МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Интеграция стран в мировой экономике на примере НАФТА и АТЭС





Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов.

Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестала удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы двух государств. Был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступившей в силу 1 января 1994 года, по которому НАФТА, кроме США и Канады, включила Мексику.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана.

НАФТА

Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА[8]. – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.

Первым шагом к созданию НАФТА стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В сентябре 1988 года после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано Канадско-американское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как её части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 года, сохранив и подтвердив Канадско-американское соглашение о свободной торговле (CUSFTA) 1988 года.



Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке — снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне.

В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д.

Американская стратегия в рамках НАФТА состояла в объединении сравнительных преимуществ трех стран-участниц: американских высоких технологий и инвестиций, канадских природных ресурсов и мексиканской дешевой рабочей силы. Договорно-правовую базу НАФТА составляют:

— базовое соглашение о зоне свободной торговли;

— соглашение о сотрудничестве в сфере экологии;

— соглашение о сотрудничестве в сфера труда;

— отдельные соглашения (в том числе двусторонние) по автомобилям, сельскому хозяйству, текстилю и одежде.

Основные цели базового соглашения:

— формирование зоны свободной торговли в течение 10 лет;

— содействие росту благосостояния населения стран-членов;

— стимулирование взаимной торговли и инвестиций;

— активизация взаимного экономического сотрудничества.

Нормы Соглашения охватывают торговлю товарами, правила происхождения, таможню, сельское хозяйство, торговлю и субсидии, стандарты, государственные закупки, инвестиции и услуги, трансграничное перемещение предпринимателей, разрешение споров.

Под нормы НАФТА не попадают такие сферы, как ряд аграрных товаров, отдельные сферы услуг, инвестиции в энергетику Мексики, правила субсидирования и антидемпинговых правила. Пошлины в рамках НАФТА были ликвидированы окончательно к 1 января 2008 г.. Ограничения в торговле подлежали постепенному устранению в течение 1, 9 и 14 лет. В частности, Мексика устранила таможенные пошлины на 50% промышленной продукции, ввозимой из США, с 1 января 1994 г., на остальные товары - с 1 января 2008 г..

Пошлины в торговле между США и Канадой были ликвидированы с 1 января 1998 г., согласна нормам КУСФТА, в торговле между Мексикой и США, между Канадой и Мексикой — с 1 января 2008 г.. Исключение составили некоторые связанные с сельским хозяйством товары, такие как сахар, молочная продукция, мука и яйца. Что касается нетарифных ограничений, то были устранены импортные и экспортные ограничения, таможенные сборы и экспортные налоги. Были ликвидированы барьеры почти во всех секторах услуг и повышен уровень прозрачности их регулирования.

Одной из важнейших составляющих частей соглашения стало введение механизма разрешения споров.

Одной из сфер взаимного экономического сотрудничества является сельское хозяйство. К 1 января 2008 г. страны НАФТА завершили ликвидацию нескольких тысяч барьеров во взаимной торговле аграрной продукцией. В результате сформировался общий аграрный рынок НАФТА, возрос объём взаимной торговли, увеличились инвестиции в переработку аграрной продукции. Увеличился объём американо-мексиканской аграрной торговли по всем товарным позициям, даже по тем, в отношении которых сохранились некоторые ограничения, в частности, санитарные и фитосанитарные нормы, которые необходимо гармонизировать. Кроме того, требуется провести координацию политики в сфере продовольственной безопасности.

За 15 лет объём взаимной торговли аграрной продукцией утроился. Но оценить реальный вклад НАФТА в это достижение довольно трудно в силу следующих причин:

1) торговые барьеры различаются по товарам и партнёрам;

2) экологическая политика НАФТА создаёт дополнительный импульс региональной аграрной торговле;

3) другие факторы – состояние экономики, демографические показатели, изменения валютного курса, применение аграрных инноваций, состояние транспорта, развитие коммуникаций и логистики сказываются на объёме, направлениях и структуре аграрной торговли Северной Америки.

Соглашение о НАФТА содержит детальные условия по регулированию взаимных инвестиций. Этому посвящён раздел 9 – «Инвестиции», определяющий три основных режима взаимных капиталопотоков: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и режим недискриминации.

В 1992 г. было подписано Североамериканское соглашение по экологическому сотрудничеству. Его основные цели:

– повышение уровня защиты природы и улучшение экологии в странах-членах;

– содействие устойчивому развитию;

– активизация сотрудничества в области защиты природы;

– сохранение окружающей среды, включая флору и фауну;

– неприменение торговых барьеров;

– повышение уровня прозрачности и участия общественности в разработке экологического законодательства и правил регулирования.

Стороны обязаны отчитываться об экологической ситуации в стране, о разрабатываемых предупредительных мерах по спасению окружающей среды, оценивать степень негативного влияния на экологию тех или иных экономических мер.

Одно из достижений Соглашения состоит в создании Североамериканского банка развития, который выделяет Мексике финансовые средства на реализацию инвестиционных проектов. Отраслевые приоритеты – водоснабжение и очистка воздуха. В последние несколько лет отраслевой охват расширился, в том числе за счёт возобновляемой энергии и энергоэффективности. В 2011 г. более 80% кредитов направлено в сферу чистой энергетики. За 2010–2011 гг. вложения в чистую энергетику возросли с 1 до 13,3%, доля кредитов на улучшение качества воз- духа снизилась с 47,7 до 32%, а на водоснабжение сохранилась на прежнем уровне – 33,8%.

Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству нацелено на содействие эффективной реализации национального трудового законодательства и норм, стимулирова- ние трудового сотрудничества между странами. Принципы трудового сотрудничества включают:

– право на свободу ассоциаций и организаций;

– право на коллективное трудовое соглашение; – право на проведение забастовок;

– запрет принудительного труда;

– охрану труда детей и подростков;

– минимальный стандарт занятости;

– равную оплату труда мужчин и женщин; – предотвращение несчастных случаев на производстве и болезней;

– выплату компенсации в случае нанесения ущерба здоровью вследствие несчастного случая или болезни;

– защиту прав работников-мигрантов.

По Соглашению страны взяли на себя следующие обязательства:

1. В сфере охраны труда: национальное трудовое законодательство должно соответствовать высоким трудовым стандартам.

2. В сфере предпринимаемых государственных мер: содействие эффективному выполнению трудового законодательства; в случае нарушения трудового законодательства каждая сторона обязана привлекать к проведению расследований компетентные власти.

3. В сфере частных действий: при нарушении трудового законодательства стороны должны предоставлять потерпевшим возможность участвовать в судебных заседаниях.

4. В сфере гарантии процедур: судебные рас- следования при нарушении трудового законодательства должны быть честными, равноправными и прозрачными; окончательное решение по судебным спорам представляется в письменной форме и носит публичный характер.

5. В сфере средств массовой информации: стороны обязаны обеспечить публикацию или иной способ доступности национального законодательства, правил и процедур.

6. В сфере информации: стороны должны содействовать предоставлению информации о трудовом законодательстве и содействовать обучению в сфере трудовых отношений.

Общие преимущества и издержки североамериканской интеграции

Многие эксперты считают НАФТА успешным соглашением, которое содействовало экономическому росту, созданию более высокооплачиваемых мест и росту благосостояния населения в трёх странах-членах, обострило конкуренцию, расширило выбор и покупательную способность потребителей, фермеров и предпринимателей, облегчило доступность товаров, услуг и инвестиций, что повысило конкурентоспособность бизнеса. Основные эффекты НАФТА связаны со стимулированием роста объёма промышленного производства и стимулированием занятости. Влияние на динамику экономического роста стран-участниц оказалось несущественным.

Благодаря либерализации в сфере торговли и инвестиций был создан ёмкий внутренний рынок, свободный от ограничений взаимной торговли товарами и услугами и взаимных инвестиций с количеством потребителей 474 млн. человек и совокупным ВВП 20,1 трлн. долл. За 15 лет функционирования НАФТА среднегодовой темп прироста ВВП в США составил 3,0%, в Канаде – 3,1% и в Мексике – 2,9%.

Одно из главных преимуществ НАФТА состоит в формировании самой крупной в мире зоны свободной торговли, совокупный ВВП которой равен 1/3 мирового ВВП; как следствие этого – ещё одно преимущество – рост благосостояния населения благодаря росту ВВП с 7,6 трлн до 20,1 трлн долл. за 1993–2013 гг.

Третье преимущество заключается в динамичном росте взаимной торговли, когда доля взаимного экспорта увеличилась за 1994–2013 гг. с 41,4 до 49,2%, а объём взаимного экспорта – с 297 млрд до 1189 млрд долл., соответственно, или в 4 раза. В рамках НАФТА осуществляется 80% торговли Канады и Мексики, более 1/3 торговли США. Членство в НАФТА в среднем ежегодно добавляет 60 млрд долл. к национальному доходу США.

Четвёртое преимущество состоит в повышении инвестиционной привлекательности и стимулировании притока взаимных и внешних инвестиций.

Совокупные прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) в экономику стран НАФТА отличались динамичным ростом, начиная с 1994 г.. В 2013 г. их объём достиг 288 млрд долл. и составил 20% от мировых потоков прямых инвестиций. Доля накопленных ПЗИ в совокупном ВВП НАФТА возросла почти в 2 раза, с 8 до 15% за 1994–2012 гг. Накопленные прямые инвестиции США в Канаде возросли в 3,5 раза, а в Мексике – в 5,6 раза; канадские инвестиции в США возросли в 3,9 раза, а в Мексике – в 9,4 раза; мексиканские прямые инвестиции в США увеличились в 4,9 раза и в Канаде – в 2 раза.

Пятое преимущество – стимулирование роста занятости. Только за первые 5 лет в США был создан 1 млн. новых рабочих мест. За 15 лет с 1993 г. уровень занятости увеличился на 23%, к 2012 г. было создано 39,7 млн. рабочих мест, в том числе 25 млн. рабочих мест в США и 12,5 млн. рабочих мест в Мексике. Занятость в США возросла со 120 млн. человек в 1993 г. до 155,4 млн. чел. в 2013 г., в Канаде – с 12,8 млн. человек до 19,08 млн. человек и в Мексике – с 31,3 млн. человек до 51,48 млн. человек, соответственно.

Издержки НАФТА связаны с сохранением огромной дифференциации между США и Канадой, с одной стороны, и Мексикой – с другой, а также с асимметрией экономической взаимозависимости и взаимодополняемости между США и Канадой, между США и Мексикой, с одной стороны, и между Канадой и Мексикой – с другой.

Исторически сложившийся небольшой объём взаимной канадско-мексиканской торговли и инвестиций, хотя и растёт самыми динамичными темпами, но сохраняется на невысоком уровне.

Возросла легальная и нелегальная миграция из Мексики, за последние 40 лет 12 млн. мексиканцев пересекли американскую границу как легально, так и нелегально. Количество нелегальных мигрантов увеличилось с 270 тыс. чел. в 1990-е гг. до 315 тыс. чел. в 2000-е гг., а численность легально проживающих мексиканцев в США – с 2,5 млн. человек в 1995 г. до 7 млн. в 2007 г. и в последующие годы снизилась до 900 тыс. человек.

От участия в НАФТА пострадали малые и средние компании Канады и Мексики, отличающиеся нехваткой финансовых ресурсов и не выдержавшие конкуренции с американскими крупными компаниями-производителями. В целом, соотношение преимуществ и издержек от интеграционных процессов в НАФТА составляет 10:1. [9]

Перспективы североамериканской интеграции

По мнению некоторых экспертов, необходимо сформировать НАФТА+ или Североамериканский союз с введением общей валюты. Но им противостоят другие аналитики, считающие, что НАФТА и без этого добилась немалых успехов в экономической интеграции. В 2005 г. была выдвинута идея создания Североамериканского сообщества в сфере экономики и безопасности и введения единой валюты – амеро. Но эти идеи так и остались на бумаге. Что касается валютной интеграции, то, по мнению её противников, она приведёт к непоправимой утрате экономического и политического суверенитета. Валютная политика будет зависеть от действий ФРС США. Канадское правительство будет иметь меньше возможностей противостоять инфляции и бороться с рецессией.

В последние годы ведутся дебаты о пересмотре некоторых норм Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли в сферах энергетики, автомобилестроения, сельского хозяйства, безопасности границ, изменения климата и энергобезопасности с учётом норм соглашений, подписанных США позднее, то есть речь идёт о соглашении НАФТА+. Другое направление дискуссий о перспективах североамериканской интеграции – формирование таможенного союза с единым внешним тарифом.

АТЭС

В 1989 г. создана первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) региональная межправительственная экономическая организация — Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» — АТЭС[10].

Первоначально в состав АТЭС вошли 12 стран Тихоокеанского бассейна США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и страны — члены АСЕАН (Сингапур, Малайзия. Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней). В 1991 г. были приняты КНР, Гонконг (Китай) и Тайвань, в 1993 г. — Мексика и Папуа—Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили, в 1998 г. — Российская Федерация, Перу и Вьетнам. В настоящее время в Форуме АТЭС состоит 21 страна и территория Тихоокеанского бассейна. С 1998 г. установлен 10-летний мораторий на прием новых членов. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия, Камбоджа, Макао, Монголия, Пакистан и Шри-Ланка.

Основное предназначение АТЭС — определение правил региональной торговли и инвестиций. Страны АТЭС имеют крупный экономический потенциал, и формирование зоны свободной торговли приведет к созданию самой большой группировки в мире. По данным на 2014 год на их долю приходится 62,6% мирового ВВП, 47% мировой торговли, 40% населения и 41,6% территории мира.[11]

Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991г.):

• поддержание экономического роста стран региона;

• укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической взаимозависимости стран-участниц;

• снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в

соответствии с нормами ГАТТ/ВТО.

Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе принципа открытого регионализма. Деятельность АТЭС базируется также на принципе консенсуса при принятии решений, недискриминации, взаимного уважения и равенства, соответствия нормам ВТО и «сетевого» сотрудничества (с учетом возможностей каждой страны-участницы).

В АТЭС ежегодно проводятся тесно связанные между собой конференции и встречи различного уровня. Главные из них – неформальные саммиты высших руководителей экономик-участниц, а также приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли.

Экономика-председатель избирается на один год и отвечает за организацию всех проходящих на ее территории заседаний. Она также определяет приоритеты деятельности форума на срок своего председательства.

Административно-технические функции выполняет международный секретариат АТЭС, находящийся в Сингапуре.

Высший орган АТЭС – встречи лидеров экономик АТЭС[12].

По результатам AELM принимаются итоговые декларации и разного рода приложения, дополняющие их и определяющие принципы сотрудничества.

Саммитам АТЭС всегда предшествуют встречи министров[13]– совещания министров иностранных дел и министров торговли. На них дорабатываются совместные заявления, представляемые затем на рассмотрение и утверждение лидерам.

Для подготовки встреч на уровне министров и координации деятельности рабочих органов проводятся совещания старших должностных лиц[14].

В качестве автономного бизнес-форума с 1995 года на постоянной основе работает Деловой консультативный совет (ДКС)[15]. ДКС проводит четыре заседания в год с приглашением известных бизнесменов экономик – участниц. ДКС участвует в саммитах АТЭС в качестве официального делегата и имеет свой секретариат.

На рабочем и проектном уровне функционирование АТЭС координируется СДЛ, курирующих четыре основных комитета:

· Комитет по торговле и инвестициям[16];

· Руководящий Комитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству[17];

· Экономический Комитет;[18]

· Комитет по бюджету и управлению[19].

Проектная деятельность в рамках форума АТЭС в 2015 году

Проектная деятельность АТЭС служит инструментом реализации приоритетов, целей и задач форума в жизнь.

Проектная деятельность дает возможность экономикам выдвинуть в группах собственный проект и получить финансирование и помощь в его реализации, либо участвовать в проектной деятельности других экономик АТЭС.

Проекты охватывают широкий спектр деятельности: от создания каналов информационного обмена для поддержки предпринимателей в области торговли и инвестиций до разработки и внедрения образовательных программ в области информационных технологий для развивающихся стран.

Среди преимуществ, получаемых в случае присвоения проекту статуса АТЭС:

· приток необходимого финансирования внутри экономики;

· члена форума, повышение уровня проекта и имиджа его исполнителей;

· создание новых возможностей трудоустройства;

· получение коммерческой прибыли – результаты исследований можно продавать.

В соответствии с политикой АТЭС преимуществом пользуются проекты, которые отвечают приоритетам и текущим целям АТЭС. При этом проекты должны касаться только тех видов деятельности, которые имеют общее для всех экономик значение и связаны с улучшением среды, устранение барьеров для торговли и сотрудничества, наращиванием потенциала и повышением эффективности развития и т.п.

Деловой консультативный совет АТЭС

ДКС АТЭС[20] был создан лидерами АТЭС в ноябре 1995 г. для осуществления взаимодействия Форума с деловыми кругами АТЭС. Основной задачей ДКС АТЭС является разработка предложений по различным направлениям сотрудничества, а также подготовка рекомендаций по реализации решений АТЭС, затрагивающих интересы бизнеса таким образом, ДКС АТЭС стал одним из ключевых рабочих органов, через который осуществляется взаимодействие Форума с деловыми кругами АТЭС.

В состав ДКС входит по три представителя от каждой экономики АТЭС, назначаемых их соответствующими лидерами. Участники должны представлять ряд различных секторов бизнеса, в том числе малые и средние предприятия.

В структуру ДКС входит ряд рабочих групп. Например, для реализации программы работы на 2014 г. были учреждены рабочие группы по региональной экономической интеграции, по устойчивому развитию, по малому и среднему предпринимательству по инфраструктуре и взаимосвязанности, по финансам и экономике.

Ежегодно ДКС готовит доклад с рекомендациями для лидеров экономик АТЭС, который публикуется накануне очередного саммита Форума.

На полях саммита обычно проходят неформальные встречи лидеров АТЭС с членами ДКС.

Рабочая программа на 2015 год

С целью противодействия хрупкости мировой экономики и растущему неравенству ДКС АТЭС опубликовал рабочую программу на 2015 год под названием «Устойчивый и инклюзивный рост: Честная сделка для всех». Рабочая программа на 2015 год нацелена на повышение экономического роста и процветания в регионе, а также на укрепление сплоченности стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для достижения этих целей ДКС уделяет внимание следующим приоритетным задачам:

· Продвижение глобальной экономической интеграции;

· Укрепление малых, средних и микропредприятий и содействие им при выходе на глобальный рынок;

· Максимизация инновационного потенциала и человеческого капитала;

· Создание достойных жилищных условий в городах и стабильных сообществ.

Для реализации данных задач в 2015 году ДКС сформировал следующие рабочие групп по соответствующим основным направлениями:

1. Рабочая группа по региональной экономической интеграции (REIWG);

2. Рабочая группа по взаимосвязанности (CWG);

3. Рабочая группа по малому и среднему предпринимательству (SMMEEWG);

4. Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG);

5. Рабочая группа по финансам и экономике (FEWG).

Участие России в ДКС

Представители и заместители представителей России в ДКС утверждаются распоряжением Президента РФ на три года. Расходы, связанные с их участием в ДКС, включая уплату членских взносов, производятся за счёт самих компаний.

В 2013 – 2015 гг. представителями России в ДКС АТЭС являются:

· Дерипаска О.В. – председатель наблюдательного совета «Компания «Базовый элемент»;

· Дмитриев К.А. – генеральный директор управляющей компании Российского фонда прямых инвестиций;

· Костин А.Л. – президент — председатель правления ОАО «Банк ВТБ».

Главной целью деятельности Российского центра исследований АТЭС является продвижение российских торгово-экономических интересов в форуме АТЭС, аналитическое сопровождение участия России в АТЭС.

Основными задачами Российского центра исследований АТЭС являются:

1. выявление, анализ и систематизация фундаментальных научно-практических проблем в части развития сотрудничества России со странами АТЭС;

2. проведение научно-исследовательских работ по основным направлениям работы АТЭС и связанным вопросам;

3. развитие международного научного сотрудничества по основным тематикам АТЭС;

4. подготовка информационных и аналитических материалов, разработка предложений и рекомендаций по проблематике АТЭС и смежным вопросам для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти;

5. мониторинг российской и международной правовой, нормативной, статистической информации и академической активности по вопросам АТЭС;

6. организация конференций, круглых столов, научных семинаров и дискуссии по проблематике АТЭС и связанным вопросам.

Содержательные направления[21] работы РЦИ АТЭС:

· Либерализация торговли и инвестиции;

· Региональная экономическая интеграция;

· Продовольственная безопасность;

· «Зеленая экономика»;

· Сотрудничество в области энергетики;

· Транспорт и логистика;

· Развитие человеческого потенциала;

· и другие.

Россия и Азия: нераскрытый потенциал

На сегодняшний день российская экономика за редким исключением не производит конкурентоспособных товаров и технологий для азиатского рынка, а российским идеям пока сложно конкурировать за азиатские производственные мощности (один из немногих успешных примеров здесь — YotaPhone, который собирают в Китае).

Однако такая стартовая позиция не является непреодолимым препятствием на пути реализации потенциала торговых и инвестиционных отношений с Азией. Скорее, это диктует ряд необходимых мер, которые необходимо претворить в жизнь, чтобы достичь желаемого результата. Ключевой фактор успеха в этом — повышение внутренней эффективности национальной экономики для производства качественных товаров с добавленной стоимостью, востребованных внутри страны и конкурентоспособных на международных рынках.

Тем не менее, несмотря на существующие задачи, которые нам только предстоит решить, у России есть неоспоримое преимущество, которое делает сразу несколько секторов национальной экономики очень привлекательными для совместных проектов с Азией, а именно — короткое логистическое плечо. Если прибавить к этому значительные запасы некультивируемых пригодных для сельского хозяйства земель на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, наша сельскохозяйственная продукция – мясное животноводство и растениеводство – получает значительное конкурентное преимущество. Сегодня уже активно идет реализация ряда проектов, направленных на усиление экспортного потенциала регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в рамках агропромышленного комплекса.

На сибирских и дальневосточных территориях также можно производить продукцию химической промышленности. Преимущество создаваемых там кластеров во многом будет обусловлено близостью к источникам сырья, газовым и нефтяным месторождениям и рынкам сбыта. В лесопереработке короткое логистическое плечо также создает благоприятные условия для сотрудничества с ведущими азиатскими деревообрабатывающими и строительными компаниями. Одним из крупнейших реализуемых в настоящее время проектов, который позволит существенно повысить объемы экспорта продукции ЛПК, является строительство Амазарского целлюлозно-бумажного комбината.

Значительный потенциал в современном мире имеют проекты по логистике (реконструкция Транссиба и БАМа, модернизация и расширение дальневосточной портовой зоны, освоение Северного морского пути), причем не только в разрезе развития отношений с Азией, но для улучшения внутренней региональной инфраструктуры страны.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что азиатский поворот для России неизбежен, и именно рынки Азии в долгосрочной перспективе станут драйверами роста нашей экономики. Важно, чтобы российские инвесторы смогли вовремя встроиться в эти процессы и обеспечить стране адекватный и соответствующий ее потенциалу статус в отношениях с завтрашним центром экономической жизни мира, потому как именно сотрудничество с азиатским регионом станет катализатором успешного развития России в будущем.[22]

Заключение

В ходе курсовой работы была раскрыта сущность понятия международной экономической интеграции, определены объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В работе была отражена эволюция различных интеграционных объединений, была дана подробная характеристика каждому из них.

В ходе курсовой работы были исследованы последствия международной экономической интеграции, а также проанализированы современные направления международной экономической интеграции и уделено внимание проблемам интеграционного развития.

В целом международная экономическая интеграция – это характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.

Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.

По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных процессов, которая привела к созданию Европейского Союза (ЕС).

Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС, безусловно, является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.

Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства. Отнюдь не случайно интеграционные процессы обретают в начале XXI в. столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные "вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире, хотя не нужно забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные испытания. Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему.

На рубеже XXI в. эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития. Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производ­ства и управлению. В результате национальные экономики "проникают" друг в друга.

Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.

 

Библиографический список

1.Барановский Е. «Балканы в системе международных отношений: некоторые проблемы и перспективы» .Макроэкономика. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2010. - 672 с.

2.Булатова А.С., Ливенцева И.И. «Мировая экономика и международные экономические отношения».Учебник - М.: Магистр, 2010г. - 654 стр.

3.Буторина О.В. «Европейская интеграция». Учебник. - М.: «Деловая литература», 2011. - 720 с.

4.Кагарлицкий Б. «Балканы ускользнут от ЕС и США».Мировая экономика и международный бизнес. - М.: Кнорус, 2008. - 688 с.

5.Кашкина С.Ю. «Право Европейского Союза». Учебник - М. Юрайт. 2009. - С. 239.

6.Пономарев М.В. «История стран Европы и Америки в Новейшее время». - М.: Инфра-М, 2010. - 416 с.

7.Пономарева Е. Г. «Новые государства на Балканах: Монография». - М.: МГИМО-Университет, 2010.

8.Рыбалкина В.Е. «Международные экономические отношения»: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2012. – 647 с.

9.Таказова М. Т. журнал «современные проблемы науки и образования» выпуск № 1/ 2013 ГРНТИ 06 - Экономика и экономические науки ВАК РФ 08.00.00УДК 33

10.Щербанина Ю. А. «Мировая экономика»: Учебник. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 318с.

11.Annual Report of North American Development Bank. 2012. P. 25.

12.World Investment Report: 2014. Investing in the SGDs: An Action Plan. UNCTAD, Geneva, 2014. Annexes Tables.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.