Тема 5. Стратегия снижения транзакционных издержек Цель лекции: Раскрыть сущность транзакционных издержек и рассмотреть методы снижения издержек. Ключевые слова: издержки, транзакционные издержки, транзакция, План лекции: 1. Теория транзакционных издержек 2. Рекламная кампания как источник информации о потенциальных рыночных трансакция Вопрос. Теория транзакционных издержек Предметом исследования является отношения, возникающие в процессе развития рынка и, прежде всего, особый вид издержек – транзакционные издержки. Цель данного исследования оценить роль транзакционных издержек в условиях рыночных отношений и определить их влияние на развитие рынка. Транзакционные издержки (transaction costs), операционные издержки - издержки, связанные с заключением сделок и отражающие затраты: на выбор партнера; на подписание соглашений и контроль исполнения; на адаптацию к происходящим изменениям; на совершенствование квалификации отдельных работников; на предупреждение мошенничества; на случай неожиданных потрясений. Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского таланта, которые используются в процессе рыночного обмена. История Началом экономической теории трансакционных издержек послужила опубликованная в 1937 году работа Рональда Коуза «Природа фирмы», за которую Р. Коуз был награждён Нобелевской премией по экономике. В этой статье автор, ссылаясь на трансакционные издержки, приходит к выводу о необходимости существования предприятий как внерыночной формы проведения трансакций. Следующими важными теоретическими публикациями послужили работы Кеннета Эрроу 1969 года в частности о трансакции и трансакционных издержках. И наконец в 1985 году Оливер Уильямсон представил научную статью, содержащую подробное обобщающее описание теории трансакционных издержек. Наряду с экономическим контекстом также были предприняты попытки использования теории трансакционных издержек в политике, хотя предмет обмена и не совсем очевиден. Так в процессе выбора происходит обмен голоса избирателя на предвыборные обещания одного из кандидатов, что связано с трансакционными издержками сбора информации. Основные понятия Транзакцией называется любая передача или переполучение права распоряжения имуществом или услугой в процессе обмена между двумя и более участниками договора. Движущей силой подобных процессов в рамках теории экономики выступает в первую очередь эффективность, направленная на бережливое использование ограниченных ресурсов. Ограниченными в данном случае могут быть не только производственные факторы, но и средства на организацию и проведение обмена. Трансакция считаются эффективной, если выбранная участниками форма договора приводит к наименьшей сумме производственных и трансакционных издержек. Вильямсон делит транзакционные издержки на следующие категории: · предполагаемые (ex-ante) издержки: расходы на сбор информации, переговоры, связанные с подписанием договора и другие издержки, возникающие до принятия договора. · фактические (ex-post) издержки: расходы на контроль или достижение выполнения обязательств, возникающие после соглашения. Детерминанты транзакционных издержек Решающими факторами транзакционных издержек являются: · Специфичность связанных с трансакцией инвестиций (факторная специфика): описывает в рамках трансакции проводимые капиталовложения в производственные мощности и достижение требуемой квалификации. · Риск: содержит в себе неопределенность параметров внешней среды и неуверенность в поведении участников договора, основанную на возможном оппортунизме. · Частотность: учитывает возможность дегрессии издержек с повышением частоты идентичных трансакций как эффект массовости производства или синергии. Оценка поведения участников трансакции противоречит предпосылкам идеального рынка и основывается на следующих принципах: · Ограниченная рациональность обусловлена суженным восприятием и неполнотой информации задействованных сторон. · Оппортунизм в поведении, движущей силой которого является достижение максимальной личной выгоды прибегая к хитрости и коварству. · Нейтральное отношение к риску используется в целях упрощения. В качестве средств социального контроля во избежание оппортунизма можно рассматривать: · Доверие как средство повышения эффективности, понижения расходов на контроль, более быстрого достижения соглашения и взаимопонимания в оценке риска. · Культура в качестве рамок, определяющих общие ценности, понятия и цели как фактор, влияющий на решение проблем координации. С ними связаны процесс вступления в контакт и согласование: при более длительном партнёрстве в условиях монокультуры вероятно повышение трансакционных издержек в результате зависимости, злоупотребления доверием и оппортунизма, подрывающие эффективность. · Репутация служит специфическим капиталом, сохранение которого затрудняется возможностями оппортунизма. Хорошая репутация понижает стимул к оппортунизму и таким образом расходы на сбор информации и ведение переговоров. К видам договоренностей, обуславливающим институционные формы организации, Уильямсон относит: · Классический договор — осуществление сделки с помощью рынка. Типичным примером подобной трансакции является договор купли-продажи обычного продукта со следующими особенностями: o условия заранее определены и установлены o стороны не рассчитывают на изменение договора после его заключения o договор имеет краткосрочный характер · Неоклассический договор — осуществление сделки с помощью долгосрочного договора. К примерам таких договоров относятся совместные предприятия и франчайзинг. Особенности: o сложность учета исключительно всех нюансов предполагаемого договора. Предпосылки возможности изменения и вид корректуры в таком случае зафиксированы договором, например, в виде гарантийных или страховых условий. o нацеленность на длительную совместную работу. · Связывающие отношения — договор в рамках организационной структуры. Подобные отношения определяются сложными социальными связями его участников, требующие совместных решений, согласования и развития. Примерами таких трансакций служат процессы внутри предприятий. Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов);издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют · издержки сбора и обработки информации, · издержки проведения переговоров и принятия решений, · издержки контроля · издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка. Транзакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции. Слишком высокие транзакционные издержки могут помешать осуществлению экономического действия. Социальные и государственные институты (например, биржа) позволяют снизить эти издержки при помощи формальных правил и неформальных норм. Транзакционные издержки являются центральным понятием неоинституциональной экономики и Теории Транзакционных издержек. Рональд Коуз, проводя мысленный эксперимент, описывающий экономику без транзакционных издержек, показал, что в таком случае действие социальных институтов становится неважным (соответственно неважными становятся экономические формации), так как люди могут договориться о любом выгодном решении без затрат. Примеры. Табачная фабрика при производстве загрязняет воздух. Жители близлежащих домов в сумме готовы потратить на избавление от дыма 100 единиц денег; установка оборудования, решающего данную проблему, стоит 75 единиц денег, однако в связи с тем, что жильцов много, затраты на то, чтобы договориться, составляют 30 единиц денег. В результате оборудование не устанавливается потому что суммарные денежные и трансакционные издержки больше 100 единиц. Теория трансакционных издержек (англ. transaction cost theory) считается составной частью Новой институциональной теории и представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации. Задачей теории транзакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами. Теория трансакционных издержек противоречит предпосылкам «идеального рынка», выделяя роль организационных форм. Она даёт объяснение взаимодействия (совместных) предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации. С другой стороны существуют сложности в уточнении операционных издержек, что может затруднить возможность конкретных решений.  Преимущества и недостатки · Теория трансакционных издержек помогает объяснить причины возникновения организаций и приводит доводы эффективного проведения того или иного вида трансакций более в соответственных институциональных рамках. · Она даёт возможность анализа межорганизационных форм проведения операций, что подтверждается также эмпирическими исследованиями (Shelanski/Klein 1995). · Ограниченное количество высказываний о внешних факторах как распределение влияние сторон договора. Так же отсутствует связанность между трансакциями. · Описание институциональных рамок представляет собой довольно простой концепт с ограниченным количеством альтернатив. · Предполагание оппортунизма не совсем оправдано, так как трансакции и их участники находятся в определенных социальных связях, не учтённых данной теорией. Транзакционные издержки  1. Издержки поиска информации. 2. Издержки, связанные с формой подачи материала (вкусовые несовпадения, обманутые ожидания). 3. Издержки измерения качества. Определенным гарантом служит репутация автора. (Иногда интересующие качества вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами—мнением критики, например.) 4. Издержки защиты права собственного мнения. Издержки, связанные с адекватной спецификацией собственного мнения, а также с его (мнения) надежной защитой зависимость от некомпетентной критики или ПР- сопровождения). 5. Издержки оппортунистического поведения автора продукта (ситуативные, случайные риски—плохое качество печати хорошего издания, бездарная актерская работа в удачном спектакле). Основные выводы: Обмен товаров и сервисных услуг, связанный с ограниченным риском и низкими специфичными инвестициями производится в рамках рынка: условия жесткой конкуренции и её интенсивность ограничивают возможности оппортунизма и его стимуляцию. Не приводящая к большим затратам возможность корректировки договора после его заключения допускает автономные действия участников контракта и поиск альтернатив. Вопросы контроля: 1. Что такое транзакционные издержки? 2. Методы снижения транзакционных издержек? 3. Преимущества и недостантки транзакционных издержек? 4. 1. Что такое транзакционные издержки? 2. Методы снижения транзакционных издержек? 3. Преимущества и недостатки транзакционных издержек? 4. Кто является основоположником транзакционных издержек? Расскажите об его трудах. Литература: 1. В.А. Горемыкин. Экономическая стратегия предприятия. Учебное пособие.- М: Издательство «Альфа- Пресс». 2007г. 2. Баринов В.А. Экономика фирмы: Стратегическое планирование: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2005г. 3. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: учебник. – Москва.: Банки и биржы, ЮНИТИ. – 1995. 4. Грузинов В.П. Экономика предприятия. –Москва.:Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1999 |