МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теоретическая база развития региональной экономической интеграции





ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Институт теоретической экономики и международных экономических отношений

Кафедра «Мировой экономики»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Международная экономика»

на тему: «Региональные объединения стран в мировой экономике»

Выполнила студентка дневного отделения

3 курса специальности 080100.62 «Экономика»

специализации

«Мировая экономика и ВТО»

Ефремова И. В.

Научный руководитель:

к.э.н., профессор Ханунов А.И.

 

 

Самара, 2015 г.

Содержание

Введение___________________________________________________________3

1. Теоретическая база развития региональной экономической интеграции_____5

2. Анализ развития ЕС_______________________________________________13

3. Интеграция стран в мировой экономике на примере НАФТА и АТЭС_____24

Заключение_______________________________________________________43

Библиографический список__________________________________________46

Приложения________________________________________________________48

Введение

В последние десятилетия в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства.

Все страны мира в течение долгих лет развивали экономическое сотрудничество на основе формального международного обобществления производства. И только вторая половина XX в. стала временем появления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного этапа.

Дело в том, что формальная интернационализация производства не всегда носит достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются решающими.

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран.

Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. Сегодня весь мир — арена взаимосвязей хозяйственной деятельности людей.

В настоящее время тема международной экономической интеграции весьма актуальна и вызывает большой интерес. Актуальность данной темы обусловлена тем, что отдельным странам очень тяжело развивать свою экономику обособленно, в силу ряда причин, и международная интеграция, которая, по сути, является срастанием экономик соседних стран, может помочь этим странам преодолеть серьезные барьеры на пути к достижению эффективного экономического развития.



Объектом исследования данной работы является международная экономическая интеграция.

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с происхождением и развитием международной экономической интеграции и основными районами мира, которые уже имеют опыт интеграционного развития.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1) Раскрыть содержание феномена международной экономической интеграции;

2) Показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии;

3) Дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям.

 

Теоретическая база развития региональной экономической интеграции

Одними из наиболее важных черт современности являются рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Все это обусловлено закономерностями экономического развития мирового хозяйства в целом и в особенности на современном этапе.

Мощным стимулом для интеграционных процессов в различных регионах мира послужило окончание эпохи раскола мира на два противоборствующих лагеря. После исчезновения значительного числа национальных экономик планового типа, исповедовавших командно-административную систему управления экономикой, в общем-то возникла ситуация, при которой в подавляющем большинстве стран стали складываться однотипные или схожие по своим основным чертам экономические базисы. Расширилось понимание необходимости проведения неолиберальных реформ, внедрение рыночных механизмов. Интеграции способствует быстрый научно-технический прогресс, требующий концентрации огромных сил и средств.

В условиях возрастающей интернационализации экономики национально-государственная форма организации хозяйственной деятельности ограничивает ее эффективность. Идут поиски все новых путей развития, новых форм международной организации хозяйствования.

Помимо известных примеров - создание в свое время СЭВ[1] и ЕЭС[2] - на различных континентах уже в 50-60-х годах XX в. стала все четче проявляться интеграционная тенденция. Так, в 1958 году было заключено соглашение о свободной торговле и экономической интеграции между рядом центрально-американских государств («Договор Тегусигальпы»), в 1959 году был создан Западноафриканский валютный союз, в 1960 году возникли Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, Центрально-американский общий рынок и ряд других.

То, что некоторые из них затем исчезли, чаще трансформируясь, расширяясь, вполне объяснимо, хотя возникали и такие, которые самоликвидировались в силу факторов, не всегда носивших строго экономический характер. Послевоенная либерализация торговли сыграла решающую роль в процессе развития интеграции, однако не все интеграционные схемы сработали.

В советской экономической литературе проблемы интеграции в рыночной экономике были разработаны достаточно полно и глубоко. Однако нельзя забывать, что основное требование к методологии того времени был классовый подход к любому общественному явлению. Так, «международное разделение труда» делилось на капиталистическое и социалистическое, такое же разграничение применялось к типам международной экономической интеграции.

Ныне возникла необходимость в переоценки некоторых прежних подходов и определений. Как считают многие ученые, наиболее удачным определением является следующее: международная экономическая интеграция — это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития.

В его основе лежат экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.

Экономическую интеграцию нельзя понимать только как стихийный рыночный или только как сознательно регулируемый процесс. Она представляет собой единство обеих сторон — объективной и субъективной — одного и того же явления.

Следует согласиться с идеей, высказываемой в ряде исследований отечественных авторов (Ю. Шишков, В. Зуев, Ю. Бордо и др.): региональная международная, межгосударственная экономическая интеграция возможна только на основе рыночных механизмов. Высокий уровень технико-экономического развития стран — еще не гарантия того, что автоматически возникают прочность, достаточная степень охвата и широта хозяйственных связей.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические ( производственные, научно-технические, логические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Основная цель интеграции — наращивание объемов и расширение набора предлагаемых товаров и услуг на основе и в результате обеспечения эффективности хозяйственной деятельности в международных масштабах.

В настоящее время можно увидеть, что в основе интеграционных процессов, в большинстве случаев, лежал не только стихийных процесс усиления взаимозависимости национальных экономик, рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулирование экономических процессов государствами и другими органами в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования — устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия национальных экономик, обеспечение благоприятствующих условий хозяйствующим субъектам, раскрепощение конкуренции. Это предполагает формирование на основе согласования и гармонизации единого хозяйственного пространства, направление стихийного процесса в определенное русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами. Тем самым подразумевается, в свою очередь, создание новых стимулов для развития интеграционных процессов.

Вполне естественно возникает вопрос об условиях и предпосылках, которые необходимо достичь и соблюдать, или которыми необходимо обладать изначально. Среди общеизвестного перечня условий и предпосылок целесообразно выделить следующие, причем все они равнозначно важны:

1.Примерно одинаковый уровень экономического развития и зрелости рыночной экономики, который должен быть достигнут интегрирующимися странами. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрирующиеся страны находятся в стадии экономического подъема;

2.Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте, поскольку легче решать транспортные, языковые и другие проблемы;

3.Наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления. Ряд известных западных экономистов (Олсон, Ойе, Краснер) указывают, что интеграция ставит перед участниками этого процесса задачу о необходимости проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран. Для решения проблем, требующих совместных действий необходимо создание механизмов сотрудничества для согласования национальных подходов и выработки взаимоприемлемых решений;

4.Общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона;

5.Политическая воля государства, наличие стран-лидеров интеграции или своеобразного инсценирующего центра в виде интеграционного ядра, состоящего из одной или нескольких стран, как правило, экономически более мощных среди интегрирующих государств;

6.Так называемый «демонстрационный эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал страны ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы) к подаче заявок на вступление в Евросоюз;

7.«Эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» В Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашения о свободной торговле Венесуэла и Боливия).

Экономическая модель каждого интеграционного образования — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов, формирующих региональный хозяйственный комплекс, укрепляется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая интеграционная система уникальна, и механическое заимствование ее опыта малоэффективно. Однако проведение сравнительного анализа имеющихся в мире интеграционных образований и торгово-экономических групп говорит и об определенных общих закономерностях развития интеграции, последовательного прохождения ее через ряд этапов, каждому из которых присущи особые характерные черты, разная степень интенсивности интеграции, ее глубина и масштабы.

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стадий интеграции стала схема Б. Балассы.

Он выделяет следующие формы международной экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):

—Зона свободной торговли;

—Таможенный союз;

—Общий рынок;

—Экономический союз ;

—Полная экономическая и политическая интеграция.

Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участницах отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.

Таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Экономический союз — межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).

— Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).

Таким образом, переход от низших стадий (форм) интеграции к более высоким и есть поэтапный процесс международной экономической интеграции.

В конце ХХ в. экономическая интеграция стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-участниц интеграционных группировок.

В условиях дальнейшей интернационализации национально-государственная организация хозяйственной жизни и деятельности все в меньшей степени удовлетворяет интересам экономического развития. Идет постепенный процесс формирования региональных хозяйственных комплексов, включающих ряд стран, географически близко расположенных, имеющих приблизительно одинаковый уровень экономического и социального развития, тип хозяйствования.

В настоящее время нет единой общей теории интеграции, однако существующие теоретические концепции в целом позволяют объяснить интеграционные явления и выработать приемлемый алгоритм действий. Так, в качестве предпосылок и условий развития интеграционных процессов существенно важно, чтобы страны-участницы были примерно на одинаковом уровне экономического развития; интеграция продвигается более успешно, когда экономика стран находится на подъеме, ей способствует и географическая близость стран-участниц.

Одним из важных императивов является наличие политической воли со стороны руководства интегрирующихся стран. Важно и необходимо создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления. Необходим инициирующий центр — одно-два государства, которые должны сплачивать страны-партнеры.

Анализ развития ЕС

Предпосылки европейской интеграции

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира, наиболее важными из них являются следующие.

1. Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую перевожу в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации.

На момент создания ЕЭС все участвующие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику.

2. Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания.

3. Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия.

4. Особенности послевоенного положения Европы также способствовало успешному продвижения интеграции. Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества было невозможно. За время войны Европы утратила позиция мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских монополий — Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии — на свои колонии в Африке и Азии.

История создания Европейского Союза

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Европейским союзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы - организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

В своем развитии Европейский союз прошел четыре интеграции.

Первый этап Европейской интеграции

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали[3], целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)[4] и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом )[5]. ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом[6]. ЕЭС было учреждено Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 28 государств (расширения союза государств).

Второй этап Европейской интеграции

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию - Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС - гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961-1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966-1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейские сообщества.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня» переговоры были прерваны. А в 1975 году вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве (членстве).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт.

Третий этап Европейской интеграции

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС:

— Экономический и валютный союз (ЭВС);

— Общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ);

— Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

— общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ;

— создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка";

— координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Четвертый этап Европейской интеграции

9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по паритету покупательной способности - примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

Новейшая история Европейской интеграции

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 г. проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза - вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной.

1 июля 2013 года 28-ым государством-членом ЕС стала Хорватия.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро.

Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро;

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты;

Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены ЕС, так и другие европейские государства. На данный момент единую валюту используют 19 государств Союза, образуя еврозону.

Дальнейшее расширение Европейского союза

Дальнейшее расширение Европейского союза открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. С момента основания Евросоюза как Европейского объединения угля и стали в 1952 году прошедшие расширения увеличили число стран-участников с шести до двадцати восьми. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской, определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.

В настоящее время на повестке дня Евросоюза - принятие Турции и Западных Балкан. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут занять ещё много лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять после произошедших в них гражданских войн, и в данный момент две страны уже вступили в ЕС, три являются кандидатами, одна подала заявление, остальные заключили договоры ассоциации, предшествующие вступлению.

Остальные страны Восточной и Западной Европы не включены в текущую программу расширения, но либо стремятся к членству, либо теоретически могут подать заявление, если изменится их внешняя политика или Евросоюз даст понять, что сфера расширения теперь распространяется и на них. Следует также отметить, что темпы расширения замедлены из-за двусторонних споров на Балканах, проблем с институциональными реформами ЕС, а также сложностей с адаптацией странами принятой на сегодня совокупности правовых норм ЕС.

Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:

· масштабность расширения;

· низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;

· усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;

· приоритет политических соображений над экономическими.

Место ЕС в мировой экономике

С населением в 509,4 млн. человек доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2014 году около 23 % (18,496 трлн. $) по номинальному значению и около 19 % (18,513 трлн. $) - по паритету покупательной способности. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и по объёму ВВП по ППС.[7]

Действуя в качестве единого рынка с 28 странами ЕС является одной из основных мировых торговых держав. Имея всего лишь 7% мирового населения, торговля ЕС с остальным миром составляет около 20% мирового экспорта и импорта. Около 60% от общего объема торговли стран ЕС осуществляется между странами-членами ЕС.

Экономическая политика ЕС стремится поддерживать рост, инвестируя в сферы транспорта, энергетики и научных исследований, а также свести к минимуму воздействие дальнейшего экономического развития на окружающую среду.

Уровень безработицы в апреле 2015-го составлял 9,6 %, инфляция в 2014 году упала до 0%, в 2013 году она находилась на отметке 1,5% , дефицит государственного бюджета - 0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

Исследования и разработки, лежат в основе стратегии ЕС, с целью сделать его экономику более конкурентоспособной. ЕС стремится привести расходы на исследования и разработки в соответствие с расходами США и Японии.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой семерке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

На данном этапе развития ЕС поставил перед собой следующие задачи, которые он планирует достичь к 2020 году. Прежде всего - это выход из кризиса и создание всех необходимых условий для обеспечения более высокой конкурентоспособности экономики с высокой занятостью. Также рост эффективных инвестиций в образование и исследования, что является шагом на пути к низкоуглеродной экономике. Стратегия ЕС 2020 ориентирована на 5 целей — в области занятости, инноваций, образования, бедности и климата/энергетики. Для того, чтобы эта стратегия действовала, ЕС создал систему экономического управления для координации мер между ЕС и национальными уровнями.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.