Классификация уроков теоретического и практического обучения по дидактическим целям. Управление качеством обучения. Единой классификации форм и видов уроков на сегодняшний день не существует. ? Почему? (Сложность и многогранность процесса взаимодействия учителя и учеников) Возможные основания для классификации: Ведущие методы обучения (Борисов И.Н.) · Тип организации учебной деятельности (Кирюшкин Д.М.) · Содержание и способы организации деятельности на уроке (Казанцев И.Н.) · По дидактическим целям (Огородников И.Т., Есипов Б.П. и т.п.) Классификация по дидактическим целям наиболее распространены. Как наиболее часто используемая называется классификация Б.П.Есипова Б.П.Есипов · комбинированные, или смешанные, уроки; · уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений; · уроки закрепления и повторения знаний; · уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; · уроки выработки и закрепления умений и навыков; · уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. Еще один подход к классификации уроков технологии, исходя из того, что абсолютное большинство уроков относятся к комбинированному типу (Распопов В.М.): · Урок формирования знаний и умений на непродуктивном уровне мыслительной деятельности · Урок формирования знаний и умений на репродуктивном уровне мыслительной деятельности · Урок формирования знаний и умений на продуктивном уровне мыслительной деятельности · Урок формирования знаний и умений на творческом уровне мыслительной деятельности Мы также будем использовать упрощенную классификацию, отражающую соотношение теоретической и практической деятельности на уроке: · Урок теоретического обучения (Изучение теории занимает свыше 70% резерва времени) · Урок практического обучения (Практика занимает свыше 70% резерва времени) · Комбинированный урок (соотношение теории и практики примерно 50/50) Деление уроков в зависимости от организационной формы также называют делением на виды. · Классический урок · Урок-лекция · Урок-семинар · Урок-конференция · Урок-экскурсия · Урок-беседа · Киноурок · Зачет · Лабораторно - практическая работа и т.д. Примером смешанной классификации может служить классификация Махмутова М.И. 1 тип: Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его. Формами изучения нового материала могут быть: · лекция; · объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов; · эвристическая беседа; · самостоятельная работа с учебником и другими источниками; · постановка и проведение опытов и экспериментов. В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как: · урок-лекция; · урок-семинар; · киноурок; · урок теоретических и практических самостоятельных работ; · урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке). 2тип: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему: · систематизация и обобщение новых знаний; · повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; · применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; · формирование умений и навыков; · контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков. К основным видам уроков данного типа относятся: · уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений); · урок-лабораторная работа; · урок практических работ; · урок-экскурсия; · урок-семинар) 3тип: Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид: · устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); · письменный опрос; · диктанты; · изложения; · решения задач; · зачетная работа; · контрольная самостоятельная работа; · экзамен. Эти виды уроков проводятся после изучения объемных разделов и тем учебного курса. Среди прочего принято разделять уроки на традиционные и нетрадиционные. Разделение это достаточно зыбкое, но можно опираться на следующие определения: По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки - это... уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» [2]. И.П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру) [5]. |