ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Социальная философия Дюркгейма ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) На одно из первых мест в новейшей социальной философии мы ставим Эмиля Дюркгейма, хотя он вовсе не старейший из рассматриваемых нами персон. Дюркгейм был одним из первых, кто открыл нам стихию социального как такового. Эта стихия не биологической, как, скажем, у Дарвина, и не божественной, как у Гегеля или Бозанкета, природы. Она – особая, специфическая, социальная, и в то же время это в полном смысле «родная стихия», мы сами часть этой стихии, она проходит через нас, и в нашей волеее изменить и направить. Эта стихия – социальная субстанция. Если говорить о живописных ассоциациях, то мне видится Камиль Писсарро в Эрмитаже, скажем, «Бульвар Монмартр в Париже» (1897). Городской пейзаж с зыбкой, подвижной человеческой массой, тем не менее поддающейся целостному восприятию художника-импрессиониста, так же как эта же самая человеческая масса поддается целостному схватыванию статистическими приемами. /Некоторые замечания в библиографии/ Самоубийство, М. Пер. А.Н. Ильинского. 1912. Метод социологии,1899. Социология и социальные науки // Метод в науках.СПб,1911. О нем : Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Зенкин С. Вещь, форма и энергия (Русские формалисты и Дюркгейм) // НЛО, № 80, 4-2006, с. 54-63. Здесь показано, как Дюркгейм может быть истолкован в художественном контексте своего времени. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. (Перевод А.М. Руткевича) // Сумерки богов. /составление и общая редакция А.А. Яковлева: Перевод. – М,: Политиздат, 1989, с.222-318. Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. (223). Parsons T. The structure of social action, N.Y.- L., 1937, ch.8,10. Судьба Дюркгейма Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года, то есть он на два года моложе З. Фрейда и на сорок лет моложе К. Маркса. Годы рождения и смерти Э. Дюркгейма символичны. Он родился в том году, когда К. Маркс написал «К критике политической экономии», предварительный вариант «Капитала». Он умер в год коммунистической революции в России, воплотившей идеи автора «Капитала» в жизнь, в 1917 году. Может возникнуть сомнение, относится ли Дюркгейм именно к новейшей социальной философии? - Как кажется на первый взгляд, - нет. Он рационалист, причем не гегелевского, как Бозанкет, а декартовского толка, испытавший влияние Сен-Симона. Но мы его выбираем потому, что он чрезвычайно отчетливо и последовательно выразил идеи социологизма и социоцентризма. Хотя фигура Дюркгейма с точки зрения идей новейшей социальной философии предстает, без сомнения, как исходная для истеблишмента, его идеями и концепциями тогда еще не руководствовалась идеология верхов. Это случилось гораздо позже. Однако как власть, так и сам Дюркгейм понимали, что речь идет о новом, социологическом, видении социума, которое будет столь же практически полезно для управления обществом, как оказались полезны для техники и естественные науки. Социология в данном случае это не только форма социального философствования, но и форма идеологии. Скажем, у Бернарда Бозанкета такого видения не было и в помине. Для него Абсолют выполняет вполне конструктивную роль в «устройстве» общества. Дюркгеймовский социум лишен явного божественного начала. Модерн в социальной философии вообще характеризуется, если выразиться крылатым словом Достоевского, потерей «веры в Шиллера».[1] На Западе говорили о том, что «Бог мертв» и что произошло «расколдование мира». Дюркгейм сделал один из первых шагов на этом пути, шаг важный, хотя - неуверенный и робкий. Дюркгейм, всецело относясь к старому миру, был одним из тех, кто его разрушил.[2] В социологии именно как в естественнонаучном подходе к обществу таилась страшная разрушительная сила. Да, Н.А. Бердяев прав, когда говорит, что гуманистическое самоутверждение и самодовольство человека находит свой конец у Достоевского и Ницше. Дальше, мол, лежит путь или к богочеловеку или к сверхчеловеку.[3] Но не только и не столько такие страстные духовные провидцы проделали этот путь шаг за шагом. В конце концов, прозрения Ницше и Достоевского остались бы только внезапной вспышкой, если бы скромные ученые, не помышляя о внешних эффектах, сделали эту дорогу «расколдования мира» необратимой. Дюркгейм – один из них. Дюркгейм родился в семье потомственного раввина. Он готовился к религиозному поприщу предков, изучал древнееврейский язык, Ветхий Завет, Талмуд. Однако школьная учительница (католичка) побуждает его порвать с семейной традицией. Хотя он и не становится ни католиком, ни атеистом. Он – «агностик».[4] Далее – Высшая Нормальная школа в Париже. Обратим внимание на соучеников: Анри Бергсон и Жан Жорес (впоследствии друг Дюркгейма). Командировка в Германию.[5] Самое сильное впечатление: Вильгельм Вундт, основатель первой в мире лаборатории экспериментальной психологии, (какие «естественнонаучные» слова!). 80-е годы XIX в. – время физикализма, время надежд, что и общество, и психику можно изучать как естественнонаучные предметы. Дюркгейм, вслед за В. Вундтом, продолжая традицию Декарта (а не Канта, см. дальше о М. Вебере), - естественно находится в рамках этой научной моды. Духовная связь с Декартом может быть прослежена уже в названиях работ Дюркгейма. В 1637 году Декарт пишет «Правила для руководства ума», в 1895, почти через 250 лет, Дюркгейм выпускает в свет «Правила социологического метода». Возвратясь во Францию, он возглавляет первую в стране кафедру социологии, (Бордо). Дюркгейм сочувствует реформистскому социализму жоресовского толка. С этой позицией связан и презентизм, характерный для всех либералов. Дюркгейм не только социолог, но и социальный философ, однако, его никак не назовешь философом истории. Презентизм предполагает равнодушие к проблемам философии истории. Дюркгейм поглощен научной и преподавательской работой, но у него есть и определенные гражданские убеждения: это демократия, либерализм. Он противник революций и сторонник социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Дюркгейм – патриот настолько, что в патриотическом рвении объявляет социологию «французской наукой».[6] /между профессорской кафедрой и политической трибуной/ Все отцы-основатели новейшей социальной философии находятся, как бы дрейфуют между профессорской кафедрой, библиотекой и кабинетом, с одной стороны и политической трибуной, с другой.[7] Перед нами некоторая типическая ситуация. Налицо соединение двух типов карьер (академическая карьера и – политическая деятельность). Речь идет о взаимодействии в одном человеке теории и практики. Мы увидим, что в качестве практической деятельности может обнаружиться не только политическая деятельность, но и карьера практикующего врача (как у З. Фрейда). Таким образом, всегда существует соединение теоретической и духовной жизни, с одной стороны, и практической, материальной жизни, с другой.[8] Что касается Дюркгейма, то он почти полностью на профессорской кафедре. Хотя Дюркгейм практически не вмешивается в политическую и социальную жизнь, но для него, как и для каждого социального философа, всегда возникает вопрос о воплощении своих идей в практику. Тем более, концепция социоцентризма утверждает, что сама природа этих социальных идей коренится в ткани человеческого общения. /человек долга/ И все же Дюркгейм, как и М. Вебер, стремится в своей жизни соединить гражданскую и профессиональную этику. После 1871 года Франция в глубоком кризисе. Долг гражданина и ученого – не допустить возрождения монархии, господства клерикалов и националистов. Необходимо национальное согласие на рационалистических, светских и республиканских принципах.[9] /первая мировая война – теоретическая и личная катастрофа/ 1871 год – поражение Франции в войне с объединившейся Германией, окончательный крах наполеоновских притязаний в Европе. Но это поражение так сказать, в рамках «классической парадигмы». В 1871 году в принципе воевали еще так же, как во времена Наполеона 1. Поэтому, оказывается, что 1871 год был не самым страшным испытанием для Франции. Поражение во франко-прусской войне, по крайней мере, не поколебало теоретических основ и моральных принципов. Не то – Первая мировая война. Для Дюркгейма это, прежде всего, теоретическая катастрофа. Та «воля», о которой еще сто лет назад вещал А. Шопенгауэр тот «жизненный порыв», о котором учил А. Бергсон, та «белокурая бестия», о которой пел свои иронические эпатирующие песни Ф. Ницше, - все это обнаружилось как самая непреложная социальная реальность. Рационализм, как казалось, рухнул не только теоретически, но и практически. Сын Андре Дюркгейм, блестящий лингвист и социолог, надежда отца, гибнет на Салоникском фронте в 1916 году. Смерть сына ускоряет смерть отца. Он умирает 15 ноября 1917 года. По нашим меркам он не дожил и до пенсионного возраста, ему было всего 59 лет. /итоги по биографии Дюркгейма/ Итак, перед нами трагедия судьбы, в которой господствовало то, что А. Бергсон называл «радикальным непониманием жизни». Убежденный и бескомпромиссный рационалист, наследник французской рационалистической традиции прекрасно и плодоносно гибнет, столкнувшись с новыми реалиями 20 века, в создании которых он бессознательно участвовал. Социальная философия Дюркгейма По своему «переходному» мировоззренческому тезаурусу Дюркгейм во Франции близок В. Дильтею в Германии. Всецело принадлежащий 19 веку с его оптимистическим сознанием научного прогресса и религиозным и политическим либерализмом, Дюркгейм, как и Дильтей, формулирует тем не менее проблемы кризисного 20 века.[10] Перечислим основных предшественников Дюркгейма в новой, прежде всего, социальной философии. Это Монтескье и Ж.-Ж. Руссо (общая воля, общественный договор), Сен-Симон и О. Конт (естественные науки как образец для общественных), Кант (идея нравственного долга). Наконец, К. Маркс[11] и Г. Спенсер. В известном отношении можно сказать, что Дюркгейм – это Конт дополненный Кантом[12]. |