Организационный момент (3 мин) Введение в образовательную программу «Золотая нить» Методическая разработка открытого занятия Возраст обучающихся 9-10 лет Продолжительность занятия: 30 минут Автор: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова Кирпичева Светлана Борисовна г. Липецк, 2016г. «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ» Введение в образовательную программу «Золотая нить» Методическая разработка открытого занятия Дата проведения: февраль 2016 г. Место проведения: МАУ ДОД ЦРТ «Левобережный» г. Липецка Продолжительность занятия: 30 минут; Возраст воспитанников: 9-10 лет; Количество детей: 10 человек; Цель: создание условий для формирования интереса к декоративно – прикладному творчеству через знакомство с русской культурой и изготовление народной тряпичной куклы – игрушки «Зайчик на пальчик». Планируемый результат: - возникновение у учащихся желания больше узнать о традициях и обычаях русского народа; - самостоятельное изготовление игровой тряпичной куклы – игрушки «Зайчик на пальчик». Задачи: Обучающие: -познакомить детей с народными традициями, обрядами и обычаями, связанными с тряпичными куклами; -познакомить с основными видами тряпичной куклы (игровая, обрядовая, обереговая); -научить изготавливать простейшую тряпичную куклу - игрушку «Зайчик на пальчик», как начальный этап к изготовлению более сложных поделок. Развивающие: -развивать творческое мышление учащихся, воображение, эстетический вкус; -развивать коммуникативные навыки; - развивать эмоционально-волевую сферу ребенка. Воспитательные: -воспитывать чувство любви и бережного отношения к декоративно прикладному творчеству своего народа; -формировать интерес учащихся к культурно-историческому наследию России, к русским народным традициям; Универсальные учебные действия: Познавательныетельные: • анализ предложенных тряпичных кукол с целью выделения признаков принадлежности определенному виду: обереговые, обрядовые и игровые; • самостоятельное создание куклы - игрушки в определенной последовательности по предложенной пошаговой схеме; Регулятивные • умение действовать по заданному алгоритму в процессе создания куклы; • оценка проделанной работы по качеству сделанной своими руками игрушки (рефлексия – что было интересно, что получилось, было трудно и т.д.). Коммуникативные • умение выражать свои мысли, рассказать о своем любимом занятии; • умение «слышать другого» во время диалога, когда учащиеся рассказывают о своих бабушках и дедушках; • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу изготовления игрушки; • коллективное взаимодействие во время народной игры «Плетение кос». Личностные · знакомство с культурой и традициями русской семьи; · формирование гордости за свою культуру; Тип занятия:изучение нового материала и первичное его закрепление. Вид занятия: комбинированное – изложение теоретического материала, практическая деятельность. Методы обучения: словесный, наглядный (метод демонстрации), практическая работа. Оборудование:мультимедийная аппаратура, столы, стулья (по количеству детей), стилизованный уголок русской избы, стол для демонстрационного материала (куклы), сундук с атрибутами игры (веночки для девочек, кепки для мальчиков), заготовки для практической работы. Рекомендации по организации и проведению занятия: 1. Учебное помещение перед занятием должно быть хорошо проветренным, чисто убранным, просторным. 2. Все этапы занятия сопровождаются слайд-шоу. 3. При подборе музыкального материала необходимо отдать предпочтение русскому фольклору. План занятия: 1. Организационный момент. ……………………..…………………………..3 мин. 2. Введение в предлагаемый образовательный материал…………………... 3мин. 3. Знакомство с демонстрационным материалом куклой-перевертышем…..6 мин. 4. Игровой момент………………………………………………………….. ….4мин. 5. Практическая работа…………………………………………………….. ….12 мин. 6. Подведение итогов………………………………………………………..... .2мин. Ход занятия: Организационный момент (3 мин) Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Для этого нам всем нужно встать в круг. (Дети становятся в круг) Меня зовут Светлана Борисовна. Я руковожу детским объединением, в котором дети занимаются декоративно – прикладным творчеством, вышивают, плетут из бисера, изучают старинные обряды и традиции, шьют красивые наряды и участвуют в дефиле. А как зовут вас? И еще несколько слов о том, чем вы любите заниматься? Например: «Меня зовут Светлана Борисовна. Я люблю заниматься народными тряпичными куклами». (Дети представляются и рассказывают о себе) Как здорово, вы вполне современные дети, но, не смотря на то, что мы живем в 21 веке, мы должны чтить свои традиции, знать, как жили и чем занимались наши прабабушки и прадедушки. И я приглашаю вас в мир старины. Чтобы нам было легче погрузиться в атмосферу старины, я предлагаю надеть девочкам вот эти весенние веночки, а мальчикам - кепочки. (Дети надевают веночки и кепочки) А сейчас, я приглашаю вас присесть вот на это старенькое лоскутное одеяло. (Педагог усаживается на скамью и расстилает перед собой старенькое лоскутное одеяло. Дети рассаживаются.) |