Семинар 4.Логика развития лагерной смены (2 ч). Вопросы для обсуждения: 1. Периоды смены. 1. Организационный период: цели и задачи; регистрация участников смены; знакомство; целеполагание; планирование; план дня; план-сетка смены; основные дела; единые педагогические требования; законы и традиции лагеря. 2. Основной период: цели и задачи; основные дела. 3. Методика анализа жизни и деятельности в отряде: анализ дня; анализ конфликтной ситуации; анализ дела; самоанализ. 4. Заключительный период: цели и задачи; основные дела. 2. Позиция вожатого в каждом из периодов. 3. Этапы развития временного детского коллектива: 1) период «фестивального настроения»; 2) «кризисный период» в жизни отряда; 3) период консолидации отношений «ответственной зависимости». 4. Изменение индивидуальной ситуации воспитанника во временном детском коллективе. Адаптация ребенка к условиям жизни в лагере. 5. Логика разворачивания содержания образования в лагере. 6. Основные категории подростков, отличающихся особенностями «вхождения» в коллектив (по Б.В.Гиндису): первая категория — это те, кто быстро, прочно «вошли» в систему отношений в I-II периоды развития временного детского коллектива; вторая категория — те, кто достаточно полно адаптировался, но с трудом воспринял переход к отношениям «ответственной зависимости»; третья категория — это те подростки, которые не смогли освоиться на первом этапе, но затем «нашли» себя в отношениях II этапа; четвертую категорию образуют единичные случаи существенно осложненных вариантов «включения» подростков отряд, они не смогли усвоить особенности взаимодействия на основе отношений «ответственной зависимости». Практическое задание: Знаете ли вы, какой ребенок с вами? Представьте, перед вами стоят ваши воспитанники. Вы видите возбужденные, радостные или огорченные лица. Все они разные. С какими только характерами не приходится сталкиваться вожатому в лагере. Давайте присмотримся к детям, вспомним широко известные литературные типы (такой прием используется в научных исследованиях). Начнем с Тома Сойера — неправда ли, хорошо известный всем тип?! Подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребенок. Свои замыслы он обязательно стремится осуществить. Часто руководствуется только собственными, далеко неполными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к чему-либо таинственному и страшному. Ценит такие переживания, может быть, и не осознавая этого. К Тому Сойеру примыкают, составляют как бы одну с ним компанию, Карлсон и Буратино, каждый со своими особенностями. Карлсон всегда готов позабавиться и хорошо полакомиться. Буратино более прост по сравнению с Карлсоном и Томом Сойером, но чрезвычайно любопытен. Как и Карлсон, всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает (в отличие от Тома). Хочет исполнения своих желаний сразу и всех. Сколько такие дети могут принести хлопот, думаю, у вас хватит фантазии представить. Давайте задумаемся: как такую бьющую через край энергию, лукавое озорство, неординарные выдумки направить в русло творчества, приносящего ни с чем несравнимую радость и от результата, и от самого процесса. Может быть, в этом состоит искусство воспитателя? А бывают спокойные дети. Золушка − ребенок, всегда стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру, например, дали привлекательную игрушку, которая принадлежит другим детям. Обычно не жалуется, не плачет на виду у окружающих. Таких детей чаще всего ожидает зависимое, подчиненное положение. В отряде им дают самые «непрестижные» поручения, но для спокойной работы взрослым такие дети удобны. Мальчик с пальчик − обычно это маленький ростом, меньше всех в отряде, ребенок. Он очень сообразителен, придумывает интересные игры, новые забавы, является лидером в отряде. Любим детьми и взрослыми, когда не нарушает общий распорядок. Ему много прощается. Мямлик − стеснительный, замкнутый ребенок. Как правило, его не выбирают для выступлений на праздниках. Подразумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный праздничный сценарий. Обычно таким детям не хватает флажка, бубна и других атрибутов. Маленький Мук − ребенок, которого дети, втайне от взрослых, выбирают своей жертвой. Они издеваются, насмехаются над его внешностью, одеждой, прической, умениями и неумениями, словами и поступками. Это несчастный, «забытый» (бывает, и в прямом смысле) ребенок, отвергаемый сверстниками и не замечаемый взрослыми. Если не начинается открытая травля, то воспитатели чаще всего и не догадываются о страданиях Маленького Мука. Мальвина − красивый, хорошо и модно одетый ребенок, всегда выделяемый взрослыми. Чтобы быть замеченным, не похожим на всех, он действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой (помните: Мальвина − девочка с голубыми волосами?), но и в любой другой цвет. Зная о своем превосходстве над другими детьми, обычно поддерживаемом взрослыми, отличается назидательностью. В своих поучениях и наставлениях подражает взрослым. В отряде такой ребенок − правая рука воспитателя. На праздниках он постоянно «солирует». Отличается повадками начинающей «звезды». И совсем другое дело: Щербатый − Гроза Арбата − драчливый ребенок, которого побаиваются другие дети. Обычно это лидер, перед которым заискивают. Не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настаивать на своем. Проявляет упрямство. Служит для всех детей отряда отрицательным примером. Царевна-Несмеяна − плаксивый ребенок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки свой плач обычно адресует либо конкретному человеку, либо всему отряду. Своим плачем и капризами может довести взрослых до белого каления. Данные типы образцов поведения описаны Л.В. Воронковой в пособии «Как организовать воспитательную работу в отраде» применительно к современным детям. В жизни их, конечно, гораздо больше. И, разумеется, вы, не имея еще богатого профессионального опыта работы с детьми, могли бы дополнить наш список. Но и этих героев достаточно, чтобы сделать вывод, как малочисленна группа детей из рассмотренных, которая вас могла бы устроить. Изучите материал Л.В. Воронковой и, используя метод символического видения, изобразите характер взаимодействия вожатого с одним из описанных типов детей. Методика выполнения задания. Любые объекты, в том числе и педагогические, можно перевести на язык знаков, символов, образов. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект. Метод символического видения предполагает эмоционально-образное исследование объекта. Перед началом работы ответьте для себя на следующие вопросы: – Какова причина такого типологического поведения, где его истоки? – Как устроен данный ребенок, что происходит у него внутри? – Почему он такой, а не другой? Возьмите кусочек пластилина и вылепите из него образ (символ) отношений вожатого и воспитанника определенного типа. Это может быть конкретный предмет или какой-то абстрактный символ. Прокомментируйте полученный символ и его специфические особенности. Подготовьтесь к презентации своей работы. Рефлексия результатов: – Нравиться ли вам то, что получилось? – Куда бы хотелось поставить данный предмет? – Хочется ли вылепить новый символ? |