МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Место и роль государства в политической системе общества





Теория гос. и права

Глава 13. Политическая система общества

I

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей, которые имеют одинаковые взгляды по тем или иным вопросам политики и участвуют в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Участие в избирательном процессе — одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Более того, первые партии в современном их понимании появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако ха­рактеристика современных партий как «машин для выборов» справед­лива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Одной из наиболее распространенных характеристик партии является опре­деление, данное известными исследователями Дж. Лапарамбарой и М. Винером. Эти политологи предложили выделять и рассматривать на первом плане такие признаки политической партии, как «непрерыв­ность организации во времени», установившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, «сознательная решимость партийных функционеров как на общенаци­ональном, так и на местном уровне захватить и удержать власть, при­нимать решения единолично либо в коалиции с другими функционера­ми, а не просто влиять на осуществление власти», «забота» со стороны организации о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».

Как правило, политические партии обладают внутренней струк­турой, в которой могут быть выделены следующие элементы:

• высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

• стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;

• активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бю­рократию;

• пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незна­чительной степени участвуют в ее деятельности.

К ним можно добавить также симпатизирующих им меценатов.

В определениях российских исследователей акцент обычно делает­ся на социально-классовые основы и функциональные характеристики партий. Политическая партия определяется как «наиболее активная и организованная часть какого-либо класса либо его слоя, выражающая их интересы. Политические партии возникли после раскола общества

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

на классы и являются высшей формой классовой организации. Поли­тические партии преследуют определенные цели, добиваясь реша­ющих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества»1.

Можно сказать, что в основе определения современной политиче­ской партии взаимодействуют четыре критерия:

1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на та­кой срок политической жизни, который превышает срок деятельности нынешних руководителей;

2) существование устойчивых местных организаций, поддержива­ющих регулярные связи с центральным руководством;



3) нацеленность руководителей центральных и местных организа­ций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;

4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов иди других способов.

Политические партии как самодеятельные субъекты политики име­ют с. другими общественно-политическими организациями ряд об­щих черт. Среди них:

• наличие определенной организации и аппарата власти и управ­ления;

• существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников;

• фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены открыто или существовать скрыто, только для посвя­щенных;

• наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, право формирования государственной поли­тики и руководство осуществлением государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных вопросов: • а) каков социальный состав партии;

б) кто руководит, кто возглавляет партию;

в) чьи интересы объективно представляет и защищает руководя­щий центр партии;

г) какова объективная направленность ее политических действий.

Краткий политический словарь. М., 1989. С. 410.

Глава 13. Политическая система общества

Социальная база политической партии — лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на меж­классовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представите­лей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды и каких сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают потребностям прогрессивного развития.

Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных на­правлений и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ас­социацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые инте­ресы и цели разнообразных — социальных, национальных и т.д. — слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии.

Вопрос о функциях политической партии в обществе имеет не мень­шее значение, чем изучение ее характера, членского состава, особенно­стей функционирования. Их целесообразно группировать по сходным признакам, с тем чтобы дать им общую социально-политическую и си­стемную характеристику.

Первая группа функций определяет связи партий с представля­емыми социальными группами и обществом. При этом необходимо иметь в виду, что приводимая группировка функций политических партий весьма условна. В ней можно выделить следующие: представи­тельства, интеграции и идеологическую функцию. Основополагающей является функция представительства интересов, характеризующая ее связь с интересами социальных общностей. Содержание этой функ­ции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеа­лов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъек­тами политики. Функции представительства интересов реализуются, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общнос­тей на основе согласования специфических интересов их различных слоев и групп; во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практи­ческого властвования.

Функция политической интеграции направлена на сплочение, кон­солидацию партией тех социально-политических сил, социальной энер-

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

гией которых она питается. Партии, осуществляющие руководство политической системой или представляющие господствующий класс, стремятся умерить объективные противоречия между различными со­циальными общностями, обеспечить поддержку существующей систе­ме власти во всех слоях общества. Партии, борющиеся за политиче­ское руководство обществом либо за ниспровержение данного строя, стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, органи­зовать себе поддержку среди союзников.

Партии выступают инициаторами и штабами по разработке страте­гических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. В этом заключается со­держание идеологической функции. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распрост­ранение этих концепций и иных идей, отвечающих их целям.

Вторая группа функций, выполняемых партиями, характеризует их роль в политической системе:

• функция разработки и осуществления политического курса выра­жается в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политиче­ской системе. Наибольшими возможностями обладают в данной сфере правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы;

• функция борьбы за политическое руководство или упрочение и удержание своего руководящего положения — одна из главных в дея­тельности партий. Естественно, обладание государственной властью не единственная возможность способствовать удовлетворению и за­щите интересов социально-классовых сил. Этому служат и другие функции, например идеологическая. Вместе с тем основное средство осуществления партией групповых интересов — именно овладение государственной властью;

• организаторская функция выражается прежде всего в определен­ной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту организаторскую подфункцию партий в политических исследованиях нередко называют функцией полити­ческого рекрутирования — подбора кадров политических руководите­лей. Через свои политические кадры партия проводит политику в го­сударственном аппарате и других организациях, распространяет свое политическое влияние в других институтах политической системы.

Глава 13. Политическая система общества

Помимо кадровой подфункции организаторская функция включает подфункцию контроля за исполнением принятых политических реше­ний, а также подфункцию координации усилий своих организационных структур с усилиями других участников политического процесса.

Третья .группа функций направлена на упорядочение внутрипар­тийной жизни, на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей и норм, сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства деятельностью партийных рядов и т.п.

Все названные выше функции политических партий важны. Одна­ко среди них целесообразно особо выделить такую функцию, как выра­ботка программных установок, социально-экономической и политиче­ской стратегии для прихода партии к власти или в условиях соответ­ствующих изменений в стране и мире. В том случае, если руководству партии удается разработать идеологически привлекательную и под­тверждаемую практикой ценную доктрину, то это сразу расширяет ее социальную базу, в решающей степени способствует достижению по­ложительных результатов на выборах. И, наоборот, чем крепче держит­ся та или иная партия за устаревший теоретический и концептуаль­ный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем.

Существование в партии нескольких фракций, направлений не ос­лабляет партию, а, наоборот, делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп изби­рателей, учитывать многообразие социальных, экономических, полити­ческих интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отда­ющие ей голоса на выборах, — ее электорат. Традиционной социаль­ной базой социал-демократических партий х, Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опи­рались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине XX в. ситуация изменилась. Круп­ные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают ра­бочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

В программах партий обычно подчеркивается их намерение слу­жить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере и в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и иде­ологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожида­ют проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально неза-' щищенных групп населения.

Политические партии во всем их реальном многообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определенными общими чертами. Это позволяет проводить их классификацию по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии, как их классовая природа, происхождение, внутренняя структура, осо­бенности отношений членства, политические цели, положение в поли­тической системе и др.

Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий — идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные, нацеленные на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, нацистской, либеральной, и т.д.), прагматические, ориентированные на защиту интересов опре­деленного социального слоя или группы (предпринимателей, фермеров, лиц наемного труда, национальных меньшинств и т.д.), а также хариз­матические — объединившиеся вокруг лидера и призванные обеспе­чить ему популярность и поддержку.

При этом в каждом из указанных типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктри-нальных партий принято выделять религиозные и идеологические объединения.

Весьма характерно для современной политической науки типоло-гизировать партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических и национальных (ультралевая баскская партия «Эри Бата­суна», т.е. «Народное единство»1; ирландская партия «Шинн фейн»,

1 «Эри Батасуна» создана в 1978 г., легализована в 1986 г. Является политическим крылом «Эускади та Аскатасуна» (ЭТА) — террористической организации баскских сепаратистов. Программа «Эри Батасуна» предусматривает объединение трех баскских провинций Испании, трех баскских провинций Франции и Наварры в единое социалис­тическое баскское государство.

Глава 13. Политическая система общества

выступающая от имени всех ирландцев, проживающих в Ирландии и в Великобритании), демографических (Объединенная женская партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и в России, стремящиеся отстаивать права потребителей, определенный уровень потребительской культуры) оснований образования этих ин­ститутов власти.

Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские, лейбористские, авангардные.

Структуру парламентских партий формируют их региональные отделения в различных регионах страны. Лейбористские партии сфор­мированы на основе профсоюзов, когда все члены определенного от­раслевого профсоюза автоматически являются членами связанной с ним политической партии. Авангардные партии построены на прин­ципах территориально-производственного объединения (партийные ячейки в трудовых коллективах, по месту жительства и т.д.).

Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отно­шения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные (т.е. запрещенные и находящиеся вне закона), партии-лидеры (т.е. оказывающие решающее влияние на принятие политичес­ких решений) и партии-аутсайдеры (лишенные такой возможности и находящиеся «на обочине» политической жизни), партии, правящие монопольно (единолично) и правящие в составе коалиции и т.д.

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и^словий приобретения партийного членства партии — кадровые, массовые и строго централизованные1. Первые из назван­ных отличаются тем, что они формируются вокруг группы политиче­ских деятелей, а основой их организованного строения служит полити­ческий комитет.

Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе раз­личных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие професси­ональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свобод­ное членство и известную аморфность партийной организации.

В современном мире к числу кадровых партий относятся Республи­канская и Демократическая партии США, Радикальная партия во Фран­ции и др.

1 Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. М., 2000.

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

Своеобразным антиподом кадровых являются массовые партии, само рождение которых стало результатом роста рабочего движения е кон­це XIX — начале XX в. Наиболее яркий пример массовой партии — основанная в 1875 г. Социал-демократическая партия Германии, на­считывавшая в своих рядах в начале XX в. более миллиона членов. Будучи детищем рабочего движения, массовые партии изначально со­здавались для политической и экономической борьбы, и в качестве их организационной базы чаще всего выступали профсоюзы. Они пред­ставляют собой централизованные образования, хорошо организован­ные и дисциплинированные, с уставным членством.

И наконец, для строго централизованных партий М. Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в ос­новополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий, к которым относятся коммунистические и фашистские, согласно М. Дю­верже, характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий и по­читание политических вождей.

Широко распространена классовая типология политических партий. Основной характеристикой любой партии являются ее клас­совая природа и провозглашаемые ею конечные цели. Классовый об­лик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоев она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обусловливаются ее стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др.

По социально-классовому содержанию и идеологической направ­ленности принято выделять четыре основных модели или типа поли­тических партий: коммунистическую, социал-демократическую, бур­жуазно-реформистскую и консервативную (неоконсервативную).

Политические партии также классифицируют в зависимости от их ориентации на ту или иную идеологию. В соответствии с этим призна­ком выделяются:

левые партии, т.е. выступающие за ту или иную степень социаль­ного равенства, усиление регулирующих функций государства в эконо­мике, за целенаправленную политику в отношении лиц наемного труда и социально ущемленных слоев (коммунистические, социалистические и социал-демократические партии различных стран мира);

центристские партии, стремящиеся в своей деятельности прими­рить и согласовать интересы различных слоев общества, проводить политику в интересах большинства граждан (общенациональные и общегражданские партии различных стран);

Глава 13. Политическая система общества

правые партии либерального толка, отстаивающие в своей дея­тельности ценности частной собственности и основанного на равно­правной конкуренции свободного рынка, индивидуальные права и сво­боды и одновременно решительно выступающие против активного вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан (например, Республиканская партия США, Консервативная партия Ве­ликобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ);

правые партии националистического толка, ставящие на пер­вый план интересы нации, сильного государства и общенационально­го единства, нацеленные на укрепление исторических сложившихся ценностей определенного народа и защиту их от разлагающего инос­транного влияния (Национал-республиканская партия ФРГ, Нацио­нальный фронт во Франции, Национал-либеральная партия Румынии и т.д.).

Политические партии, действующие в пределах определенной стра­ны и политической системы, вместе составляют единое целое, имену­емое партийной системой. Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партий в борьбе за власть.

Обобщив существующие в современной политической науке и из­вестные нам классификации партийных систем, в зависимости от того, сколько партий реально и эффективно влияют на политическую жизнь общества, их соответственно можно подразделить на:

беспартийные системы — это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на дея­тельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеоб­разные политические устройства Ирана (после самороспуска Ислам­ской республиканской партии) и Ливии;

• однопартийные, т.е. системы с единственной правящей партией, которые сегодня существуют при тоталитарных (КНДР, Куба), автори­тарных либо переходных режимах (Китай, Сингапур, многие другие страны Азии и Африки). Здесь нужно выделить такое понятие, как партийное государство. В нем функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происхо­дит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и партийная система превращается в тоталитарную систему;

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

квазимногопартийные системы, при которых существует одна реально правящая партия. Под ее контролем для видимости многопар­тийности создаются и действуют разного рода «карманные партии» (Польша и ГДР эпохи социализма);

• с одной доминирующей партией — в таких системах могут суще­ствовать и претендовать на власть достаточно большое количество политических партий; при этом в течение десятилетий у власти в стране может бессменно находиться одна наиболее влиятельная и по­пулярная партия, долгое время не имеющая серьезных конкурентов (например, Социал-демократическая партия Швеции, Либерально-демо­кратическая партия Японии, Институционально-революционная партия Мексики);

двухпартийные системы имеют место, когда при наличии в стра­не большого количества партий общенациональной поддержкой пользу­ются и реально претендуют на власть две наиболее влиятельные, по­очередно сменяющие друг друга у руля государственного управления партии (например, Лейбористская и Консервативная (тори) партии в Великобритании, Республиканская и Демократическая партии в США);

• системы «двух с половиной партий», при которых в масштабах страны действуют и реально претендуют на власть две примерно рав­ные по силам и популярности партии (70—80% поддержки) и незави­симо от них действует гораздо менее влиятельная третья. При этом победу в споре за власть одерживает та одна из двух «сильных» партий, которой удается привлечь на свою сторону (в коалицию) более сла­бую третью. Яркий пример— ФРГ, где регулярно соперничающие в борьбе за большинство в парламенте и право формировать правитель­ство социал-демократы (СДПГ) и демохристиане (ХДС/ХСС) одина­ково стремятся получить поддержку менее сильных — Свободной де­мократической партии (СвДП) либо партии «зеленых»;

упорядоченные многопартийные системы, для которых свойствен­но наличие ограниченного числа (обычно не более четырех-пяти) вли­ятельных политических партий. Последние способны достичь согла­шения между собой и сформировать устойчивое правительство (Бель­гия, Нидерланды);

беспорядочные многопартийные системы существуют, когда в стране насчитывается более пяти примерно равных по силе полити­ческих партий, которые находятся в состоянии острой конфронтации между собой, не способны прийти к долговременному соглашению и совместно сформировать и длительное время поддерживать коалици­онное правительство (пример тому — Италия, где лидеры представ-

Раздел 2. Теория государства

ленных в парламенте многочисленных партии не в состоянии на дол­гое время договориться о создании правительства, и поэтому кабинеты министров могут меняться несколько раз в год).

Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государ­стве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партий­ных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно вклю­чено в процесс принятия государственных решений. Поэтому типоло-гизация партийных систем по качественным характеристикам их де­ятельности предпочтительнее. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, о системах социалистических и буржуазных.

В формировании партийных систем большую роль играет действу­ющее законодательство, прежде всего избирательные законы. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, напри­мер, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препят­ствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной на­правленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избира­тельные системы мажоритарного типа, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорцио­нальные избирательные системы, напротив, давая шансы на представи­тельство в органах власти большему числу политических сил, иниции­руют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облег­чают возникновение новых партий.

В обществе с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артику­ляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

Говоря о достоинствах двухпартийной системы, ученые и практики приводят следующие аргументы:

• двухпартийная система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному пере­ходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систе­му более устойчивой;

• она позволяет одержавшей победу на выборах партии сформиро­вать не подверженное кризисам правительство. Действительно, если в

Глава 13. Политическая система общества

парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест и вынести вотум недоверия ее лидеру невозможно;

• с точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартий­ной системы в том, что она облегчит выбор при голосовании. Не нуж­но читать десятки партийных программ или, часами сидя у телевизора, вникать в рассуждения «говорящих голов»; партий всего две, и соотне­сти собственные интересы с их программами не так уж сложно;

• только двухпартийная система позволяет приблизиться к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из партий находится у власти, другая — в оппозиции. Если избиратели недоволь­ны работой правительства, они используют выборы для того, чтобы отправить его в отставку.

История политической мысли отводит важное место отношению к политическим партиям. Это отношение не всегда было однозначным. Со времен античности устоявшейся традицией политической мысли является антипартизм, т.е. критическое, отрицательное отношение к партиям. В них видели силу, противостоящую государственному един­ству, причину мятежей, силу подрывающую государственные структу­ры, вызывающую конфликты между согражданами, препятствующую выражению общей воли.

Наряду с антипартизмом постепенно развивалась и укреплялась линия более нейтрального, взвешенного, подчас даже позитивного от­ношения к партиям. Так, итальянский ученый Н. Макиавелли видел полезность партий во взаимном контроле. Английский философ Ф. Бэ­кон считал, что государство, умело маневрируя между париями, может повысить свою политическую стабильность.

Ж.-Ж. Руссо также признавал важную роль партий в совершен­ствовании политической системы, регулировании общественных инте­ресов. Постепенно утвердилась идея о взаимосвязи партий, с одной стороны, и свободы и демократии — с другой. Ш.-Л. Монтескье рас­сматривал их как показатель демократичности политического строя, характеризующий качество и степень свободы. Западные политологи в своем большинстве рассматривают политические партии как необ­ходимый элемент политики, ее двигатель, силу, определяющую направ­ление действий правительства. Ныне политические партии являются важнейшим инструментом парламентаризма и демократии.

Профессиональные союзы — общественные организации, существу­ющие в рамках политической системы существуют и такие обществен-

Глава 13. Политическая система общества

ные организации, как профсоюзы. Профессиональные союзы появи­лись на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий ра­ботников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремес­ленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную эко­номическую и политическую силу. История взаимоотношений госу­дарства и профессиональных союзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ включали или отторга­ли профессиональные союзы, придавали им различное значение. Диа­пазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государ­ством, то выступали по отношению к нему противоборствующим, раз­рушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы офи­циальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых поли­тических системах даже передавало официальным профсоюзам зако­нотворческие функции в сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональ­ных союзов — ВЦСПС — в бывшем СССР).

В конвергенционных политических системах, особенно характер­ных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анар-хо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсо­юзные организации выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергети­ков, нефтяников и т.п.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения оплаты труда, улучшения условий тру­да и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требо­вания сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп тру­дящихся.

Возможно, что (как это ни прискорбно) преобразование политиче­ской системы распределительного типа в систему социально-рыночно­го типа лежит через период так называемого анархо-синдикалистско-го состояния общества.

Церковь — общественная организация, объединяющая людей, при­держивающихся определенной религиозной веры или конфессии.

Политическая система большинства обществ формально исключа­ет церковь из своего состава. Таким образом произошло отделение

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

государства от церкви. Этот принцип закреплялся Конституцией, госу­дарство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вме­шивалась в государственную жизнь, в политику1. В данном взаимодей­ствии реализуется принцип свободной совести, вероисповедания, секу­ляризации политики и автономии религии.

Вообще в истории отношений государства и церкви немало дра­матических страниц: соперничество и открытое противоборство, стрем­ление церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.

Соотношение светской и церковной властей красной нитью прохо­дит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации обществен­ных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.

В последнее время влияние Церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических госу­дарствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере су­щественным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нрав­ственного возрождения народа.

Рассматривая положение церкви в государственно-организованном обществе, надо отметить, что уже в раннеклассовых государствах, суще­ствовавших в форме городов-государств, имелось три центра управле­ния, административного и идеологического лидерства — городская об­щина, дворец и храм. Храмы выступали как религиозные, организацион­но-хозяйственные, распределительные и информационные системы2.

Во все последующие времена церковь играла важную роль в обще­стве. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения.

Становление буржуазных общественных отношений сопровожда­лось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созда­нием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. При-

1 Возможен такой вариант, когда церковь становится над государством и как бы поглощает его. Образуется теократическое государство. Теократия (от греч. theos — бог и kratos — власть) — форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой.

2Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 150.

Глава 13. Политическая система общества

надлежность к церкви, к религии провозглашалась частным делом каж­дого гражданина.

Непосредственным результатом «разведения» государства и церкви в сфере социальных отношений в рассматриваемый период стал режим отделения церкви от государства — важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях.

Анализ законодательства и. практики позволяет выделить два ос­новных вида статуса церкви в государстве:

• государственная церковь, закрепление ее привилегированного по­ложения по сравнению с другими вероисповеданиями;

• режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудниче­ство государства и церкви, которое охватывает различные сферы об­щественных отношений, а также различные привилегии для религиоз­ных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Вели­кобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принад­лежал Русской Православной Церкви.

Для статуса государственной церкви характерны следующие осо­бенности:

• в сфере экономических отношений — признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 г. Русская Православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным 1905 г., православной церкви и монастырям принадлежало около 3 млн десятин земельных, угодий;

• церковь получает от государства различные субсидии и матери­альную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государ­ства. По данным В.Л. Куроедова, в 1907 г. на содержание церковного аппарата из казны был отпущен 31 млн рублей, т.е. столько же, сколь­ко и министерству народного образования1;

• церковь наделяется рядом юридических полномочий: она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения;

1 Куроедов В.Л. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982. С. 30.

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

• в области политических отношений устанавливается право уча­ствовать в политической жизни страны, в том числе через представи­тельство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Во многих странах все руководя­щие государственные должности вправе занимать лишь лица, испове­дующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Шве­ция и др.);

• в области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов;

• церковь обладает широкими полномочиями в области воспита­ния и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цен­зуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное препода­вание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согла­сия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учите­лей и воспитателей детских садов. В Великобритании обучение ре­лигии — обязательный предмет в начальных и средних государст­венных школах. В Израиле во всех школах общепринято изучать иудаизм.

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех церк­вей, что служит признаком демократичности общества (Ирландия, Ар­гентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписа­ли конкордат, отменяющий положение католической религии в каче­стве единственной государственной религии Италии, позиции католи­цизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах: в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить цер­ковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функ­ций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Глава 13. Политическая система общества

Содержание режима отделения церкви от государства имеет следу­ющие особенности:

• государство и его органы не вправе контролировать отношение сво­их граждан к религии и не ведут учета граждан по данному признаку;

• государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государ­ство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутрен­нее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения ор­ганов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;

• государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

• церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связан­ными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регу­лирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает оп­ределенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов.

При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания сво­боды совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую рели­гию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, со­гласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими публичным или частным порядком в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуаль­ных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоро­вья, морали, а также прав и свобод других лиц1.

' СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 309.

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фак­тической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступа­ют как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя обще­го блага. В Германии, например, допускается представительство церк­ви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреп­лено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то, здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в фи­нансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Подобные мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь госу­дарство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослу­жителей, например, для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, дея­тельности пастыря в тюрьмах и др.

Согласно Конституции Россия является светским государством (ст. 14). Светское государство— конституционно-правовая характе­ристика государства, означающая отделение церкви от государства, раз­граничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных мень­шинств оказывать их церквям и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их данных статей. Это запрещение разжигания религиоз­ной розни (ст. 13), ненависти или вражды (ст. 29), свобода совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной при­надлежности (ст. 19), недопущение принуждения кого-либо к выраже­нию своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29).

Светский характер присущ и многим другим высокоразвитым де­мократическим правовым государствам.

В некоторых демократических странах устанавливаются государ­ственные официальные или традиционные религии, количественно пре-

Раздел 2. Теория государства

обладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных веро­исповеданий. Такое положение занимают, например, англиканская цер­ковь в Великобритании, евангелическая — в Скандинавских странах, мусульманская — в Египте, иудейская — в Израиле и т.д.

Конституция, провозглашая светский характер российского госу­дарства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной (ст. 14)..

©Контрольные вопросы

1. Что в себя включает политическая система общества?

2. Каковы элементы, подсистемы и функции политической системы? Как можно их охарактеризовать?

3. Какие теории, типы и модели политической системы вы знаете?

4. Каковы особенности современной политической системы России?

5. Какие признаки и организационно-правовые формы общественного объ­единения вам известны? Что такое политическое общественное объединение?

6. Какова сущность и типы политических движений?

7. Что такое политические партии? Какова их классификация и функции?

8. Каковы этапы становления и структура политических партий?

9. Что такое партийная система? Какова типология партийных систем?

10. Какова сущность антипартизма?

11. Что такое профессиональные союзы? Каковы их виды и значение?

12. Каковы взаимоотношения церкви с государством?

Ш Литература

1. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

2. Ирхин Ю.В. Политология: Учеб. пособие. М., 1996.

3. Морозова ЛЛ. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3.

4. Основы политологии / Под ред. А. Боднара. М., 1990.

5. Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996.

6. Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-поли­тические науки. 1991. № 5.

7. Чиркан В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

Глава 14

СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Место и роль государства в политической системе общества

Фундаментальной клеточкой политической организации общества является государство. Оно представляет собой опору существующей общественной системы, концентрирует в себе основную полноту влас­ти, оказывает значительное воздействие на деятельность других эле­ментов политической системы, выражает политическую природу обще­ственного строя.

Государство обладает монопольным правом в рамках определенной территории на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, издание законов и иных нормативных актов, обяза­тельных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. Госу­дарство обусловлено характером производственных отношений и спо­собом производства, оно является надстройкой над экономическим базисом.

Рассматривая специфику взаимодействия государства и полити­ческой системы, важно иметь в виду следующее: во-первых, надо учи­тывать политическую детерминированность правовых норм, регламен­тирующих взаимоотношения между государством и другими элемен­тами политической системы; во-вторых, тот факт, что всякое государство принимало и принимает участие в политической жизни общества.

В процессе исторического развития государство приобретает по отношению к политической системе общества все ббльшую самостоя­тельность. Оно может оказывать весьма существенное влияние как на

Глава 14. Современное государство и перспективы его развития

саму политическую систему, так и на политику, способствуя или затор­маживая ее развитие в определенных направлениях.

В основе взаимоотношений государства, общественных организа­ций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества, взаимо­помощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена поли­тической системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные задачи, не подменяя друг друга.

Государство как главная властвующая и организующая сила обще-' ства призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударствен­ных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их разви­тию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем:

• государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые ус­ловия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказы­вает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет собственность общественных организаций, в том числе производствен­ных, как одну из форм собственности, существующих в обществе;

• государство определяет правовое положение некоторых обществен­ных организаций. Правовая регламентация деятельности обществен­ных организаций со стороны государства ограничивается лишь утверж­дением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами обществен­ной организации;

• деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрана прав и интересов общественных организаций'воз-ложена на суд, прокуратуру и другие государственные органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений обществен­ных организаций, например решений кооперативных или частных орга­низаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением обществен­ными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.

Также государственная поддержка может выражаться в виде целе­вого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ

14.2. Тенденции в развитии современного государства

и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различ­ных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе и др.

Подобное сотрудничество и взаимодействие государственных и об­щественных организаций, в том числе и частных, способствует ста­бильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Таким образом, государство занимает центральное, главенствующее место в политической системе, оно является ее стержнем, на базе ко­торого зиждется здоровое развитие и функционирование политиче­ской системы общества в интересах граждан, которые, участвуя в не­посредственной работе тех или иных элементов политической систе­мы, тем самым осуществляют свои конституционные права. Государство выступает как некая сила, выражающая интересы общества, и симво­лизирует его в целом.

14.2. Тенденции в развитии современного государства

В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвя­занные тенденции. Первая состоит в усилении роли государства в обществе, росте государственного аппарата и его материализованных структур. Вторая деэтатистская, противоположна первой и связана с ограничением власти, уходом ее от государства к другим политиче­ским и неполитическим структурам.

Обе эти тенденции порождаются действием ряда причин. Одна из них объясняется необходимостью государственного регулирования информационной и других новых сфер общества, разработкой соответ­ствующего законодательства, борьбой с новыми видами преступлений (например, компьютерными), формированием связанных с этим госу­дарственных органов.

Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран вызвано также тем, что возможности рыночного механизма регулиро­вания экономики стали ограниченными. Государственный капитал начал активнее привлекаться для заполнения экономических ниш с небла­гоприятными условиями воспроизводства, в том числе и развития пе­редовых, наукоемких отраслей, не дающих быстрой отдачи, требующих значительных первоначальных затрат и вследствие этого непривлека­тельных для частного бизнеса. Государственные предприятия, защи­щенные бюджетными и налоговыми льготами, ориентированы на дости­жение макроэкономической эффективности.

Глава 14. Современное государство и перспективы его развития

Иные причины породили усиление влияния государства в экономи­ке развивающихся стран. Обычно они связаны со слабостью нацио­нальных экономик, недостаточным накоплением частного националь­ного капитала и его недостаточной защищенностью перед мощными транснациональными корпорациями, а также неподготовленностью ар­хаичной структуры хозяйства к принятию новых, прогрессивных тех­нологий. По данным причинам в государственном секторе африкан­ских стран занято 50—55% самодеятельного населения.

Наряду с экономической ролью государства существенно усили­лась и его социальная роль. Это связано с необходимостью регулиро­вания социальных последствий циклических перепадов производства, особенно в целях снижения безработицы, проведения активной регио­нальной политики, ориентированной на сглаживание противоречий и диспропорций между отдельными регионами страны. Усилившаяся потребность в регулировании социальной жизни, обеспечении соци­альной стабильности, преодолении социальных конфликтов, предостав­лении социальной помощи повысили требования к социальной роли государства.

Результатом такой политики, проводимой почти в течение четырех десятилетий (с 1940-х до 1970-х гг.), стало вторжение государства не только в кредитно-денежную сферу и перераспределение националь­ного дохода, но и в производство товаров и услуг. Так, почти в полной собственности государства находятся почта (практически во всех раз­витых странах), железные дороги (почти везде, за исключением США), воздушный транспорт, газовая промышленность, электроэнергетика.

Разрастание государства порождается также и расширением меж­дународных взаимосвязей, формированием глобальной политической системы и соответствующим развитием дипломатической, идеологи­ческой, внешнеэкономической, разведывательной и других служб госу­дарства.

«Умощнение» государства продиктовано также объективным услож­нением политики и процедур принятия политических решений. Вслед­ствие этого возрастает роль вспомогательного аппарата — техническо­го и информационного, усиливается значение политических коммуника­ций. Тенденции в развитии государства, связанные с перераспределением власти среди различных государственных органов, являются более или менее универсальными. Происходит усиление позиций исполнитель­ной власти при снижении значимости власти законодательной. Все больше и чаще функции парламента подменяются правительством, все реже правительственные мероприятия и предложения подвергаются

14.2. Тенденции в развитии современного государства

критике или отклоняются. Центры принятия решений в правитель­стве все больше смещаются к его главе, а в парламенте — к специали­зированным парламентским комиссиям и министерским экспертам, представляющим ведомственные интересы. Возрастает дистанция между сменяемыми после каждой избирательной кампании министрами и служащими министерского аппарата, между элитой законодательных органов и рядовыми парламентариями.

Вместе с постоянно действующими могут существовать и времен­ные обстоятельства, вызывающие усиление этатистской тенденции: агрессивный, тоталитарный характер внутренней и внешней политики; расширение военизированного сектора, структур насилия.

Возрастающие роли государства ограничиваются рядом социальных факторов. В обществах с развитыми политическими системами и ра­циональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой полити­ческой самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией.

Рост экономической роли государства также имеет свои пределы. Обнаружилась слабая восприимчивость государственных предприятий к инновациям, бюрократизация управленческой структуры и механиз­ма принятия управленческих решений. Штаты .управленцев в госу­дарственных структурах вдвое-втрое превышают штаты аналогичных частных корпораций. Принимаемые в них решения проходят громозд­кую процедуру согласования вплоть до самых высших этажей власти.

Острой проблемой является некомпетентность кадров управля­ющих, подбираемых по протекции, под влиянием взаимных обязательств, кумовства, родственных и дружественных связей, исходя из личной преданности высшим администраторам.

Победа партии на выборах вызывает смену государственных чи­новников при очередной смене кабинета, что нарушает преемствен­ность в управлении.

Все эти обстоятельства существенно снижают эффективность го­сударственного сектора экономики. В исследовании, проведенном в начале 1980-х гг. в пяти развитых странах — США, Канаде, ФРГ, Авст­ралии и Швейцарии, обнаружились только три государственных пред­приятия из пятидесяти рассмотренных, которые имели ббльшую эф­фективность, чем частные.

Данные причины во многом объясняют смену политического курса и политику приватизации, проводимую в развитых странах с середины 1980-х гг.

В развивающихся странах центральной государственной власти противостоит институт племенных вождей, локальные структуры вла-

Глава 14. Современное государство и перспективы его развития

сти, опирающиеся на собственные ресурсы, религиозные и этнические традиции, свою систему представительства и легитимации власти ли­деров, на неформальные патронажно-клиентельные структуры. В му­сульманских странах власть государства ограничивается исламскими традициями, закрепляющими важную роль института частной собствен­ности, мусульманского судопроизводства.

(2) Контрольные вопросы

1. В чем заключается специфика взаимодействия государства и полити­ческой системы?

2. В чем выражается содействие государства в развитии и совершенство­вании негосударственных организаций?

4. Какое место занимает .государство в политической системе?

5. Какие тенденции наблюдаются в развитии современного государства?

Ш Литература

1. Ирхин Ю.В. Политология: Учеб. пособие. М., 1996.

2. История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1993.

3. Основы политологии / Под ред. А. Боднара. М., 1990.

4. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

5. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.

6. Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М., 1999.

7. Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-поли­тические науки. 1991. № 5.

8. Чудинова ИМ. Основы политологии: Учеб. пособие. Красноярск, 1995.

Глава 15

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.