МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

C) Безобразное в христианской эстетике





Виноградовой Дарьей Андреевной

№ зачетной книжки: КУ-0305

 

Проверил: профессор Злотникова Татьяна Семеновна

 

г. Ярославль

2016 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. Введение

2. Категория безобразного в истории эстетической мысли:

a. Категория безобразного у древних египтян

b. В греко-римской античности

c. Безобразное в христианской эстетике

d. Безобразное в философской эстетике

3. Актуальные примеры категории безобразного в искусстве

4. Заключение

5. Библиографический список

 

Введение

 

Человек постоянно пользуется понятием эстетического: о людях, чутких к красоте, говорят, что они наделены эстетическим чувством; процесс восприятия красоты называют эстетическим восприятием; результатом этого восприятия является эстетическое переживание; это переживание называют эстетическим наслаждением; эстетическое наслаждение заключает в себе эстетическую оценку, которую называют эстетическим суждением, или суждением вкуса.

С помощью основных категорий эстетика стремится ставить и решать эстетические проблемы. Фактически каждая из категорий, обозначая тот или иной аспект или принцип эстетики, вводит в определенный сегмент этой науки и шире - смысловое поле эстетического опыта человека.

Настоящая работа посвящена исторически сложившейся, одной из основных категорий эстетики – категории безобразного. Основной задачей работы является охарактеризовать и раскрыть понятие категории безобразного, подтвердить изложенное актуальными примерами.

 

Категория безобразного в истории эстетической мысли

Итак, безобразное является одной из основных эстетических категорий, которая с древнейших времен привлекала философов и теоретиков искусства. В истории эстетики это понятие чаще всего упоминается как антипод прекрасного.

Согласно заключениям Ю.Б. Борева[1] - безобразное не имеет глубокой теоретической традиции. а) Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, "хорошее превращается в дурное, вкус теряется". Обратимость и взаимопереходы прекрасного и безобразного раскрываются в древнеегипетском мифе об Исиде. Молодой и прекрасной Исиде был запрещен переезд на остров. Она обернулась старухой – и перевозчик ее не узнал. На острове она произнесла заклинание и вновь приняла образ прекрасной девушки. Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передал художник. "На что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов" (Аристотель. Поэтика. 4, 1449а[2]). Безобразное и прекрасное – противоположности, тысячью переходов связанные друг с другом. Лессинг писал, что телесная красота заключается в гармоничном сочетании разнообразных частей, которые могут быть охвачены одним взглядом. Безобразное – дисгармония частей и целого. По Бодлеру, безобразное лицо – это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света и внутреннего богатства.



Согласно книге «Эстетика» Бычкова В. В.[3] - в b) греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: в природе (разрушающиеся и разлагающиеся объекты и существа), в человеке (болезни, ранения, смерть), в морали (безнравственные поступки), в политике и государственном управлении (обман, коррупция, несправедливые суды).

c) Безобразное в христианской эстетике

 

Христианские мыслители высоко ценили видимую красоту мира и человека. Безобразное в природе и человеке рассматривалось, как следствие грехопадения и порчи, дефицита красоты. С другой стороны, чувственная красота – источник вожделения и греховных соблазнов, поэтому христианам предписывалось если не умалять, то по крайней мере скрывать ее и не увлекаться ею. Согласно христианской доктрине неприглядный и даже безобразный внешний вид вполне может совмещаться с внутренней (душевной или духовной) красотой. Более того, некоторые из ранних отцов Церкви, опираясь на евангельское свидетельство, развивали идею «невзрачного», «презренного» вида Иисуса, в каком он явился на земле. Они полагали, что в таком (не привлекавшем к себе) виде Иисусу легче было донести до, людей красоту духовных истин, выполнить свою жертвенную миссию на земле.

На этой основе развилась «эстетика аскетизма» христианского монашества, в которой, в частности, фактически эстетизируются такие «безобразные» для обыденного сознания вещи, как гниющая плоть аскета, копошащиеся в ней черви, гноящиеся раны и т.п., не говоря уже о слезах, стонах, рыданиях. Здесь феномены безобразного выступают символами аскетического подвига, христианского мужества, духовной стойкости. Эта традиция была активно развита западным христианским искусством, где стали популярными экспрессивно-натуралистические изображения страдающего, умирающего, мертвого Христа.

Абсолютно безобразное понимается как небытие т.е. отсутствие формы). В противоположность западноевропейскому средневековому искусству, интенсивно изображавшему (часто в экспрессивно-натуралистических формах) «безобразные» образы в назидательно-дидактических и эмоционально-побудительных целях, византийско-православное искусство, живопись Возрождения и классицизма практически полностью исключали их из своего изобразительного арсенала.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.