нижний правый угол, к верхней, к нижней середине, ко мне и т.д.) — марш!». Направляющий выходит из фигуры и ведет колонну в указанном направлении. Размыкания и смыкания Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкание и смыкание строя. Размыкание — увеличение расстояния между занимающимися по фронту (интервала) или в глубину строя (дистанции). Смыкание — приемы уплотнения разомкнутого строя. Размыкание выполняется по команде «Направо (налево, от середины) на столько-то шагов — разом-кнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево, направо и налево) и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между ним и стоящими рядом составило указанное количество шагов, приставляя ногу, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведет подсчет по два (раз, два) до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда «Налево (направо, к середине) — сомкнись!», и все действия выполняются в обратном порядке. Размыкание приставными шагами производится по команде: «Влево (вправо, от середины) на два (три и т.д.) шага приставными шагами — разом-книсъ1.». Счет ведется по два (раз, два). Размыкание начинают занимающиеся, стоящие на флангах. После выполнения одного шага (через два счета) крайними последовательно в движение приходят стоящие ближе к флангу, от которого идет размыкание. И так происходит до тех пор. пока не будет набран необходимый интервал. Смыкание производится по команде «Вправо (влево, к середине) приставными шагами — сом-книсъ!». Движение начинают все одновременно и постепенно занимают свои места в строю,, При размыкании от середины предварительно указывается середина (середина — Петров), если в каждой шеренге больше пяти занимающихся. Размыкание приставными шагами на поднятые руки в стороны выполняется по команде «Вправо (влево, от середины) на поднятые руки в стороны приставными шагами — разом-книсъ1.». Счет ведется по два (раз, два). Размыкание начинают занимающиеся, стоящие на флангах, постепенно поднимая руки в стороны до интервала на ширину ладони между пальцами партнера. После окончания размыкания подается команда «Руки — вниз'.». Смыкание производится по команде «К середине (вправо, влево) приставными шагами — сом-книсъ!». Размыкания и смыкания в движении (рис. 26) выполняются по команде «Вправо (влево, от середины) на 2—3 шага — разом-книсъ!'». Занимающийся, от которого начинается размыкание, движется в полшага, а остальные в полповорота направо (налево), продолжая движение, размыкаются на указанный интервал. Смыкание в движении происходит по команде «Вправо (влево, к середине) — сом-книсъ!» или «Бегом ■— сом-книсъ!». Смыкание выполняется в обратном порядке относительно размыкания.  Существует и размыкание по распоряжению, например, «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на поднятые руки в стороны». гизлгыкиние иудами tsnepau фис. ^/) iipu-водится наиболее эффективно в колонне по четыре по команде «Дугами вперед (назад) на столько-то шагов ■— разом-кнись!». Средние колонны (стоящие внутри каждой шеренги второй и третий номера) выполняют пять шагов по дуге кнаружи в своих шеренгах и выстраиваются на одной прямой, на интервал в два шага от крайних колонн, поворачиваются кругом. Преподаватель ведет подсчет до конца выполнения команды. По- ворот кругом выполняется на счет /-&. для смыкания подается команда «дугами вперед—сом-кнись!». Все действия выполняются в обратном порядке. При выполнении размыкания дугами назад происходит следующее. При указании разомкнуться назад занимающиеся предварительно поворачиваются кругом и далее производят размыкание по дуге. По команде «Дугами назад на два шага -— разом-кнись!'» вторые и третьи номера на счет «раз-два» поворачиваются кругом и на пять счетов выходят по дуге на интервал два шага от первых и четвертых номеров, на счет «шесть» — приставляют ногу. Действия выполняются на восемь счетов. При смыкании действия противоположны. Оно производится по команде «Дугами назад — сом-кнись!». При размыкании по направляющим в колоннах (рис. 28) преподаватель расставляет направляющих из колонны по три (четыре и т. д.) на необходимые интервалы. Затем при общей команде «За направляющим в колоннах —■ становись!» каждые колонны занимают места за своими направляющими. Для смыкания подается команда «К середине — сом-кнись!»; занимающиеся возвращаются в первоначальное положение. При размыкании из одного круга в два (рис. 29) предварительно необходимо рассчитать занимающихся по три. Затем по команде «В два круга — стройся!» вторые номера выходят на два шага вперед (к центру), а третьи номера делают полшага вправо по кругу. Смыкание в один круг производится по команде «В один круг —■ сом-книсъ!». Вторые номера поворачиваются кругом и возвращаются в наружный круг, приставляют ногу и поворачиваются вторично кругом; третьи номера делают полшага влево. Размыкание из одного круга в три (рис. 30) с расчетом группы по шесть производится по команде «В три круга — стройся!». Вторые и шестые номера выходят на два шага вперед, четвертые — на четыре шага вперед. При размыкании из одного круга в три (рис. 31) с расчетом группы по семь после расчета необходимо объяснить, что делает каждый. По команде «В три круга — стройся!» четвертые номера делают шесть шагов вперед; вторые и шестые три шага вперед; седьмые — полшага вправо, первые, третьи и пятые стоят на месте. Второй внутренний об- разевавшийся круг должен быть в два раза меньше наружного, а третий круг — в два раза меньше второго (рис. 31). Смыкание производится по команде «В один круг —- сам-кнись!», по которой все вышедшие номера возвращаются в исходное положение. Г Л А В А 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ Команды и распоряжения При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимисяучитель использует команды и распоряжения. Выполнение строевых упражнений по команде требует от учащихся строго регламентированных двигательных действий. Например, по команде «Равняпсъ1» учащиеся в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил должны выполнить комплекс двигательных действий: принять строевую стойку, выровняться по носкам ног, повернуть голову направо, чтобы видеть грудь четвертого человека, считая себя первым. Структурно команда подразделяется на три части: предварительную, исполнительную и паузу между ними. Каждая часть выполняет свою специфическую, присущую только ей функцию или. несет определенную смысловую нагрузку. Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять ее и приготовиться к выполнению. При выполнении строевых приемов по всякой предварительной команде занимающийся принимает стойку «Смирно», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует. Если же команда «Смирно!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения. Команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Необходимо правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса. Затем, после произношения предварительной части команды, следует пауза (1,5 —2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Паузу учитель может удлинить или сократить в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами. Удлинение паузы дает возможность учащимся понять, что строй еще не готов к выполнению действия, и заставит их без специальных замечаний исправить свое поведение. Исполнительная часть команды является сигналом к началу работы и подается после небольшой паузы, отрывисто, энергично-повелительным тоном. По произношению исполнительная команда должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Учителю не следует применять однословные команды, такие как «Равняйсь», «Смирно», «Прямо» и др. Целесообразнее перед их подачей употреблять как предварительную часть команды слова «класс», «колонна», «внимание» и т. п. Это позволит учащимся более четко выполнить требуемые действия. Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие, так и слишком громкие команды. Подавая команды, преподаватель должен находиться в основной стойке. Исходя из конкретной ситуации, учитель использует в уроке и распоряжения. По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Если по команде занимающиеся должны одновременно выполнять действия из данного исходного положения определенным способом, то по распоряжению допускается выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами, например, «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо'.» и т.д. В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Например, вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подавать команду «Нале-во!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево». Злоупотребление командами может привести к их обесцениванию, а частое и неуместное применение распоряжений — к утрате навыка в выполнении строевых приемов. |