МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Способ . Анализируем композиционные и художественные приемы, используемые автором.





Как найти проблему в тексте?

Проблема текста – это:

- сложный вопрос, на который разные люди дают разные ответы (Что такое свобода? В чем счастье человека? И пр.

-явление в жизни общества, которое разные люди оценивают по-разному (научно-технический прогресс, чтение, образование и т.п.)

-разрыв между желаемым и действительным, то есть между тем, что мы хотим видеть в идеале, и тем, что имеем в реальности (проблема бедности, алкоголизма. Слабого развития спорта и пр.)

Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах. Противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Есть несколько способов «нахождения» проблемы в тексте:

1) подумать, на какой сложный вопрос ищет ответ автор;

2) выявить основную мысль текста (ту идею, ради которой писал автор свой текст) и попробовать задать вопрос ТАК, чтобы ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА;

3) назвать то явление, которое оценивает автор;

4) увидеть в тексте образ «плохого» настоящего и «хорошего», желаемого будущего.

В тексте может быть несколько проблем, и тогда речь идет о проблематике текста. Следует выбрать наиболее интересную. По которой сформулирована собственная точка зрения.

Как правильно сформулировать проблему?

Мнение1. Способы формулирования проблемы

Проблемный вопрос

Что определяет формирование личности: природные способности , воспитание или усилия самого человека?

С помощью существительного в Родительном падеже: проблема (кого?чего?)

Поиска смысла жизни, роли выдающейся личностив истории, отношения к труду и т.д.

Мнение 2.

Формулировка проблемы:
Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте.

Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме.

Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация — это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:
● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…;
● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема…

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например:
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).

Можно использовать следующие речевые клише:
• Автор поднимает проблему...
• Автор затрагивает важную проблему...
• Автора текста размышляет над проблемой...
• В тексте поднимается проблема…
• Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..



Проблема, которую хотел показать нам автор, такова:.
• Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой...
• Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин

• Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...
• Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.
• Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:...
• Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.
• Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель и т.д.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
• Актуальной
• Общественно значимой
• Глубокой
• Философской
• Политической
• Нравственной
• Злободневной
• Животрепещущей
• Актуальной
• Насущной
• Острой
• Важной
• Серьезной
• Спорной
• Наболевшей и т.п.

Примеры формулировки проблем:
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры.

 

 


III. Комментарий к проблеме.
Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
• насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
• если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
• есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской;
• на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)
• на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»).

Важно следующее:
● если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии.
● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий.

Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Клише:
• «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)
• Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…
• Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…
• Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь…
• Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
• Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…
• Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь…
• … - тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня…
• Вопрос о …{обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.{Объясняем почему}
• Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.){указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
• Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
• Рассуждая над проблемой ...,{указываем автора}обращается ...{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Можно написать комментарий по следующему шаблону:
Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN{укажите автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …{если это нравственная проблема, то укажите, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметьте, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметьте её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты}. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма{приведите примеры}, в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над{повторите проблему}, NN обращается{укажите, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.


Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
• серьезно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
• серьезнее относиться к …
• переосмыслить свое отношение к …
• по-иному посмотреть на …
• поделиться мыслями о …
• оценить истинный масштаб чего-либо
• открыто выразить свое отношение к …
• оценить собственную позицию
• заняться самовоспитанием и т.п.
• с горечью понять, что …
• заняться ее глубоким изучением

Мнение 2 ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР И КАК ПОЗВОЛЯЕТ ЧИТАТЕЛЮ УВИДЕТЬ ХОД СВОИХ РАССУЖДЕНИЙ

Способы комментирования

способ . Анализируем композиционные и художественные приемы, используемые автором.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.