МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ





ЛЕКЦИЯ 6. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ОБЩЕНИЯ

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

Ф. Ларошфуко

«В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы «читаем» его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний, психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Суть процесса восприятия и понимания человека человеком отражена в приведенной выше цитате Сергея Леонидовича Рубинштейна (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1960, С. 180).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Назвав восприятие «социальным» он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.

Джером Сеймур Брунер / Jerome Seymour Bruner (р. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

Дж. Брунер под социальной перцепцией понимал обусловленность процессов восприятия социальными факторами. В настоящее время под социальной перцепцией понимают восприятие так называемых социальных объектов, куда включаются личности, малые и большие группы.

Довольно часто в научной литературе понятие «социальная перцепция» используется в узком значении: под социальной перцепцией понимают восприятие субъектом субъекта (межличностное восприятие) в процессе общения.

Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, постепенно выстраивается взаимодействие. По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель.

 

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

К механизмам социальной перцепции относят: идентификацию, рефлексию, каузальную атрибуцию.

5.2.1 ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (перцептивная) (англ. perceptual identification) — один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).



Идентификация это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я».

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ(от греч. empatheia — сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование).Способность к Э. — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. …

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации.Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическаяЭ.) и за другого (гуманистическаяЭ.).

Сопереживая,человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствиичеловек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия— теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, Т. П. Гаврилова).

Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты (Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979). Эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).

Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости. В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом.

Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника, менеджера. В большинстве случаев высокая профессиональная эмпатийность — результат специального обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатическому вниманию (слушанию).

 

5.2.3. РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. … Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Рефлексия это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Обратная связь это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Другими словами это реагирование на действия партнера. Эффективная обратная связь предполагает описание поведения человека без приписывания мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Обратная связь тем более объективна, чем больше в ней информации о партнере и его конкретном поступке, и чем меньше о взаимоотношениях. Объективная обратная связь вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание понять, изменить поведение, помогает партнеру лучше разобраться в своем собственном поведении и его последствиях.

Стереотипизация это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам. Стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека, сделать его понятным, а, следовательно, прогнозируемым. Однако стереотипизация может и ограничивать восприятие человека, а, следовательно, и его поведение.

Стереотипы восприятия

На эффективность общения большое влияние оказывают также стереотипы восприятия.

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

Эффекты стереотипизации:

Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффекты последовательности:

Эффект первичности(эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Стереотипы могут играть положительную роль во взаимоотношениях с людьми, так как они экономят энергию, способствуют более быстрой реакции автоматически реагировать во многих случаях. Вежливость с собеседником — выработанный у многих стереотип, который позволяет устанавливать контакт.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotype; от греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о к.-л. явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (син. социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом значении термин «стереотип» ввел амер. социолог У. Липпманн(Lippmann) в книге «Общественное мнение» (1922). Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут «социальный» позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип; ритуал). Однако термин «С. с.» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальнойгруппе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется «предубеждением» (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Уолтер Липпман (1889-(18890923)1974) — американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения.

Познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, — фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды.

Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».

 

5.2.5. КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Г. Гегель

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков — каузальная атрибуция.

Механизм каузальной атрибуции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (англ. causal attribution, от англ. attribution — приписывание, наделение + лат. causa — причина) — атрибуция относительно причинсвоего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий (А. В. Юревич, А. В. Петровский Социальная психология. Словарь).

Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение (Г. М. Андреева Содержание и эффекты межличностного восприятия // Социальная психология Третье издание М.: Наука, 1994).

Келли Гарольд / Kelley, Harold H.(р. 1921).Все научные вклады Г. Келли связаны с социальной психологией и относятся к теории малых групп, включая теорию атрибуции, рассматривающую восприятие причин поведения, и к изучению близких отношений.

Хайдер Фриц / Heider, Fritz (1896—1988). Хайдер работал в исследовательской лаборатории Курта Коффки, занимаясь проблемами, связанными с глухотой. Концепции Хайдера изложены в его книге «Психология межличностных отношений» (The psychology of interpersonal relations).

Ли Росс / Lee Ross(1942) — профессор психологии Стэнфордского университета США, один из основателей Стэнфордского центра по изучению конфликтов и переговоров, действительный член Американской академии наук и искусств.

МЕРА И СТЕПЕНЬ АТРИБУЦИИ

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1 соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;

2 соответствие действия культурным нормам.

ТИПЫ АТРИБУЦИИ

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель – личностную.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.