Генезис понятия гражданского общества Понятие «гражданское общество» — одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность его теоретических и практических аспектов обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества: экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф и других социальных невзгод. В основе успехов — развитие деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успехи приходят там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь, т.е. где развивается и совершенствуется гражданское общество. Считается, что понятие «гражданское общество» столь же древнее, что и «политическая наука»: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство «аполитичного» гражданского общества и созданной им самим политической организации общества, в том числе государства. В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описы- Глава 15. Государство и гражданское общество 15.1. Генезис понятия гражданского общества вается всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие «гражданское общество», вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все ббльшую смысловую многовариантность. С точки зрения происхождения понятие «гражданское общество» является производным от двух слов: «общество» и «гражданский». Поэтому его интерпретацию следует проводить по двум основным направлениям: определение гражданского общества через родовое понятие «общество» и через указание специфических признаков термина «гражданский». Как известно, понятие «общество» в его современном понимании появилось сравнительно недавно. В античной и средневековой социальной мысли использовались в основном его аналоги — «государство» и «община». Лишь в конце XVIII — начале XX в. оно приобретает современный смысл, который отличается от понятий государства и политической жизни. Его окончательное научное признание происходило по мере превращения социологии как науки об обществе в самостоятельную область знания. В современной научной литературе понятие «общество» употребляется в двух основных значениях. Так, в словаре «Современная западная социология» оно определяется как в широком, так и в узком смысле: «в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: структурно или генетически определенный (а) тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или (б) относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) этой устойчивой целостности»1. Термин «гражданский» происходит от латинского слова «civilis». В русском'языке его синонимом является термин «цивильный». Этот термин получил распространение в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения и понятия, например, «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и др. В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова ,., термин «гражданский» имеет четыре основных значения. Первое значение термина связано с его юридическим толкованием. Гражданский — это значит относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом. В этом значении термин «граж- Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 233. данскии» используется как прилагательное к другим юридическим понятиям: «право», «кодекс», «процесс» и т.д. Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда включают такие отношения, как отношения частной собственности, имущественные и наследственные, семейные и родственные. Второе и третье значения термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной, с одной стороны, гражданской жизни и церковной — с другой. В первом случае термин «гражданский» обозначает штатскую, не военную жизнь людей. Примером тому могут служить понятия «гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок» и др. Во втором случае этот термин характеризует светский, нецерковный образ жизни и все то, что совершается в отличие или одновременно с церковными обрядами. Отсюда выражения «гражданский брак», «гражданская панихида». Четвертое значение термина «гражданский», выделяемое- в толковом словаре Д.Н. Ушакова, сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. Он обозначает все то, что свойственно истинному гражданину и служит прилагательным к выражениям «гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество». Понятия «гражданин», «гражданственность» являются производными от указанного значения термина «гражданский». Они характеризуют всякого сознательного и активного члена общества, подчиняющего свои интересы служению обществу, исполнению общественного долга. С этой точки зрения гражданское общество представляет собой общество свободных и ответственных граждан, сознательно управляющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг. Еще одно, пятое, значение данного термина исторически связано с ростом и укреплением городов. Им обозначали раньше объединения людей, живущих в городах и осуществляющих тесную экономическую и культурную связь с окружающим сельским населением. Так, можно встретить вместо обычно употребляемого понятия «городская община» понятие «гражданская община». Начиная с XVIII в. термин «гражданский» используется также для характеристики общественных явлений, конфликтов, противостояний. Уже давно вошли в научный оборот такие выражения, как «гражданская война», «гражданское неповиновение», «гражданское сопротивление», «гражданский мир», «гражданское согласие» и др. Приведенные Глава 15. Государство и гражданское общество понятия определяют гражданское общество как автономную, во многом стихийную силу, способную разрушить или сохранить устоявшийся социальный порядок, олицетворением которого выстулает государственный строй. Кроме того, этим термином обозначают в наши дни разнообразные общественные движения, организации, существующие наряду или в противовес государственным институтам и политическим партиям. Примером его употребления являются выражения «гражданское движение», «гражданский форум», «гражданская инициатива». Термин «гражданский» в указанном значении употребляется как синоним при-лагательного «общественный». В числе первых мыслителей, «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон. Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях — мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная, критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества1. Понятие «Гражданское общество» восходит и к идее полиса Арис-тотеля, идеям естественного права. Быть членом общества означало быть гражданином — членом государства и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. Вместе с тем Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где государственное вмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества2. Итальянский мыслитель Н. Макиавелли, отдавая дань времени, считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы 1 Античные писатели: Словарь. СПб., 1999. 2 Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. М., 1984. 15.1. Генезис понятия гражданского общества не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от подданнических функций человека, по существу, о признаках гражданского общества1. Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей. И здесь говорится о гражданском обществе. Таким образом, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли как бы нащупали в сложном переплетении экономических, политических,-социальных и духовных отношений государственно-организованного общества наличие гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки «развести» государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, т.е. гражданское общество. Постановка вопроса о гражданском обществе содержится также в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта и других просветителей в х:вязи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п. Т. Гоббс уже использует понятие «гражданское общество» в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государством, в других — разъединяет. Дж. Локк, активно используя понятие «гражданское общество», провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считает собственность2. Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Ш.-Л. Монтескье. В произведении «О духе законов» он рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени. Гражданское общество, .по Ш.-Л. Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна гражданскому обществу3. Он различает законы гражданские, государственные и политические. Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу: 1 Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 2 Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988. 3 Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М., 1955. Глава 15. Государство и гражданское общество отношения собственности, добровольных объединений граждан и др. Государственные' законы регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Ш.-Л. Монтескье замечает диалектическое единство и противоречивость законов гражданского общества и государства, полагая, что исчезновение одной из сторон такого единства неизбежно приведет к крупным общественным потрясениям. Ж.-Ж. Руссо также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом, что данный процесс проходит с помощью общественного договора. В работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и установление от власти демократически избранного правительства. Здесь же он формулирует понятие гражданского общества, отмечая, что сущность политического организма заключается в согласовании повиновения и свободы1. Заметно углубил представление о гражданском обществе И. Кант. Его подход к трактовке сущности гражданского общества более диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к согласию, И. Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других — формирование гражданского общества. По И. Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: • свобода члена общества как человека; • равенство его с другими как подданного; • самостоятельность члена общества как гражданина2. Г. Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно не зависимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Он показал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической трансформации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Социум, образовавшийся в результате этого генезиса, включает частнособственнические отношения, рыночную экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность Общества и реализацию гражданских прав. Г. Гегель признавал примат государства над 1 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре / Избр. соч. М., 1961. 2 Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1964. 15.1. Генезис понятия гражданского общества гражданским обществом. Государство, по его мнению, как более высокоорганизованная органическая целостность выступает как бы гарантом действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве1. К. Маркс полагал, что государство, внешне как бы охватывая гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников господствующих социальных групп. Он говорил: «возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лищь официальным выражением гражданского общества»2. Интересен подход к этой проблеме известного итальянского социолога А, Грамши. Под гражданским обществом он понимал сеть «частных» организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных,-просветительских, религиозных, благотворительных, а также общественно-политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между экономическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством — ареной открытой классовой борьбы, которая получает свое разрешение и принимает политические и правовые (институциональные) формы господства3. Итак, из приведенных выше взглядов на гражданское общество виднейших представителей политической философии различных стран можно сделать следующие выводы: • гражданское общество — продукт исторического развития человечества, появившийся в период ломки жестких рамок сословно-фео-дального строя, начала формирования правового государства; • обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности; • важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами; 1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М. — Л., 1934. С. 262—263. 2 Маркс К^, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. 3 Грамши А. Йзбр. произв.: В 3 т. М., 1959. Т. 3. Теория гос. и прав» Глава 15. Государство и гражданское общество • гражданское общество — это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом, диалектическом единстве; • в XX в. в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет частной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного «среднего класса», высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки; • в странах, вступивших на путь глубоких реформ, формируется переходный тип гражданского общества, в котором причудливо переплетаются некоторые свойства и черты как авторитарного, так и демократического. 15.2. Современные представления о гражданском обществе Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Большинство политологов и социологов придерживаются широкого толкования гражданского общества, справедливо полагая, что оно включает социально-политические отношения и как их элемент — политические группы. В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе. В нем, по мнению русского ученого И.И. Кравченко, свободно развивается ассоциативная жизнь или, как ее называют, публичная сфера (в отличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям,-любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Наконец, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной 15.2. Современные представления о гражданском обществе власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены. Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие как множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев. Основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Экономически плюрализм создает необходимые предпосылки для преодоления существующего отчуждения человека от средств производства. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использование и распоряжение собственностью, произведенным ими общественным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — колхоза, кооператива, предприятия и т.д. — действительно является таковым. Наличие собственности служит основополагающим условием свободы личности в любом обществе. Следующий уровень — социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов множества социальных групп и слоев, их представителей. Причем это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи. Верхний слой гражданского общества — это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Это различные группы по интересам, политические партии (не правящие), движения, клубы, группы давления и т.п. Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой. Отличительной чертой гражданского общества является культурный и политический плюрализм. Оно жизнеспособно тогда, когда его Глава 15. Государство и гражданское общество члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни. Гражданское общество генерирует развитое самосознание, способность к объективному самоотчету. Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя*государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами. Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых общественных индивидов — граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса. Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов. В их числе: • равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; • гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов; • экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; 15.2. Современные представления о гражданском обществе • гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений; • создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества; • свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом; • существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.1 Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, определены границы их образа жизни, черты их социального облика. Основные функции гражданского общества заключаются в следующем. Во-первых, это социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов; во-вторых, самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения; в-третьих, интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии; в-четвертых, создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов; 1 Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1998. № 4. С. 93. Глава 15. Государство и гражданское общество в-пятых, стимулирование правотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале вырабатывается в лоне гражданского общества. Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. А опыт становления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) свидетельствует, что возможно его развитие без индивидуализации западного типа и даже при усилении издавна существовавшей модели культуры, религии и сохранении традиционных политико-психологических феноменов поведения и сознания. Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм. С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу. Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе «ночного сторожа», полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования. В рамках этатизма различаются два варианта регулирующего воздействия государства на общество — авторитарный и демократический этатизм. Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, но это — крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недостаточно 15.3. Перспективы развития гражданского общества в России развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия. Противоположность авторитарному варианту составляет демократический государственный режим. Это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества. 15.3. Перспективы развития гражданского общества в России Процесс формирования гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в последние десятилетия разрушены вековые органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества только начинают складываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием. В таких условиях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация и децентрализация общественного управления могут создать (и уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим и социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к разрушению вертикальных структур государственного регулирования и выбор правильной стратегии поэтапного свертывания таких структур и параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет процессом формирования гражданского общества. Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти, психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение в годы уравнительного «социализма», привели к появлению социальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. В обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны от конечных результатов труда людей, страх данных социальных слоев перед рынком в определенной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к обострению конкуренции между работ- Глава 15. Государство и гражданское общество никами, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 1990-х гг. в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникновению «дикого» рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущественной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемы социальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-либо воли выступают на первый план. Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования экономического и социального порядка. Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной' власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно. Становление гражданского общества — необходимый элемент на пути модернизации российской жизни. Можно предположить, что процесс его формирования в Российской Федерации будет длительным и во многом болезненным. Из мировой практики известны следующие основные направления формирования гражданского общества: • становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения; • создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; • подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; • разгосударствление собственности в самых разных формах и образование различных равноправных экономических субъектов; • достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, по прогнозам ученых, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития. . Отсутствие институтов гражданского общества формирует мобилизационный тип экономики, который не имеет стимулов к саморазви- 15.3. Перспективы развития гражданского общества в России тию, а движется только волевыми толчками сверху. Кроме того, гражданское общество — это универсальный политический стабилизатор. Когда через структуры гражданского общества люди могут решать свои проблемы, не возникает желания действовать методами всеобщего разрушения. Гражданское общество нужно и как гражданский контроль за властью, и как институт постановки проблем перед властью. Развал старой тоталитарной системы общественного управления породил многие негативные явления — национализм, сепаратизм, экстремизм, корпоративность и групповщину (имевшие место и раньше, но в условиях реформирования общественной.системы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятся серьезным препятствием на пути утверждения гражданского общества. Необходимо прийти к гражданскому согласию исходя из тех общественных идеалов, которые выдвигались и отстаивались не одним поколением людей всех стран мира.,Пройдя длительную проверку временем, они остаются нетленными и сегодня. Речь идет о таких понятиях, как «гуманизм», «демократия», «справедливость», которая в современных условиях должна пониматься как равенство всех граждан в правах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря на широчайший плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития, подобное толкование и практическое осуществление идеи справедливости способны сплотить основную часть населения России. Тем самым будет установлен гражданский мир, так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране. Учитывая неизбежное сопротивление данному процессу со стороны различных политических сил в переходный период от тоталитарно-авторитарного к гражданскому обществу, наиболее приемлемой, возможно, станет модель сильного государственно-либерального режима, который постепенно открыл бы дорогу к подлинной демократии, обеспечил .необратимость движения страны к гражданскому обществу. ©Контрольные вопросы 1. Что такое гражданское общество в понимании известных мыслителей л в современном понимании? 2. На каких принципах основано гражданское общество, по И. Кангу? 3. Что является обязательным условием и важнейшими предпосылками возникновения гражданского общества? 4. Что составляет основу гражданского общества? 5. Какова структура гражданского общества? 6. Каковы основные принципы гражданского общества? Глава 15. Государство и гражданское общество 7. Каковы основные функции гражданского общества? 8. Какие этапы в развитии гражданского общества вы можете назвать? 9. Каковы две основные модели взаимодействия государства и гражданского общества? 10. Какие доказательства необходимости создания гражданского общества в России вы можете привести? Ш Литература 1. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М., 1984. 2. Гоббс Т. Соч. В 2-х т. М., 1964. 3. Кочетков А.П. На пути к гражданскому обществу. М., 1992. 4. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1998. № 4. 5. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. 1991. № 5. 6. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 7. Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. 8. Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М., 1955. 9. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Глава 16 ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 16.1. Правовое государство и его признаки I Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показал, что в тоталитарных государствах регулярно издавались юридические акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование было антиподом правового государства. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самосточ- Глава 16. Теория правового государства тельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях. Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости1, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение нарушает свободу других людей либо угрожает ей. 16.1. Правовое государство и его признаки Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, достигается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие. Рассмотрим теперь основные признакиправового государства. 1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства — современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их. Глава 16. Теория правового государства В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс. Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство. Верховенство закона, и прежде.всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе. 2. Принцип разделения властей. Данный принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — под-законность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специальных конституционными органами, 16.1. Правовое государство и его признаки с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она выполняет функции подзаконной власти, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается, также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин волен обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве вершится только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,,правовой государственности э целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой — его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. 3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития — третий признак правового государства. Он включает: • приоритет прав и свобод личности; • социальную защищенность; • социальную справедливость. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства Глава 16. Теория правового государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено». Правовой характер свободы индивида выражается в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными, социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками. Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления ^государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде все- 16.1. Правовое государство и его признаки го государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве. 4. Четкое разграничение функций общества и государства. Понятия государства и общества не тождественны, их следует различать. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным. 5. Взаимная ответственность личности и государства. Она проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства, он может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека. 6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы. Глава 16. Теория правового государства Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН являются1: международные конвенции (как общие, так и специальные), международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы, общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Исходя из этого, общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь договорно-правовую форму (например, Устав ООН), существовать в форме международного обычая (в частности, принцип свободы открытого моря). Некоторые из них носят смешанный характер, являясь для одних государств обычными, а для других — договорными нормами. Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства. 16.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и др.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных философов, считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализ- 1 Статут Международного суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). Ст. 38 // Текст Статута официально опубликован не был. 16.2. Возникновение и развитие теории правового государства ма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Воден. В своей теории Н. Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Воден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В эпоху ранних буржуазных революций значительный вклад в разработку концепции правовой государственности внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локку Т.-Л. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, T. Джефферсон и др. Голландский юрист Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также «воздаяние» людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех'. Нидерландский философ Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы че- Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1959. Глава 16. Теория правового государства ловека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных1. Английский философ Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений. Английский философ Дж. Локк был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Дж. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»2. Американский просветитель Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Т. Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной 1 Спиноза Б. Избр. соч. Т. 2. М., 1957. С. 207—209, 261. 2 Локк Дж. Избр. философ, произв. Т. 2. М., 1960. С. 16—17. 16.2. Возникновение и развитие теории правового государства доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Гельвеции, Руссо, Пейн и другие видные мыслители. Немецкий философ И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества, людей, подчиненных правовым законам»1. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Философская концепция правового государства, по И. Канту, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества. Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная |