ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Западный и восточный подходы к ИСС СПб Классический индийский храмовый танец (Южные стили) как Инструмент выхода и пребывания в изменённых состояниях сознания Предисловие С Миланой Северской — одной из лучших исполнительниц индийского классического танца в России — мы знакомы много лет. Однажды мы обсуждали необычные состояния, которые возникают в процессе исполнения индийского храмового танца, поскольку каждая из нас имеет свой опыт. В результате этого обсуждения появилась статья для журнала нашего отделения Трансперсональной психологии и педагогики Балтийской педагогической академии. В дальнейшем я её значительно расширила и посчитала возможным вставить в новую книгу, потому что искренне считаю, что индийский классический храмовый танец — совершенно необыкновенное явление в мировой культуре. Это совсем не означает, что все, кто интересуется трансперсональной психологией (ТПП), должны немедленно начать заниматься индийским танцем. Свою задачу я вижу совсем в другом: показать взаимосвязь произведений культуры с ТПП, показать корни, откуда берёт начало направление, до сих пор вызывающее споры о реальности своего существования, на примере классического индийского храмового танца показать, что практически любое истинное искусство — это результат соединения и взаимодействия серьёзной подготовки как необходимого условия с глубоким мистическим опытом, переживаемым исполнителем (художником) в процессе создания произведения искусства. И, конечно же, эта публикация преследует цель познакомить читателей с огромным богатством духовной культуры, которую подарила миру великая страна — Индия. - Введение
Священные культовые танцы практически у всех народов имели глубокий сакральный смысл. Это было характерно и для Древней Индии, и для Египта, и для Древней Греции. Танцы, посвящённые Богам, исполнявшиеся в Храмах в определённое время года, требовали высокого совершенства духа и тела и исполнялись жрецами и посвящёнными в эзотерическое знание танцовщицами. Зародившись из одного корня, претерпевая всяческие изменения, танцы Запада и Востока пошли совершенно разными путями. Французский философ и писатель Теофиль Готье писал в 1838 году: «Пляска не имеет другой цели, как представление прекрасных форм в красивых позах и развитие линий, приятных глазу: это немой ритм, это музыка, которая воспринимается зрением». Восток — это совершенно иное миропонимание. Человек рассматривается не как венец Природы, а стоит в ряду природных явлений. Потому и отношение к танцу — более глубокое. Это не просто слепое поклонение обожествляемому, неведомым силам, это — танец-созерцание, танец-медитация, танец-растворение, то есть это то самое изменённое состояние сознания, о котором идёт речь в нашей статье. 1.1. Вступление Изменённые состояния сознания (ИСС) или расширенные состояния сознания (РСС), они же — альтернативные (АСС) — сфера, неизменно вызывающая интерес у большого количества людей самых разных возрастных групп и профессий. Мотиваций для интереса к ИСС много, и в каждом случае она своя: – уход от стрессов современной жизни и негативных проявлений окружающей среды; – душевная усталость, депрессивные состояния, мировоззренческие кризисы; – стремление к поиску смысла своего существования, желание по-новому увидеть свою судьбу и своё предназначение; – желание получить новые ощущения, испытать нечто необычное; – расширить своё сознание и восприятие (особенно часто встречается в среде творческих людей). Для определённого типа людей ИСС или АСС — это единственная возможность почувствовать, ощутить, соприкоснуться с многомерностью и неоднородностью пространства, это шанс переосмысления, раскрытия и осознания предназначения человеческой жизни, возможность увидеть её во всей полноте и многогранности. Одним словом, ИСС — это дверь в нечто запредельное, скрытое, будоражащее ум и воображение, притягивающее к себе людей на протяжении всей истории нашей цивилизации. Множество способов и практик выхода в ИСС часто становились предметами спекуляций и обмана, не всегда соответствуя нормам общественной жизни и морали, но всегда, как магнит, притягивали к себе. Такова природа человека. Западный и восточный подходы к ИСС Восточный и западный подходы к ИСС или АСС очень сильно отличаются друг от друга. В древних культурах изменённые состояния сознания были известны задолго до появления термина «трансперсональная психология». Они были обычным состоянием и в религиозных практиках, и в духовных, и в традиционных системах психофизической подготовки Востока и Запада, Африки и Австралии. Состояние транса, экстаза, мистического опыта было обязательной составляющей различных ритуалов и посвящений. Древние тексты свидетельствуют о множестве приёмов достижения изменённого состояния сознания: как эзотерических — внутренних (осознанных), так и экзотерических — приёмов внешнего воздействия, к которым относятся музыка, запах, определённая последовательность гласных и согласных, игра с цветом, светом, ритмом и т.д. (Н.В. Абаев, 1989; Д. Лауэнштайн, 1996; Р. Мертлик, 1992; Д.Д. Прыгов, Н.М. Прыгова, 1992; Э.Б. Тайлор, 1989; У.Й. Эванс-Вентц, 1998; М. Элиаде, 2000; Т. Эндрюс, 1992 и др.). На современном этапе трансперсональных исследований изменённое состояние сознания понимается как способ приспособления сознания к изменениям внешних условий. Они подразделяются на искусственно вызываемые, спонтанно возникающие и психотехнически обусловленные (Л.И. Спивак, Д.Л. Спивак, 1996). Среди них обычно выделяют восточные, западные и аутентичные практики, включающие медитацию, дыхание и движение. Восточные практики, какого бы рода они ни были, связаны не просто со знакомством, но с погружением в картину мира, чуждую, по сути, западному менталитету, обусловленную особенностями климатического, религиозного, исторического развития и традиций стран восточного региона. Это достаточно часто приводит ко множественным и разноплановым конфликтам с системой ценностей, в которых человек воспитывался и рос, со сложностью сохранения прежних отношений с окружающим социумом. Система морально-нравственных ценностей, которая окружала человека с детства — это то, что формирует для него фундамент и опору. И если эта опора становится шаткой, становится неустойчивой и психоэмоциональная сфера. Поэтому знакомство с состояниями ИСС через восточные практики без грамотного учителя — путь небезопасный, имеющий множество подводных камней. Западные практики используют как дыхательные техники, так и телесные (телесно-ориентированная терапия). Эти техники, дающие несомненный результат, приводят к переживанию опыта, который становится потрясением для психо-эмоциональной сферы человека. И, как всякое потрясение, оно нередко выбивает личность из окружающей её реальности. Но эффект, под которым нет прочного фундамента, не может продолжаться долго, и, возвратившись в состояние, с которого всё начиналось, человек может почувствовать подмену, обман и, как результат, — опустошение. Нередко желание повторить пережитый опыт приводит к разного рода зависимостям, привязывая человека к определённым системам или личностям. Аутентичные — это, в первую очередь, шаманские практики, опирающиеся на традиции, обусловленные конкретными географическими условиями, культурой и т.д. Нередко они связаны с магическими ритуалами и используются не только для взаимодействия с внешними силами природы, но и для управления человеком, его эмоциями, сознанием. В этом контекстеклассический индийский храмовый танец, как априори телесная деятельность, которую нередко называют йогой, выгодно отличается от других практик. Для него характерно гармоничное сочетание высокого духовного начала (это действо, посвящённое излюбленному божеству) и содержания, опирающегося на мифологию. В данном сообщении мы хотим предложить на рассмотрение новый, неординарный подход к выходу в ИСС-АСС через искусство классического храмового индийского танца. Но прежде чем раскрыть связь ИСС с ним, необходимо понять, что именно подразумевается под словосочетанием «классический индийский храмовый танец». 2.1. Классика В западной культуре очень хорошо известно понятие классики. Оно вызывает доверие, подразумевая безусловную авторитетность, будь то классическое образование, классическая музыка, классический балет, классическая философия и т.д., поскольку любая классическая школа опирается на общепризнанные каноны, не требующие споров и доказательств. Это как фундамент, платформа для обучения, преподавания, искусства и многих других сфер социальной активности. Однако кроме общепризнанной западной классики есть понятие восточной классики, что, возможно, для многих звучит неожиданно. На Востоке известна одна-единственная классическая форма — это индийский классический танец. Его авторитетность не поддаётся сомнению и не нуждается в доказательствах своей принадлежности к термину «классический». На основании литературных источников, понятие классикив данном случае означает: – полноценную самодостаточную систему знаний, запечатлённых в пятой Веде, где через символику театрального действия переданы знания, заключённые в четырёх Ведах: о происхождении мира, его строении и смысле человеческого существования; – возраст, который говорит сам за себя и является безусловным авторитетом — 2–6 тысяч лет — и не имеет других мировых аналогов подобных систем; – традицию, передающуюся вначале как устная, а затем опирающуюся на трактаты, основными из которых являются «Натья Шастра» и «Абхинайя Дарпана»; – искусство, создание которого происходило не путём поисков, экспериментов, а является результатом внерационального Знания, полученного в готовой форме как фиксированная система преподавания и перфоманса с чётко поставленными целями и задачами, фиксированными канонами и системой живой преемственности, заложенной в процесс обучения; – систему, дающую то, что так необходимо человеку с точки зрения ИСС-АСС — полную физическую и психоэмоциональную БЕЗОПАСНОСТЬ. Все эти факторы говорят о том, что мы имеем дело с древнейшей, проверенной временем системой знаний, являющейся источником происхождения всех театральных и пластико-визуальных искусств, известных в настоящее время. Такая трактовка пояснения термина «классический» необходима в контексте данной статьи. 2.2. Индийский Прилагательное «индийский» используется в данной статье не столько в культурологическом, сколько в историко-географическом аспекте. Индия представляет собой сложный общественный организм, в котором сосуществуют рядом множество языков, традиций, обычаев и религий. Они настолько отличны друг от друга, что их практически невозможно объединить под названием «индийские». Индийский танец означает, что существовала система знаний, основанная на общечеловеческих ценностях, понятных представителю любой культуры и любой расы, опирающейся на индуизм, который тогда ещё не сформировался как одна из мировых религий, а был скорее системой фундаментальных взглядов на жизнь и её основы. Возникновение этих знаний сопровождалось необычной ситуацией. Согласно древней индийской мифологии, по просьбе Богов Душой Мира Брахмой были придуманы танцы с музыкой, пением и драмой. Они были записаны мудрецом Бхаратой в момент божественного вдохновения (которое можно рассматривать как состояние глубокой медитации с выходом на высокий информационный уровень). Эта система знаний была сохранена на юге Индии с наибольшей достоверностью. «Индийский» означает, что заботливыми руками многих поколений людей, живущих на этой территории, полученное Знание было сохранено. С минимальными изменениями его донесли из глубокой древности в мир современного искусства, и его по праву можно считать неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Таким образом, использование эпитета «индийский» даёт возможность выразить нашу благодарность великому народу, выполнившему свою миссию. 2.3. Храмовый Уникальность системы не только в том, что она — единственная в мире классическая система с таким возрастом и серьёзным багажом, но и в том, что это — храмоваяклассика. Напомним, что в древности храмы несли очень важную функцию в общественной жизни. Они были хранителями культуры, искусства и образования, местом концентрации силы и знаний, «маяком», на который ориентировалось общество. Суть слова «храмовый» означает: – соприкосновение с другой реальностью, где обыденность одухотворяется, а понятия красоты, образы идеальных, совершенных мужчин и женщин наполняются силой и энергией, становятся живыми; – изначально духовную направленность этого искусства, которое считалось формой молитвы и служения высшим силам, что, несомненно, напрямую связано с практикой выхода в ИСС; – соприкосновение с высокими идеалами и системой общечеловеческих ценностей, всеохватывающей правды и истины, понятие моления, чему, собственно, и служит сам храм. Индийский классический танец, о котором идёт речь, называется Бхарата Натьям. Его высокая духовность и космизм отражены в самой этимологии слова «Бхарата». «Бха» — от «бхагава» — духовность, здесь же «бхакти» — божественная (космическая) любовь; «ра» — от «рага» — мелодия, «та» — от «тала» — ритм. Таким образом, Бхарата Натьям — это танец, в котором через мелодию и ритм исполнитель проносит идею божественной любви. А изначальная суть танца — действо, посвящённое божеству. Поскольку танцы исполнялись во время храмовых праздников, которым индийцы полностью отдаются, то участие или созерцание их являются возможностью на некоторое время отключиться от повседневных забот, очистить свою душу, набраться новых сил и энергии, то есть своего рода психической регуляцией. Индийский танец отличается необыкновенной красотой и пластичностью. Он самоценен сам по себе, это высокое искусство, несущее Вселенское начало; это безусловная красота формы, ритма и мелодии, наконец, это — сакральное действо. Каждый жест и положение тела глубоко символичны и имеют философский смысл, давая ответы на самые волнующие вопросы. Это касается как исполнителя, так и зрителя. Собственно искусство исполнения, владение и присутствие на спектакле (перфомансе) погружают человека в пространство расширенного состояния сознания, открывая двери в иное восприятие. Всё это позволяет человеку увидеть мир гармонии и красоты, одновременно находясь в настоящей реальности и не вступая с ней в конфликтные отношения. Повседневная жизнь неожиданно раскрывается с другой стороны в своей многомерности, неоднозначности и связи с мировыми космическими процессами. Здесь проявляется эффект другого, более расширенного представления о повседневности, способность к возвышенности восприятия, наполнение человека покоем, красотой и гармонией. 2.4. Танец Европейское представление о слове «танец» кардинально отличается от восточного. Для европейцев понятие «танец» — это: – отображение обычаев и традиций; – способ эмоционального самовыражения через систему движений, созданных человеком; – способ отображения окружающего мира и человеческих отношений; – развлечение и отдых. В восточном представлении танец — это комплексная, синтетическая система знаний, которая основана на глубинном знании организации эмоциональной сферы человека. В культовых церемониях танец занимал едва ли не главное место. Сама церемония могла длиться очень долго и требовала от танцовщиков не только физической выносливости и тренированности, способности владеть каждой мышцей лица и тела, но также владеть и техникой перехода из одного психологического состояния в другое. Танец как система знаний включает в себя огромный спектр дисциплин: музыку, стихосложение, пение, ритм, танцевальную технику, язык жестов, пантомиму, голосовое ритмическое сопровождение (натувангам), использование украшений, грима, цвета и дизайна сценического костюма, фиксированную систему перфоманса и преподавания, систему поз (каран), безопасные йогические и медитативные практики, философию и учение тантризма. Главными исполнителями священных танцев были храмовые танцовщики и танцовщицы, к которым предъявлялись особые требования. Их первой обязанностью, говорится в Ведах, является тренировка памяти, увеличение её объема.Это объясняется тем, что храмовый танец, как правило, посвящён излюбленному божеству, которых в индийском пантеоне невероятное количество.И их нужно знать, помнить атрибутику и т.д. Кроме того, танцовщик должен знать прошедшее и настоящее и старательно проникать в будущее, чтобы ничто в жизни от него не ускользнуло. Среди главных символических образов выделяются Богини, олицетворявшие Великую Мать, в которой одновременно присутствовали богини Любви, Плодородия и т.д., т.е. Богиня как символ великой женской Энергии (Шакти). В индийской традиции понятие «Шакти» рассматривается с нескольких сторон. Шакти — это энергия первозданных сил Природы. Её представляют как Маха-Майю — Великую Иллюзию. В текстах указывается, что этих сил шесть, и они идут в соответствующей последовательности: 1. Пара Шакти — высочайшая сила тепла и света, порождающая всё на Земле. 2. Джнана Шакти — сила разума, или мудрого знания. Она двухсторонняя: память — гигантская сила, способная оживлять прежние представления и сквозь будущие ожидания и ясновидение — прозрение сквозь завесу Майи во время, которое едино во всех трех его аспектах: прошедшем, настоящем и будущем, и гораздо сложнее, чем то, какое ощущается человеком по биению собственного пульса. 3. Иччха Шакти — сила воли, напряжение токов внутри тела для выполнения желания. 4. Крийа Шакти — сила мысли, которая материальна и может производить действия своей энергией. 5. Кундалини Шакти — жизненный принцип всей Природы. Змеевидно извиваясь, она сочетает две великие противоположности: притяжение и отталкивание (Змей — символ движения в игре противоположных сил). Кундалини уравновешивает внутреннее и внешнее в жизни. В Тантрах говорится, что её поступательное движение внутри человека даёт силу Камы (Эроса) и ведёт к перевоплощению. 6. Мантрика Шакти — сила речи, музыки, знаков и букв. В тантрическом танце нашли своё отражение многие вопросы Тантра-йоги, которые связаны как непосредственно с эротической практикой, так и с духовной. Но что такое тантра в трансперсональном контексте? Это, прежде всего, состояние мистического транса. Это выход на путь Знания. Йогический тантрический танец — совершенно особая форма тантры, в которой главный принцип Шива-Шакти воплощён одновременно в нескольких аспектах. Если изначальное состояние Шакти — это собственно первозданные, глубинные силы природы, то второе — это сознание и постижение сущности жизни через сакральный танец как форму выражения священной красоты. Эта Шакти называется Шри Сундари. Именно этой Шакти поклонялись великие художники прошлого и настоящего. В образе Великой Матери, олицетворяющей Шакти, присутствует одновременно как «Дающая жизнь» и Богиня Любви и Красоты. В контексте храмового искусства понятие «танец», помимо уже перечисленных дисциплин общего, включает также: – фиксированную систему перфоманса и преподавания, опирающуюся на трактаты «Натья Шастра», «Абхинайя Дарпаны» и др.; – систему, в основе которой лежат мифологемы, философия, глубинное знание человеческой психологии; – является формой молитвы, храмовым искусством, где танцовщица играет роль связующего звена, посредника между миром земным и миром небесным; – храмовый танец никогда не исполнялся для увеселения или развлечения. Заключение Итак, в контексте данной статьи мы раскрыли, что подразумевается под сочетанием слов «классический индийский храмовый танец». Это уникальное древнее искусство, не имеющее аналогов в мировой культуре. Оно наполнено символикой: каждый жест, поза, детали костюма, используемый цвет несут информацию как открытую, понятную для всех зрителей, так и скрытую, понятную для исполнителей и, конечно же, посвящённых, коими являлись и сами исполнительницы — храмовые танцовщицы. Это искусство открывало путь достижения освобождения души — мокши и являлось, согласно древним трактатам, способом более действенным и результативным, чем занятия медитацией. Хотя, на наш взгляд, это классическая медитация, имеющая другую форму. И она очень отличается от обычных представлений о динамической медитации, прежде всего, наличием школы и законов перфоманса как способа взаимодействия с пространством; другими словами, способом взаимодействия с энергиями окружающего мира, реализуемым в глубоко символической и высоко эстетической форме. Все эти факторы позволяют понять, почему именно это искусство было рекомендовано для современного человека. Танцевальное действо, которое несло не только высокую эстетику и выражало содержание мифов, знакомых каждому, представляло собой также универсальную систему символов и образов — близких и понятных, притягивающих и пленяющих своей приближенностью и включённостью в повседневность каждого, независимо от социальной принадлежности. Несомненно, это искусство (или система знаний) являлось мощнейшим средством выхода в ИСС и было совершенно безопасным. Этот фактор заставляет посмотреть на индийский классический танец более пристально. Рассмотрим, с помощью чего в классическом индийском храмовом танце становится возможным выход на ИСС. |