МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Специфика русского романтизма





История отечественной литературы (зачет)

Шлемова Наталья Николаевна

ПЗ 1- по методичке «маленький человек»

Требования: читательский дневник/карточки (название, год выпуска, автор, факты, сюжетная линия, имена героев, социальный статус, цитатные выражения).

 

Лекция № 1

«Золотой век» русской литературы: характеристика литературного процесса 19 в.

«Святая русская литература, святая, прежде всего, в своей человечности»

Т. Манн

План:

1. Содержание понятия «золотой век»;

2. Периодизация литературы 19 века. Общая характеристика этапов в контексте культурно-исторического развития России 19 в.

1.

«Русская литература 19 в. – одно из трех величайших чудес человеческой культуры» Поль Валери.

Происхождение понятия.

1.

Понятие «золотой век» возникает в период античности. Гесиод «Труды и дни», Вергилий «Энеида».

2.

1 век до н.э. в Древнем Риме получил название «зв» (расцвет римской культуры) по аналогии определяющие черты и принципы эпохи «зв» (Николай Оцуп):

- «широта и грандиозность поставленных задач», выражающиеся в нравственно-этической ориентации русской литературы.

- «высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие», связанные с постижением духовной сущности личности, бытийности существования, пророческий пафос.

-«неподражаемое совершенство формы»

 

 

2.

Периодизация литературы 19 века

1-я треть1800-1830 гг.

2-я треть1840-1860 гг.

3-я треть1870-1900 гг.

Русская литература первой трети 19 века:

· Конец 18 в. 1810-е года 19 в. : угасание классицизма, расцвет сентиментализма (Карамзин) и его спад зарождения романтизма

· Середина 1810-х г – середина 1820-х г. : становление и утверждение романтизма (Жуковский, Батюшков, Рылеев, Бестужев, Кюхельбекер).

· 1825-1830 г. : трансформация романтизма («мещанский» романтизм В.Г. Бенедиктина), зарождение реализма в прозе (Лермонтов, Гоголь).

Историческая ситуация. Влияние французской революции 1789-1894 г. на русское общество.

· Признание необходимости антикрепостнических реформ, либеральная политика Александра 1 (1801-1825)

· Кризис идей эпохи Просвещения, проблема трагического противоречия между идеалом и действительностью, интерес к внутриполитическому миру личности.

· Исторические события 1812 г.: патриотический подъем, рост национального самосознания, зарождение свободолюбивых настроений

· Восстание декабристов и их поражение 1825 г.

Особенности литературы 1-й трети 19 века:

o существование, взаимодействие смена сентиментализма (Карамзин), романтизма, реализма; мощный расцвет романтизма: «Элегикопсихологический» романтизм В.А. Жуковского, «мечтательный» романтизм Батюшкова, «гражданский» романтизм поэтов-декабристов, «мятежный» романтизм Лермонтова, Полежаева.

o господство поэзии

o зарождение типов лишнего человека (Чацкий, Печорин), маленький человек (Самсон Вырин, Башмачкин А.А.), герой эпохи

Русская литература второй трети 19 века.

· 1840-1855-е гг.: утверждение реализма в форме, получившей название «натуральная школа», зарождение критического реализма (основатель школы Белинский)

· 1855-1860 гг.: расцвет реализма, оформление течений в реализме:

o Социальное, социалистическое течение (Успенский, Решетников, Слепцов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин)

o Психологическое течение (Гончаров, Тургенев, Лесков, Островский)

 

 

Исторические события, социально-исторической ситуации:

· Правление Николая 1 курс на укрепление самодержавсской власти 1847-1855 – период «мрачного семилетия»: карательная политика, политическая реакция, политические ограничения в развитии литературы.

· 1855-1860-е гг.: либеральные реформы Александра 2, попытка установить диалог власти и общества, период общественного подъема, вызванного непониманием решить главный вопрос эпохи – отмена крепостного права.

Особенности литературы 2-й трети 19 века

o «У народа лишенного свободы литература – единственная трибуна с высоты, которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», - Герцен А. Расцвет реализма – господство прозы. Расцвет русского реалистического романа новый этап в развитии драматургии. «Театр действия» А.Н. Островский

o Появление нового типа героя – разночинца, героя – праведника.

Русская литература третей трети 19 века.

· 1870-е годы: господство психологического реализма, выделение религиозно-философской ветви (Достоевский, Толстой), господство крупных эпических форм

· 1880-1890-е гг.: синтез реализма с романтизмом (Короленко), с символизмом, натурализмом (Гаршин), перестройка жанровой системы, актуализация малой прозы (Чехов), новый этап в развитии русской и мировой драматургии.

Социально-историческая ситуация:

o 1870-е гг.: эпоха «умственного брожения» (Страхов), «всеобщего обособления» (Достоевский): национальный кризис после реформы 1961г., революционная волна, деятельность народников (идея возвращения к патриархальным устоям русского общества).

o 1880-1890 гг.: эпоха безвременья – отказ от революционно-демократического наследства 60-х гг., от широких задач общественного движения, обмельчание духовной жизни русского общества, движение либеральных народников (теория «малых дел») толстовцев (идея нравственного усовершенствования («нужно менять Россию не сверху, чтобы изменить Россию нужно изменить себя»)).

Особенности литературы третьей трети 19 века.

· Утверждение незыблемых христианских ценностей в русской литературе

· Философско-психологическое усложнение образов и характеров, зарождение типа героя-идеолога, подпольного человека (Достоевский), типа кающегося дворянина, ищущего человека, героя «негероического» типа (Толстой), «средние» герои Чехова.

· Усиление морализаторских тенденций

· Переход от крупных романных форм к малой прозе, расцвет драматургии («театр настроения» Чехова).

Письмо от лица героя (Братья Карамазовы) другому герою, современному читателю.

Доклады. Календарный план (темы).

17.02.16 Лекция № 2

Специфика русского романтизма

План

1. Истоки романтизма.

2. Эстетические принципы, специфика героя.

3. Основные тенденции романтизма в литературе.

Истоки романтизма

Романтизм – конкретно-исторический метод, характеризующийся субъективно-лирическим отражением действительности; направление в искусстве и литературе, возникшее в начале 19 века, утверждавшее идею двоемирия (ключевое в романтизме).

Чувствительность – отличие романтизма от сентиментализма. Научить чувствовать.

ü Кризис просветительства.

ü Философские корни:

А) идеалистическая философия Гегеля – идея раздвоения сознания, чувств, воли человека;

Б) философия Фихте – идея неограниченности воли человека, обожествления его Я;

В) философия Шеллинга - идея пантеизма (идея слияние внутреннего и внешнего мира).

ü Эстетические корни: протест против догматов классицизма.

Эстетические принципы

ü Идея свободной само утверждающейся личности

ü Главный объект духовный мир человека в сложном комплексе внутренних противоречий

ü Принцип двоемирия: разрыв идеала с действительностью

ü Трагическое мироощущение

Романтический герой

«Исключительный герой в исключительных обстоятельствах»: философия индивидуализма

2 типа героя: 1. Байронический: мятежный, трагический одинокий бунтарь 2. Универсальный: мечтательный, интровертный.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.