Методика как наука, ее связь с другими науками. Лекция № 1 Тема: Методика обучения основному иностранному языку как наука. Ее предмет и основные методические категории. Вопросы: 1. Научно-теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе. 2. Методика как наука, ее связь с другими науками. 3. Основные методические понятия. Научно-теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Термин «методика обучения иностранным языкам» используется для обозначения разных по содержанию понятий. Например, описание конкретных приемов и форм работы отдельных учителей – новаторов, мастеров своего дела, описание методов их работы в журнале «ИЯШ» в рубриках «Нам пишут» или из «Опыта работы школы» можно охарактеризовать как практическую методику обучения иностранного языка. Термин «методика обучения» обозначает также учебную дисциплину в педагогических учебных заведениях, которая должна обеспечить теоретическую и практическую подготовку студентов по методике. В педагогической и методической литературе существует положение о том, что методика обучения иностранному языку является «относительно самостоятельной наукой». Методика как наука имеет собственный предмети объект исследования. Объектомисследования методики обучения иностранному языку является процесс обучения иностранному языку и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами иностранного языка в разных условиях, в том числе и в средней школе. Научную основу методики обучения иностранному языку составляют теоретические положения общей методики и экспериментальные данные методических исследований, закономерности базисных и смежных с методикой наук: педагогики, лингвистики, психологии, психолингвистики (лингвопсихологии), теории информации, кибернетики и др. Методика как наука, ее связь с другими науками. Предметомметодики обучения иностранного языка является научное обоснование целей, содержания обучения, т.е. объема материала, его организации, последовательности его изучения, его воспитательной ценности, характера требований к уровню владения им, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения и учения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения. В своем научном обосновании методика опирается на данные базисных и смежных с ней наук. К базисным наукам относятся: · психология (общая, возрастная, педагогическая, в т.ч. психология речевой деятельности); · лингвистика; · дидактика. Наряду с базисными науками методика опирается на данные смежных с нею наук, к которым относятся: · теория информации; · методика преподавания русского языка в национальной школе. Научность методик определяется тем, насколько обоснованно она привлекает данные базисных и смежных с ней наук при решении общетеоретических и практических вопросов обучения, что позволяет избежать односторонней ориентации методики на какую-либо одну базисную науку, например, лингвистику, как это было раньше. К.Д. Ушинский указывал на вред односторонней ориентации педагогики на какую-либо одну науку, т.к. на практике такая ориентация оборачивается, по его словам, крайностями и просчетами. Одной из главных задач методики как теоретической науки является научный синтез данных базисных и смежных с нею наук и создание на этой основе цельной и стройной теории обучения языкам. 3. Основные методические понятия. К основным понятиям в методике относятся: - принцип обучения; - метод обучения; - система обучения; - методический прием; - методическое средство. Методические принципы обучения любому школьному предмету, в т.ч. и иностранному языку в своей совокупности «определяют содержание,методы и организацию обучения». В методической литературе последних лет высказывается точка зрения о том, что школьный предмет «Иностранный язык» отличается особой спецификой и дидактическими принципами обучения, общепринятыми в других предметах. Для методики преподавания иностранного языка эти принципы неприемлемы, потому что они разработаны на основе исследования процесса обучения основам наук, в то время как школьный предмет «иностранный язык» приобщает учащихся к речевой деятельности, расширяя их возможности в сфере речевого общения, а не к какой-либо науке. Дидактические принципы (такие как мотивированность, осознанность, доступность, научность социально-ценностная и культурно-ориентированная направленность, соблюдение коммуникативно-деятельностного, проблемно-тематического, индивидуально-личностного подходов в обучении иностранному языку) - являются основными принципами обучения иностранного языка в средней школе. Расшифруем основные методические категории: 1) Метод обучения в общепедагогической литературе определяется как «система целенаправленных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования. 2) Под «методом обучения иностранному языку» понимается совокупность педагогических действий учителя и форм деятельности учащихся, обеспечивающих достижение коммуникативных, воспитательных и образовательных целей обучения иностранному языку. В методической литературе последних лет получил распространение термин «методическая система обучения иностранному языку» в связи с системно-структурным подходом к явлениям педагогической действительности. И.Л. Бим следующим образом дефинирует понятие «система обучения иностранному языку»: прежде всего это информационная система, построенная на процессах приема, переработки, хранения, передачи информации в целях приобщения учащихся к иноязычному речевому поведению, общественному опыту с тем, чтобы обеспечить соответствующий общеобразовательный уровень абитуриента и создать предпосылки для его дальнейшего самообразования» «Система обучения» реализуется в учебном комплексе» и включает ряд взаимосвязанных компонентов: цель, средства и методы обучения. «Метод» как методическая категория находит свое воплощение в системе приемов, способов и средств обучения. Под «методическими приемами» следует понимать элементы метода, «составные его части», определенные организационно-методические мероприятия. (И.Л.Бим). Под «средствами обучения»подразумевается, с одной стороны, - «материальные средства обучения», т.е. предметы и материалы (учебники, пособия, ТСО), а с другой – виды деятельности, (например, чтение как средство обучения иностранному языку). Термин «способ»употребляется часто в таких сочетаниях как способ (прием) семантизации, способы (приемы) активизации и т.д. Способы (приемы) могут варьироваться также в зависимости от этапа обучения, особенностей, условий, характера материала. Выводы по лекции: 1. Методика обучения иностранному языку ставит своей целью научное обоснование целей, содержания обучения и воспитания учащихся, определение наиболее рациональных методов обучения в конкретных условиях. 2. Методика опирается на данные базисных и смежных с нею наук в их органическом единстве, позволяющем избежать односторонней ориентации ее на одну из них. 3. Методами исследования в методике является: – обучающий - естественный - разведывательный - основной - повторный - лабораторный эксперимент - опытное массовое обучение - анкетирование - тестирование - наблюдение - изучение и обобщение опыта учителей. 4. К основным методическим понятиям относятся: принцип обучения, метод, методическая система обучения, способ и средство обучения. Литература: 1. И.Л. Бим. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: «Просвещение», 1988. 273 с. 2. И.Л. Бим. Обучение иностранному языку: поиск новых путей // ИЯШ, 1989. № 1. с. 25-32. 3. И.Л. Бим, М.З. Биболетова, М.Л. Вайсбурд, О.З. Якушина. К проблеме базового уровня образования по иностранному языку в средне школе. // ИЯШ, 1990. № 5. с.16-26. 4. С.Ф. Шатилов. Курс лекций по методике преподавания немецкому языку. –М.: Лекция № 2 Тема: Содержание, цели, задачи и средства обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе. Программа по иностранному языку для различных типов школ. Вопросы: 1. Цели, задачи, средства, содержание обучения иностранному языку. 2. Компоненты содержания обучения иностранному языку. 3. Программа по иностранному языку для различных типов школ. 1. Цели обучения иностранному языку в средней школеопределяются общественными запросами, государственными интересами воспитания всесторонне развитого и образованного человека. Цель обучения иностранному языкудолжна быть реальной для достижения в заданных условиях, асодержаниеи методыобучения адекватны целям и заданным условиям. Новая программа по иностранному языку так формулирует цели обучения иностранного языка в средней школе: «Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, при этом воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком». Иными словами, ведущей целью обучения иностранным языкам коммуникативная и культурно-сравнительная цели, т.е. практическое овладение иностранным языком как средством устной и письменной коммуникации. Практическое владение иностранным языком в устной и письменной форме даже в ограниченных пределах развивает познавательные интересы учащихся, расширяет их кругозор, знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Поскольку обучение иностранным языкам в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, следует рассмотреть в программе обучения, какие изменения будут иметь место при их реализации в условиях образовательной ситуации. Ø При реализации практической цели с учетом существующих в методике обучения новых теоретических подходов недостаточно рассматривать формирование только коммуникативной или только лингвистической компетенции учащихся. Необходимо вести речь о формировании межкультурной компетенции в процессе обучения иностранного языка в целом. Ø Воспитательная цель может быть интерпретирована со следующей позиции: - ориентация на гуманизацию образования; - обучение в духе диалога культур; - воспитание взаимопонимания и терпимости по отношению к чужой культуре, способность относится к ней с уважением, доверием, симпатией, но в то же время критически; - воспитание ценностных ориентаций по отношению к культурному наследию своей страны (своего региона). Толкование образовательной цели может быть сформулирована следующей формулировкой: - более глубокое освоение родной (региональной) культуры посредством соприкосновения с чужой культурой и взаимоотношения с ней; - расширение языкового, социального, эмоционального и интеллектуального горизонта обучающихся. Достижение развивающей цели обучения иностранному языку и иноязычной культуре должно полагать: - развитие способности «проникновения» в культуру страны изучаемого языка в ходе сопоставления общественных культурных и языковых реалий; - развитие умения использовать социокультурный фон для понимания социокультурной принадлежности к национальному (региональному) и мировому сообществу; - развитие способности ориентироваться в ценностных категориях собственного и чужого общества. Необходимыми задачами в обучении иностранному языку в средней школе на современном этапе являются такие как: - приобщение учащихся к приобретению общеобразовательной информации (чтение периодической печати, просмотр познавательных телевизионных передач, прослушивания радиопередач на родном и где возможно, иностранном языках); - использование общеобразовательных возможностей иностранного языка в урочной и внеурочной работе; - формирование у школьников правильного представления об историко-культурном прошлом села, района республики, используя краеведческий материал; - организация экскурсионных поездок по историко-архитектурным и культурно-просветительным местам. |