Семинар 3. : Вариативность программ отдыха, оздоровления и образования детей в условиях лагеря (2 ч.) Содержание семинарских занятий Сеимнар 1: Ожидания ребенка от летних каникул. Особенности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере (2 ч.) Вопросы для обсуждения: 1. Пространственно-временные особенности жизнедеятельности в условиях загородного детского центра (лагеря). 2. Ожидания ребенка от летних каникул. 3. Временный детских коллектив. 4. Воспитательный потенциал загородного детского центра (лагеря). 5. Временный детский коллектив как среда, в которой формируется личность. Психологические особенности временного детского коллектива (по Б.В.Гиндису): 1) сборность детей; 2) общение внутри относительно изолированней от привычного окружения социальной среды. Практические задания Задание 1. Используя метод глоссирования, схематизируйте понятия «коллектив», «детский коллектив», «временный детский коллектив». Полученные схемы должны отражать суть данных понятий и их взаимосвязь. Каким образом соотносятся данные понятия? Для справок: глоссирование – метод схематизации понятия, составления символов. Составление глоссария позволяет глубже понять сущность объекта или понятия, а также его взаимосвязи с другими объектами. Задание 2. На основании изучения лекционного материала и рекомендуемой литературы напишите методические рекомендации для начинающего вожатого по методике организации временного детского коллектива-отряда. Задание 3.Разработайте схему-опору «Детское самоуправление в отряде» для воображаемого учебника «Педагогика детского оздоровительного лагеря в схемах и таблицах». Семинар 2. Организация первых дней в лагере Вопросы для обсуждения: 1. День заезда детей в лагерь- прием детей. 2. Линейка прощания с родителями. Распределение детей в корпусе. 3. экскурсия по лагерю и его окрестностям - игра-путешествие “Здравствуй, лагерь!”. 4. Знакомство с в форме игры “Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. 5. Путешествие по лагерю в форме игры следопытов. 6. "Школу начинающего разведчика". 7.Вечерний сбор знакомств Практические занятия 1. Создайте методическую копилку, в которую включите: − диагностический инструментарий по выбору актива в отряде; − игры, упражнения на знакомство воспитанников отряда и сплочение детского коллектива-отряда. 2. Разработать игру-путешествие “Здравствуй, лагерь!”. 3. Отрядный уголок – это основной атрибут презентации отряда, где сконцентрирован материал, отражающий жизнь воспитанников в лагере. Отрядный уголок имеет огромное воспитательное значение: оказывает влияние на общественное мнение воспитанников, служит средством передачи информации и работы с органами самоуправления в отряде. Разработайте макет отрядного уголка для одной из возрастных групп и подготовьтесь к его презентации. Начиная работу над отрядным уголком, нужно определить его структуру и форму. Форма отрядного уголка может быть оригинальной и выполненной в определенной стилистике (ромашка, корабль, ботинок, радуга и т. п.). Форма отрядного уголка и отдельных рубрик может быть связана с названием отряда, его эмблемой и другой атрибутикой. Следует учитывать, что отрядный уголок имеет основную (базовую) и дополнительную части. В основную часть отрядного уголка входит: 1. Информация об отряде: название, эмблема, девиз, речевка, песня отряда, список отряда, информация о вожатых и воспитателе, режим дня. 2. Информация об органах самоуправления в отряде и их деятельности: законы отряда, поручения, совет отряда, план-сетка, план работы на день, график дежурства, экран соревнования, решения совета отряда. К дополнительным можно отнести сменные рубрики, такие, как: «Наши достижения», поздравления победителей и именинников, страничка вожатого, «Это интересно!», «почтовый ящик отряда», впечатления воспитанников о прошедших мероприятиях, экран настроения и другие материалы по усмотрению рабочей группы. Семинар 3. : Вариативность программ отдыха, оздоровления и образования детей в условиях лагеря (2 ч.) Вопросы для обсуждения: Варианты летних программ занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков: программа летней школы (учебный лагерь или лагерь обучения актива общественной организации, спортивный лагерь), · программа оздоровления (санаторный лагерь), · программа летней дачи (классический отдых), · программа погружения в культуру (этнокультурный, лингвистический, военно-патриотический лагерь, игра-эпопея), · программа летней экспедиции (исследовательский лагерь археологический или эколого-биологический), · программа летнего детско-взрослого производства (трудовой лагерь), · программа социальных акций (лагерь добровольцев, волонтерский лагерь), · программа летнего форума (комплекс дискуссий, направленных на обсуждение актуальной проблемы, проблем), · программа фестиваля, конкурса, олимпиады (лагерь детских коллективов, приехавших продемонстрировать мастерство во владении той или иной деятельностью), · программа летней клубной встречи (лагерная смена любителей). Практические задания: Осуществите планирование оздоровительной и воспитательной работы в отряде на лагерную смену, составьте план-сетку для одной из возрастных групп. При разработке плана-сетки воспользуйтесь рекомендациями к осуществлению планирования в Учебной программе по педагогической практике в летних оздоровительных лагерях, а также методическими рекомендациями и требованиями, разработанными М.П. Кулаченко в пособии «Учебник для вожатого» (Ростов-на-Дону, 2008. – С. 132–136). План – это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого, это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива. План представляет собой хорошо продуманную, логически выстроенную, последовательную систему мероприятий, перечень дел и сроки их выполнения. Таким образом, план – это базис, основа деятельности отрядного вожатого, позволяющего ему поэтапно, последовательно или параллельно решать задачи воспитания, эффективно осуществлять функции по управлению детским коллективом. Наиболее распространенным в вожатской практике является «план-сетка» работы отряда на смену. Выдвигаются следующие требования к планам: – направленность плана на достижение определенного педагогического результата, социально-педагогическая, психологическая, общественная полезность планируемых дел; – учет возрастных особенностей, специфики лагерной смены в целом и основных периодов лагерной смены, интересов и потребностей детей; – разнообразие и последовательное усложнение содержания, форм, методов воспитательной деятельности; – эмоциональная и физическая загруженность детей, посильность и реальность планов для вожатых и воспитанников. |