МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Семинар 4.Логика развития лагерной смены (2 ч).





Вопросы для обсуждения:

1. Периоды смены.

1. Организационный период: цели и задачи; регистрация участников смены; знакомство; целеполагание; планирование; план дня; план-сетка смены; основные дела; единые педагогические требования; законы и традиции лагеря.

2. Основной период: цели и задачи; основные дела.

3. Методика анализа жизни и деятельности в отряде: анализ дня; анализ конфликтной ситуации; анализ дела; самоанализ.

4. Заключительный период: цели и задачи; основные дела.

2. Позиция вожатого в каждом из периодов.

3. Этапы развития временного детского коллектива:

1) период «фестивального настроения»;

2) «кризисный период» в жизни отряда;

3) период консолидации отношений «ответственной зависимости».

4. Изменение индивидуальной ситуации воспитанника во временном детском коллективе. Адаптация ребенка к условиям жизни в лагере.

5. Логика разворачивания содержания образования в лагере.

6. Основные категории подростков, отличающихся особенностями «вхождения» в коллектив (по Б.В.Гиндису):

первая категория — это те, кто быстро, прочно «вошли» в систему отношений в I-II периоды развития временного детского коллектива;

вторая категория — те, кто достаточно полно адаптировался, но с трудом воспринял переход к отношениям «ответственной зависимости»;

третья категория — это те подростки, которые не смогли освоиться на первом этапе, но затем «нашли» себя в отношениях II этапа;

четвертую категорию образуют единичные случаи существенно осложненных вариантов «включения» подростков отряд, они не смогли усвоить особенности взаимодействия на основе отношений «ответственной зависимости».

Практическое задание:

Знаете ли вы, какой ребенок с вами? Представьте, перед вами стоят ваши воспитанники. Вы видите возбужденные, радостные или огорченные лица. Все они разные. С какими только характерами не приходится сталкиваться вожатому в лагере. Давайте присмотримся к де­тям, вспомним широко известные литературные типы (та­кой прием используется в научных исследованиях).

Начнем с Тома Сойера — неправда ли, хорошо известный всем тип?! Подвижный, деятельный, склонный к рискован­ным решениям и поступкам ребенок. Свои замыслы он обя­зательно стремится осуществить. Часто руководствуется только собственными, далеко неполными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к чему-либо таин­ственному и страшному. Ценит такие переживания, может быть, и не осознавая этого.

К Тому Сойеру примыкают, составляют как бы одну с ним компанию, Карлсон и Буратино, каждый со своими особенностями.

Карлсон всегда готов позабавиться и хорошо полакомиться. Буратино более прост по сравнению с Карлсоном и Томом Сойером, но чрезвычайно любопытен. Как и Карлсон, всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает (в отличие от Тома). Хочет исполнения своих желаний сразу и всех.

Сколько такие дети могут принести хлопот, думаю, у вас хватит фантазии представить. Давайте задумаемся: как такую бьющую через край энергию, лукавое озорство, нео­рдинарные выдумки направить в русло творчества, принося­щего ни с чем несравнимую радость и от результата, и от самого процесса. Может быть, в этом состоит искусство вос­питателя?

А бывают спокойные дети.

Золушка − ребенок, всегда стремящийся помочь и услу­жить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру, например, дали привлекатель­ную игрушку, которая принадлежит другим детям. Обычно не жалуется, не плачет на виду у окружающих. Таких детей чаще всего ожидает зависимое, подчиненное положение. В отряде им дают самые «непрестижные» поручения, но для спокойной работы взрослым такие дети удобны.

Мальчик с пальчик − обычно это маленький ростом, меньше всех в отряде, ребенок. Он очень сообразителен, придумыва­ет интересные игры, новые забавы, является лидером в от­ряде. Любим детьми и взрослыми, когда не нарушает общий распорядок. Ему много прощается.

Мямлик − стеснительный, замкнутый ребенок. Как пра­вило, его не выбирают для выступлений на праздниках. Под­разумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный праздничный сценарий. Обычно таким детям не хватает флажка, бубна и других атрибутов.

Маленький Мук − ребенок, которого дети, втайне от взрос­лых, выбирают своей жертвой. Они издеваются, насмехают­ся над его внешностью, одеждой, прической, умениями и неумениями, словами и поступками. Это несчастный, «забы­тый» (бывает, и в прямом смысле) ребенок, отвергаемый сверстниками и не замечаемый взрослыми. Если не начина­ется открытая травля, то воспитатели чаще всего и не дога­дываются о страданиях Маленького Мука.

Мальвина − красивый, хорошо и модно одетый ребенок, всегда выделяемый взрослыми. Чтобы быть замеченным, не похожим на всех, он действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой (помните: Мальвина девочка с голубыми волосами?), но и в любой другой цвет. Зная о своем превосходстве над другими детьми, обычно поддер­живаемом взрослыми, отличается назидательностью. В своих поучениях и наставлениях подражает взрослым. В отряде та­кой ребенок правая рука воспитателя. На праздниках он постоянно «солирует». Отличается повадками начинающей «звезды».

И совсем другое дело: Щербатый − Гроза Арбата драч­ливый ребенок, которого побаиваются другие дети. Обычно это лидер, перед которым заискивают. Не подчиняется рас­поряжениям взрослых, любит настаивать на своем. Проявля­ет упрямство. Служит для всех детей отряда отрицательным примером.

Царевна-Несмеяна − плаксивый ребенок, очень обидчи­вый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки свой плач обычно адресует либо конкретному че­ловеку, либо всему отряду. Своим плачем и капризами мо­жет довести взрослых до белого каления.

Данные типы образцов поведения описаны Л.В. Воронковой в пособии «Как организовать воспитательную ра­боту в отраде» применительно к современным детям. В жизни их, ко­нечно, гораздо больше. И, разумеется, вы, не имея еще бо­гатого профессионального опыта работы с детьми, могли бы дополнить наш список. Но и этих героев достаточно, чтобы сделать вывод, как малочисленна группа детей из рассмот­ренных, которая вас могла бы устроить.

Изучите материал Л.В. Воронковой и, используя метод символического видения, изобразите характер взаимодействия вожатого с одним из описанных типов детей.

Методика выполнения задания. Любые объекты, в том числе и педагогические, можно перевести на язык знаков, символов, образов. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект. Метод символического видения предполагает эмоционально-образное исследование объекта.

Перед началом работы ответьте для себя на следующие вопросы:

– Какова причина такого типологического поведения, где его истоки?

– Как устроен данный ребенок, что происходит у него внутри?

– Почему он такой, а не другой?

Возьмите кусочек пластилина и вылепите из него образ (символ) отношений вожатого и воспитанника определенного типа. Это может быть конкретный предмет или какой-то абстрактный символ. Прокомментируйте полученный символ и его специфические особенности. Подготовьтесь к презентации своей работы.

Рефлексия результатов:

– Нравиться ли вам то, что получилось?

– Куда бы хотелось поставить данный предмет?

– Хочется ли вылепить новый символ?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.