II - этап углубленного разучивания движения Наглядный. Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей». Приёмы наглядного метода 1)Показ физических упражнений 2)Использование наглядных пособий 3)Имитация 4)Зрительные ориентиры 5)Звуковые ориентиры 6)Тактильно-мышечная помощь Практический Практические методы связаны с «практической и двигательной деятельностью детей», обеспечивают «действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно - моторных ощущениях» Применяется для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и полноценного усвоения двигательных действий. Приёмы практического метода_ 1)Повторение упражнения 2)Проведение упражнений в игровой форме 3)Проведение упражнений в соревновательной форме. Словесный(вербальный метод) Активизирует мышление ребёнка,помогает целенаправлению воспринимать технику движения. Приёмы вербального метода: 1)Название упражнения 2)Описание 3)Объяснение 4)Пояснение 5)Указания 6)Команды 7)Распоряжения 8)Вопросы к детям 9)Рассказ 10)Беседа Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях». 4) Этапы обучения дошкольников двигательным действиям (цель, задачи, содержание каждого этапа). Цель исследования - разработать технологию поэтапного формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процессформирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: технология поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. Задачи исследования: изучить научную литературу по проблеме формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста; разработать технологию поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям и апробировать ее в практике работы дошкольных образовательных организаций. Технология поэтапного обучения детей физическим упражнениям опирается на закономерности формирования двигательных навыков и включает три этапа: I - этап первоначального разучивания двигательного действия; II - этап углубленного разучивания движения; III - этап совершенствования техники движения. I - этап первоначального разучивания двигательного действия На первом этапе - первоначального разучивания движения-ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном акте, научить выполнять его в общих чертах, то есть, соблюдая правильную последовательность элементов. Продолжительность первого этапа - одно занятие. В виду того, что первоначальное представление о движении может быть создано только один раз, на следующем занятии будут ставиться уже другие задачи. На данном этапе необходимо оказать воздействие на все основные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания,активизировать его сознание. Для этого воспитатель использует разнообразные приемы обучения примерно в такой последовательности. 1) Название упражнения. 2) Слитный показ: правильный, безукоризненно четкий показ образца движения, без каких-либо комментариев. Он выполняется воспитателем от начала до конца, в надлежащем темпе, что позволяет детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению. 3) Подетальный показ движения в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. 4) Самостоятельное выполнение упражнения детьми II - этап углубленного разучивания движения Воспитатель следит за выполнением упражнения каждым ребенком, для этого он проверяет по колонам. Одна колонна выполняет движение, педагог при этом словом или мягким исправлением позы оказывает индивидуальную помощь отдельным детям. Стоящие в другой колонне дошкольники слушают указания воспитателя и видят практический пример, к которому надо стремиться. Этап углубленного разучивания движения можно считать пройденным, если абсолютно все дети в группе могут выполнить движение осознано, то есть, по слову. III - этап совершенствования техники движения. На третьем этапе - совершенствования техники движения - решаются задачи закрепления и совершенствования приобретенного навыка владения двигательным действием, создание условий для применения его в подвижных играх и повседневной деятельности, стимулирование самостоятельности и творчества детей. На данном этапе ребенок сознательно воспринимает задание, внимание его сосредоточено на качестве движений, так как действия уже автоматизированы. Последовательность методических приемов примерно следующая. 1) Название упражнения. 2) Самостоятельное выполнение упражнения детьми. 3) Творческие задания по выполнению движений. Технология поэтапного обучения физическим упражнениям направлена не только на формирование двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств, но и на развитие творчества, раскрытие духовного потенциала детей дошкольного возраста 5) Характеристика физических упражнений как основного средства физического воспитания дошкольников. Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д. По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость. Возникновению физических упражнений способствовали трудовые процессы, охота, религиозные обряды, инициации и многие другие события и процессы, происходящие в обществе. Физическое упражнение-основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач ,всестороннего развития личности ребёнка. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма. Термин »упражнение »в теории и практике физического воспитания имеет два значения .Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания, А также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами. Здоровье человека невозможно без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха. Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении и дома определены медицинскими рекомендациями. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка. №6 Дать определение понятиям физическая подготовленность, физическое развитие, физические упражнения, физическая культура Физическая подготовленность - уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности; отражает результат физической подготовки. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма Физическое упражнение - элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития Физи́ческая культу́ра — деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. №7 Сущность обучения двигательным действиям. Характеристика этапов обучения детей двигательным действиям. Этапы обучения дошкольников двигательным действиям (цель, задачи, содержание каждого этапа). Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений. +СМОТРИ БИЛЕТ №4 (Этапы обучения) №8 Понятие техники двигательного действия, её компоненты. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности формирования двигательных навыков. Условия их формирования. Физическое упражнение – это двигательное действие, специально организованное, используемое в соответствии с задачами и закономерностями физического воспитания. Цель физического упражнения – преобразовать тело человека, оказать определенное воздействие на организм. Любое двигательное действие рассматривается со стороны его содержания и формы. Содержание физического упражнения определяется его целью, т.е. тем влиянием, которое оно оказывает на организм. Форма – это техника упражнения. Содержание и форма взаимосвязаны. Двигательный навык-автоматизированное умение, двигательный автомат, образовавшийся в результате обучения, вследствие многократного повторения определ. Двигательного действия. Двигательное умение- умение, не доведенное до значительной степени автоматизации. результат сознательного обучения. I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта. I стадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. II стадия — более продолжительна по времени. Она характе ризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшает ся. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. III стадия — стабилизация навыка, уточнение динамичес кого стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения ста новятся экономичными, свободными, точными и раскованными. Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует дви жение в игровой и жизненной ситуации. Он варьирует движение, переносит его в новые ситуации. Роль сознания и эмоций при обучении движениям При обучении ребенка движениям большое значение имеет воспитание в нем осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремленное выполнение упражнений, творческое его выполнение. Обучая движению, необходимо создать у ребенка положительное эмо циональное состояние, заинтересовать в выполнении этого движения, вызвать желание качественно выполнить его. Успешность усвоения детьми знаний и двигательных навыков зависит от условий, в которых происходит обучение. Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. И об этом следует позаботиться педагогу. Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, оказывает благотворное влияние на повышение качества дви-жения. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений. |