Законодательство РФ в области обеспечения пожарной безопасности ЛЕКЦИЯ № 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ На территории РФ ежегодно регистрируется около 260 тыс. пожаров с числом погибших от 19 тыс. до 21 тыс. человек и получивших травмы около 15 тыс. человек. По данным Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Воронежской области в 2013 году на территории Российской Федерации произошло 153208 пожаров. Прямой материальный ущерб составил 18723313 тысяч рублей. В результате пожаров погибло 10253 человека, травмировано - 11089 человек, уничтожено огнем 41513 строений, повреждено - 92057 строений. По данным Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Воронежской области в 2014 году на территории Российской Федерации произошло 153002 пожаров. Прямой материальный ущерб составил 13732395 тысяч рублей. В результате пожаров погибло 10560 человек, травмировано - 11101 человек, уничтожено огнем 35910 строений, повреждено - 91609 строений. На территории Воронежской области за 2013 год произошло 2339 пожаров, в которых погибли 177 человек, травмированы - 166 человек. За 2014 год в Воронежской области зарегистрировано 2233 пожаров. Материальный ущерб от пожаров составил 161032 тысяч рублей. На пожарах погибли 168 человек. Травмировано 158 человек. Основные причины пожаров: поджоги, неисправность электрооборудования, неисправность печного оборудования, нарушение НППБ при проведении сварочных работ, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил управления и эксплуатации транспортных средств. В настоящее время политика государства в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство и основана на разграничении функций и полномочий федерального центра субъектов РФ и органов местного самоуправления. Подобное разграничение позволит разгрузить федеральный центр и повысить ответственность местных властей. Законодательство РФ в области обеспечения пожарной безопасности Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя: • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; • Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; • Муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности; • Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»; • Правила противопожарного режима в РФ, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности; • Положения о ведомственной пожарной охране министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти, организации могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности. Федеральный закон № 69-ФЗ от 01.12.94 г. «О пожарной безопасности» определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области пожарной безопасности К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся: 1. Нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; 2. Организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; 3. Разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; 4. Организация обучения населения мерам пожарной безопасности; 5. Разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ; 6. Осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами; 7. Осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей; 8. Создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 9. Организация тушения пожаров силами ГПС (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых АТО, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности, других особо важных ПОО, особо ценных объектов культурного наследия, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым пребыванием людей. 10. Утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации. 11. Оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач ПБ, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. |