Критерии оценки творческого задания. Оценка «отлично»: соблюдены все требования, предъявленные к творческому заданию, автор проявил самостоятельность и творческий подход при изложении материала, использовал необходимую литературу и Постановления Пленумов ВС РФ. Оценка «хорошо»: соблюдены не все требования, предъявленные к оформлению творческого задания, при этом автор проявил самостоятельность и творческий подход, использовал необходимую литературу. Оценка «удовлетворительно»: соблюдены не все требования, предъявленные к заданию, изложенный материал недостаточно аргументирован. Оценка «неудовлетворительно»: творческое задание выполнено формально, без учета научных положений и рекомендаций Пленумов ВС РФ. 1..Иногда для того, чтобы человек проговорился, достаточно сделать вид, что тебе хорошо известны какие-то факты, которые скрывает твой партнер или противник. И если обман удался, собеседник перестанет хранить «устаревшие» тайны. В. Суворов пишет в романе «Аквариум»: «Для этого есть только один путь: сделать вид, что я понимаю, о чем идет речь, и тогда в случайном разговоре кто-либо действительно знающий может сказать чуть больше положенного. А одной крупицы иногда достаточно, чтобы догадаться». Раскройте сущность психологических механизмов, которые лежат в основе данного приема. 2.Какой прием эмоционального воздействия лежит в основе поведения царя Иудеи Соломона (900-е гг. до н.э.)? Возможно ли применение его психологической сути при производстве очной ставки? Каким образом и при каких обстоятельствах? «Две женщины утверждали, что именно она – мать ребенка. И сказал царь: «Эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой живой». И сказал царь: «Подайте мне меч... рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: «О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!» А другая говорила: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите!» И отвечал царь и сказал: «Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его: она – его мать!» (3 Цар., 3). 3.Ознакомьтесь с приведенными ниже отрывками из воспоминаний известных политиков, ответьте на вопросы. В чем заключается сущность проведения проверки с использованием полиграфа? Можно ли управлять психофизиологическими реакциями? Как внешние условия влияют на мотивацию поведения и стрессоустойчивость личности? По каким внешним признакам можно определить девиантность поведения личности? 4.В современной России уже никто не оспаривает «право полиграфа на жизнь». Полиграф стоит в том же ряду, что и другие широко распространенные технические средства исследования объектов реального мира, изобретенные, принятые человеческим сообществом и служащие его благу. Критиковать полиграф, отвергать его полезность и нужность так же нелепо, как клеймить позором и подвергать сомнениям полезность и нужность таких устройств, как барометр или градусник. Но место полиграфа в уголовном судопроизводстве все-таки окончательно не определено. По поводу «прописки полиграфа» в научной литературе до сих пор идут острые дискуссии. Такие видные ученые-юристы, как В.А. Образцов, Е.Р. Российская, Н.А. Селиванов и др., пришли к выводу о целесообразности применения полиграфа в отечественном уголовном процессе. В.Е. Коновалова, А.М. Ларин, B.C. Шадрин и др. остались на позиции, согласно которой применение полиграфа в ходе расследования уголовных дел считается принципиально невозможным. Не подвергая сомнению право каждого из ученых и практиков иметь собственное суждение по проблеме использования полиграфа в уголовном судопроизводстве, выскажите свое мнение по вопросу о возможности его внедрения в отечественную, не только оперативную, но и следственно-судебную практику, Промежуточная аттестация. 7.6.1. Примерные вопросы к экзамену: 1. Понятие тактического приема. Классификация тактических приемов. 2. Понятие, виды и процессуальные основы допроса. 3. Процессуальные основы допроса несовершеннолетних и малолетних на предварительном следствии. 4. Психологический механизм формирования показаний. 5. Понятие психологического контакта и тактика его установления. 6. Тактика допроса в бесконфликтной ситуации. 7. Тактика допроса в конфликтной ситуации. 8. Тактика допроса обвиняемого, подозреваемого. 9. Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. 10. Тактика допроса свидетеля. 11. Тактика допроса потерпевшего. 12. Тактические приемы допроса и их классификация. 13. Психология допроса 14. Понятие и признаки нетрадиционных методов и средств криминалистики. 15. Значение нетрадиционных методов исследования в криминалистике. 16. Причины применения нетрадиционных средств и методов криминалистики. 17. Классификация следственных задач, решаемых с помощью нетрадиционных методов исследования. 18. Связь спецкурса «Нетрадиционные методы и средства криминалистики» с иными учебными дисциплинами. 19. Теоретические и правовые основы применения нетрадиционных средств и методов криминалистики. 20. Классификация нетрадиционных средств и методов. 21. Нетрадиционные средства и методы общего характера: общенаучные и частнонаучные методы. 22. Методы базовых наук. 23. Методы исследования различных объектов поисково-познавательной деятельности. 24. Методы по степени их освоения и признания практикой расследования преступлений. 25. Нетрадиционные методы исследования уголовно-правового характера: методы отдельных субъектов исследования 26. Методы, применяемые на различных стадиях расследования. 27. Методы по степени их правового регулирования. 28. Методы исследования по видам решаемых следственных задач. 29. Правовой аспект проблемы применения нетрадиционных средств и методов криминалистики. 30. Технический аспект проблемы применения нетрадиционных средств и методов криминалистики. 31. Тактический аспект проблемы применения нетрадиционных средств и методов криминалистики. 32. Этический аспект проблемы применения нетрадиционных средств и методов криминалистики. 33. Использование результатов применения нетрадиционных методов в расследовании и предупреждении преступлений. 34. Гипноз. 35. Биоритмология 36. Экстрасенсорика. 37. Криминалистическая генотипоскопия. 38. Нейролингвистического программирования. 39. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий. 40. Перспективы развития криминалистической одорологии. 41. Исследование звуко- и видеоинформации. 42. Методические требования к полиграфам. 43. Виды вопросов, используемых в ходе опроса с использованием полиграфа. 44. Оценка реакций, наблюдаемых в дыхании. 45. Оценка реакций, наблюдаемых в сердечно-сосудистой системе |