ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Понятие «организационные формы обучения». Классификация организационных форм обучения. NОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе.N ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ К числу главных оснований классификации организационных форм обучения, как правило, относят: • количество учащихся, участвующих в процессе обучения; • место учебы учащихся; • продолжительность учебных занятий. 1. Количество учащихся, участвующих в процессе обучения · Индивидуальные · Парные · Групповые · Коллективные · Фронтальные При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. + Единый темп работы (удобно для контроля, возможность оценивать работу каждого ученика) - Отсутствие возможности учета индивидуальных особенностей. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. · Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. · При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. · Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. · Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парнуюработу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. К коллективным относят формы работы, когда учитель взаимодействует с более-менее постоянной группой (коллективом учащихся). Однако по мнению многих авторов не всякую работу с коллективом можно считать коллективной. Для этого она должна удовлетворять следующим условиям: (Х.Й.Лийметс) · класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; · организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя; · действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; · есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой. ?Является ли с этой точки зрения фронтальная форма работы коллективной? Всякий ли урок можно считать коллективной формой работы? В.К.Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе по и исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, определение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе. Тем не менее урок, как форму обучения, как правило относят к коллективным формам. Место учебы учащихся; · Школьные (в классе, учебных мастерских, библиотеке, живом уголке и т.п.) · Внешкольные (экскурсии, занятия на природе, занятия на базе предприятий, домашняя работа) |