Гражданская оборона в Российской Федерации и ее задачи. Одной из важнейших задач государства на современном этапе продолжает оставаться организация и проведение оборонных мероприятий в мирное и военное время для защиты населения, социальной структуры и объектов экономики от современных средств поражения и последствий его применения. Следует отметить, что гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени и соответственно во многом базируется на взаимно связанных нормативно-правовых актах, имеет общие органы управления, системы оповещения и связи, сопряженные силы и средства. Гражданская оборона -этосистема мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рассматривая роль Гражданской обороны в общей системе оборонных мероприятий страны, законодатель с учетом реалий сегодняшнего дня определил задачи, которые ей предстоит решать (рис. 108).  Рис. 110. Задачи гражданской обороны в России Необходимо отметить, что выполнение задач ГО достигается заблаговременным планированием, своевременным и качественным осуществлением комплекса организационных, экономических, социальных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий гражданской обороны. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка его к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение же гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особая роль в вопросах деятельности гражданской обороны отводится Президенту Российской Федерации. Так, например, на него возложены полномочия, согласно которым он определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает План гражданской обороны и защиты населения, вводит его в действие. Он утверждает Положение, структуру, состав и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны и т.д. Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение единой политики в области гражданской обороны, руководит ею, издает нормативно-правовые акты, ведет разработку федеральных законов, определяет порядок отнесения территорий по группам по гражданской обороне. Правительство определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны, его эвакуации и всех ценностей в безопасные районы, заблаговременного создания средств индивидуальной и коллективной защиты, запасов продовольствия и медицинских средств. Согласно Федеральному закону «О гражданской обороне» руководит гражданской обороной и отвечает за ее состояние Председатель Правительства России, а непосредственное управление обеспечивает Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов России, руководители органов местного самоуправления и организаций. Они же несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Под руководством следует понимать направляющую, организующую и регулирующую деятельность органа управления или конкретных, уполномоченных лиц. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС); территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Они комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны; структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, например, структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Их создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения: планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны. Организационно Гражданская оборона Российской Федерации состоит из: федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); территориальных органов управления гражданской обороны, т.е. региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации служб гражданской обороны — федеральных, республиканских, краевых, областных, автономных областей и округов, районных и городских; сил гражданской обороны — войск Гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, в том числе и нештатных формирований на общественно-опасных объектах. Силы гражданской обороны это подразделения и формирования, которые предназначены для проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К числу таких формирований относятся: воинские формирования; аварийно-спасательные формирования; спасательные службы. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации. Войска гражданской обороны Российской Федерации являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Основными задачами Войск гражданской обороны являются: 1) в мирное время: а) в повседневной деятельности: осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности; накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время; участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций; подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях; участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; б) при необходимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны: ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры; проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий; проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров; обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи; участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи; участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций; участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения; 2) в военное время: ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов; участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и его территориальных органах. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. В мирное время они могут привлекаться при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. |