Тема:Профессиональное и личностное самоопределение. Содержание семинарских занятий. Семинарское занятие 1. Тема:Введение в психологию профессиональной деятельности. Цель:рассмотреть психологию профессиональной деятельности как науку. План: 1. Психология профессиональной деятельности как наука. 2. Раскрыть понятия профессия, труд, специальность. 3. Психология содержания труда.(структура.) 4. Методы изучения профессиональной деятельности: · Анализ рабочих документов; · Наблюдение; · Хронометраж; · Опрос; · Самонаблюдение и самоотчет; · Трудовой метод; · Биографический метод; · Физиолого-гигиенический метод; · Эксперимент. 5. Раскрыть понятия профессиография, профессиограмма, психограмма. 6. Виды профессий. Задания для самостоятельной работы: 1. Среди ваших знакомых выберите хотя бы двух профессионалов, существенно различающихся по предметной области труда (например, растениевод и бухгалтер; слесарь-ремонтник и продавец; художник-оформитель и программист и т.п.) и постарайтесь в индивидуальных беседах выяснить, ради чего они готовы тратить время и силы у себя на работе. Сделайте письменное заключение о сходстве и различиях в полученных сведениях о разнотипных профессионалах. 2. Ниже приведены тексты, характеризующие разные позиции студентов педвуза относительно профориентационной работы со школьниками. Какие из них больше соответствуют идее равного уважения к разным видам труда? • «Я буду учить детей физике — самой приличной из наук — чего вы еще от меня хотите? Хотите, чтобы я загонял их в филологию или агитировал идти в сантехники?» • «И как преподаватель, и как классный руководитель я буду вести детей в чудный мир художественной литературы, а профориентацией и трудовым воспитанием пусть занимаются специальные люди». • «Многие инженерные специальности требуют умения размышлять о физических свойствах вещей. Я был бы рад, если бы мои ученики стали изобретательными инженерами — кто в строительстве, кто в радиоэлектронике». • «Мой предмет — география — имеет очень большие профориентационные возможности: я смогу знакомить детей с профессиями самых разных отраслей народного хозяйства». Основная литература по теме 1,2. Дополнительная литература по теме 1,2. Семинарское занятие 2. ТемаСостав, структура и виды профессиональной деятельности человека. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность человека. Цель раскрыть состав, структуру и виды профессиональной деятельности человека. План: 1. Понятие и структура профессиональной деятельности. 2. Цель, предмет, система средств труда - как структурные компоненты профессиональной деятельности. 3. Система профессиональных служебных обязанностей, система прав, производственная среда - как структурные компоненты профессиональной деятельности. 4. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей работника. 5. Индивидуальный стиль деятельности. Задания: 1.Выберите по вашему усмотрению профессию и определите содержание ее структурных компонентов 2.С помощью методики Д.Д.О. определите тип профессии. Семинарское занятие3. Тема:Профессиональное и личностное самоопределение. Цель рассмотреть основные вопросы профессионального и личностного самоопределение План: 1. Самоопределение. Типы и уровни самоопределения. 2. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения. 3. Система обеспечения профессионального самоопределения. 4. Понятия профессиональное самоопределение, профориентация, профконсультация. 5. Принципы профессионального самоопределения. 6. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения. 7. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Задания: 1. Подберите и проанализируйте статьи по проблеме профессионального и личностного самоопределения. 2. Ниже приведены отрывки из публикаций по вопросам профессиональной ориентации молодежи. Постарайтесь соотнести эти отрывки с предполагаемыми отраслями науки или практики, которые представляют эти публикации: 1) социология и экономика; 2) физиология и медицина; 3) педагогика и психология. 1. Юра Т., ученик VIII класса, подробно смог рассказать о профессии своей мамы — стрелочницы на железной дороге. «Она работает на разъезде, недалеко от населенного пункта, и мы там живем. Профессия ее очень нужная — от ее работы зависит безопасность на железной дороге. Она всю жизнь на этом посту, всегда очень ответственная, внимательная и аккуратная. Она очень любит свою работу». Но вот о профессии своего дедушки Юра мог сказать только то, что дедушка не любит свою специальность — ремонт обуви. «Это очень грязная, поганая работа. Когда он (дед) говорит о своей профессии, то только плохое, и не любит подробно о ней рассказывать», Мы видим, что хотят того или не хотят взрослые, проводят или не проводят специальную беседу о профессии, они являются источником информации о профессиях и при этом вносят в сознание детей и определенное отношение к этой работе. 2. Выявлена корреляция между намерениями учащихся продолжать образование и их школьной успеваемостью. Среди выпускников, планирующих продолжение учебы с отрывом от производства, 65 % имеют оценки «отлично» и «хорошо», 35 % — «хорошо» и «удовлетворительно». 7 % человек (оценки «удовлетворительно») решили совмещать работу с учебой». 3. Выборочные обследования показали, что перерыв в работе при переходе с одного места на другое составляет в среднем 33 дня, а такой же перерыв для молодежи в возрасте до 20 лет — 41 день. Вследствие перемены мест работы снижается производительность труда, возрастает брак. По промышленности в целом связанные с этим потери составляют сотни миллионов рублей в год. 4. У подростков, профессионально пригодных к работе с мелкими деталями, пороги быстроты различения... находятся в пределах до 0,1—0,25 с и снижаются в период врабатываемости до 0,05—0,20 с, а у профессионально непригодных они, как правило, находятся в пределах 1 с и не снижаются во время работы. Основная литература по теме [1,2]. Дополнительная литература по теме [1,2]. Семинарское занятие 4. Тема: Становление профессионализма. Цель рассмотретьпроблему становление профессионала План: 1. Профессионализация субъекта труда. 2. Личность и деятельность. 3. Возрастные и биографические кризисы. 4. Понятие работоспособность субъекта труда: профессиональные качества, психологические качества, функциональные состояния. 5. Показатели работоспособности. Динамика работоспособности. 6. Профессиональная надежность субъекта труда. 7. Функциональная надежность субъекта труда. Задания: 1. Перечислите важные личностные качества необходимые на ваш взгляд для психолога профессионала. 2. Как вы думаете, почему успешные приемы труда, передовой опыт одного профессионала нередко с большим трудом перенимаются другими? Приходится «внедрять», «пропагандировать», «дожимать». И все же ожидаемое единство в приемах и методах работы зачастую не возникает. И в особенности непохожими друг на друга по способам работы оказываются как раз незаурядные работники, асы своего дела. 3. Постройте формулу профессии, кратко описанной ниже. Наладчик машин и технологического оборудования. Это общее название. А на самом деле есть многие и разные специальности наладчиков во всех отраслях хозяйства — начиная от производства конфет, шитья одежды и кончая постройкой космических кораблей. Благодаря наладчику машины, аппараты работают четко и бесперебойно. На заводах и фабриках то и дело устанавливают все новое оборудование, осваивают новые технологии. Наладчику важно интересоваться, в каком направлении идет техническое развитие его отрасли, ориентироваться в технических новинках. Ведь ему приходится не только налаживать, регулировать, поддерживать в порядке имеющееся оборудование, но и участвовать в монтаже, опробовании, пуске, наладке нового, непривычного. Наладчик должен уметь практически работать на налаживаемом оборудовании (скажем, на швейной спецмашине или на станках с числовым программным управлением — смотря по тому, какую технику он обслуживает). Без этого не узнаешь некоторые важные тонкости труда и технологии соответствующего производства. Наладчик с интересом и бдительно наблюдает за машинами, предвидит и предупреждает возможные неполадки, проявляет инициативу, самостоятельность, умелость при их устранении. Причины неисправностей часто скрыты. Их надо мысленно найти, правильно определить, чтобы не разбирать всю машину «до шайбочки». Наладчику приходится разбираться в технических документах (чертежах, технологических картах, схемах), т.е. по условным знакам, по начертаниям мысленно представлять себе устройство и работу оборудования. Деятельность такого рода и требует от человека важных умственных качеств, и развивает их у него (речь идет о техническом мышлении, смекалке, пространственном воображении, изобретательности). Если наладчик обслуживает механическое оборудование (например, металлорежущие, ткацкие станки, горные машины), то от него требуется хорошее физическое развитие. Приходится оперировать слесарными инструментами, перемещать иной раз тяжелые детали, механизмы. Это, кстати, также развивает физическую силу, выносливость. Если наладчик работает на предприятии медицинской, пищевой, микробиологической промышленности, то от него требуется еще и особая чистоплотность, аккуратность. При любом уровне развития техники эта профессия останется нужной и важной. 4. Постарайтесь построить формулу своей (педагогической) специальности, профессии. Обсудите возникающие при этом вопросы с товарищами по учебе, с начинающими педагогами («молодыми специалистами») и, если удастся, с опытными педагогами-асами. Основная литература по теме 1,2. Дополнительная литература по теме 1,2. Семинарское занятие 5. Тема:Профессиональное развитие личности. Цель рассмотреть вопросы профессионального развития личности План: 1. Соотношение личности и профессии. 2. Этапы, стадии профессионализации личности. 3. Стадии профессионального развития: · Прогрессивная стадия профессионального развития личности; · Регрессивная стадия профессионального развития личности. 4. Формирование мотивов профессиональной деятельности. 5. Формирование профессиональных знаний и представлений. 6. Формирование профессионально- важных качеств 7. Профессиональная деформация личности 8. Проявления профессиональной деформации в мотивационной и познавательной сферах. 9. Профессиональная деформация личностных характеристик. 10. Феномен психического выгорания. 11. Изучение и проектирование профессиональной деятельности. Задания: 1. Побеседуйте (индивидуально) с представителями определенной специальности (например, педагогами), различающимися по опыту и стажу работы (скажем, с имеющими стаж не более одного-двух лет иимеющими более чем десятилетний стаж). Предмет беседы — профессионально важные личные качества специалиста. Проверьте при этом, одинаково или по-разному видят «комплекты» профессионально важных качеств начинающие работники, с одной стороны, и многоопытные — с другой; что сходно и что различно в видении указанной субъектной реальности у начинающих и опытных работников? Постарайтесь предположить, в чем состоят причины найденных различий во мнениях работников. 2. Предложите студентам разных факультетов вашего вуза составить для целей профессионального просвещения школьников краткое описание (на страничку-полторы) хотя бы одной какой-либо (одной и той же всем) распространенной профессии (скажем, продавца, проводника пассажирских вагонов дальнего следования, программиста, журналиста, пилота гражданской авиации и т.п.). Проанализировав полученные описания, постарайтесь выяснить, есть ли неслучайные различия в видении студентами разных специализаций внутреннего мира профессионала и его поведения; есть ли различия в подробности описаний, в их информационных и мотивирующих составляющих. Постарайтесь сформулировать предположения о причинах найденных различий в образе мыслей обследованных студентов. 3. Как вы полагаете, жизненный путь человека чем-то жестко предопределен (скажем, астрологическими факторами) или обычно есть варианты выбора и построения жизни по своему разумению? 4. Составьте картотеку статей по проблеме профессионального выгорания личности. Основная литература по теме 1,2. Дополнительная литература по теме 1,2. Семинарское занятие 6. |