Б) описание шкалы оценивания Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) № п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции* (или её части) / и ее формулировка – по желанию | наименование оценочного средства | 1. | Становление дефектологической науки в России и за рубежом | ОПК-7. Знать. Владеть ОПК-11. Уметь. | Тестирование | 2. | Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии | ОПК-1. Знать. Уметь. | Тестирование | 3. | Первичный и вторичный дефект. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. | ОПК-1. Знать. Уметь ОПК-11. Знать. | Тестирование | 4. | Классификации нарушений развития | ОПК-1. Знать. Уметь. | Тестирование | 5. | Основные виды специальных образовательных учреждений для детей с различными нарушениями развития | ОПК-7. Уметь. ОПК-11. Владеть. | тестирование | 6. | Перспективы развития дефектологического образования | ОПК-1, ОПК-7, ОПК-11 | экзамен | Типовые контрольные задания или иные материалы Экзамен Содержание контрольного задания: 1.Отношение государства и общества к лицам с различными нарушениями в развитии на разных исторических этапах. 2. Становление дефектологической науки в России. 3. Становление дефектологии в зарубежных странах. 4. Основные термины дефектологии (специальной) педагогики (недостаток и его виды, коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, специальное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия для получения образования, специальное (коррекционное) образовательное учреждение). 5. Предмет и цель специальной педагогики. 6. Основные задачи и методы дефектологии (специальной педагогики). 7. Категории детей с нарушениями в развитии. 8. Причины аномалий (биологические причины). 9. Причины аномалий (социальные факторы). 10. Условия нормального развития ребёнка. 11. Показатели нормального развития ребёнка. 12. «Первичный» и «вторичный» дефект в учении Л.С. Выготского. 13. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием. 14. Виды специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений, где могут воспитываться и обучаться дети с отклонениями в развитии. 15. Другие формы специального образования детей с нарушениями развития 16. Понятие интеграции, ее модели и трудности на пути их реализации 17. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи. 18. Вклад Л.С. Выготского в развитие дефектологической науки, основные теоретические положения. 19. Норма и отклонение в специальной педагогике. 20. Классификация нарушений развития в специальной педагогике. 21. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. 22. Школьная система специального образования. 23. Профессиональная реабилитация и профессиональное образование лиц с ОВЗ. 24. Профилактика и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. 25. Специальное образование детей с интеллектуальной недостаточностью. 26. Специальное образование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 27. Специальное образование детей с сенсорными нарушениями в развитии. 28. Права и обязанности детей и их родителей в законодательстве РФ. А) критерии оценивания компетенций (результатов) Итоговая оценка результатов освоения учебной программы по предмету осуществляется в форме зачета, где при выставлении итогового результата учитываются: - суммарные баллы, полученные по результатам выполнения обязательных заданий, предусмотренных технологической картой; - суммарные баллы, полученные по результатам выполнения уровневых заданий накопительной системы, предусмотренных технологической картой. б) описание шкалы оценивания «отлично» - студент осознанно и логично раскрывает проблемы; показывает знание развития проблемы в истории отрасли науки; демонстрирует высокий уровень сформированности профессиональных компетенций; раскрывает современные альтернативные и вариативные подходы в изучении проблемы; выделяет сущность и специфические особенности разработки и реализации проблемы в теории и практике дефектологической науки; при необходимости раскрывает проблемы с позиции частных методик; раскрывает возможные отклонения в развитии личности ребенка с ОВЗ, возможности их диагностики; демонстрирует способность к интеграции знаний по проблеме, структурированию ответа, анализу существующих позиций в теории и практике; способен к адаптации знаний к условиям конкретной ситуации. «хорошо» - ответ студента менее глубок по содержанию, недостаточно обстоятелен, имеют место несущественные фактические ошибки, которые смог исправить самостоятельно; демонстрирует достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций; изложение материала построено недостаточно логично, убедительно и уверенно, студент не показывает способности к адаптации и интеграции знаний. «удовлетворительно» - программный материал студентом представлен схематично, допущены фактические ошибки; демонстрирует достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций (частично отсутствуют необходимые умения, не знает и не владеет современными методами и технологиями); ответ носит исключительно репродуктивный характер; студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты; нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность; в ответе отсутствуют внутрипредметные и межпредметные связи. «неудовлетворительно» - в ответе студента допущены существенные фактические ошибки, которые не смог исправить; на большую часть дополнительных вопросов студент не ответил или дал неверный ответ. Студент не ориентируется в основных понятиях курса, демонстрирует отсутствие умений применить знания в процессе решения задач. |