Технические данные возбудителя ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ Главный генератор Главный генератор типа МПТ-49/25-3 представляет собой четырехполюсную машину постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией (рис. 67) и предназначен для преобразования механической энергии дизеля в электрическую энергию. Кроме того, при запуске дизеля генератор работает в режиме двигателя последовательного возбуждения, получая питание от аккумуляторной батареи. Станина 1 генератора цилиндрическая, сварная, изготовлена из листовой стали. По окружности ее равномерно расположены отверстия для крепления главных и дополнительных полюсов. К торцам станины крепятся передний и задний подшипниковые щиты. К станине приварены две лапы для крепления к раме и площадка для установки возбудителя. Главные полюсы. Сердечники 2 главных полюсов с целью уменьшения нагрева и потерь от вихревых токов собраны из листов электротехнической стали. Листы прессуются под большим давлением и стягиваются заклепками. На главных полюсах размещены обмотки возбуждения (рис. 68,а): независимая, выполненная из провода ПСДК диаметром 2,26 мм, шунтовая, намотанная проводом ПСД диаметром 1,16 мм, противокомпаундная, выполненная из прямоугольной меди МГМ размером 3х40 мм, пусковая также из прямоугольной меди МГМ размером 2,44х2,5 мм. Между собой обмотки разделены гетинаксовыми прокладками. Схема соединения обмоток показана на рис. 69. Дополнительные полюсы, сердечники 4 (см. рис. 67) которых изготовлены из литой стали, располагаются между главными полюсами. Катушки 5 дополнительных полюсов выполнены из меди МГМ сечением 4,7х25 мм. Изоляция класса В. Катушки всех дополнительных полюсов соединены между собой последовательно. Якорь генератора собран на валу из высокопрочной стали. На вал устанавливается сердечник якоря, корпус коллектора, вентилятор и шкив для привода возбудителя. Опорой вала генератора со стороны коллектора служит шариковый подшипник № 320, а со стороны вентилятора — № 2320. Подшипники смонтированы в подшипниковых щитах. Сердечник 7 якоря набирается из листов электротехнической стали, стянутых болтами между передней и задней шайбами. Диаметр сердечника 490мм при общей активной длине 250 мм. Сердечник якоря имеет 62 паза, в которых размещены 248 витков лягушечьей обмотки 9, выполненной из прямоугольной меди размером 1,35х6,4 мм. Шаг обмотки по пазам: волновой 1—17, петлевой 1—16; шаг по коллектору: волновой 1—124, петлевой 1—2. Класс изоляции В. Сечение паза показано на рис. 68,б. Обмотка якоря удерживается в пазах при помощи гетинаксовых клиньев, а на лобовых частях — бандажами из стальной проволоки. Коллектор 8 генератора собран из 248 коллекторных пластин, выполненных из твердотянутой меди трапециевидного сечения. Коллектор арочного типа. Пластины коллектора стягиваются между конусными частями корпуса 10 коллектора (см. рис. 67) и нажимной шайбы 11 с помощью шпилек. К петушкам коллекторных пластин припаиваются проводники обмотки якоря. Пластины изолируются друг от друга коллекторным миканитом КФ-1 толщиной 1 мм. Миканитовые манжеты и цилиндр служат для изоляции коллекторных пластин от корпуса и прижимной шайбы. На подшипниковом щите устанавливаются кронштейны щеткодержателей. К кронштейнам через пластмассовые изоляторы крепятся щеткодержатели 12, имеющие по три корпуса. В каждом корпусе размещается по одной щетке марки ЭГ-4. Нажатие на щетки осуществляется пружинами. Сила нажатия, которая должна составлять 860г, регулируется путем перестановки конца пружины во впадины храповика. Охлаждение генератора осуществляется воздухом, прогоняемым через генератор центробежным вентилятором. Вентилятор укреплен на валу якоря со стороны дизеля. Воздух поступает в генератор с крыши тепловоза по специальному воздуховоду. Часть его прогоняется через отверстия в сердечнике якоря, а другая часть омывает коллектор и проходит между полюсами и якорем. Затем воздух через вентиляционные окна в станине генератора выбрасывается в машинное отделение. Технические данные главного генератора Тип ...............МПТ-49/25-3 Номинальная мощность, кВт .....195 Скорость вращения якоря, об/мин . .1560 Номинальное напряжение, В .....450 Длительный ток, А..........434 Максимальное напряжение, в .....780 Воздушные зазоры: под главными полюсами, мм . . . 3 под дополнительными полюсами, мм ……….8 Число витков обмоток: независимой ........... 320 параллельной ........... 1300 противохомпаундной ....... 4 пусковой ............. 3 дополнительных полюсов ..... 19 Сопротивление обмоток при 15° С, Ом: якоря ...............0,0242 независимой ............ 6,15 параллельной ........... 95,2 противокомпаундной........ 0,00232 пусковой .............0,00346 дополнительных полюсов .....0,00745 Класс изоляции: обмотки независимого возбуждения В остальные ............ СВ Щетки: марка ............... ЭГ-4 размер, мм ............ 12,5х32х55 нажатие, г ............ 860 Вес генератора, кг ..........1950 Возбудитель Для возбуждения главного генератора используется генератор типа ПН-28,5, серийно выпускаемый промышленностью (рис. 70). Генератор типа ПН-28,5 представляет собой машину постоянного тока закрытого исполнения со смешанным возбуждением. На главных полюсах расположены две обмотки—шунтовая 3 и последовательная 4. Однако последовательная обмотка не используется. К станине 1 возбудителя болтами прикрепляются четыре главных полюса, сердечники 2 которых набраны из листов электротехнической стали, и четыре дополнительных полюса с литыми сердечниками. Якорь возбудителя имеет обычную конструкцию. На вал 5 напрессованы: шихтованный сердечник 7, коллектор 6, пластины которого стянуты между конусными шайбами 10 и изолированы от корпуса миканитовыми манжетами 11 и цилиндром 9, и вентилятор. В пазах сердечника расположена обмотка 8 якоря. Вал якоря возбудителя установлен на шариковых подшипниках 12 (№ 308), смонтированных в щитах 13. К внутренней части подшипникового щита со стороны коллектора прикреплена траверса 14 с четырьмя подвесками 15, на которых находятся щеткодержатели со щетками 16. Воздух для охлаждения возбудителя засасывается центробежным вентилятором. Забор охлаждающего воздуха осуществляется со стороны коллектора. Изоляция возбудителя — класса А. Возбудитель крепится на специальной площадке станины главного генератора и приводится во вращение через клиноременную передачу от вала главного генератора. Технические данные возбудителя Тип ...... ПН-28,5 Мощность, кВт …..2 Напряжение, В 115 Ток, а ....17,4 Скорость вращения, об/мин . .1560 Коэффициент полезного действия, % 74 Класс изоляции .... ... А Возбуждение ……. параллельное Воздушный зазор под главными полюсами, мм…….1 Диаметр коллектора, мм ..........125 Число коллекторных пластин 87 Обмотка якоря: тип ........... волновая число витков ......435 сопротивление при 15° С, Ом …….0,447 Обмотка главных полюсов: число витков ........1000 сопротивление при 15° С, Ом……87,4 Обмотка дополнительных полюсов: число витков ......... 78 сопротивление при 15° С, Ом ………0,244 Щетки: марка ............ ЭГ-4 размер, мм ......... 10х12,5х35 Подшипники № 308 Вес, кг . .96 Вспомогательный генератор В качестве вспомогательного генератора также используется машина постоянного тока типа ПН-28,5. Вспомогательный генератор служит для зарядки аккумуляторной батареи и питания обмотки возбуждения возбудителя, цепей управления, вспомогательных машин и освещения. Вспомогательный генератор тепловоза должен обеспечить возможность поддержания постоянного напряжения на его зажимах в широком диапазоне изменения нагрузок и скоростей вращения якоря. Для этого его магнитная система должна быть ненасыщенной. Номинальное напряжение вспомогательного генератора при скорости вращения якоря 2 860 об/мин, что соответствует скорости вращения вала дизеля 1 500 об/мин, составляет 75 в. При номинальном токе нагрузки 23 А мощность генератора равна 1,7 кВт. Конструктивно вспомогательный генератор ничем не отличается от возбудителя. |