Карта темы 2 «Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны» Основные понятия и названия: Оккупационный режим; партизаны; подпольщики; план «Ост»; геноцид; расовая дискриминация; Русская освободительная армия (РОА); движение Сопротивления; саботаж; операции «Рельсовая война» и «Концерт»; эвакуация; коллаборационизм. Основные даты: 1941 г ., июль – создание Совета по эвакуации. 1942 г ., май – создание Центрального штаба партизанского движения. Персоналии: Пономаренко П.К.; Ковпак С.А.; Сабуров А.Н.; Фёдоров А.Ф.; О. Кошевой; У. Громова; И. Земнухов; С. Тюленин; Л. Шевцова; Власов А.А.; Бандера С.А.; Симонов К.М.; Твардовский А.Т.; Фадеев А.А.; Берггольц О.Ф.; Шолохов М.А.; Герасимов С.А.; Утёсов Л.О.; Русланова Л.А.; Шульженко К.И.; Александров А.В.; Шостакович Д.Д.; Хренников Т.Н.; Патриарх Сергий. Основные вопросы: 1. Вооружённая борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях. 2. Советский тыл в годы войны. а) Экономика. б) Политика и культура. Литература 1. Война и общество, 1941-1945: В 2 кн./Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М., 2004. 2. Самсонов А.М. Знать и помнить. М., 1988. 3. http :// molodguard . narod . ru (Молодая гвардия) 4. http :// soviet - posters . chat . ru / index . htm (Советская пропаганда периода Великой Отечественной) Вопросы: I уровень 1. Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях. 2. Чем знамениты следующие личности: Бандера С.А.; Власов А.А.? 3. Расшифруйте аббревиатуру: РОА. 4. Когда был создан Центральный штаб партизанского движения? 5. Кто его возглавил? 6. Назовите имена известных вам командиров, возглавлявших крупные партизанские соединения. 7. Назовите известные вам формы партизанской борьбы. 8. Кого из героев-партизан вы знаете? 9. В ходе каких операций партизанам удалось сорвать движение почти на половине железных дорог оккупированной части СССР? 10. Как изменился трудовой режим в годы войны? 11. В каком году СССР превзошёл Германию по выпуску военной продукции? 12. В каком году был создан Совет по эвакуации? Кто его возглавил? 13. Какие народы были лишены государственности и высланы из родных мест в годы войны? 14. Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»? 15. Какой композитор написал в блокадном Ленинграде свою величественную Седьмую симфонию? 16. Какая поэтесса воспела в своих стихах мужество и самопожертвование блокадников-ленинградцев? 17. Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны? 18. Каких популярных музыкальных исполнителей военных лет вы знаете? 19. Как назывался первый полнометражный кинопублицистический фильм, которому Американская академия киноискусства присудила премию «Оскар»? Вопросы: II уровень 1. Сравните условия труда и жизни советских людей в мирное и военное время. 2. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело? 3. Какие цели преследовала политика оккупантов, граничащая с геноцидом? 4. Охарактеризуйте роль искусства военного времени в мобилизации нашего народа на отпор фашистским захватчикам. 5. Почему в годы войны изменилось отношение советского государства к православной церкви? 6. Проанализируйте приведённые в таблицах данные. Какие можно сделать выводы о роли тыла в обеспечении победы СССР над фашистской Германией? Объём производства в важнейших отраслях военной промышленности (в % к 1940г.) Промышленность | | | | | Авиационная Танковая Вооружения Боеприпасов | | | | | Сравнительные данные о военном производстве СССР и фашистской Германии в 1941г.– 1942 г .(тыс. штук) | СССР (2-е полугодие 1941 г .- 1942 г .) | Германия (1941 - 1942 гг.) | Винтовки и карабины Пистолеты-пулемёты Пулемёты Орудия Миномёты Танки Боевые самолёты | 462,3 157,3 272,3 29,2 29,9 | 213,2 62,6 14,0 10,0 20,0 | 7. Почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвящённый эвакуации людей и предприятий? 8. В чём причины выселения отдельных народов в годы войны из родных мест? Вопросы: III уровень 1. Как вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте? 2. Война – экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным для себя образом. Кто-то в плену становится героем, кто-то предателем. А что значит «предать» в плену? Всегда ли, на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? От чего (от каких личных качеств, условий и т.д.) это зависит? 3. Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? Оцените её с точки зрения военной, идеологической, нравственной. 4. Правомерно ли, на ваш взгляд, считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию? 5. Определите своё отношение к коллаборационизму в годы войны. Как вы оцениваете действия генерала Власова и других военнослужащих, сотрудничавших с гитлеровцами в годы войны? Можно ли это оправдать идеей «борьбы со сталинским режимом»? 6. Выскажите своё мнение: что лежало в основе единства народа в годы войны? В чём оно проявилось? 7. Как вы думаете, какие факторы позволили Советскому Союзу в короткий срок перестроить экономику на военный лад? 8. Историк В.Б. Кобрин писал: «В выступлении на Красной площади 7 ноября 1941 года Сталин призвал советских воинов вдохновляться образами великих предков и перечислил исключительно русских полководцев – от Александра Невского до Кутузова. Ни украинские, ни грузинские, ни армянские, ни какие то ни было другие «великие предки» названы не были. А накануне, 6 ноября, выступая с докладом о годовщине Октябрьской революции, Сталин опять-таки говорил о «нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова», то есть только о деятелях русской культуры». Почему, обращаясь к многонациональному народу Советского Союза в столь грозную для Отечества годину, Сталин акцентировал внимание лишь на лучших сынах русского народа? 9. С началом Великой Отечественной войны часть эмигрантов, не смирившихся с советской властью, обратилась к германскому руководству с просьбой использовать их в борьбе с большевиками России. Казалось бы, эти силы могли быть полезными рейху и вермахту как в военных, так и в пропагандистских целях, и им надо было найти соответствующее применение. Однако руководство Германии отказало. Почему? |