МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Генезис понятия гражданского общества





Понятие «гражданское общество» — одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность его теоретических и прак­тических аспектов обусловлена очевидным повышением роли рядо­вых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизне­деятельности человеческого общества: экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных орга­низаций и движений людей доброй воли в области разрядки между­народной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф и других социальных невзгод. В основе успехов — развитие деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успехи приходят там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и ду­ховную жизнь, т.е. где развивается и совершенствуется гражданское общество.

Считается, что понятие «гражданское общество» столь же древнее, что и «политическая наука»: нельзя разделить и отдельно изучать ди­алектически противоречивое единство «аполитичного» гражданского общества и созданной им самим политической организации общества, в том числе государства.

В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тыся­челетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описы-

Глава 15. Государство и гражданское общество

15.1. Генезис понятия гражданского общества

вается всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие «гражданское общество», вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все ббльшую смысловую многовариантность.

С точки зрения происхождения понятие «гражданское общество» является производным от двух слов: «общество» и «гражданский». Поэтому его интерпретацию следует проводить по двум основным на­правлениям: определение гражданского общества через родовое поня­тие «общество» и через указание специфических признаков термина «гражданский».

Как известно, понятие «общество» в его современном понимании появилось сравнительно недавно. В античной и средневековой соци­альной мысли использовались в основном его аналоги — «государ­ство» и «община». Лишь в конце XVIII — начале XX в. оно приобрета­ет современный смысл, который отличается от понятий государства и политической жизни. Его окончательное научное признание происхо­дило по мере превращения социологии как науки об обществе в само­стоятельную область знания.

В современной научной литературе понятие «общество» употреб­ляется в двух основных значениях. Так, в словаре «Современная за­падная социология» оно определяется как в широком, так и в узком смысле: «в широком смысле: совокупность всех способов взаимодей­ствия и форм объединения людей, в которой выражается их всесто­ронняя зависимость друг от друга; в узком смысле: структурно или генетически определенный (а) тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или (б) от­носительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) этой ус­тойчивой целостности»1.



Термин «гражданский» происходит от латинского слова «civilis». В русском'языке его синонимом является термин «цивильный». Этот термин получил распространение в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения и понятия, например, «граж­данское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и др.

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова ,., термин «гражданский» имеет четыре основных значения.

Первое значение термина связано с его юридическим толкованием. Гражданский — это значит относящийся к сфере имущественных, род­ственных и прочих частных отношений между гражданами, регулиру­емых гражданским (частным) правом. В этом значении термин «граж-

Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 233.

данскии» используется как прилагательное к другим юридическим понятиям: «право», «кодекс», «процесс» и т.д.

Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не под­контрольной напрямую государству жизни людей. Сюда включают такие отношения, как отношения частной собственности, имущественные и наследственные, семейные и родственные.

Второе и третье значения термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной, с одной стороны, гражданской жизни и церковной — с дру­гой. В первом случае термин «гражданский» обозначает штатскую, не военную жизнь людей. Примером тому могут служить понятия «граж­данская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок» и др. Во втором случае этот термин характеризует светский, нецерковный образ жизни и все то, что совершается в отличие или одновременно с церковными обрядами. Отсюда выражения «гражданский брак», «граж­данская панихида».

Четвертое значение термина «гражданский», выделяемое- в толко­вом словаре Д.Н. Ушакова, сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. Он обозначает все то, что свой­ственно истинному гражданину и служит прилагательным к выраже­ниям «гражданская позиция», «гражданская активность», «граждан­ский долг», «гражданское мужество». Понятия «гражданин», «граждан­ственность» являются производными от указанного значения термина «гражданский». Они характеризуют всякого сознательного и активно­го члена общества, подчиняющего свои интересы служению обществу, исполнению общественного долга.

С этой точки зрения гражданское общество представляет собой общество свободных и ответственных граждан, сознательно управля­ющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг.

Еще одно, пятое, значение данного термина исторически связано с ростом и укреплением городов. Им обозначали раньше объединения людей, живущих в городах и осуществляющих тесную экономическую и культурную связь с окружающим сельским населением. Так, можно встретить вместо обычно употребляемого понятия «городская общи­на» понятие «гражданская община».

Начиная с XVIII в. термин «гражданский» используется также для характеристики общественных явлений, конфликтов, противостояний. Уже давно вошли в научный оборот такие выражения, как «граждан­ская война», «гражданское неповиновение», «гражданское сопротивле­ние», «гражданский мир», «гражданское согласие» и др. Приведенные

Глава 15. Государство и гражданское общество

понятия определяют гражданское общество как автономную, во мно­гом стихийную силу, способную разрушить или сохранить устоявший­ся социальный порядок, олицетворением которого выстулает государ­ственный строй.

Кроме того, этим термином обозначают в наши дни разнообразные общественные движения, организации, существующие наряду или в противовес государственным институтам и политическим партиям. Примером его употребления являются выражения «гражданское дви­жение», «гражданский форум», «гражданская инициатива». Термин «гражданский» в указанном значении употребляется как синоним при-лагательного «общественный».

В числе первых мыслителей, «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегрече­ский философ Платон. Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях — мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непосле­довательная, критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества1.

Понятие «Гражданское общество» восходит и к идее полиса Арис-тотеля, идеям естественного права. Быть членом общества означало быть гражданином — членом государства и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. Вместе с тем Аристотель анализировал жизнь граж­дан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где го­сударственное вмешательство до определенного уровня развития про­изводительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому бу­дет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разде­ление государства и гражданского общества2.

Итальянский мыслитель Н. Макиавелли, отдавая дань времени, счи­тал, что высшим проявлением человеческого духа является государ­ство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять под­данными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы

1 Античные писатели: Словарь. СПб., 1999.

2 Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. М., 1984.

15.1. Генезис понятия гражданского общества

не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от подданнических функций человека, по существу, о признаках граж­данского общества1.

Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и непо­литических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей. И здесь го­ворится о гражданском обществе.

Таким образом, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли как бы нащупа­ли в сложном переплетении экономических, политических,-социальных и духовных отношений государственно-организованного общества на­личие гражданского общества. Они предприняли не всегда осознан­ные, но достаточно успешные попытки «развести» государство и граж­данское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем госу­дарству подвластное, т.е. гражданское общество.

Постановка вопроса о гражданском обществе содержится также в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта и других просветителей в х:вязи с теориями «общественного договора», «народ­ного суверенитета» и т.п.

Т. Гоббс уже использует понятие «гражданское общество» в пря­мой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях граждан­ское общество он как бы отождествляет с государством, в других — разъединяет. Дж. Локк, активно используя понятие «гражданское об­щество», провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе граж­данского, он считает собственность2.

Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Ш.-Л. Мон­тескье. В произведении «О духе законов» он рассматривает гражданс­кое общество как результат исторического развития, как ступень исто­рии после естественного состояния, семьи, героического времени. Граж­данское общество, .по Ш.-Л. Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой враж­ды преобразуется в государство. Государственность внутренне прису­ща, но не тождественна гражданскому обществу3. Он различает зако­ны гражданские, государственные и политические. Гражданские зако­ны регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу:

1 Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

2 Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988.

3 Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М., 1955.

Глава 15. Государство и гражданское общество

отношения собственности, добровольных объединений граждан и др. Государственные' законы регламентируют главным образом полити­ческие права и свободы этих же граждан. Ш.-Л. Монтескье замечает диалектическое единство и противоречивость законов гражданского общества и государства, полагая, что исчезновение одной из сторон такого единства неизбежно приведет к крупным общественным потря­сениям.

Ж.-Ж. Руссо также показывает гражданское общество как обще­ство, преобразованное в государство, уточняя при этом, что данный процесс проходит с помощью общественного договора. В работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он, про­возглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свер­жение абсолютизма и установление от власти демократически избран­ного правительства. Здесь же он формулирует понятие гражданского общества, отмечая, что сущность политического организма заключает­ся в согласовании повиновения и свободы1.

Заметно углубил представление о гражданском обществе И. Кант. Его подход к трактовке сущности гражданского общества более диа­лектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой нату­ры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стрем­ление к согласию, И. Кант приходит к выводу, что главный путь сочета­ния свободы каждого со свободой других — формирование гражданского общества. По И. Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах:

• свобода члена общества как человека;

• равенство его с другими как подданного;

• самостоятельность члена общества как гражданина2.

Г. Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно не зависимую от государства совокупность отдельных индивидов, клас­сов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется граждан­ским правом. Он показал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической трансформации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Соци­ум, образовавшийся в результате этого генезиса, включает частнособ­ственнические отношения, рыночную экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность Общества и реализа­цию гражданских прав. Г. Гегель признавал примат государства над

1 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре / Избр. соч. М., 1961.

2 Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1964.

15.1. Генезис понятия гражданского общества

гражданским обществом. Государство, по его мнению, как более высо­коорганизованная органическая целостность выступает как бы гаран­том действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве1.

К. Маркс полагал, что государство, внешне как бы охватывая граж­данское общество целиком, на самом деле служит интересам собствен­ников господствующих социальных групп. Он говорил: «возьмите оп­ределенную ступень развития производства, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную орга­низацию семьи, сословий или классов — словом, определенное граж­данское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лищь официальным выражением гражданского общества»2.

Интересен подход к этой проблеме известного итальянского соци­олога А, Грамши. Под гражданским обществом он понимал сеть «част­ных» организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных,-просветительских, религиозных, благотворительных, а также обществен­но-политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между экономическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством — ареной открытой классовой борьбы, которая получа­ет свое разрешение и принимает политические и правовые (институ­циональные) формы господства3.

Итак, из приведенных выше взглядов на гражданское общество вид­нейших представителей политической философии различных стран можно сделать следующие выводы:

• гражданское общество — продукт исторического развития чело­вечества, появившийся в период ломки жестких рамок сословно-фео-дального строя, начала формирования правового государства;

• обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономи­ческой самостоятельности на базе частной собственности;

• важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в граждани­на с равными юридическими правами со всеми другими гражданами;

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М. — Л., 1934. С. 262—263.

2 Маркс К^, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

3 Грамши А. Йзбр. произв.: В 3 т. М., 1959. Т. 3.

Теория гос. и прав»

Глава 15. Государство и гражданское общество

• гражданское общество — это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом, диалектическом единстве;

• в XX в. в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет част­ной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного «среднего класса», высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки;

• в странах, вступивших на путь глубоких реформ, формируется пе­реходный тип гражданского общества, в котором причудливо перепле­таются некоторые свойства и черты как авторитарного, так и демокра­тического.

15.2. Современные представления о гражданском обществе

Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на опреде­ленной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государ­ственных и политических структур). Большинство политологов и со­циологов придерживаются широкого толкования гражданского обще­ства, справедливо полагая, что оно включает социально-политические отношения и как их элемент — политические группы. В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе. В нем, по мнению русского ученого И.И. Кравченко, свободно развивается ассо­циативная жизнь или, как ее называют, публичная сфера (в отличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок по интере­сам, убеждениям,-любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправ­лению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согла­сования позиций государственных институтов и общества.

Наконец, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объ­единений, огражденная законами от прямого вмешательства и произ­вольной регламентации их деятельности со стороны государственной

15.2. Современные представления о гражданском обществе

власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрирова­ны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутрен­нюю структуру. Для него характерно наличие как множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.

Основу гражданского общества составляют экономические отно­шения, основанные на многообразии форм собственности при соблю­дении интересов личности и общества в целом. Экономически плюра­лизм создает необходимые предпосылки для преодоления существу­ющего отчуждения человека от средств производства. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использо­вание и распоряжение собственностью, произведенным ими обществен­ным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью мо­жет быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — колхоза, кооператива, пред­приятия и т.д. — действительно является таковым. Наличие собствен­ности служит основополагающим условием свободы личности в лю­бом обществе.

Следующий уровень — социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на многообразной, развет­вленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнооб­разие интересов множества социальных групп и слоев, их представите­лей. Причем это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи.

Верхний слой гражданского общества — это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочте­ниями, ценностными ориентациями. Это различные группы по интере­сам, политические партии (не правящие), движения, клубы, группы дав­ления и т.п.

Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечива­ющий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой граж­данского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой.

Отличительной чертой гражданского общества является культур­ный и политический плюрализм. Оно жизнеспособно тогда, когда его

Глава 15. Государство и гражданское общество

члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального раз­вития, внутренне свободны и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни. Граж­данское общество генерирует развитое самосознание, способность к объективному самоотчету.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духов­но-нравственных, семейных, культурных и других общественных отно­шений, которые, определяя*государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различ­ные общественные организации, движения, политические партии (кро­ме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейны­ми, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потреб­ностями и интересами.

Существование гражданского общества, его формирование невоз­можны без появления новых общественных индивидов — граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские ка­чества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, осно­ванным на демократическом сочетании чувства собственного достоин­ства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил об­щечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институ­тами. В достаточно развитом гражданском обществе новые обществен­ные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют соб­ственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовнос­тью. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, транс­формации их экономического и социального статуса.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде прин­ципов. В их числе:

• равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

• гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов;

• экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграж­дение за честный труд;

15.2. Современные представления о гражданском обществе

• гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образо­вании партий и гражданских движений;

• создание необходимых материальных и прочих условий для раз­вития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формиру­ющих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

• свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

• существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обес­печение безопасности функционирования последнего со стороны госу­дарственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправле­ния и т.д.1

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, определены границы их образа жизни, черты их социального облика. Основные функции гражданского общества заключаются в следу­ющем.

Во-первых, это социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;

во-вторых, самоорганизация и самоуправление в обширной мозаич­ной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения;

в-третьих, интеграция общества через систему горизонтальных свя­зей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что в конечном счете обеспечивает целостность обще­ственного организма, историческую преемственность в его развитии;

в-четвертых, создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов;

1 Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1998. № 4. С. 93.

Глава 15. Государство и гражданское общество

в-пятых, стимулирование правотворчества выдвижением требова­ний юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале вырабатывается в лоне гражданского общества.

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, для западной циви­лизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации обще­ственной сферы. А опыт становления гражданского общества в неко­торых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) свиде­тельствует, что возможно его развитие без индивидуализации западно­го типа и даже при усилении издавна существовавшей модели культуры, религии и сохранении традиционных политико-психологических фе­номенов поведения и сознания.

Можно выделить две основные модели взаимодействия граждан­ского общества и государства: либерализм и этатизм. С позиции ли­берализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданско­го общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм занимает противополож­ную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу.

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший мак­симальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государ­ства. Минимальное государство изображалось в образе «ночного сто­рожа», полностью предоставляющего гражданское общество механиз­мам саморегулирования.

В рамках этатизма различаются два варианта регулирующего воз­действия государства на общество — авторитарный и демократиче­ский этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на обще­ство, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формиро­вать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, но это — крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявле­ние этатизма. Такой режим задает общее направление социально-эко­номического развития, блокируя действие механизмов саморегулиро­вания, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недостаточно

15.3. Перспективы развития гражданского общества в России

развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия.

Противоположность авторитарному варианту составляет демокра­тический государственный режим. Это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, осо­бенно в экономику, определяются потребностями гражданского обще­ства, точнее, большинством субъектов гражданского общества.

15.3. Перспективы развития гражданского общества в России

Процесс формирования гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных райо­нах, в последние десятилетия разрушены вековые органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества толь­ко начинают складываться. Государственные структуры, пронизыва­ющие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации един­ственным соединяющим его основанием. В таких условиях форсиро­ванная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демокра­тизация, федерализация и децентрализация общественного управле­ния могут создать (и уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим и социально-политическим по­трясениям. Поэтому необходим осторожный подход к разрушению вер­тикальных структур государственного регулирования и выбор правиль­ной стратегии поэтапного свертывания таких структур и параллельно­го развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет про­цессом формирования гражданского общества.

Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти, психология социального иждивенчества, получившая широкое распрост­ранение в годы уравнительного «социализма», привели к появлению со­циальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. В обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотива­ция к труду, уровень и качество жизни в значительной мере были ото­рваны от конечных результатов труда людей, страх данных социальных слоев перед рынком в определенной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к обострению конкуренции между работ-

Глава 15. Государство и гражданское общество

никами, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 1990-х гг. в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникно­вению «дикого» рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущественной дифференциации между различными социальными сло­ями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях про­блемы социальной защищенности, социальной справедливости незави­симо от чьей-либо воли выступают на первый план.

Серьезным препятствием на пути формирования гражданского об­щества является российская бюрократия. В ходе длительного истори­ческого развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная, но и обще­ственная структура, заменяющая собой настоящие общественные об­разования экономического и социального порядка. Присвоив себе об­щественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпи­ровала их роль в качестве контрагента высшей государственной' власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

Становление гражданского общества — необходимый элемент на пути модернизации российской жизни. Можно предположить, что про­цесс его формирования в Российской Федерации будет длительным и во многом болезненным. Из мировой практики известны следующие основные направления формирования гражданского общества:

• становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения;

• создание необходимых условий для перехода к рыночной эконо­мике как основе гражданского общества;

• подчинение всех государственных, хозяйственных органов, струк­тур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства;

• разгосударствление собственности в самых разных формах и об­разование различных равноправных экономических субъектов;

• достижение необходимого уровня гражданской культуры, посте­пенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, по прогнозам уче­ных, основная часть населения страны окажется неспособной воспри­нять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития. .

Отсутствие институтов гражданского общества формирует моби­лизационный тип экономики, который не имеет стимулов к саморазви-

15.3. Перспективы развития гражданского общества в России

тию, а движется только волевыми толчками сверху. Кроме того, граж­данское общество — это универсальный политический стабилизатор. Когда через структуры гражданского общества люди могут решать свои проблемы, не возникает желания действовать методами всеобще­го разрушения. Гражданское общество нужно и как гражданский кон­троль за властью, и как институт постановки проблем перед властью.

Развал старой тоталитарной системы общественного управления породил многие негативные явления — национализм, сепаратизм, экс­тремизм, корпоративность и групповщину (имевшие место и раньше, но в условиях реформирования общественной.системы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятся серьезным препят­ствием на пути утверждения гражданского общества. Необходимо прийти к гражданскому согласию исходя из тех общественных идеа­лов, которые выдвигались и отстаивались не одним поколением людей всех стран мира.,Пройдя длительную проверку временем, они остают­ся нетленными и сегодня. Речь идет о таких понятиях, как «гуманизм», «демократия», «справедливость», которая в современных условиях долж­на пониматься как равенство всех граждан в правах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем.

Несмотря на широчайший плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития, подоб­ное толкование и практическое осуществление идеи справедливости способны сплотить основную часть населения России. Тем самым бу­дет установлен гражданский мир, так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране. Учитывая неизбежное сопро­тивление данному процессу со стороны различных политических сил в переходный период от тоталитарно-авторитарного к гражданскому обществу, наиболее приемлемой, возможно, станет модель сильного го­сударственно-либерального режима, который постепенно открыл бы дорогу к подлинной демократии, обеспечил .необратимость движения страны к гражданскому обществу.

©Контрольные вопросы

1. Что такое гражданское общество в понимании известных мыслителей л в современном понимании?

2. На каких принципах основано гражданское общество, по И. Кангу?

3. Что является обязательным условием и важнейшими предпосылками возникновения гражданского общества?

4. Что составляет основу гражданского общества?

5. Какова структура гражданского общества?

6. Каковы основные принципы гражданского общества?

Глава 15. Государство и гражданское общество

7. Каковы основные функции гражданского общества?

8. Какие этапы в развитии гражданского общества вы можете назвать?

9. Каковы две основные модели взаимодействия государства и граждан­ского общества?

10. Какие доказательства необходимости создания гражданского общества в России вы можете привести?

Ш Литература

1. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М., 1984.

2. Гоббс Т. Соч. В 2-х т. М., 1964.

3. Кочетков А.П. На пути к гражданскому обществу. М., 1992.

4. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перс­пективы развития // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1998. № 4.

5. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском раз­витии // Полис. 1991. № 5.

6. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

7. Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.

8. Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М., 1955.

9. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Глава 16

ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

16.1. Правовое государство и его признаки

I

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, напол­няется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим об­щим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство представляет такую форму организа­ции и деятельности государственной власти, которая строится во вза­имоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обще­стве правовой государственности. Недавний опыт показал, что в тота­литарных государствах регулярно издавались юридические акты, обес­печивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование было антиподом правового государства.

Экономической основой правового государства являются произ­водственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на раз­личных формах собственности (государственной, коллективной, аренд­ной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и по­требителям материальных благ; индивидуальный производитель выс­тупает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самосточ-

Глава 16. Теория правового государства

тельности и свободы собственности, которые экономически обеспечи­вают господство права, равенство участников производственных отно­шений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегули­рующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого госу­дарства находится человек, его разнообразные интересы. Через систе­му социальных институтов, общественных связей создаются необходи­мые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к пра­вовой государственности связан с резкой переориентацией социаль­ной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенно­го» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государ­ства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое го­сударство — это одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют общечелове­ческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы лично­сти, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их оп­ределяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах госу­дарственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав мень­шинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духов­ная насыщенность государственной жизни в значительной степени опреде­ляет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизован­ности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство — это суверенное государство, которое кон­центрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населя­ющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и ис­ключительность власти, такое государство гарантирует свободу обще­ственных отношений, основанных на началах справедливости1, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве, буду­чи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушает­ся его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение нарушает свободу других людей либо угрожает ей.

16.1. Правовое государство и его признаки

Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гам­ма потребностей и интересов различных звеньев политической систе­мы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы го­сударственных и негосударственных организаций, достигается их спра­ведливое правовое равновесие и свободное развитие.

Рассмотрим теперь основные признакиправового государства.

1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, со­блюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющу­юся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, де­мократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства — современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчужда­емы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Госу­дарство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, органи­зации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного раз­вития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты долж­ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные сто­роны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обще­ствах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.

Глава 16. Теория правового государства

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодате­ля. В законах должны выражаться объективно складывающиеся обще­ственные отношения, тенденции их развития и самообновления. Раз­личного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают об­щественный прогресс.

Основной закон правового государства — конституция. В ней сфор­мулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель об­щества, которой должно соответствовать все текущее законодатель­ство. Никакой другой правовой акт государства не может противоре­чить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового го­сударства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Верховенство закона, и прежде.всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Принцип разделения властей. Данный принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — под-законность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и неза­висимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равно­весие властей поддерживается специальными организационно-правовы­ми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаи­моограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следо­вательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее по­ложение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютно­го характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, ес­тественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специальных конституционными органами,

16.1. Правовое государство и его признаки

с помощью которых обеспечивается соответствие законов действу­ющей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непо­средственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рам­ках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавлива­ющие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граж­дан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она выполняет функции подзаконной власти, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной влас­ти достигается, также посредством ее подотчетности и ответственнос­ти перед представительными органами государственной власти. В пра­вовом государстве каждый гражданин волен обжаловать любые неза­конные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои госу­дарственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве вершится только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется толь­ко законом, правом и не зависит от субъективных влияний законода­тельной или исполнительной власти. Независимость и законность пра­восудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,,пра­вовой государственности э целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законо­дательной или исполнительной власти, с другой — его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за норматив­ными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых ус­тановлений, и прежде всего конституционных, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти, обеспечи­вая тем самым реальное разделение властей.

3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного разви­тия — третий признак правового государства. Он включает:

• приоритет прав и свобод личности;

• социальную защищенность;

• социальную справедливость.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определен­ную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства

Глава 16. Теория правового государства

недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной влас­ти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В слу­чае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Ре­альное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запреще­но индивиду, ему дозволено».

Правовой характер свободы индивида выражается в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом госу­дарстве объективное право свободы воплощается в субъективных пра­вах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия го­сударства в его интересах: право на неприкосновенность личности, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное пе­редвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными, социаль­но-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязатель­ство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым граждани­ном. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыпол­нение этих обязанностей. Обязательность закона для государствен­ной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депу­татов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность прави­тельства перед представительными органами; дисциплинарная, граж­данско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц го­сударства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения долж­но носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, со­ответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и лич­ности — важная составная часть объективно складывающегося в об­ществе права, а не продукт волеизъявления ^государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде все-

16.1. Правовое государство и его признаки

го государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

4. Четкое разграничение функций общества и государства. По­нятия государства и общества не тождественны, их следует различать.

Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразити­рует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной фор­мации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

5. Взаимная ответственность личности и государства. Она проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государ­ство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личнос­ти выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обя­занности. Следовательно, человек может требовать от государства ис­полнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности зак­репленных в Конституции прав и свобод, своей безопасности со сторо­ны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства испол­нения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства, он может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнан­ным нормам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда сле­дует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными прин­ципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому сле­дует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого при­знания они не могут стать частью ее правовой системы.

Глава 16. Теория правового государства

Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН являют­ся1: международные конвенции (как общие, так и специальные), между­народный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы, общие принципы права, признанные циви­лизованными народами.

Исходя из этого, общепризнанные принципы и нормы международ­ного права могут иметь договорно-правовую форму (например, Устав ООН), существовать в форме международного обычая (в частности, принцип свободы открытого моря). Некоторые из них носят смешан­ный характер, являясь для одних государств обычными, а для других — договорными нормами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в про­цессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового госу­дарства.

16.2. Возникновение и развитие теории правового государства

Представления о государстве как организации, осуществляющей деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового госу­дарства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Ари­стотель, Платон, Цицерон и др.) пытались выявить такие связи и взаи­модействия между правом и государственной властью, которые бы обес­печивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно огра­ниченная им, по мнению античных философов, считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализ-

1 Статут Международного суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). Ст. 38 // Текст Статута официально опубликован не был.

16.2. Возникновение и развитие теории правового государства

ма к капитализму порождают новые подходы к государству и понима­нию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жиз­ни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или вла­стного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечи­вающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой госу­дарственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслите­ли того времени Н. Макиавелли и Ж. Воден. В своей теории Н. Макиа­велли на основе многовекового опыта существования государства про­шлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования иму­ществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республи­ке, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Воден определяет государство как правовое уп­равление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача госу­дарства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В эпоху ранних буржуазных революций значительный вклад в раз­работку концепции правовой государственности внесли прогрессив­ные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локку Т.-Л. Мон­тескье, Д. Дидро, П. Гольбах, T. Джефферсон и др.

Голландский юрист Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право ес­тественное и право волеустановленное. Источником естественного пра­ва является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обя­занности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также «воздаяние» людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, «отвечающего законам разума». Целью госу­дарства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку сво­бодное пользование своим достоянием с согласия всех'.

Нидерландский философ Б. Спиноза одним из первых дал теорети­ческое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы че-

Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1959.

Глава 16. Теория правового государства

ловека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных1.

Английский философ Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных поло­жений о господстве права в общественной жизни, которые впослед­ствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед зако­ном, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного прин­ципа правового регулирования общественных отношений.

Английский философ Дж. Локк был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естествен­ных прав человека, подчеркивал Дж. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует обще­ственные силы для исполнения этих законов и для защиты от внеш­них нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечива­ющий естественные неотчуждаемые права собственности, индивиду­альной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следо­вать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвест­ной самовластной воли другого человека»2.

Американский просветитель Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», практически воплоща­ет идеи правового государства на американском континенте. С пози­ции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правле­ния и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Т. Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неот­чуждаемые права человека, для обеспечения которых создается госу­дарство. Путем включения в Декларацию естественные права челове­ка превратились в субъективные права отдельных индивидов по отно­шению к государству как к целому. Для официальной государственной

1 Спиноза Б. Избр. соч. Т. 2. М., 1957. С. 207—209, 261.

2 Локк Дж. Избр. философ, произв. Т. 2. М., 1960. С. 16—17.

16.2. Возникновение и развитие теории правового государства

доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде счи­талось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Гель­веции, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.

Немецкий философ И. Кант обосновал и детально разработал фи­лософскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публич­ного права философ считал прерогативу народа требовать своего уча­стия в установлении правопорядка путем принятия конституции, вы­ражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, ра­венство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества, людей, подчиненных правовым законам»1. Там, где государство действует на основе конституционного права, от­вечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражда­нин должен обладать той же возможностью принуждения властву­ющих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Философская концепция правового государства, по И. Канту, оказа­ла значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизо­ванного общества.

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера отта­чивала элементы теории правового государства с позиций своего вре­мени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно счи­тать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считает, что правовая государствен­ность имеет место лишь там, где государственная





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.