МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ





Институт прокуратуры

Реферат по актуальным проблемам прокурорской деятельности на тему:

«Актуальные проблемы международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ»

 

Выполнила: Улзытуева Виндарья Баторовна,

студентка 604-ЗО группы Института прокуратуры УрГЮУ. Магистерская программа: __________________

Проверил:

 

Екатеринбург

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………..3

2. Правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ

2.1. Компетенция прокуратуры в рамках этого направления….4

2.2. Принципы деятельности……………………………………..5

2.3. Цели международного сотрудничества…………………….6

3. Основные направления и формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ………………………………………….10

4. Заключение…………………………………………………………17

5. Список использованных источников……………………………..18

 

 

Введение

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления), в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске), а в октябре 2014 г. в целях повышения уровня методико-аналитической и организационно-контрольной работы по вопросам международного сотрудничества – организационно-аналитический отдел.

На сегодняшний день наиболее важное место в международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере уголовного судопроизводства. Это вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в области возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы для исследования, особенно в рамках мировых процессов глобализации и эволюционирования преступности в сторону транснационального характера.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

Целью данного исследования является изучение такого направления деятельности органов прокуратуры РФ как международное сотрудничество, выявление сущности этого направления.

Задачами являются:

- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов прокуратуры РФ в данном направлении;

- выявление основных направлений и форм международного сотрудничества органов прокуратуры РФ.

 

 

Правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ

Всю нормативно-правовую базу, касающуюся данного вида направления можно разделить на следующие группы:

1) Национальные акты:

1.1. Конституция Российской Федерации (часть 4 статьи 15; часть 1 статьи 61; часть 2 статьи 63);

1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 13);

1.3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 3 статьи 1; статья 109; глава 54 «Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора»);

1.4. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней»;

1.5. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма»;

1.6. Федеральный закон от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом»;

1.7. Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»;

1.8. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»;

1.9. Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее»;

1.10. Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма»;

1.11. Федеральный закон от 2 октября 2006 г. № 158-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма»;

1.12. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2006 г. № 1326 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи»;

1.13. Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества».

1.14. Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2012 г. № 180 «Об органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок».

2) Международные акты:

- Многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи, а также вопросы передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения

В свою очередь данную группу можно разделить на универсальные акты (1. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков от 20 апреля 1929 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г., Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.) акты, принятые в рамках тех или иных объединений (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (28 марта 1997 г., Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.).

Также следует отдельно выделить межведомственные соглашения и иные договоренности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, например: Соглашение Генеральных прокуратур (прокуратур) государств – участников Содружества Независимых Государство сотрудничестве между учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями органов прокуратуры от 21 апреля 2005 г.; Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии от 1 октября 2008 г., Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Государственной службой прокуратуры Англии и Уэльса по вопросам расследования военных преступлений от 14 февраля 1995 г.

Органы прокуратуры, руководствуясь ст. 2 Закона о прокуратуре[1], в пределах своей компетенции:

-осуществляют прямые связи и сотрудничество с прокуратурами и соответствующими органами зарубежных стран, а также с межднуародными и межгосударственными организациями;

-сотрудничает с ними в области укрепления законности, правопорядка и противодействия преступности;

-заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью

- участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Нормативно-правовую базу составляют международные договоры РФ, Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие ФЗ, а также акты, принятые Генеральной прокуратурой РФ.

К общепризнанным принципам международного права относятся такие фундаментальные нормативные положения, которые признаны всем международным сообществом, не допускающих отступлений при их применении. Общепризнанными нормами международного права являются юридически обязательные нормативные правила поведения, принятые и признанные международным сообществом.

Взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных стран осуществляется на основе следующих принципов:

1) Уважение суверенитета, независимости и юрисдикции государств;

2) Равноправия сторон;

3) Добросовестного и добровольного выполнения международных обязательств;

4) Неукоснительного соблюдения национального законодательства и норм международного права

5) Приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина

6) Всемерного укрепления доверия между компетентными органами взаимодействующих сторон;

7) Взаимности выполнения письменных обязательств компетентных органов в сфере выдачи оказания правовой помощи по уголовным делам.

Целями международного сотрудничества органов прокуратуры являются:

1) Обеспечение верховенства права, укрепление законности и правопорядка

2) Охрана прав и свобод человека и гражданина

3) Борьба с преступностью

Россия является участницей более 300 многосторонних и 2-сторонних договоров о сотрудничестве в сфере уголовной юстиции, в которых содержатся общие условия и обязательства сторон в борьбе с преступностью, порядок, формы оказания взаимной правовой помощи. Имеются подписанные с 70 странами многосторонние и 2-сторонние договоры о правовой помощи и выдаче по уголовным делам. В качестве примера можно привести такие конвенции как: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минск)., Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г., и др.[2]

Правовые основы международного сотрудничества российских прокуроров в сфере осуществления уголовного преследования и выдачи нормативно закреплены в ст.12, 13,ч.2.1 ст.59, ч.5 ст.72 УК, а также ч. 5 УПК РФ. Раздел 8 УПК регламентирует только основания и порядок взаимодействия прокуроров с компетентными органами и должностными лицами зарубежным стран в области оказания правовой помощи по уголовным делам (гл. 53), а также выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора (гл. 54).

Сотрудничество Генпрокуратуры РФ и других правоохранительных органов РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в рамках Интерпола по вопросам розыска и задержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных регламентируется Указом Президента РФ от 30.07.1996 N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола".[3]

Вопросы взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи относятся к числу приоритетных направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Тем не менее имеется потребность в заключении двусторонних договоров о выдаче и об оказании правовой помощи по уголовным делам с целым рядом государств.

При отсутствии заключенных договоров взаимодействие Генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства осуществляется на основе принципа взаимности, который является общепризнанным и заключается в том, что при достижении межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам Генеральная прокуратура РФ в письменной форме подтверждает свое обязательство оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 453 УПК) либо выдавать в будущем этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 460 УПК).[4]

Нормативной основой для международного сотрудничества и взаимодействия Генпрокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран являются двусторонние и многосторонние межведомственные соглашения, которые заключены в настоящее время с компетентными органами 40 иностранных государств. Как правило, на базе таких соглашений подписываются программы сотрудничества и реализуются предусмотренные в них мероприятия: осуществляется обмен опытом работы, нормативными правовыми актами и методическими материалами, проводятся совместные круглые столы, семинары, конференции и практические тренинги, консультации по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам и др. Такие соглашения могут устанавливать только механизмы "реализации отдельных процессуальных норм, способствовать наиболее оптимальной организации работы по международному взаимодействию на основе норм национального уголовно-процессуального права и ратифицированных международных договоров".[5]

Межведомственные соглашения Генпрокуратуры РФ с генеральными прокуратурами зарубежных стран играют субсидиарную (дополнительную) роль - они детализируют установленные международными договорами и внутренним законодательством формы и механизмы сотрудничества, способствуют наиболее полному выполнению взятых обязательств по договорам, регламентирующим международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. В таких соглашениях не содержится правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам и регулирующих процессуальные правила оказания правовой помощи и выдачи лиц для уголовного преследования.

Организационные основы и порядок международного сотрудничества органов прокуратуры с компетентными органами иностранных государств регламентируются также нормативными правовыми актами Генпрокуратуры РФ. Так, приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" определено, что взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры РФ, в связи с чем органам и учреждениям прокуратуры РФ всех уровней предписано: 1) обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение требований международных договоров и соглашений, участниками которых является Россия, а также внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом особое внимание уделять исполнению законодательства РФ о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства; 2) добиваться реальной защиты интересов России, прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечивать участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях международного характера, проводимых международными организациями и правоохранительными органами других стран по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры, исходя из ее координирующей роли в борьбе с преступностью.

В Генпрокуратуре РФ в 2006 г. образовано Главное управление международно-правового сотрудничества (далее - ГУМПС), на которое возложено: 1) обеспечение в пределах компетенции органов прокуратуры организации выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров РФ по вопросам международного сотрудничества, в том числе в сфере уголовного судопроизводства; 2) организация участия Генпрокуратуры РФ в разработке проектов международных договоров РФ; 3) координация деятельности органов прокуратуры РФ по вопросам международного сотрудничества; 4) осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями в целях решения задач, возложенных на прокуратуру РФ; 5) подготовка предложений об участии Генпрокуратуры РФ в мероприятиях международного характера; 6) контроль своевременности и полноты исполнения запросов о выдаче лиц и правовой помощи в соответствии с международными договорами и законодательством РФ; 7) регулярное обобщение и анализ практики эффективности работы органов прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

В соответствии с международными договорами РФ и установленной компетенцией Генпрокуратура РФ в настоящее время осуществляет международное сотрудничество по вопросами обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи лиц для уголовного преследования в рамках ООН, Совета Европы, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Совета государств региона Балтийского моря, СНГ.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.