МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли





Главнoй целью каждoй кoммерческoй oрганизации является пoлучение прибыли. В кoнечнoм итoге, oсуществление любых кoммерческих oпераций дoлжнo привести к пoлучению фирмoй пoлoжительнoгo финансoвого результата. Таким образом, коммерческая деятельность тесно связана с конечными результатами работы торговой организации - чем продуктивнее коммерческая деятельность, тем лучше результаты, и наоборот. В связи с этим необходимо нужно не только непрестанно вести коммерческую работу по установлению хозяйственных связей, созданию ассортимeнта, управлению товарными запасами, стимулированию продаж, также постоянно проводить оцeнку ee эффeктивности. Это позволит своeврeмeнно раскрывать слабыe мeстаВ» и разрабатывать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности фирмы и повышать ее эффективность.

На данный момент нет единой системы показателей, по которым возможно особенно глубоко провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из этого сущность содержания коммерческой деятельности, целесообразно проводить оценку ее эффективности, опираясь на оценке эффективности каждого из ее элементов. Дав оценку эффективности коммерческой деятельности по каждому из направлений, возможно сделать вывод о том, насколько эффективна коммерческая деятельность торгового предприятия в целом.

Выгодными условиями считаются те, которые способны сократить затраты фирмы по совершению сделки, выиграть время в случае финансовых затруднений, снизить риск, связанный с неоплатой товара и т.д. Поэтому специалист по коммерческой деятельности должен стремиться заключить договор на максимально выгодных условиях, что позволит достичь более высоких результатов. Однако что выгодно для одной стороны, чаще всего не совсем выгодно для другой. Договор - это всегда компромисс, одна сторона идет на уступку другой стороне, соглашаясь на ее условия в части договора, взамен на возможность диктовать свои условия в другой части договора. Поэтому для оценки эффективности договорной работы необходимо соотнести прибыль от сделки с затратами на ее совершение, определить насколько обоснованны затраты, предусмотренные условиями договора.

Основным показателем при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому для оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе товарного ассортимента, так и по каждому из поставщиков.

В случае неисполнения обязательств по договору, фирма может понести значительные убытки вследствие недополучения денежных средств за товар, выплаты штрафов, пени, потери деловой репутации и т.д. Оперативный контроль исполнения договоров поможет избежать данных последствий. Степень контроля исполнения своих договорных обязательств можно оценить, отследив количество и характер неисполненных организацией обязательств; затраты, понесенные в связи с нарушением условий договора - уплаченные штрафы, пени, неустойки.

Во многом эффективность закупочной деятельности зависит от выбора поставщиков.



Одним из основных направлений закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяется в первую очередь таким показателем, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектом запланированного размера прибыли.

Важнейшей составляющей коммерческой деятельности торговой организации по закупкам товаров является управление товарными запасами. От того, насколько грамотно и рационально осуществляется управление товарными запасами, зависит эффективность всей деятельности фирмы.

Главным критерием оценки эффективности управления товарными запасами является оборачиваемость товарных запасов

 

 

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

 

2.1 Анализ состояния розничной торговли г. Екатеринбурга

 

Ситуация с продовольственной розницей на фоне мирового экономического кризиса.

Проблемы в продовольственной рознице, а особенно в формате организованной торговли, возникли с наступлением мирового экономического кризиса, начавшегося в сентябре 2008 года. Последствия кризиса затронули, в первую очередь, социально значимую сферу торговой активности - розничную торговлю. Розничная торговля призвана удовлетворять потребности людей и вкус хорошей жизни почувствовали покупатели России, Индии, Китая и многих других стран. Приходит понимание того, что розничную торговлю ожидают серьезные изменения.

В условиях кризиса, когда в розничном сегменте стали возникать проблемы, в том числе и в сотрудничестве торговых сетей с производителями, последние концентрируют свои усилия на расширении направлений своей деятельности, ориентируясь на конкретные клиентские сегменты и новые каналы распределения. Вопрос о каналах распределения в условиях кризиса обретает второе дыхание. Построение цепочки «производитель -оптовый посредник -ритейлер» выглядит наработанным, многие даже успели построить цепочки, модератор которых -ритейлер -сумел захватить рынок и сделать многомиллиардные обороты.

Наметились проблемы в сбыте товаров, которые вскрыли потребность в существовании и эффективном функционировании каналов распределения в народном хозяйстве. Чтобы смягчить кризис в России необходимо одновременно активней стимулировать спрос и производство, развивать каналы распределения.

На основе данных Комитета по товарному рынку администрации города Екатеринбурга, а также участников рынка автор провел анализ по следующим показателям:

1. Основной показатель для ранжирования - совокупный оборот сети в Екатеринбурге и Свердловской области в 2015 году;

2. Дополнительные показатели -совокупная торговая площадь сети в Екатеринбурге, кв. м.;

3. Количество торговых точек сети;

4. Список динамично-растущих продуктовых сетей региона.

[В Таблице 1 и Таблице 2 указаны анализ ТОП-10 торговых точек розничных сетей и лидеры по количеству магазинов г.Екатеринбурга]

 

Таблица 1- ТОП-10 торговых точек розничных сетей Свердловской области с 01.08.2014 г. по 01.08.2015 г. [25,С.18]

Компания Общий оборот розни-чной торговли сети по Свердло-вской области за 2014 г., млн руб. бщее количество торговых точек сети в Екат-е и Сверд-й области на 01.08.2015 г. Изменение числа торг. точек сети в Екат-е и Сверд-й области в период с 01.08.2014 г.по 01.08.2015 Формат торговых точек сети (супермаркет /гипермаркет/магазин у дома) Сегмент (премиум/ масс-маркет/дисконт)
ТС «Монетка» («Райт») + 14 гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома масс-маркет, дискаун-тер
ТС «Кировский» (ООО «Лев»)     + 33 супермаркеты масс-маркет
ТС «Звездный» Б/и гипермаркеты, супермаркеты масс-маркет, премиум
ТС «Елисей» + 2 гастрономы, супермаркеты масс-маркет, премиум
ТС «Пикник» + 1 супермаркеты масс-маркет
«Элект» Б/и магазины у дома масс-маркет
ТС «Чкаловский» Б/и магазины у дома дискаун-тер
ТС «СтоМАКъ-Гудзон» Б/и супермаркеты масс-маркет
«Бест-Маркет» - 3 супермаркеты масс-маркет
в/р «А-продукт» н/д -11 супермаркеты масс-маркет
в/р ТС «Семь ключей» н/д Б/и магазины у дома дискаун-тер
в/р ТС «Яблоко» н/д Б/и супермаркеты масс-маркет
«Магнит» + 52 супермаркеты дискаун-тер
«Пятерочка» + 2 супермаркеты дискаун-тер
«Верный» + 16 магазины у дома дискаун-тер
«Карусель» Б/и гипермаркеты масс-маркет
«Перекресток» Б/и супермаркеты масс-маркет
в/р «Мегамарт» н/д + 4 гипермаркеты масс-маркет
в/р ТС «Дикси» н/д - 7 магазины у дома дискаун-тер
АШАН АШАН Сити Б/и гипермаркеты масс-маркет
О’кей Б/и гипермаркеты масс-маркет

 

Таблица 2 - Лидеры по количеству магазинов г.Екатеринбург на 01.08.2015 г. [25,С.18]

Компания Количество торговых точек оператора Количество торговых точек оператора в Свердловской области
Региональные сети
ТС «Кировский»
ТС «Монетка»
ТС «Пикник
ТС «Елисей»
ТС «Звездный
ТС «Чкаловский»
«Элект»
«А-продукт»
ТС «Семь ключей»
«Бест-Маркет »
ТС «Яблоко»
ТС «СтоМАКъ-Гудзон»
ТС «Райт»
Федеральные сети
«Магнит»
«Верный»
«Пятерочка»
«Мегамарт»
ТС «Дикси»
«Карусель»
«Перекресток»
Международные сети
Ашан
О’кей

 

На протяжении последних пяти лет по объему товарооборота пальму первенства на рынке продуктового ритейла держат региональные операторы - «Кировский» и «Монетка». Локальную торговую сеть «Мегамарт», перешедшую под управление федерального оператора «Дикси», по итогам 2013 г. потеснила на четвертое место федеральная сеть «Магнит».

В 2014 г. в Екатеринбурге были открыты двери трех гаст-рономов премиум класса: «Гастрономъ «Елисейский», супермаркет элитных продуктов «Гастрономия» на (ТЦ «Покровский Пассаж»). Первый входит в состав ТС «Елисей», второй - ТС «Звездный».

В конце 2014 г. торговая сеть «Мегамарт» запустила в Екатеринбурге два гипермаркета. По словам гендиректора торговой сети Александра Комиссарова, таких крупных объектов компания еще не строила. Площадь первого объекта - 25,5 тыс. кв. м, второго - 15,3 тыс. кв. м.

В начале 2015 г. федеральный оператор ГК «Дикси» открыл первый магазин формата «у дома» в Екатеринбурге на ул. Бебеля. Площадь магазина 360 кв. м, в асс-ортименте около 3 тыс. наименований товаров, 40% - продукция производителей Урал-ьского региона. Сегодня в городе присутствует четыре торговые точки под брендом «Дикси».

В апреле 2015 г. предприниматель Павел Алянич лишился десяти магазинов сети «А-Продукт» общей площaдью около 10 тыс. кв. м. Их купилa торговaя сеть «Супермaркет «Кировский». Нa дaнные мaгaзины приходилось 38% оборота продуктовой сети. Сегодня в руках Алянича остается еще 8 магазинов сети «А-Продукт» общей площадью 15 672 кв. м. - их владелец планирует развивать. Участники рынка оценивают сделку в 1 млрд руб. [в Таблице 3 показаны ТОП-8 динамично-растущих продуктовых сетей региона]

 

 

Таблица 3 - ТОП-8 динамично-растущих продуктовых сетей региона с 01.08.2014 г. по 01.08.2015 г.

Компания Открытие новых торговых точек в сети в регионе в период с 01.08.2014 г. по 01.08.2015 г.
«Магнит»
ТС «Кировский»
«Верный»
ТС «Монетка»
«Мегамарт»
ТС «Елисей»
«Пятерочка»
ТС «Пикник

 

Оборот розничной торговли продуктами питания в регионе сокращается. Согласно данным Росстата, оборот продритейла за январь -июнь 2015 г. в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) сократился на 10,8% в сравнении с оборотом за аналогичный период в 2014 г. и составил 241,8 млрд. руб.

Средний чек в продуктовых магазинах региона сократился с начала года на 1,4%. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в среднем жители Екатеринбурга и пригорода в первом квартале 2015 г. тратили на продукты за один поход в магазин 485,3 руб., во втором квартале - 458,3 руб. Вместе с тем, по данным Рoсстата, пoтребительские цены на тoвары и услуги в региoне с начала 2015 г. вырoсли на 8,6%, в тoм числе: на прoдoвoльственные тoвары - на 11,4%, непрoдoвoльственные тoвары - на 8,9%, услуги - на 4,2%.

После ввода продуктовых контрсанкций РФ в 2014 г. количество импортных товаров в сетях ритейлеров региона сократилось на 5%. Согласно данным участников рейтинга, по итогам I п/г 2015 г. доля импортных товаров в структуре товарооборота сетей в среднем не превышает 15%, по итогам января - июня 2014 г. доля импорта в товарообороте сетей составляла 20%. К примеру, Х5 Retail Group увеличила долю российской продукции по некоторым группам товаров в два-три раза.

В целом, отмечает оператор, к августу 2015 г. доля импортных товаров в продуктовых сетях значительно сократилась - не превышает 10%. В то же время, в сравнении с прошлым годом, доля импортных товаров другого оператора ТС «Елисей» осталась практически неизменной - 15% (январь–июнь 2014 г. - 15,7%).

В кризис число продуктовых магазинов в регионе продолжает расти. Согласно данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в городе действует чуть более 1500 продовольственных магазинов, это на 97 больше, чем в июне 2014 г.

Рост числа магазинов в основном происходит за счeт расширeния сeтeй опeраторов, которыe занимают 69% рынка продритeйла города. Как отмeчают участники рeйтинга, открытиe новых торговых точeк было запланировано eщe до событий на Украинe и их послeдствий - были потрачeны срeдства на арeнду /строитeльство помeщeний, а такжe на их рeмонт и оборудованиe.

Рынок продритейла Свердловской области замедлил темпы роста. Согласно данным Росстата (gks.ru), в I п/г 2014 г. оборот розничной торговли продовольственных товаров (включая напитки и табачные изделия) составил 202,2 млрд руб. а темп его прироста 5,8%, что ниже на 4,8% среднего показателя темпов прироста оборота за аналогичные периоды 2012 и 2013 гг. При этом доля продритейла в обороте розничной торговли в I п/г 2014 г. в Свердловской области увеличилась на 6% и составляет 48% в сравнении с аналогичными периодами последних двух лет (2012 и 2013 гг.).

Основа рынка продритейла Екатеринбурга - сетевые операторы. Согласно данным Комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в их состав входят 60,5% торговых точек, реализующих продовольственные товары, из них федеральных операторов - 50%, региональных - 42% и международных - 8%. В целом совокупная площадь торговых точек продритейла Екатеринбурга составляет 314,5 тыс. кв.м. что больше на 4% показателей начала года.

Сети замедлили экспансию в регионы.

В Екатеринбурге начнет работу союз независимой розницы «Ё-да», который объединит небольшие торговые сети и производителей продовольственных товаров. Участники союза получат возможность конкурировать с федеральными гипермаркетами: предполагается, что, объединившись, они увеличат объем закупки у транснациональных производителей. Кроме того, с членами союза ритейлеры планируют заключить взаимовыгодные договора. Ранее объединиться пытались крупные сети - «А-Продукт», «Бест-Маркет», «Елисей», «Звездный», «Пикник» и «Элект». Они создали кооператив «Союз-Ритейл», однако в конце прошлого года кооператив было решено заморозить, так как схема его оказалась неэффективной - через организацию проходило не более 5% закупок продукции. Участники союза поясняли: причина - в различных позициях руководителей розничных сетей, а также разные подходы к формированию ассортимента.

В 2009 г. продовольственные сети сократили ассортимент на 10‑20% (так, в дискаунтерах товарных позиций стало меньше в среднем на 500‑1000 наименований). Большая часть «ушедшего» ассортимента до 80‑90% - приходилась на дорогие позиции (дорогие алкоголь, сыры, колбасы). Сейчас продукция класса премиум и средний плюс начала возвращаться на полки. Однако ее объемы пока не достигли докризисного уровня.

Крупнейшие сети продритейла планируют развивать формат гипермаркетов. С такими намерениями с начала 2010 г. выступили «Кировский» и «Монетка». Эксперты полагают, что одной из причин является желание избежать неприятных аналогий у посетителей с дешевым качеством обслуживания, связанным с форматом «магазин у дома».

По мнению специалистов, после прошедшего витка кризиса работать сразу во всех форматах розничным сетям тяжело и нецелесообразно, поэтому некоторые торговые сети начали разводить разные форматы по разным брендам.

Президент группы компаний «Супермаркет «Кировский», заявил, что намерен строить в Екатеринбурге и городах области стандартные супермаркеты площадью 1 200кв. м.

По словам экономистов, ГК «Супермаркет «Кировский» решила отказаться от небольших магазинов и делает ставку на супермаркеты площадью не менее 1 000кв. м.

С целью решения проблемы оценки эффективности деятельности торговли специалистами разработана методика комплексной оценки результативности торговых услуг на микроуровне, характеризующая экономическую эффективность услуг хозяйствующего субъекта, качество торгового обслуживания и конкурентоспособность торговых объектов [3].

Модель комплексной оценки результативности торговых услуг предприятий розничной торговли включает три блока – хозяйственный, социальный и рыночный. В качестве критериев результативности выделены: экономическая эффективность, качество торгового обслуживания и конкурентоспособность торговой услуги.

Экономическая оценка рыночной результативности услуг осуществлялась на основе расчёта показателей: доля рынка, индекс уровня цен, соотношение спроса и предложения на товары и услуги предприятия, коэффициент соотношения торговой площади предприятия к

совокупной площади предприятий конкурентов.

Одним из направлений, комплексной оценки торговых услуг является рыночная результативность, т. е. конкурентоспособность предприятия.

Поскольку рыночное положение оценивается набором показателей, характеризующих соотношение внутренней и внешней среды предприятия, то эта оценка должна осуществляться специалистами каждого предприятия индивидуально с учетом собственных действий и конкурентной ситуации в определенный момент времени. Практическая значимость этой части методики заключается в возможности оценки общей ситуации на рынке торговых услуг Свердловской области и степени соответствия рыночной политики наиболее типичных и востребованных со стороны покупателей предприятий требованиям рынка [Анализ полученных результатов по критериям социальной и рыночной результативности представлен в Приложении 1]

В ходе апробации методики были выявлены основные тенденции развития рынка торговых услуг Свердловской области:

- Качество торгового обслуживания не зависит от типа торгового предприятия;

- Принадлежность к сетевой торговле или автономность, независимое рыночное существование предприятия не являются определяющим условием высокого качества торгового обслуживания;

- Качество торгового обслуживания в Екатеринбурге и предприятиях розничной торговли других поселений несопоставимо, как несопоставима и конъюнктура центра и периферии рынка торговых услуг Свердловской области. Существенные различия покупательского спроса, плотности розничной сети, обеспеченности населения торговыми площадями, развития конкуренции и т.д. обусловили и резкие различия в оценке качества обслуживания;

- В предприятиях Екатеринбурга и Свердловской области четко просматриваются резервы совершенствования качества обслуживания, связанные с необходимостью повышения квалификации и улучшения работы руководителей и специалистов торговли.

- Более половины покупателей отметили демонстративную незаинтересованность торгового персонала в результатах деятельности предприятия и лояльности к покупателям. Невысокие оценки экономической и социальной результативности услуг, определенные по всей совокупности обследуемых предприятий, свидетельствуют о просчетах в экономической и сервисной политике;

- Положительное восприятие качества торгового обслуживания зависит, по мнению покупателей, от соответствия заявленной цены качеству предлагаемых товаров и услуг, удобного месторасположения; удобного режима работы предприятий, оказывающих торговые услуги, профессионализма и доброжелательности обслуживающего персонала;

- Наличие нарушений правил торговли – несоответствие цены, указанной в ценнике и кассовом чеке; грубость и низкую квалификацию персонала; тесноту и неудобство торговых залов;

- Оценка экспертов также отражает невысокий уровень рыночной результативности торговых услуг продовольственной торговли области. [15,С.86].

При достаточно активном и квалифицированном участии территориальных органов управления потребительским рынком можно отметить и определенные просчёты в руководстве: слабо стимулируется развитие хозяйственных связей, связывающих торговлю с местными товаропроизводителями, а услуги фирменной торговли местных производителей представлены незначительным числом предприятий.

Прослеживаются недочеты в развитии услуг областных и местных сетевых предприятий торговли. В то время, когда обеспеченность торговыми площадями в Екатеринбурге уже превышает рекомендуемые нормативы в других городах, районных центрах и поселениях предприятий торговли, современных форматов явно недостаточно [18,С.129].

 

 

2.2 Анализ показателей деятельности предприятий розничной торговли в г. Екатеринбурге

 

В современных условиях торговля как отрасль экономики приобретает все большее значение, соединяя производство, распределение, обмен и потребление, она формирует единый хозяйственный комплекс и обеспечивает соответствие между общественными потребностями и производственными ресурсами.

В своем развитии торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важную роль в экономике страны.

Оборот розничной торговли в Свердловской области за январь-ноябрь 2015 года составил, по данным Свердловскстата, 932,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,5% ниже уровня соответствующего периода 2014 года. Тем не менее, Свердловская область по итогам 2014 года вошла в семерку лидеров по объему ВРП среди субъектов Российской Федерации.

Екатеринбург занимает первое место в России по количеству торговых площадей на душу населения, опережая Москву и Санкт-Петербург, сообщает пресс-служба администрации города.

По итогам 2014 года обеспеченность населения торговыми площадями составила 1 тыс. 322 кв. м. на 1 тыс. жителей.

Количество торговых центров в течение пяти лет увеличилось на 10 объектов. На сегодняшний день на территории уральской столицы функционирует 34 торговых центра, их суммарная площадь составляет 835 тыс. кв. м.

В общей сложности 44% торговой площади города занимают крупные центры. Всего же в столице Урала насчитывается 1 млн 901 тыс. кв. м. торговых площадей.

Кроме того, Екатеринбург продолжает удерживать лидерство по объему розничного товарооборота. В 2014 году этот показатель составил 700 млрд руб.

Особенностью современной розничной торговли в России является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в сокращении стихийно организованных рынков, укрупнении и интенсификации розничных сетей, экспансии глобальных зарубежных субъектов торговли, обострении конкуренции между крупными розничными сетями.

Розничный товарооборот в настоящее время формируется в основном коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в стационарных сетях. За 2005-2013 года динамика оборота розничной торговли на одного жителя города, рублей в сопоставимых ценах за первую половину 2014 года к 2013 % по Екатеринбургу и Перми [Наглядно отражено автором в Приложении 2]

Всего в торговой сети Свердловской области сегодня 21 200 объектов, из них 17 056 – стационарные. В структуре стационарной сети 157 торговых центров (и комплексов), 16 899 магазинов. Общая торговая площадь составляет 2,6 млн. кв.м. Объем торговых площадей увеличился на 187,7 тысяч квадратных метров. Лидирующую роль в торговой инфраструктуре, безусловно, играет Екатеринбург.

На фоне такой положительной динамики Екатеринбург стал одним из лидеров России по обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек.

Показатель обеспеченности торговыми площадями увеличился в 1,6 раза по сравнению с 2006 годом и составляет на сегодняшний день 1005

кв.м. на 1000 жителей [График указан в Рисунке 1]

Рисунок 1- Показатель обеспеченности торговыми площадями 2006- прогноз 2012г.,кв.м. на 1000 жителей.

 

Менее всего торговыми площадями обеспечены жители Орджоникидзевского, Железнодорожного, Чкаловского и Кировского районов. Именно эти районы станут приоритетными для освоения в ближайшие годы.

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей превышает средне областной показатель в 1, 4 раза [Лидеры, по занимаемой торговой площади автором данные сгруппированы в Таблицу 4]

 

Таблица 4 - Лидеры по торговой площади г.Екатеринбург на 01.07.2010г.г [25,С.18].

Торговая площадь в Екатеринбурге на 01.07.10, кв. м Торговая площадь в Свердловской области на 01.07.10, кв. м Структура торговых площадей в Екатеринбурге и Свердловской области на 01.07.10 по форматам магазинов, кв. м
Гипермаркет   Супермаркет   Дискаунтер Магазин у дома Cash & сarry
Российские сети продритейла
«Мегамарт»-15 104 11 897 19 819 7 182 - - -  
«Карусель»-7 200 - 7 200 - - - -  
«Звездный»-6 654 - - - -  
«Елисей»-4 000 - - 2 100 - 1 900 -  
Иностранные сети продритейла  
«Ашан»- 19 300 - 14 000 - - - -  
«Метро Кэш энд Керри»-16 797 - - - - - 18 652  

 

 

Обеспеченность населения торговыми площадями министерство рассматривает в качестве одного из важнейших показателей уровня торгового обслуживания населения области (наряду с оборотом на душу населения).

Стоит отметить, что в настоящее время в Екатеринбурге функционирует 3070 предприятий розничной торговли. Обеспеченность торговыми площадями по уральской столице на сегодняшний день составляет 982 квадратных метра на 1000 жителей.

На долю торговых и торгово-развлекательных центров приходится около 30% всех торговых площадей области.

Собственники торговой сети «Монетка» планируют вывести на рынок Екатеринбурга гипермаркеты «Райт». По замыслу они должны конкурировать с «Ашаном», «Каруселью» и «Перекрестком». «Магазины для хорошей жизни», как их позиционируют владельцы, пока работают только в Тюмени и Нижнем Тагиле (их торговая площадь от 4 тыс. кв. м).

С 2009 г. полностью изменилась потребительская модель россиян, которые сократили траты на дорогие товары и удовольствия, стали экономить на продуктах питания. В результате повышенным спросом начали пользоваться дешевые товары, что повлияло на ассортимент сетевых магазинов.

Потребительское поведение стало более осознанным, поскольку доходы россиян снизились. Кроме того, продолжает расти безработица, особенно в промышленных регионах страны. Все это не позволяет рассчитывать на быстрое восстановление докризисных показателей потребления.

В отношении малообеспеченных категорий граждан министерство торговли, питания и услуг Свердловской области осуществляет реализацию мер по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания. Предприятия общественного питания предоставляют для ветеранов и инвалидов всех войн скидки на услуги, проводят благотворительные акции к знаменательным датам.

Ситуация на рынке продовольственной розницы изменилась кардинально: если раньше ритейлеров волновал главным образом количественный рост сетей и увеличение капитализации компании, то в посткризисный период руководство сосредоточивается на качественном росте и удержании покупателей. За счет открытия современных объектов торговли и услуг решаются проблемы создания сети высокоэффективных предприятий с широким ассортиментом товаров и услуг. Это позволяет значительно повысить уровень обслуживания населения. Отмечен рост предприятий, использующих современные формы и методы расчета с потребителями, использование пластиковых карт. В связи с корпоративным финансированием и ужесточением требований к заемщикам со стороны банков ритейлерам пришлось экономить на инвестициях в развитие сетей.

2009г. ознаменовался рекордным количеством исков поставщиков и производителей к торговым сетям, что привело к росту банкротств и смене собственников ряда компаний. В настоящее время многие ритейлеры снизили уровень долговой нагрузки, однако эта проблема по-прежнему остается актуальной.

Переход от централизованных закупок к региональным продиктован ростом транснациональных компаний (ТНК) в российских регионах: с 2006 года МЕТРО открыла на Урале восемь торговых центров, «Ашан» и OBI -по два. Сейчас региональные центры закупок на 99% автономны: от поиска поставщика до принятия решения о сотрудничестве с производителями. Они же обсуждают условия контракта, ассортимент и цены. В Центральном офисе в Москве ставится только вторая подпись на уже подписанный региональным офисом договор, документы проверяются и архивируются.

Перестройка системы закупок транснациональных торговых компаний даст шанс амбициозным региональным компаниям занять место на полке гипермаркетов. Желающим придется повышать качество продукции и менеджмента.

О том, что удаленность менеджера по закупкам тормозила работу, говорят и уральские производители. Самая большая проблема -это согласование поставок и оплаты.

Специалисты считают, что в городе по-прежнему существует дефицит качественных объектов. Многие торговые центры, введенные в последние годы, не соответствуют современным требованиям и нуждаются.

На отправку писем с документами, телефонные переговоры, согласования уходит очень много времени. Иногда урегулировать сложные вопросы не удается месяцами из-за того, что в город не может приехать руководитель направления.

В 2009 году продолжилась работа по содействию повышения конкурентоспособности предприятий потребительского рынка, развитие инвестиционной и инновационной деятельности.

Экономический кризис и возникшие вследствие его проблемы и трудности заставляют искать новые возможности роста торгового бизнеса

и повышения эффективности региональной торговли и ее субъектов.

Торговля Свердловской области занимает ведущее место в Уральском регионе, на предприятиях отрасли работает почти 18 % занятого населения (390 тыс. чел.). Темпы развития товарооборота, сети и обеспеченности населения торговыми площадями опережают средний российский уровень.

Реализация социальных программ сетевой розницей, проведение ярмарок и активная работа сельскохозяйственных рынков позволило в январе 2009 года удержать уровень цен на хлеб пшеничный, муку, говядину, мясо птицы, сахар, масло животное, яйцо столовое и снизить - на рыбу мороженую, колбасу, сметану, творог, маргарин, крупу, макаронные изделия.

Доля малого предпринимательства в общем объеме товарооборота выросла более чем на 5 %, объем налоговых поступлений из сферы потребительского рынка вырос на 16,7 %, объём денежных доходов населения, вовлеченных в экономический оборот, составил более 60 % денежных доходов населения.

Малые предприятия торговли в сложившихся экономических условиях работают в обычном режиме: сокращения персонала, количества рабочего времени и уменьшения заработной платы не планируется.

Этому способствует ряд факторов.

Во-первых, малые предприятия потребительского рынка приобретают товар для последующей реализации, как правило, с предоплатой или за наличный расчет.

Во-вторых, многие малые предприятия осуществляют свою деятельность в собственных помещениях, не прибегая к услугам аренды.

В- третьих, штатная численность этих предприятий невелика.

Однако, малые предприятия оптовой торговли, которые как раз и являются поставщиками предприятий розничной торговли, сталкиваются с

проблемой получения кредитов по новым ставкам.

Повышение кредитных ставок повлечет за собой рост цен на товары. Кроме того, ослабление курса рубля приведет к увеличению цен на импортные товары или на товары, произведенные с привлечением импортных компонентов.

По мнению руководителей, среди факторов, негативно влияющих на деловую активность организаций розничной торговли в 2010 г., как и в предыдущем году, преобладали финансовые проблемы, кроме того, отмечалось усиление их отрицательного воздействия. В частности, увеличилась доля руководителей, которые ссылались на недостаточный платежеспособный спрос населения (с 53% до 55%), недостаток финансовых средств (с 39% до 41%). По оценкам респондентов, наибольшее негативное влияние данных факторов испытывали организации розничной торговли с однодневным товарооборотом от 30 до 50 тыс. рублей. [Данные отражены на Рисунке 4 далее по тексту]

В результате поддержки государством банковского сектора в организациях розничной торговли несколько снизилось отрицательное воздействие фактора «сложности в получении кредита».

Рисунок 2- Факторы, ограничивающие деятельность организаций розничной торговли (в % от общего числа организаций розничной торговли) в [2,С.27]

 

Экономический кризис повлиял так же на снижение инвестиционной активности в сфере потребительского рынка: открытие новых торгово-развлекательных центров, магазинов, кафе и столовых может быть отложено ввиду ограниченности средств.

Проведя анализ развития розничной торговли в г. Екатеринбург автор сделал следующий вывод.

В регионах Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, находится в стадии стремительного роста. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей. Оптовая торговля при этом не прекращает своё функционирование, а осуществляет посредничество между производителем продукции и розничным продавцом. Таким образом, развиваясь с 1994 года, региональная сетевая торговля охватила значительную географическую площадь и стала едва ли не движущей силой увеличения товарооборота во всей стране.

 

3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Торговля приобретает доминирующее положение как к конечному потребителю товаров, так и по отношению к товаропроизводителю.

Проблемы в продовольственной рознице, а особенно в формате организованной торговли, возникли с наступлением мирового экономического кризиса, начавшегося в сентябре 2008 года.

Наметились проблемы в сбыте товаров, которые вскрыли потребность в существовании и эффективном функционировании каналов распределения в народном хозяйстве. В условиях кризиса, когда в розничном сегменте стали возникать проблемы, в том числе и в сотрудничестве торговых сетей с производителями, последние концентрируют свои усилия на расширении направлений своей деятельности, ориентируясь на конкретные клиентские сегменты и новые каналы распределения.

Последствия кризиса затронули, в первую очередь, социально значимую сферу торговой активности -розничную торговлю.

Розничная торговля призвана удовлетворять потребности людей и вкус хорошей жизни почувствовали покупатели России, Индии, Китая и многих других стран. Приходит понимание того, что розничную торговлю ожидают серьезные изменения.

В регионах Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, находится в стадии стремительного роста. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей. Действительно, ритейл - весьма удобная структура и для деятельности продавцов, и для удовлетворения потребностей покупателей.
Оптовая торговля при этом не прекращает своё функционирование, а осуществляет посредничество между производителем продукции и розничным продавцом. Таким образом, развиваясь с 1994 года, региональная сетевая торговля охватила значительную географическую площадь и стала едва ли не движущей силой увеличения товарооборота во всей стране.

Однако любой прогресс сопряжен со множеством проблем. Одну из них можно сформулировать в виде вопроса: как при таком количестве сетевых торговых компаний вести прибыльный бизнес внутри сети, создавать новые сети и даже продвигать их на международный уровень?

Для того чтобы ответить, прежде всего, следует выяснить, что представляет собой розничный рынок в России, какие бизнес-модели особенно котируются на данный момент в экономике, а главное, как происходит конкурентная борьба между компаниями одной торговой сети.
Проблемной зоной представляется и падение покупательской способности населения. Количество магазинов и фирм на рынке растёт, однако в некоторых регионах до сих пор не достигнут желаемый уровень здоровой конкуренции, что также тормозит развитие торговых сетей.

В большей части регионов розничный сектор охватывает примерно 50% рынка. Если ранее торговые сети могли включать в себя магазины лишь одного формата, например, только гипермаркеты или дискаунтеры, то теперь они становятся мультиформатными. Также следует отметить, что наиболее сильная концентрация розничной торговли находится в Москве и Санкт-Петербурге: эти два города являются основными звеньями для поставщиков, ориентация только на них зачастую ограничивает возможную экспансию сетей.

Для того чтобы розничная сеть превышала уровень самоокупаемости, необходима подходящая бизнес-модель. Если проанализировать деятельность ведущих ритейлеров страны, то можно сделать вывод: залог успеха – в централизованном методе управления, что гарантирует быстрое исполнение команд, отсутствие разногласий между менеджерами одного уровня.

В России сформировалось несколько моделей управления региональными торговыми сетями.

В первую очередь следует сказать о так называемой «инвестиционной» модели. Она непопулярна и лишь частично связывает объекты торговой сети. Магазины в этом случае имеют либо единый инвестиционный центр, либо пользуются общей торговой маркой.

Самой удобной и эффективной во всех отношениях является «централизованная» модель. Общий центр определяет не только закупочные условия, но и ассортиментную, и ценовую политику. Если ритейлер владеет распределительными центрами, то такой стиль руководства - реальный шанс за короткие сроки стать лидером в конкурентной борьбе. Проблему могут представлять лишь организация дистанционного управления и создание каналов передачи информации, что вполне осуществимо в эпоху развивающихся технологий.

Более распространенной считается «холдинговая» модель. Множество российских фирм избирает для продвижения продукции именно этот вид менеджмента. Его главная особенность состоит в том, что центральный офис определяет всю закупочную политику сети. Подобный стиль управления приемлем для розничных торговцев, не имеющих распределительных центров. Холдинговая система предполагает быстрое расширение сети, её выход на международный уровень. Это требует больших вложений, поэтому каждый магазин вынужден устанавливать достаточно высокие цены, что отрицательно сказывается на здоровой конкуренции в стране.

Всё реже встречаются на региональном рынке сети с «лоточной» моделью управления. Центральный офис в этом случае представляет собой не чуткого надзирателя, а «жесткого» контролера. Таким образом, отдельный магазин не имеет никаких рычагов управления, и сбои в верхней системе менеджмента могут привести к задержкам в работе отдельных торговых точек.

Особый интерес представляет собой система франчайзинга на розничном рынке, которая также может рассматриваться как вид расширения и продвижения сетей в регионы. Многие компании покупают у иностранных или отечественных производителей так называемую франшизу (право на использование торговой марки) и реализуют продукцию в различных регионах страны. Примером может служить турецкая сеть «Рамстор», магазины которой прочно заняли российский рынок. Однако подобная практика применяется лишь в последние годы.

В России наиболее популярными считаются «холдинговая» и «централизованная» модели управления. Последняя является практически универсальной и наилучшей для выхода на новые региональные рынки. Добиться экспансии нелегко, но возможно. Зачастую ей способствуют такие явления, как слияние или поглощение. Крупная торговая сеть, «захватывая» более мелкие, расширяется, становится более значимой на национальном уровне. При грамотном управлении в описанном случае создаётся почва для выхода на мировой рынок. То же происходит и при слиянии двух равнозначных торговых сетей. Образуя мощный тандем, розничные операторы компаний решают все внутренние проблемы посредством «внешних» успехов на региональном рынке.

Если в западных странах франчайзинг основан на новейших технологиях и законодательная база всех проектов крепка, то в России существует множество экономических и сoциально-правовых проблем, связанных с приобретением права продажи чужой продукции. В основном развитие франчайзинга в региональных сетях тормозят нестабильность экономики и отсутствие у розничных продавцов нужной суммы стартового капитала для заключения контракта с франшизором. Относительно перспектив роста следует сказать, что законодатели работают над усовершенствованием правовых прoграмм, которые выведут франчайзинг в России на новый уровень. Кроме того, владельцы региональных сетей упрощают создающую немало проблем сложную структуру бухгалтерского учета.

Немаловажным является и выбор ценовой политики. Розничные торговцы, начинающие реализацию многономенклатурной продукции, чаще всего прибегают к методу под названием «снятие сливок».

Залог осуществления удачных торговых операций в регионах – грамотная ассортиментная и ценовая политика. Анализируя финансовое положение предприятия, потребнoсти покупателей, а также стратегические задачи компании, руководитель определяется со стилем конкурентной борьбы. В региональных сетях применяются вертикальный, горизонтальный и комплексный методы изменения ассортимента продукции. Вертикальный подход основывается на непосредственном сужении или расширении ассортимента в отрасли, горизонтальный – на диверсификации набора товаров в рамках настoящей деятельности. Комплексный подход включает в себя два выше перечисленных. Российские ритейлеры избирают преимущественно горизонтальный метод, реже – вертикальный. Здоровая конкуренция на рынке не приемлет резких колебаний количества товаров.

Устанавливая по всем регионам высокие цены на уникальные товары, предприниматели не понижают ставки, пока не упадёт спрос. На начальных этапах продвижения региональных торговых сетей многие головные офисы выбирают политику заниженных цен, чтобы быстро проникнуть на рынок и завладеть покупательской аудиторией. Однако большинство ритейлеров стремится устанавливать стабильные цены, что обеспечивает и стабильную прибыль. Если говоить о перспективах в развитии ценовой политики, то региональные сети делают ставку на максимально эластичные цены, что также поддерживает здоровую конкуренцию в отрасли.

Как уже было сказано, главными центрами розничной торговли в стране до сих пор остаются Москва и Санкт-Петербург. Однако площадей для работы сетей в этих городах сейчас катастрофически не хватает, что делает региональную экспансию не только полезнoй, но и необходимой.

Ведущие ритейлеры нацелены на Москву (более 30 % всех инвестиций розничных предпринимателей и 30% объёма продаж), Московскую область, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Эта группа регионов находится на стадии стремительного роста количества торговых точек. Им принадлежит до 40% продаж лидирующих сетей. Остальные 30% отданы другим регионам России с ещё развивающейся инфраструктурой и экономикой в целом.

Само по себе расширение сети является выгодным делом, но на начальных этапах требует больших капиталовложений. Специалисты предприятия оценивают риск и степень рентабельности деятельности сети на выбранной территории.

Среди факторов внутренней среды, спосoбных оказать влияние на розничную торговлю можно выделить следующие:

- Структурные. К ним относиться организационная структура управления, миссия организации, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления. Оптимально построенная организационная структура управления способна организовать эффективные связи между сотрудниками, а четкое разделение функций и обязанностей способствует эффективному и быстрому принятию решений;

- Ресурсные: наличие конкурентоспособных поставщиков товаров. В данном случае под конкурентоспособными поставщиками понимаются поставщики, предлагающие либо товары лучшегo качества, либо по более низкой цене.

- Столичные и иностранные розничные компании имеют больше возможностей для выбора лучших поставщиков товаров за счет того, что их магазины могут находиться в других регионах, что позволяет заключить тесные долговременные связи с производителями продуктов питания в этом регионе. Здесь же следует отметить эффект масштаба, который проявляется прежде всего в возможности покупки у одного поставщика сразу большой партии товаров не только для одноrо магазина, но для всей торговой сети, что в конечном итоге позволяет столичной компании представить в магазине более широкий ассортимент товаров, чем местной региональной компании.

- Разнообразие поставщиков создает для компании возможность пополнения ассортимента магазина так называемыми эксклюзивными товарами, под которыми понимаются товары, которых нет в других магазинах на данном рынке. Если эксклюзивный товар отличается более высоким качеством и относительно низкой себестоимостью, то наличие его в ассортименте магазина приносит не только дополнительную прибыль (на такой товар есть возможность сделать более высокую наценку, поскольку такого товара нет в других магазинах города), нo и делает магазин наиболее привлекательным для покупателя, повышая тем самым его конкурентоспособность;

- Технические. К ним относятся: технологии, применяемые в компании; используемое торговое оборудование в магазинах; системы автоматизации на предприятии; качество обслуживания покупателей.

В настоящее время в розничной торговле появилось множество разнообразных инструментов, способных повысить эффективность работы магазина. Одним из таких инструментов является использование автоматизированных систем управления, которые обеспечивают оперативность сбора, обработки и анализа самoй различной информации, на основе которой принимаются управленческие решения.

- Сегодня появились специальные информационные продукты, позволяющие автоматизировать любые бизнес-процессы в компании: управление торговлей, управление персоналом, управление финансами, управление маркетингом, управление закупками и другие. Автоматизация бизнес-процессов позволяет повысить при этом эффективность всей работы компании при этом снижая затраты.

Использование автоматизированных систем управления выгодно для розничной торговой компании выгодно не только на этапе закупок, но и на этапе реализации товара в торговой точке. Современные программные продукты позволяют наиболее эффективно организовать планировку торгового зала, выкладку товаров и определить оптимальное количество рекламных материалов.

Современное торговое оборудование позволяет моментально фиксировать объемы продаж любого товара в каждый промежуток времени: час, сутки, день, неделя, месяц и т.д. Использо0вание при этом автоматизированных систем управления позволяет оперативно проанализировать показатели товарооборота любого товара в торговой точке, что в конечном итоге позволяет рационализировать процесс закупки каждого товара во избежание порчи и сохранения качества.

В настоящее время, качественный сервис и возможность воспользоваться дополнительными услугами (оплата сотовой связи, Интернета; возможность оплатить покупку пластиковой картой и другие) в магазине играет все большую роль в выборе магазина для совершения покупки. Не случайно столичные компании открывают свои магазины, как правило, в составе торговых и торгово-развлекательных центров. Покупатель, посетив универсальный торговый центр, имеет возможность не только приобрести продукты питания и сопутствующие им товары, но и другие: одежда, обувь, бытовая техника и ряд других товаров. Таким образом, ассортимент магазина и дополнительные услуги, предоставляемые покупателю, также являются фактором конкурентоспособности компании;

- Управленческие. К ним относятся: менеджеры; функционирование системы менеджмента, организация основных бизнес-процессов. Насколько четко и быстро реагирует система управления на изменения, настолько эффективно она функционирует.

Розничная торговля относиться к такой отрасли, в которой быстрота принятия решений играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности компании. Внешняя среда постоянно изменяется, что связано не только с появлением новых конкурентов, но и действиями конкурентных сил на рынке. Действия конкурентов могут быть весьма разнообразны: изменение цен на товары, появление новых позиций товаров в ассортименте, появление новых технологий торговли и другие. Поэтому, чем быстрее компания среагирует на действия конкурентов, тем больше вероятности, что компания сохранит своих покупателей и обеспечит свою конкурентоспособность.

Структура управления компанией должна способствовать быстрому принятию решений при изменении внешней среды. Организация бизнес-процессов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наиболее оптимальную организацию всей торговли, начиная от определения наиболее оптимального ассортимента товаров, заканчивая и заканчивая непосредственно реализацией товаров в магазине;

- Рыночные. К ним относятся: доступ к рынку ресурсов, необходимых организации; доступ к рынку новых технологий; использование новых маркетинговых инструментов; использование мерчандайзинга.

Доступ к рынку новых технологий позволяет компании получить дополнительное конкурентное преимущество за счет использования технологии, которую компания-конкрурент реализовать у себя не может по ряду причин: финансовых, отсутствие опыта и другие. Именно за счет доступа к рынку новых технологий (использование систем самообслуживания взвешивания товаров, определение через сенсорную панель местонахождения нужной группы товаров, определение покупателем по штрих-коду цены товара и др.), столичные и зарубежные розничные компании наиболее конкурентоспособны перед региональными компаниями;

- Реальное существенное улучшение качества оказываемых торговлей услуг и торгового обслуживания в территории требует продуманных и согласованных управленческих решений на макро-, мезо- и микроуровнях [Более подробно можно рассмотреть динамику оборота розничной торговли в Приложении 3]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучая информацию о теоретически аспектах организации предприятий розничной торговли и рассмотрев развитие розничной торговли в г.Екатеринбург автор сделал ряд выводов.

Розничная торговля - это законченная ступень структуры распределения товаров.

Взаимоотношения между субъектами розничной торговли – продавцом и покупателем - в подавляющем количестве стран регламентируются законодательством.

Современное развитие розничной торговли охарактеризованно крупными изменениями методах продаж, в типах магазинов, и формах обслуживания.

Наравне со специализацией и величиной торгового предприятия на выбор места его дислокации оказывают влияние:

- Радиус действия магазина и его рынок сбыта;

- Потенциальные покупатели - их число, уровень доходов, возрастной состав, социальная структура и его особенности;

- Конкуренты -их кол-во, масштабы, отличия;

- Транспортные и пешеходные потоки;

- Наличие путей для подъезда и кол-во автостоянок.

Эффективность в торговле принято оценивать следующи­ми показателями: издержки обращения, товарооборотом, активы, личный капитал.

Главным показателем объема деятельности в торговле является объем товарооборота - общая сумма проданных то­варов.

Из-за кризиса в экономике и возникших вследствие проблем и трудностей приходится искать новые возможности роста торгового бизнеса и способы увеличения эффективности региональной торговли и ее субъектов.

Екатеринбург продолжает удерживать лидерство по объему розничного товарооборота. В 2014 году этот показатель составил 700 млрд руб.

Стоит отметить, что в настоящее время в Екатеринбурге работают 3838 предприятий, торгующих в розницу, в том числе 1271 продовольственный и 2502 непродовольственных магазина, 31 торговый центр и 34 торговых комплекса. Их общая торговая площадь - 1,76 миллиона квадратных метров, что на 86,5 тысячи больше, чем на 1 января 2013 года. Обеспеченность торговыми площадями по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1,34 тыс. кв. м. на 1 тыс. жителей.

Из негативных моментов автор выделил следующие:

- Наблюдаются недочеты в развитии услуг региональных и местных сетевых предприятий торговли, когда обеспеченность торговыми площадями в Екатеринбурге уже превышает рекомендуемые нормативы в других городах, районных центрах и поселениях предприятий торговли, современных форматов явно недостаточно;

- Обнаружены довольно существенные расхождения результатов по комплексу маркетинга и сводной социальной результативности торговых услуг на основе оценки специалистов торговли и покупателей. Такое положение можно оценить недостатком внимания кураторов к рыночным характеристикам услуг розничных торговых предприятий, отвечающим требованиям рынка и реально способствующим улучшению качества

- жизни населения территории.

Изучение ситуации на рынке торговых услуг Свердловской области, проведенная оценка их эффективности, а также изучение опыта работы территориальных органов управления отраслью позволило сформулировать основные направления совершенствования услуг на территориальном уровне:

- Внесение изменений и дополнений в основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ;

- Разработка стратегии развития торговли в РФ на 2015–2018 гг.;

- Разработка механизмов ограничения роста цен на товары первой необходимости;

- Сбалансированное развитие различных форм розничной торговли, в первую очередь торговли сельскохозяйственной продукцией;

- Развитие инфраструктуры оптовой торговли;

- Создание условий для развития конкуренции в торговле;

- Усиление контроля за нарушениями антимонопольного законодательства в деятельности торговых организаций;

- Разработка и реализация современных требований к обустройству объектов торговли, а также профессиональных требований к персоналу,

- занятому в сфере торговли;

- Разграничение полномочий органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и улучшение координации их деятельности по вопросам развития торговли;

- Необходимо одновременно активней стимулировать спрос и производство, развивать каналы распределения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 22 сентября 2009 года N 218-ФЗ (Российская газета, N 179, 24.09.2009) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 октября 2009 года N 229-ФЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Налоговый кодекс Российской Федерации Ф З от 22 июля 2008 г. № 155- ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Багиев Г.Л., Козейчук Д.А. Оценка стоимости бренда потребительских товаров с учетом фактора лояльности: учебно-методическое пособие -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. -77 с.

5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. -СПб: Питер, 2007. -736 с.

6. Бакшт К. А. Усиление продаж / Константин Бакшт. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 295 с.

7. Буланов А. Завтра-маркетинг. - СПб: ИД «Питер», 2008. -253 с.

8. Бронникова Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика : учеб. пособие / Т. С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2010. - 208 с.

9. Григорьев М. Н. Маркетинг : учеб. пособие / М. Н. Григорьев. - М. : Юрайт, 2010. - 366 с.

10. Гузелевич Н. Ю. Фокусы мерчандайзинга. Эффективные "трюки" для торговцев и поставщиков / Наталия Гузелевич. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 158 с.

11. Димитриева З. М. Управление продажами в любых условиях. Как

найти таких продавцов, которые действительно будут продавать? / З. М.

Димитриева. - СПб. : Речь, 2010. - 248 с.

12. Дубровин И. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / И. А. Дубровин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2010. - 311 с.

13. Жданова Т.С. Собственная торговая марка в российских условиях // Бренд менеджмент - 2008. -№ 6. -С. 362-371.

14. Захарова Ю. А. Стратегии продвижения товаров / Ю. А. Захарова. - М. : Дашков и К, 2010. - 157 с.

15. Карх Д.А. Совершенствование услуг розничной торговли на потребительском рынке (на примере Свердловской области)// Серия экономика и управление. Изд-во УГТУ – УПИ.- 2010г.- № 4.- С.86-92

16. Михайлов Д. М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) : учеб.-практ. пособие / Д. М. Михайлов. - М. : КноРус, 2010. - 448 с

17.Наумов В.Н., Шарапова О.А. Формирование восприятия собственной торговой марки розничного предприятия // Бренд-менеджмент. -2009. - № .

18.Николаева Т. И. Карх Д. А. Комплексная оценка результативности торговых услуг розничных предприятий Свердловской области /Т. И. Николаева, Д. А. Карх // Изд-во УрГЭУ.- 2010г.- № 2 .- С.129-135

19.Нечаева Е. В. Маркетинговое управление товарным ассортиментом предприятия : автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. В. Нечаева ; Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : [б. и], 2010. - 23 с.

20.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М.: ИНФРА-М, 2007. 512 с.

21. Селезнева Н.Н. , Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 . 479с.

22. Современный экономический словарь./Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. - М.: Инфра-М, 2008 . 478 с.

23. Сысоева С. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент / С. Сысоева, Е. Бузукова. - СПб.: Питер, 2010. - 285 с.

24.Теплухин А. Матрица эффективных продаж и маркетинга. Антикризисная перезагрузка / А. Теплухин. - М. ; СПб. : АСТ: Прайм-Еврознак: ВКТ, 2010. – 312с.

25. Деловой квартал Бизнес-Wikipedia Рейтинг продуктового ритейла в Екатеринбурге http://ekb.dk.ru/wiki/rubrics





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.