Посадка с (гарантированным) натягом Соединение с гарантированным натягом, то есть наибольший допустимый размер отверстия меньше наименьшего допустимого размера вала. Такая посадка не допускает перемещение деталей относительно друг друга после их сборки. В единой системе допусков и посадок обозначаются буквами от p до z (от P до Z). Используются в соединениях без крепежных деталей при различных нагрузках. Выбор посадки производится из условия, чтобы при наименьшем натяге были обеспечены прочность соединения и передача, нагрузки, а при наибольшем натяге - прочность деталей. Посадка характеризуется следующими основными параметрами: 1) Наибольший натяг - разность между максимальным размером вала и минимальным размером отверстия (Nmax = dmax - Dmin) 2) Наименьший натяг - разность между минимальным размером вала и максимальным размером отверстия (Nmin = Dmin - dmax) 3) Допуск посадки - разность между максимальным и минимальным натягом (TN = Nmax - Nmin) или сумма допусков вала и отверстия (TN = TD + Td) Графическое обозначение полей допуска посадки с натягом: Td (поле допуска вала) Nmax Nmin TD (поле допуска отверстия) + 0 (номинальный размер) _ Расчёт посадки Ø 30 P7/h6; 1. Посадка с натягом. 2. Номинальный размер – Ø30мм. 3. h6 - вал 6- го квалитета точности; P 7 - отверстие 7-го квалитета точности; общая система посадки – система вала. 4. Номинальные размеры и предельные отклонения отверстия и вала заданной посадки: Номинальный размер отверстия: Ø30 Верхнее предельное отклонение ES = – 0,014 мм Нижнее предельное отклонение EI = – 0,035 мм Допуск отверстия TD = 0,021 мм Номинальный размер вала: Ø30 Верхнее предельное отклонение es = 0 Нижнее предельное отклонение ei = – 0,013 Допуск вала: Td = 0,013мм 5. Предельные зазоры и допуск посадки: Наибольший натяг: Nmax = dmax – Dmin = 30 – 29,965 = 0,035мм; Nmax = es – ES = 0 – (– 0,035) = 0,035мм. Наименьший натяг: Nmin = dmin – Dmax = 29,987 – 29,986 = 0,001мм; Nmin = ei – ES = – 0,013 – (– 0,014) = 0,001мм. Допуск посадки: TN = Smax + Nmax = TD + Td = 0,021 + 0,013 = 0,034 6. График расположения полей допусков отверстия и вала в масштабе: 1мм = 0,001 + es = 0 Ø30 (номинальный размер) _ Nmin Td (поле допуска вала) Nmax ES = - 0,014 ei = - 0,013 TD (поле допуска отверстия) EI = - 0,035 Заключение Обработка деталей с обусловленными заранее предельными размерами является одной из важнейших задач производства. Изготовление деталей в таких условиях обеспечивает возможность их взаимозаменяемости. При наличии взаимозаменяемости деталей сборка станка, машины и пр. происходит без какой-либо подгонки или подбора деталей, причем посадка, требующаяся в каждом отдельном сопряжении, получается именно такой, какой она должна быть в данном сопряжении. Необходимость пригонки отпадает благодаря тому, что действительные размеры деталей, поступающих в сборочный цех, находятся в пределах допуска, и детали не требуют дополнительной обработки. Выполнение характера посадки обеспечивается тем, что допустимые отклонения назначаются и указываются на чертеже детали конструктором, и в процессе производства эти отклонения не могут быть превышены. Достоинства взаимозаменяемости деталей мы наблюдаем постоянно. Всем известно, что любая деталь велосипеда заменяется новой без какой-либо пригонки, каждая электрическая лампочка ввертывается в любой патрон и т.д. Все сельскохозяйственные машины, начиная с плугов и кончая тракторами и комбайнами, состоят из взаимозаменяемых деталей. Только при этом условии возможна быстрая замена сломанных или износившихся деталей машин без пригонки даже в полевой обстановке. В настоящее время почти вся продукция отечественного машиностроения, за исключением опытных образцов и отдельных сопряжений изделий серийного производства, изготавливается с обеспечением взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц (узлов). Список используемой литературы 1. Зайцев С.А. «Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении» ОИЦ «Академия» 2009 г. 2. Карандашов К.К. «Допуски и посадки в машиностроении». Учебное пособие. ч.1 Издательство «Томского Государственного архитектурно-строительного университета» 2006 г. 3. ГОСТ 25346-89 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» Издание официальное. 4. https://ru.wikipedia.org 5. http://www.tehno-line.ru 6. http://kospas.ru 7. http://www.ingenier.ru |