Основные тенденции романтизма в литературе ü Элегический романтизм (Жуковский): герой с меланхолическим настроением; поэзия Батюшкина: поэт обращается к сфере античности ü Гражданский романтизм (Кондратий Рылеев) и поэты-декабристы ü Мистический романтизм (Лермонтов) / «Демон» Во 2-й половине 30-х гг. Лермонтов начинает работать над жанром трагической романтической поэмы. Знаковым произведением становится «Демон», который поглощает особенности мистического романтизма. Поэма потерпела 8 редакций. Истокам замыслов становится стихотворение «Мой Демон», в котором создается образ «печального демона духа изгнанника». Основой поэмы является история о падении ангела. В «Демоне» находят отражения черты предшествующих героев мировой литературы (Фестофель, Байрон, Демон Пушкина). Трагическая коллизия является источником драмы героя. Она заключается в несовместимости в стремлении неограниченной свободе и неизбежности расплаты за нее. Лермонтов возвышает своего героя. Дух познания в тоже время олицетворения зла, демон изображен в стремлении к добру и вере, в тоже время показан как герой воплощающий торжество скепсиса. История любви демона и Тамары является история испытания героя, любовь к Тамаре несколько страсть, сколько чувства позволяющие избавиться от одиночества и обрести гармонию с миром. Она оказывается недостижимой, поскольку Демон не может преодолеть презрение к человечеству, гордыню – это его трагедия. Лекция № 3 Специфика русского реализма План: 1. Эстетические принципы реализма, специфика героя. 2. Русский «критический реализм» и натуральная школа. 3. Русский реалистический роман второй половины 19 века. 1. Реализм («вещественный») – художественное направление в искусстве и литературе, зародившееся в 1820-е гг. 19 века, утверждавшее идеи правдивости, простоты вымысла, объективного изображения действительности. Эстетические принципы: 1. Достоверное изображение объективной действительности. В центре – человек во взаимосвязях с социальной средой. 2. Принцип историзма (изображение эпохи, исторических закономерностей). 3. Принцип детерминизма (причинно-следственная связь личности и обстоятельств) 4. Принцип типизации 5. Место действия – повседневные, обыденные условия жизни. Реалистический герой «Типический характер в типических обстоятельствах». Герой, в чертах которого отражены общие признаки определенного поколения или определенной социальной группы. 2. «Критический реализм» и натуральная школа В.Г. Белинского · 1840-е гг. – «эпоха Н.В. Гоголя» · Натуральная школа – начальный этап развития критического реализма. · Новые принципы литературы: А) «Поэзия действительности» Б) простота вымысла В) народность и совершенная истина жизни Г) критика существующей действительности · Задача литературы – показать жизнь подробно, предельно точно, зафиксировать наблюдения за физиологией русской жизни. Идеи натуральной школы и критического реализма выразились в сборниках очерков 1844-1845.: · «Физиология Петербурга» (герои – люди 3-его сословия) · «Петербургский сборник» (очерки И.С. Тургенева, Н. Герцена, Н. Некрасова, роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди») Романы критического реализма: · Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (В.Г. Белинский: «Новый Гоголь явился»), · Н. Герцен «Кто виноват», И.А. Гончаров «Обыкновенная история» и др. 3. Русский реалистический роман второй половины 19 века: · Н.Г. Чернышевский «Что делать» (1847) · Романы 1840-50 Гончаров – психологическая ветвь · Романы Салтыкова-Щедрина – социальная ветвь реализма + психологическая · Романы Лескова - психологическая ветвь · Романы 1850-60 Тургенева - психологическая ветвь Особенности художественного мира Лескова (1835-1895) Лекция №4 Лесков (1831-1895) «Литературное творчество Лескова становится иконописью. Он начинает создавать для России иконостас ее праведников» М. Горький Концепция человека · Природный человек – зверь, его сознание – бездна. Открытие Лескова – непредсказуемое (варварское) мироощущение. · Тип героя: герой в пути, очарованный странник, герой-праведник. Странничество – элемент национального самосознания: «странник ходит по земле в поисках Царства Божия» (Н. Бердяев) Концепция праведничества · «Его праведники – маленькие великие люди», «Жизнь героев – жития святых дурачков русских» (М. Горький) · Герой становится праведником, преодолевая бессознательность и стихийность. · Идеи деятельного и самоотверженного добра, жертвенного служителя Богу, духовного просветления. · Не являются идеологами, моралистами. Их вера подсознательная. · Путь становления праведника – путь преодоления необузданности, путь обретения гармонии, поиск своего места. Особенности жанра Лескова Лесков активно обращается к традициям устного народного творчества, в частности (жанры былины, сказки), традициям древнерусской литературы, житие, жанру хожения (древнерусский жанр) – описание путешествия, святочный рассказ, жанр сказа (особая форма повествования, отражающая характер персонажа; чужое слово попытка раскрыть изнутри характер человека), жанр лубка. |