Принципы отбора физических упражнений Длительность занятия составляет –в младших группах 15 минут, в средних 20 минут, в старших 25 минут. В первой младшей группе занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек), а начиная со второй младшей группы - со всеми детьми одновременно. Однако при необходимости педагог может проводить занятия и по подгруппам, устанавливая для каждой из них одинаковое или разное недельное количество. Длительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем, физической подготовленностью и равняется примерно 15-20 минутам в младших группах, 20-25 - в средних, 25-35 - в старших. Перед занятием надо облегчить одежду детей; посмотреть, удобная ли у них обувь. Для каждой части занятия подбираются специфические двигательные задания: во вводной части – подготавливающие, разминочные; в основной – обучающие и тренирующие; в заключительной – восстанавливающие. Оздоровительная направленность занятия характеризуется: - хорошими эколого-гигиеническими условиями (чистота помещения, воздуха, удобная одежда, обувь и т.д.); - наличием элементов закаливания (снижение температуры воздуха до +18-12 С, проветривание помещения); - положительным эмоциональным состоянием каждого ребенка. Для усвоения программного содержания занятий детей необходимо продумать и обеспечить логическую цепочку приемов. 1. Определить «дозу» программного материала в соответствии с принципами обучения, возрастными и индивидуальными возможностями детей, т.е. запрограммировать определенный результат обучения. 2. Трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка, поставив ее интересно, четко, конкретно, с учетом возраста. 3. Выбрать приемы обучения (наглядные, словесные, практические, творческие задания) в зависимости от этапа обучения тому или иному движению, а также наиболее оптимальные пособия, место, тип и форму занятия. 4. Создать условия для многократного повторения движения. 5. Оценивать двигательные умения детей (в младших группах - общая похвала, в старших - общая, дифференцированная и индивидуальная). Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует: 1. Запрограммировать ее объем и распределение с учетом возраста детей, их здоровья, физической подготовленности. Важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Недопустимы как чрезмерная, так и недостаточная нагрузки: одна вызывает переутомление, другая - не дает тренировочного эффекта. И та и другая снижают результативность занятия в целом. 2. Подбирать для каждой части занятия специфические физические упражнения: подготавливающие и разминочные - во вводной; обучающие и тренирующие - в основной; успокаивающие - и заключительной. Упражнения подбираются по анатомическому признаку, интенсивности, сложности и т.д. 3. Обеспечивать увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесение дополнительных пособий, усложнение правил, заданий. Двигательная активность на занятии - важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и создает условия для овладения конкретным движением. Двигательная активность может быть оценена в объеме (с помощью шагомера) и во времени (моторная плотность). Объем двигательной активности на занятии составляет 900-1500 шагов в младших группах, 1400 - 2500 в средней и старшей. Моторная плотность в помещении 60-80 %, на воздухе - 80-85 %. Основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии: 1. Четкость, краткость речи воспитателя. 2. Использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой). 3. Многократное повторение движений. 4. Эффективное использование физкультурного оборудования. Активизировать мыслительную деятельность можно с помощью называния упражнений и проговаривания действий; использования пространственной терминологии и специальных упражнений на ориентировку в пространстве, привлечения детей к оценке, самооценке; самостоятельного выбора детьми способа выполнения действий; использования сравнений, анализа, вопросов; создания поисковых ситуаций я др. Нравственное и трудовое воспитание осуществляется через использование ситуаций, непроизвольно возникающих в ходе занятия, а также создание специальных ситуации Для проявления тех или иных способов поведения (где бы ребенок мог проявить смелость, находчивость, оказать помощь товарищу, проявить выдержку, честность). В качестве приемов эстетического воспитания выступают: внешний вид, одежда детей и воспитателя; эстетика помещения, оборудования; использование музыки. |