МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема: История детской научно-популярной и научно-художественной книги.





Основные вопросы:

1.Традиции жанра научно-познавательной литературы.

2.Творчество Б.Житкова.

3.В.Бианки-писатель-натуралист.

4.Е.Чарушин-детям.

5.Научно-познавательная книга на современном этапе.

Научно-художественная книга для детей в России ХХ века создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой традицией. С другой - в развитии лучших традиций этого жанра, заложенных К.Ушинским, Л.Толстым, А.Чеховым, Д.Маминым - Сибиряком. В 20-е годы разработкой этого жанра занялись многие ученые и писатели: Б.Житков, М. Пришвин, А.Арсеньев, В.Дурова, В.Бианки и др. Б.С.Житков был человеком разносторонних знаний и профессий : ихтиологом, инженером, капитаном научно-исследовательского судна, преподавателем физики и черчения. Его произведения для детей дают большой познавательный материал по физике, химии, географии, устройству различных приборов. Композиция его произведений отличается последовательностью в разработке сюжета, развязка конфликта в них энергична, неожиданна, часто присутствует ситуация выбора. Произведения Житкова предназначены читателям разного возраста. Особое место в его творчестве занимают рассказы о животных: «Про слона», «Про обезъянку», «Мангуста» и др. В них показаны повадки животных, описано, как они выглядят, чем питаются и т.д. В 1936 году он написал книгу для детей 3-4 лет «Что я видел». Это энциклопедия для маленьких написана от имени Алеши Почемучки. Во многом это новаторское произведение.

В.Бианки – писатель, ученый - биолог, один из создателей научно-художественной литературы для детей. Научная проблематика произведений В.Бианки. Раскрытие закономерностей природы. Жанровое разнообразие его произведений для детей: сказки, рассказы, повести, газеты и т. д. Природоведческая сказка («Лесные домишки», «первая охота», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.). Достоверность наблюдений. Антропоморфизм в создании образов животных, птиц. Ясность и точность языка. Рассказы «Синичкин календарь», «По следам», «Зеленый пруд» и др. Воспитание наблюдательности и пытливого отношения детей к природе. Охрана природы.Повести «Мышонок Пик», «На великом морском пути» и др. Сказочные мотивы в повестях. Элементы приключений в композиции сюжетов природоведческих повестей. «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. Е. И. Чарушин – писатель и художник-анималист. Животные и детеныши животных – основные персонажи его рассказов. Слияние текста и иллюстраций. Короткий рассказ - основной жанр творчества Чарушина: «Медвежата», «Волчишко» и др. Тонкость наблюдений над животными, эмоциональность, юмор. Мастерство Чарушина рассказчика и художника.

В современной литературе научно-познавательная книга занимает одно из первых мест. Творчество современных писателей-натуралистов в жанровом отношении очень разнообразно: документальные повести, сюжетные рассказы, охотничьи были, занимательные сказки и путевые дневники. Часто повествование в них ведется от имени ребенка. Как, например, в повести «Цветные стеклышки» Г.Демыкина, рассказе «Лето я провела хорошо» С.Иванова, в нескольких рассказах из сборника «Кто сажает лес» Г.Снегирева.

 

Тема : Детская литература 90-гг.20в.-нач.21в.

 

Основные вопросы:

1.Основные тенденции развития детской литературы последнего десятилетия.



2.Жанры фантастики и фэнтези в современной детской литературе.

3.Современная детская поэзия.

4.Детская периодика 90-х годов 20 века.

 

Вторая половина 80-х -90-е годы – время переустройства всей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской детской литературы подвергся жестокому пересмотру. Из программы убирались произведения о пионерах-героях, о героях - комсомольцах, повести А.Гайдара. Это вызывало многочисленные дискуссии. Попытка развенчать «гайдаровский миф» не удалась. Перед историками и литературоведами была поставлена задача дать объяснение «феномену Гайдара». Поднялась волна переизданий знаменитых некогда детских книг, ставших редкостями. Среди них преобладали произведения Серебряного века – книги Лидии Чарской, горьковский сборник «Елка» и т.п., советский авангард 20-30-х годов – стихи и проза обэриутов, а также детская литература эмигрантов – Надежды Тэффи, Ивана Шмелева, Саши Черного. Общедоступен стал андеграунд. В субкультуру детства попали стихи и песни Игоря Иртеньева, некоторых рок - певцов, «митьков» (питерских художников-поэтов). Большое влияние на детскую литературу оказал Олег Евгеньевич Григорьев(1943-1992).Его сборник «Говорящий ворон» (1989) задал тон внедидактической игровой поэзии. С его именем связывают развитие полуфольклорного жанра «садистских стихов», возводя их к единственному раннему стихотворению поэта об электрике Петрове.

Полоса «черного» юмора, с одной стороны, поделила детскую литературу на советскую, в которой ничего подобного быть не могло, и постсоветскую. С другой - она служила переходом к темам, прежде табуированным,- насилия, страха. «Ужастики» в стихах и в прозе ,смешные и по-настоящему жуткие, сделались модным увлечением читателей самых разных возрастов. Система жанров стремительно менялась, отражая изменения во взрослой литературе. Происходило дублирование и взаимопроникновение взрослой и детской литератур, стирались границы между детским и взрослым. В конце 90-х «игровая» литература достигла пика своего развития, но она все сильнее противоречила постперестроечным настроениям. К тому же в обществе возник культ образования, от книги стали требовать систематического и последовательного изложения материала. Нужны были энциклопедии, справочники, а не эксцентричные книги. В «перестроечные» годы в литературе и в искусстве преобладал ретроспективный взгляд на действительность. Управление литературно - издательско-торговым процессом – дело новое, оно должно изжить свои недостатки и начать приносить реальную пользу, не только в денежном выражении, но и в социальном, духовном плане. Перемена угла зрения состояла в том, что нормальное развитие поколений стало пониматься через воспитание свободной индивидуальности. Детские писатели размежевались по лагерям, но острой борьбы не вели. Тихий отказ от идеи борьбы как основы детского произведения нужно датировать еще 60-ми годами, когда героя-борца начал вытеснять герой-созерцатель. Например, Львенок и Черепаха, Ежик и Медвежонок в сказках Сергея Козлова. Обновление детской литературы сопровождалось разрушением канонов

Изображения, разработанных в советский период. Вместе с канонами отвергались и «серьезные» жанры - школьная повесть, дидактический рассказ, стихи на идеологические темы. В начале 21 века стала остро ощущаться их нехватка, раздались голоса против засилья игровой литературы. Повлияло на детскую литературу и художественное направление, имевшее глобальный охват, - постмодернизм. Постмодернисты подвергли критике модель мира и человека, в которой основную роль играют бинарные оппозиции: истинно - ложно, хорошо – плохо. Они показали, что человечество не может существовать исключительно между двумя полюсами. Успешно в названный период развивается историческая книга. Тема книг – от древней истории до 19 века. С середины 90-х годов выходит серия книг для школьников среднего звена «Книга битв» А. П. Торопцева. В ней собраны батальные сюжеты от Древнего Египта до имперских войн Европы и России 18-начала 20 века. Популярен сегодня и жанр комиксов. Комикс привлекает таких детских писателей, как Андрей Тру, Валерий Роньшин, Олег Кургузов. Среди художников комикса есть свои мастера-стилисты: Андрей Аешин, Андрей Снегирев, Дмитрий Смирнов. Они ориентируются на американские, японские, европейские школы. Периодика для детей с 90-х годов переживает бурный период. Хотя старые журналы в большинстве своем начинают выходить, их содержание, состав авторов обновляются. Прочно удерживает ведущие позиции старейший журнал для детей «Веселые картинки». Лидером среди журналов для начинающих школьное учение остался «Мурзилка», выходящий с 1924 года. Для детей от 6 до 10 лет выходят журналы «Колокольчик», «Веселые уроки», «АБВГД». Выходят газеты «Незнайка», «Пионерская правда». В провинции выходят свои журналы: в Волгограде – журнал «Простокваша», в Екатеринбурге – «Витаминка». Естественное течение литературного процесса не соответствует издательско-торговой политике, разлажен механизм создания детской литературы, в котором общественный заказ, государственное участие и писательская инициатива должны направлять работу издательств и книготорговцев.

Литература:

1.АрзамасцеваИ.Н.,Николаева С.А.Детская литература.-М.:2007.

2. Гриценко З.А.Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.-М.,2007.

3.Мещерякова М.И.Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины 20 века.-М.: 1997.

4.Овчинникова Л.В Русская литературная сказка

ХХ века.История,классификация,поэтика.-М.,2003.

5.ПорядинаМ.Бесполезные советы//Детская литература.-2000.-№ 2-3.

 

Тема : Зарубежная детская литература втор.пол.20 века.

Основные вопросы:

1.Основные пути развития зарубежной детской литературы.

2.Творчество А.А.Милна.

3.Творчество А.Линдгрен.

4.Жанр фэнтези в творчество Дж.Р.Р.Толкиена и К.Льюиса.

5.Дж.Даррелл-писатель-натуралист.

6.Цикл книг о Гарри Потере Дж.К.Роулинг.

 

А.А.Милн –автор сказок и стихов для детей. Первое стихотворение он подарил жене. Это и был его первый шаг в детскую литературу. Главным героем его книг станет сын писателя Кристофер Робин, родившийся в 1920-м году. В 1924 году в печати появился сборник стихов для детей «Когда мы были совсем маленькими».Знаменитая книга об игрушках Кристофера Робина «Винни-Пух и все-все-все» вышла в 1926 году. Писатель построил эту книгу как отдельные истории ,рассказанные отцом сыну. Милн поселил своих героев в сказочном Лесу. Лес-психологическое пространство детской игры и фантазии. Герои не взрослеют , хотя возраст каждого определен:Кристоферу-6 лет, его старому другу Винни-5 лет, Пятачку не известен его точный возраст. Главный герой –самый умный, храбрый, он непререкаемый авторитет для других героев, его все любят и уважают. Зло существует только в воображении героев. Оно расплывчато и неопределенно: Слонопотам, Буки и Бяка. Винни-Пух сочиняет шумелки, пыхтелки, Ворчалки. Его песни-истинное детское стихотворчество. Книга о Винни-Пухе признана лучшим образцом книги для семейного чтения.

Творчество известной шведской писательницы Астрид Линдгрен начинает свой отсчет в 1945 году, когда увидела свет первая книга –«Пеппи-Длинныйчулок».Вершина ее творчества-трилогия о Малыше и Карлсоне. Трилогия выходила в период с 1965 по 1968 годы. Малыш встретил Карлсона в то время, когда он почувствовал себя очень одиноким. Родители, старшие брат и сестра мало времени уделяли Малышу, а его новый друг Карлсон имел много свободного времени, которое проводил по своему усмотрению, не зная запретов-жил он один. Карлсон-маленький толстяк ,пропеллер помогает ему свободно перемещаться в пространстве, выполнять любые прихоти. Карлсон по большому счету эгоист, обжора, но Малыш его любит, защищает от нападок родителей и домоправительницы. Он избавил мальчика от одиночества, стал настоящим другом. Внутренняя система ценностей Малыша гораздо ближе к установкам Карлсона, чем взгляды его родителей. Перу А.Линдгрен принадлежат не менее известные книги: «Мио, мой Мио», «Расмус-бродяга» и др.

Отфрид Пройслер - известный немецкий писатель, создавший серию книг, демонстрирующих его взгляды на проблемы воспитания детей. Его сказки для малышей: «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое привидение».Повествование в сказках следует за сменой дней, каждый из которых отмечен каким-либо событием, выходящим за пределы обычного существования. Главная героиня его историй маленькая Баба Яга непоседлива и вместе с тем старательна. Она делает то, что считает нужным, навлекая на себя негодование тети. Сказка-роман «Крабат»написана по мотивам средневекового предания сербов. Это сказка о страшной мельнице, где Мельник обучает колдовству своих подмастерьев, о главной силе ,противостоящей злу-любви. Д.М. Барри-английский драматург, писатель, романист. Роль его в детской литературе суммируется одним именем- Питер Пэн. Мальчик, упорно не желающий взрослеть. Книга «Питер Пэн»-любимая во всем мире книга. Основана на историях, рассказанных Барри сыновьям друзей. Барри забавлял своих юных слушателей историями о том, что Питер умел летать. Писатель уверен, что дети в прошлом были птицами. Так родилась пьеса о Питере Пэне, малыше, который, позабыв, что он не птица, упорхнул в окно. В 1906 году написана повесть «Питер Пэн в Кенсигтонских садах». Роман «Питер и Венди» вышел в 1910 году. На творчество Барри для детей оказала влияние литература абсурда. Заметны элементы пародии. Например, в образе капитана Крюка обыгрывается идеал романтиков - герой-одиночка, живущий в конфликте с обществом. Ощущаются традиции автобиографической прозы. Барри рассказывает в своей истории о Питере Пэне реальную история своего старшего брата, трагически погибшего в детстве. Он пишет в этой повести и о собственном одиночестве, неудачном браке, отсутствии детей. Главный герой книги - воплощение игрового начала, игра полностью подменила ему жизнь, в этом и его счастье и его трагедия. К.Льюис-писатель, литературный критик. Почти 30 лет он преподавал английский язык и литература Оксфорде. В историю детской литературы он вошел как автор «Хроник Нарнии».Это многоплановый цикл ,в котором сочетаются христианские мотивы и мистика. В то же время все книги цикла прочитываются как истории о приключениях отважных и благородных героев-детей в волшебной стране. Льюис считается одним из основоположников литературы фэнтези.

Один из наиболее читаемых авторов сегодня- Джон Руэл Рональд Толкин. Он много лет преподавал в Оксфорде, был известным переводчиком. В литературе он прославился как автор трилогии «Властелин колец».История этой книги началась в 1937 году, когда была опубликована сказка «Хоббит, или Туда и обратно».Все книги Толкиена представляют собой авторскую мифологию. Писатель создал огромный мир, который населяют как реальные, так и вымышленные, мифологические существа. Главные герои хоббиты - патриархальный маленький народец. Это по существу английские селяне. Бильбо Беггинс помогает гномам вернуть их драгоценности, а его племянник Фродо выполняет во «Властелине колец»уже более ответственную и трудную задачу- он должен уничтожить кольцо всевластия. Эта задача не по плечу даже волшебнику Гэндальфу, даже сильным эльфам. Известны книги Толкиена «Фермер Джайлс из Хэма»и «Кузнец из Большого Вуттона».Эти книги, как и его трилогия читают с интересом и взрослые ,и дети.

Юлиан Тувим – известный польский поэт. Первое стихотворения для детей было им опубликовано в 1912 году »Весна».Тема детства стала ведущей темой его лирики. Тувим знакомит детей с миром через игру. Известные стихи поэта:»Зося - Самося»,»Паровоз» и др.На русский язык его стихи переводили: С.Маршак, С. Михалков, Б. Заходер и др.В 90-е годы 20 века разработку жанра фэнтези в английской литературе продолжила Дж.К. Роулинг, создавшая серию романов о Гарри Поттере. Эти книги принесли ей быстрый успех, популярность. В чем секрет этих книг? На этот вопрос критиками, педагогами даются разные ответы. Во-первых, главный герой –Гарри Поттер обычный внешне ребенок , не имеющий никаких достоинств: он учится без особой охоты, физически слабый, некрасивый. Таких, как Гарри в реальной жизни много. У него погибли родители , и его воспитывает тетя Петунья и дядя Вернон Дурсли. Они не любят Гарри, но ничего не жалеют для своего эгоистичного, злобного сына- Дадли, который всячески изводит брата,гоняет его на переменах по всей школе. Все изменилось с того времени, как Гарри узнал, что он сын волшебников и может учиться в школе волшебства Хогвардсе. В 11 лет мальчик поступает в эту необычную школу, становится там одним из самых талантливых учеников. Его враг- Воланд де Мортоубийца его родителей. Поединкам с этим злым волшебникам посвящены все книги Поттерианы. В последней седьмой книге «Дары смерти» Гарри побеждает своего противника, хотя за эту победу он дорого заплатил. В эпилоге мы узнаем, что теперь дети Гарри ,его друга Рона и Гермионы учатся в школе волшебства, которую когда-то закончили их родители.

Литература:

 

1. БоннальН. Толкиен: Мир чудотворца.-М.,2003.

2. Будур Н.В. и др.Зарубежная детская литераура.-М,1998.

3. Колберт В.Волшебные миры «Властелина колец»:Удивительные мифы, легенды, факты, которые легли в основу этого шедевра.-М.,2003.

4. Ранк О.миф о рождении героя/Сост.С.Л.Удовик,отв.ред.С.Н.Иващенко,-М.,1997.

5.Руднев В.П.»Вини-Пух» и философия обыденногоязыка.-М.,1996.

6.Тубельская Г.Н.Не только Гарри Поттер//Школьная библиотека.-2002.-№ 10.-С.37-40.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.