МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Полезность и предельная полезность





Глава 3

ПОЛЕЗНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Полезность и предельная полезность

Важнейшей характеристикой рынка является кривая рыночного спроса. Эта кривая, в свою очередь, формируется на основе субъективных представлений потребителей о нужности, полезности для них данного товара.

В современной микроэкономике упрощенно полагают, что поведение потребителя полностью определяется его стремлением максимизиро­вать некоторый показатель, который называют по-разному: удоволь­ствие, наслаждение, удовлетворение, желаемость, ценность, польза и т. д. Мы будем следовать сложившейся традиции и использовать термин по­лезность.

Излагаемый в данном пункте подход к анализу поведения потреби­телей называют количественным (кардиналистским), поскольку он основан на предположении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности. Такие оценки имеют исключи­тельно индивидуальный, субъективный характер: один и тот же про­дукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой — для другого. Поэтому количественный подход не преду­сматривает возможности сравнения и суммирования значений полез­ности для различных потребителей.

Те, кто критикуют количественный подход, предлагают порядковый (ординалистский) подход, который основывается на гораздо менее жест­ких предположениях. От потребителя не требуется измерять полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель мог упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительно­сти». Однако кардиналистский подход оказывается все же более плодо­творным.

Величина полезности зависит от того, какие продукты и в каких объемах потреблены человеком (последовательность потребления не учитывается). Иными словами, полезность есть функция, зависящая от объемов потребления продуктов. Для двух продуктов она записыва­ется в виде U(х;y), где U —полезность (utility — англ., полезность),х — объем потребления продукта X, y — объем потребления продукта Y.

Если количество потребленного продукта выражается целым чис­лом, то такой продукт называют неделимым (конфеты, вишни). Если оба продукта неделимы, то говорят, что функция полезности дискретна, и ее записывают в виде Uy, где i — объем потребления продукта X, j — объем потребления продукта Y. Продукт называют делимым, если его количество может выражаться дробным числом (молоко, соль).

Предельная полезность продукта есть прирост полезности набора продуктов при увеличении объема потребления данного продукта на единицу. Предельную полезность обозначают через МU (marginal — англ., предельный, последний). Предельная полезность продукта за­висит как от функции полезности, так и от исходного набора продук­тов, к которому добавлена еще одна (последняя, маргинальная) еди­ница.

Чтобы не путать предельную полезность с полезностью, полезность называют также общей полезностью и обозначают через TU.

Принцип убывающей предельной полезности (закон насыщения потреб­ностей, первый закон Госсена) утверждает, что предельная полезность не возрастает. То есть с ростом потребления какого-то одного продукта (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает все более низкими темпами, а убывает — все более высокими темпами. Принцип убывающей предельной полезности теоретически подтверждается основным психофизиоло­гическим законом Вебера-Фехнера, согласно которому раздражения равной интенсивности, повторяющиеся в течение определенного време­ни, сопровождаются снижением интенсивности ощущений.



Вначале рассмотрим понятие предельной полезности в простейшем случае, когда имеется лишь один продукт. Тогда функция полезности примет вид U(x).

Если продукт неделим, то предельная полезность i-й потребленной единицы продукта равна разности значений полезности после и до ее потребления:

MUi = Ui – Ui-1,

Если продукт делим, то предельная полезность х единиц продукта равна приросту общей полезности, приходящемуся на бесконечно ма­лый «единичный» прирост потребления сверх объема х. Иными слова­ми, в данном случае предельная полезность равна производной функ­ции общей полезности:

,

На рис. 3.1 изображена функция полезности для случая, когда име­ется один продукт. При увеличении потребления до величины х1 пре­дельная полезность убывает, оставаясь положительной (касательная к оси абсцисс имеет положительный наклон, который уменьшается). Функция полезности возрастает.

При объеме потребления, равном x1, предельная полезность равна нулю, а общая полезность достигает своего максимального значения.

При увеличении объема потребления сверх величины x1, предельная полезность становится отрицательной и продолжает убывать, увеличи­ваясь по модулю (касательная к оси абсцисс имеет отрицательный на­клон).

При увеличении потребления сверх величины х2, которой соответ­ствует нулевая общая полезность, значение функции полезности ста­новится отрицательным. В этом случае полезность характеризуют как «страдание», «антиполезность» и т. д.

Рис. 3.1 Полезность в случае одного продукта

 

Пример 1

Функция полезности U – х0,5, где x — количество потребленных пряни­ков. Найдем предельную полезность четвертого пряника.

Способ 1 (пряники делимы).

Дифференцируем функцию полезности:

MU(x) = 0,5 х0,5

Подставляем х = 4, получаем MU (4) = 0,25.

Способ 2 (пряники неделимы).

MU4 = U4 – U3 = 40,5 – 30,5 = 2 – 1,73 = 0,27.

Заметим, что ответы, полученные двумя способами, несколько раз­личаются. Это связано с тем, что дискретная формула дает среднюю полезность целого четвертого пряника, а непрерывная формула — удельную полезность последней бесконечно малой его части, которая наименее «вкусна». Поэтому в непрерывном случае предельная полез­ность меньше.

Рассмотрим теперь понятие предельной полезности в случае, когда имеются два продукта. Тогда полезность задается функцией двух пе­ременных.

Если продукты неделимы, то предельная полезность продукта X в наборе (i;j) равна:

Отметим, что в этом определении количество продукта Y в наборе, равное j, полагается неизменным. Аналогично предельная полезность продукта Y в наборе (i;j) равна:

Если продукты делимы, то предельные полезности выражаются ча­стными производными функции полезности:

Пример 2

Функция полезности U = ху0,5, где х — количество кофе (г), у — количе­ство сливок (г). В чашке 60 г кофе и 25 г сливок. Найдем предельную полезность кофе и сливок.

Дифференцируем функцию полезности по х, считая y неизменным:

МUх = у0,5, отсюда МUх = 5.

Дифференцируем функцию полезности по у, считая х неизменным:

MUy =х × 0,5y0,5, отсюда MUy = 6.

Вывод: добавление в чашку 1 г сливок обеспечит данному потреби­телю больший прирост полезности, чем добавление 1 г кофе.

На рис. 3.2 дана геометрическая интерпретация функции полезности в случае двух продуктов. Некоторый набор продуктов (m; n) изображен точкой А на плоскости XOY. Полезность этого набора изображена точ­кой At, расположенной над точкой А на высоте, равной полезности дан­ного набора U(m; n). Все такие точки образуют поверхность, которая яв­ляется графиком функции полезности. Ее часто называют «горой удовольствий».

Рис. 3.2 Полезность в случае двух продуктов

 

Для того чтобы дать геометрическую иллюстрацию предельной по­лезности продукта X, через точку Л проведена плоскость параллельно оси ОХ (часть ее заштрихована). В пересечении этой плоскости и «горы удовольствий» образовалась кривая, аналогичная графику фун­кции полезности в случае одного продукта (рис. 3.1). Угол наклона касательной к этой кривой характеризует величину предельной полез­ности продукта X.

Кривые безразличия

В предыдущем разделе мы рассмотрели способ «трехмерного» пред­ставления функции полезности для двух продуктов. В этом разделе мы рассмотрим более простой, «плоский» способ ее геометрического представления. Он заимствован из картографии: на географических картах точки местности, расположенные на одинаковой высоте над уровнем моря, соединяют линией, что позволяет достаточно наглядно показать рельеф земной поверхности.

Кривая безразличия есть изображение на плоскости множества на­боров продуктов, имеющих одинаковую полезность. При выборе набо­ра из такого множества потребитель не отдает предпочтения ни одно­му из них, ему «безразлично», какой из них взять.

Все кривые безразличия в совокупности образуют карту кривых безразличия.

Важнейшее свойство кривых безразличия состоит в том, что ника­кие две из них не пересекаются. Предположим все-таки, что нашлись две кривые безразличия, которые пересеклись в точке А, тогда все на­боры обеих кривых имеют ту же полезность, что и набор А, а поэтому, согласно определению, они составляют вместе одну кривую безразличия. Наше предположение породило противоречие, поэтому оно неверно.

Другие свойства кривых безразличия зависят от того, продукты ка­кого типа входят в набор. Если предельная полезность продукта поло­жительна (добавление его в набор увеличивает полезность), то про­дукт называют благом, а если она отрицательна — то антиблагом. Рассмотрим три возможных варианта.

Рис. 3.3 Кривые безразличия:

а) благо-благо; б) благо-антиблаго; в) антиблаго-антиблаго

 

1. Оба продукта — блага. В этом случае кривые безразличия имеют отрицательный наклон и выпуклы к началу координат. Чем даль­ше расположена кривая безразличия от начала координат, тем большая полезность ей соответствует. Полезность положительна (рис. 3.3, а).

2. Один продукт — благо, другой — антиблаго. В этом случае кри­вые безразличия имеют положительный наклон и выпуклы к оси благ. Чем дальше расположена кривая безразличия от оси анти­блага, тем большая полезность ей соответствует. Полезность мо­жет быть как положительной, так и отрицательной (рис. 3.3, б). Рассмотрим пример. Ольга любит черный кофе, поэтому добав­ление в него сливок уменьшает полезность напитка. Для нее кофе — благо (X), а сливки — антиблаго (Y). На рис. 3.3, б точки А и В изображают наборы с одинаковым количеством кофе, но в наборе А сливок больше. Поэтому для кривой безразличия а, располо­женной «ближе» к оси сливок, полезность меньше, чем для кривой b. Множества наборов с положительной и отрицательной полезнос­тью разделяет кривая безразличия, проходящая через начало коор­динат. На этой кривой положительный эффект кофе полностью компенсируется отрицательным эффектом сливок, и полезность равна нулю.

3. Оба продукта — антиблага. В этом случае кривые безразличия имеют отрицательный наклон и вогнуты к началу координат. Чем дальше расположена кривая безразличия от начала координат, тем меньшая полезность ей соответствует. Полезность отрица­тельна (рис. 3.3, в).

Помимо основных случаев расположения кривых безразличия, представленных на рис. 3.3, имеется множество частных случаев. Рас­смотрим три из них.

 

Рис. 3.4. Частные случаи кривых безразличия:

а) Y — нейтральное благо; б) блага смешанного типа; в) блага, образующие комплект

 

Нейтральное благо — продукт, добавление которого в набор не из­меняет общей полезности, т. е. предельная полезность такого продукта равна нулю. В этом случае кривые безразличия имеют форму прямых, параллельных оси, отвечающей нейтральному благу.

На рис. 3.4,а нейтральным является продукт Y. Переход на новую кривую безразличия возможен только путем добавления в набор про­дукта X.

Благо смешанного типа — продукт, который при малом объеме по­требления является благом, а при большом объеме — антиблагом. Практически все пищевые продукты относятся к этому типу: начиная с некоторого момента, наступает «переедание», и потребление допол­нительной единицы продукта сокращает общую полезность. В этом случае кривые безразличия могут быть замкнутыми.

На рис. 3.4,б оба блага относятся к смешанному типу: X — хлеб, Y— молоко. На кривой безразличия а полезность меньше, чем на кривой b. Попробуем разобраться, почему. В точке А неполное удовлетворение связано с недостаточным количеством обоих продуктов («недоеда­ние»). Оба продукта — блага. В точке В касательная к кривой безразличия параллельна оси ординат, т. е. молоко является нейтральным благом. Это связано с тем, что его в наборе непропорционально много по сравнению с хлебом. Эта непропорциональность и является причи­ной неполного удовлетворения в данной точке. В точке С неполное удовлетворение связано с эффектом «переедания», оба продукта являются антиблагами.

Блага, образующие комплект, — полезность набора определяется от­ношением объемов продуктов у/х. Если это отношение больше некоторого фиксированного числа γ, то продукт Y является нейтральным благом, а Х — нормальным благом. Наоборот, если отношение объемов меньше заданного числа, то X является нейтральным благом. В этом случае кривая безразличия представляет собой два взаимно перпенди­кулярных отрезка, пересекающихся в точке, у которой отношение ор­динаты и абсциссы равно γ.

Рассмотрим пример: X — правый ботинок, Y— левый ботинок (бо­тинки парные). В этом случае число правых и левых ботинок должно быть равным, поэтому γ равно единице. Если левых ботинок в наборе больше, чем правых (у/х > 1), то добавление еще одного левого не из­менит полезности набора, т. е. левый ботинок — нейтральное благо. Наоборот, при избытке правых ботинок этот продукт является нейт­ральным благом. На рис. 3.4, в изображены две кривые безразличия, их вершины лежат на биссектрисе координатного угла, где отношение ординаты и абсциссы равно единице.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.