Программа по иностранному языку для общеобразовательных учреждений (английский, немецкий, французский) 1-11 классы. В программе представлена концепция развивающего обучения иностранному языку, разрабатываемая в институте общего образования МО РФ. В программе рассматриваются такие основные вопросы, как: 1) место и роль иностранного языка в системе общего образования молодежи на современном этапе развития общеобразовательной школы; 2) цели и содержание обучения иностранному языку; 3) характеристика основных этапов обучения иностранному языку в рамках модели 1-11 и 5-11 классы; 4) основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку в школе, учет которых необходим для выполнения программных требований. В приложениях представлены: Примерный перечень языкового материала по английскому, немецкому, французскому и испанским языкам для 3- х этапов обучения, а также список рекомендованной литературы. Программа предназначена для учителей, методистов и всех, интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе. В содержательном отношении акцент в программе сделан на характеристике общих концептуальных основ обучения и основных составляющих учебно-воспитательного процесса (цель, содержание, ученик, учитель) с позиции современных требований теории и практики преподавания иностранного языка. Программа состоит из следующих разделов: 1. Цели и содержание обучения иностранного языка; 2. Характеристика основных этапов обучения иностранному языку в средней школе; 3. Основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку; 4. Приложения. В целом процесс обучения иностранному языку призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни. Эта способность предполагает формирование у школьников: - умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения; - в области обучения устной речи учащиеся овладевают умениями: - понимать на слух иноязычную речь, построенную на программном материале; - участвовать в общении с одним или с несколькими собеседниками; - логично и последовательно высказываться в соответствии с ситуацией общения; В области обучения чтению ставятся задачи научить школьников: - читать вслух и про себя; - читать, понимать и осмысливать содержание текстов с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В области обучения письму учащиеся овладевают следующими умениями: - графически правильным письмом; - письма как самостоятельного вида речевой деятельности в ограниченном объеме (написания поздравления, приглашения и др.); - письма как средства обучения другим видам речевой деятельности (составление плана устного сообщения, плана и тезисов прочитанного текста и др.). Перевод как вид речевой деятельности в данном варианте программы не является целью обучения; в учебном процессе рекомендуется использовать его в качестве средства обучения, помогающего лучше осмыслить и осознать особенности изучаемого языка. В ходе обучения иностранному языку школьники овладевают не только специальными, но и общеучебными навыками и умениями, которые складываются в определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении содержания обучения иностранного языка, освоении школьного образования и включении в производственную деятельность. 1-ая группа общеучебных умений – учебно-организационные – связана с формированием у школьников способности работать в различных режимах: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик – класс и др.; пользоваться разнообразными ТСО и объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. 2-ая группа умений – учебно-интеллектуальные – связана с овладением способа мыслительной деятельности и приемами логического мышления. 3-яя группа умений – учебно-информационные, в которых находят отражение способы и приемы самостоятельного приобретения знаний из различного рода источников. В эту группу умений входят умения школьников ориентироваться в письменном и аудиотексте, прогнозировать его содержание, находить нужную информацию, пользоваться различного рода памятками, справочной литературой и т.п. 4-ая группа умений – учебно-коммуникативная – проявляется в культуре общения, т.е. в умении слушать партнера по общению, прогнозировать его речевое поведение, обосновывать свою точку зрения и др. Что включает в себя приложение по данной программе. Оно включает конкретный материал по 4 языкам (английский, немецкий, французский и испанский). Освоение учащимися этого материала составляет основу практического владения ими иностранным языком и формирования соответствующих лингвистических и лингвострановедческих знаний. Языковой материал распределен по 3 этапам обучения: начальному, среднему и завершающему. Для каждого этапа предлагается лишь минимальный объем лексического и грамматического материала, который может быть превышен в практике обучения. Какой конкретный языковой материал включен в программу по немецкому языку (словообразование и грамматика) см. самостоятельно программу с.167-173. И очень кратко: О программе курса «Преподавание иностранных языков с естественно- математической направленностью» (Английский, немецкий, французский языки) 7-11 классы. Программа разработана в лаборатории обучения иностранному языку Института общего образования Министерства образования России. Ведущие авторы: А.Ю. Горчев, В.Н. Иванова. В программе представлена концепция профильного обучения иностранным языкам, начиная с 7 класса средней общеобразовательной школы. Рассматриваются также основные вопросы, как цель и задачи, а также содержание обучения иностранному языку с естественно – математической направленностью по 2 этапам: 1. подготовительному (7-9 кл.) и 2. основному (10-11 кл.), особенности учебного процесса с профильным обучением иностранному языку, учет которых необходим для реализации программных требований. В содержательном отношении упор сделан на формирование общеучебных умений и познавательных интересов школьников, чтение и перевод технической литературы, использование иностранного языка как средства получения профессионально-значимой информации в контексте межпредметных связей. Программа предназначена для учителей, методистов и всех интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе на современном этапе ее развития. В программе развиваются и углубляются важнейшие положения общей программы по иностранному языку для средней школы в ее новой редакции применительно к особенностям курса. Предполагается, что учитель, проводящий занятия по данному курсу, будет пользоваться обеими программами, соотнося одну с другой с конкретными условиями обучения. Данная программа содержит следующие разделы: 1. Цели и задачи курса. 2. Содержание обучения. 3. Особенности учебного процесса. 4. Приложения, содержащие различного рода методические материалы для учащихся и учителя, а также библиографию. В приложениях содержатся образцы памяток для учителя: 1. Памятка по рациональной организации технического перевода; 2. Памятка по составлению реферата; 3. Памятка по составлению аннотации; 4. Памятка по подготовке и проведению устного сообщения (более подробно об этих памятках см. стр. 199-201) данной программы. (Что касается конкретных разделов программы и особенностей учебного процесса см. стр. 178-203). Основные связи между элементами содержания предметов естественно-математического цикла и предмета «иностранный язык» представлены в программе в виде таблицы на стр. 181.Таблица содержит следующие разделы: 1) взаимодействие, отражающее общую проблематику (тематику); 2) средства реализации взаимодействия (с примерами); 3) что подлежит формированию и развитию (воспитанию). Литература: 1. Проект временного государственного образовательного стандарта иностранного языка. // ИЯШ № 2, с. 4-15. 2. Диссертация к.п.н. Поторочиной Г.Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза.(с. 18-33, Гл. 1). 3. Савинова Н.Б. Иностранные языки в системе развивающего обучения. Оренбург: Изд-во ОИУУ, 1997. 35 с. 4. Программа по иностранному языку для различных типов школ (англ., нем., франц., испанский) 1-11 классы. |