Документация системы менеджмента качества Документированная система менеджмента качества — это модель, которая описывает систему всеобщего управления организацией на основе критериев качества, сформулированных в этих стандартах. Под документированием системы менеджмента качества понимается деятельность по установлению структуры и состава документации и механизма ее управления. Документирование включает как разработку документации, так и управление самой документацией в ходе функционирования системы качества. Прежде всего, следует определить структуру документации (включая соответствующие записи — документы по подтверждению качества), необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и поддержки результативной и эффективной работы процессов организации. Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным контрактом, законами и регламентами, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также потребностям организации. Документом системы качества считается любой материальный носитель информации с реквизитами, позволяющими идентифицировать данную информацию. Чтобы документация гарантировала соответствие продукции потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учитывать: — контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон; — использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов на продукцию и методы испытаний; — соответствующие требования, установленные законами к регламентами; — решения организации; — источники внешней информации, касающиеся компетенции организации; — информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон. Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации по отношению к следующим критериям: — функционирование (например, скорость обработки); — дружелюбие пользователя; потребность в ресурсах; — политика и цели; текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний; — сравнение с лучшими системами документации; — взаимодействия, используемые потребителями организации, поставщиками и другими заинтересованными сторонами. Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам исходя из политики организации в области информирования. Цель управления документацией — обеспечить гарантированное применение на каждом рабочем месте только актуализированных документов. Основными задачами документирования являются: — установление и нормирование требований к выполнению работ в системе качества; — обеспечение воспроизводимости процессов административного управления качеством; — регулярная регистрация фактических данных о качестве продукции и состоянии системы качества в ходе ее функционирования и совершенствования; — обеспечение идентификации и прослеживаемости продукции и измерительного оборудования; — закрепление лучших традиций и накопленного опыта по организации и проведению работ в системе качества; — разрешение и предупреждение спорных вопросов в процессе деятельности в системе качества; — обеспечение оценки соответствия продукции и системы менеджмента качества. Основные требования к документированию: — управление всеми видами документации (включая документы внешнего происхождения) должно осуществляться с помощью документированных процедур, регламентирующих единые требования к разработке, согласованию, проверке, утверждению, тиражированию, актуализации, архивированию и аннулированию каждого вида документов СМК; — разработать структуру документации СМК и перечни всех действующих на предприятии документов; — все изменения документов должны быть идентифицированы, проанализированы, оформлены и утверждены до их внедрения. Необходимо обеспечить целенаправленную и контролируемую рассылку; - внедрению документов должно предшествовать обучение персонала. В результате анализа требований стандартов серии ИСО 9000 можно сделать вывод, что в составе системы внутреннего нормативного регулирования необходимы следующие документы СМК. 1. Ответственность руководства. Политика и цели в области качества. 2. Руководство по качеству. 3. Документированные процедуры (шесть обязательных процедур и еще дополнительно к ним процедуры, описывающие ключевые процессы предприятия). 4. Стандарты организации (описывающие, как выполнять операции или группу операций процедуры). 5. Первичные регистрирующие документы, регистрационные записи по качеству, программы качества, планы качества, положения о подразделениях, должностные инструкции, рабочие инструкции, методики, планы различного назначения и др. Типичная структура документации приведена на рисунке 1. Документы базового уровня организации (предприятия) Документация по стратегическому и оперативному планированию: — планы качества; комплексный план развития организации (предприятия), годовые планы, рабочие планы и т.п.; — анализ выполнения планов, решения совета по качеству. Описания процессов; карты, блок-схемы, диаграммы и т.п. Методическая документация: - методические инструкции (например, по разработке документированных процедур управления, положений о структурных подразделениях и т.п.); - методические рекомендации (например, по основам статистического управления процессами и внедрению статистических методов на предприятии). Внутренние нормативные и технические документы: 1) нормативные документы: — стандарты организации, устанавливающие требования к продукции, технологическим процессам ее изготовления, испытаний, контроля; — альбомы бланков (содержат формы с образцами их заполнения; 2) технические документы: — технические условия на продукцию; — технологические регламенты; — технологические и маршрутные карты; — проектно-конструкторские документы; — метрологически аттестованные методики испытаний (анализа, контроля, измерений); - инструкции по технике безопасности. Внешние нормативные документы: - международные, национальные (зарубежных стран), межгосударственные, национальные, отраслевые стандарты; нормативные документы Росстроя; - документы органов государственного надзора. Организационно-распорядительная документация: — внутренняя (приказы и распоряжения высшего руководства; служебные записки и т.п.); — внешняя (приказы и распоряжения вышестоящих организаций); — переписка с другими организациями и т. п. Организационная документация: — должностные инструкции; — положения о структурных подразделениях, видах деятельности, главных специалистах, уполномоченных по качеству в подразделениях; — устав организации (предприятия);  — организационная структура организации (предприятия). Указанные документы легко могут быть адаптированы для других видов деятельности предприятия. Первый документ устанавливает ответственность руководства за качество продукции предприятия, формулирует политику и цели в области качества. Важно отметить, что цели в области качества должны быть измеримыми. Руководство по качеству раскрывает основные пути решения поставленных задач. Оно может быть написано в виде путеводителя по документированным процедурам, стандартам организации и другим документам, давая ответы на пункты стандарта ИСО 9001. В стандартах организации излагается методика выполнения важнейших операций или группы операций документированных процедур. Исходя из цели и задач документирования создаваемая на предприятии документация системы качества должна отвечать следующим требованиям. 1. Документация должна быть системной, т.е. определенным образом структурированной, с четкими внутренними связями между элементами системы качества. Она должна давать ясное представление как о системе качества в целом, так и о каждом отдельном ее элементе. Документация является в полной мере системной, если отсутствие, хотя бы одного входящего в нее документа приводит к сбою функционирования системы качества. Системность документации выражается также в том, что она выступает неотъемлемой частью документации общей системы управления предприятием. 2. Документация должна быть комплексной, т.е. охватывать все аспекты деятельности в системе качества, в том числе организационные, экономические, технические, правовые, социально-психологические, методические. 3. Документация должна быть полной, т.е. содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах, выполняемых в системе качества, а также о способах регистрации данных о качестве. При этом объем документации должен быть минимальным, но достаточным для практических целей. Документация должна включать как внутренние, так и внешние документы по качеству (законы, постановления, национальные, межгосударственныеи международные стандарты, методические рекомендации и т. п.). 4. Документация должна быть адекватной рекомендациям и требованиям стандартов семейства ИСО 9000. Это означает, что каждый документ системы качества должен содержать положения, соответствующие конкретным рекомендациям или требованиям ИСО. С этой целью целесообразно во вводной части каждого документа системы давать точную ссылку на конкретный раздел или пункт стандарта, в соответствии с которым разработан данный документ. 5. Документация должна содержать только практически выполнимые требования. В ней нельзя устанавливать не реальные положения. 6. Документация должна быть легко идентифицируемой. Это предполагает, что каждый документ системы качества должен иметь соответствующее наименование, условное обозначение и код, позволяющий установить его принадлежность к определенной части системы. 7. Документация должна быть адресной, т.е. каждый документ системы качества должен быть предназначен для определенной области применения и адресован конкретным исполнителям. 8. Документация должна быть актуализированной. Это означает, что документация в целом, и каждый отдельный ее документ должны своевременно отражать изменения условий обеспечения качества на предприятии. 9. Документация должна быть понятной всем ее пользователям: руководителям, специалистам, исполнителям, и аудиторам. С этой целью каждый документ должен быть сложен простым, ясным языком. Текст документа должен быть кратким, точным, последовательным и не допускающим различных токований, включающим самое необходимое и достаточное для его использования. В документе не допускается применение оборотов разговорной речи и производных словообразований. Положения документа не должны противоречить друг другу и положениям других документов. 10. Документация должна иметь санкционированный статус, т.е. каждый документ системы качества и вся документация в целом должны быть утверждены или подписаны полномочными должностными лицами. |