МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема № : Творчество Л.Н.Толстого для детей.





Вопросы лекции:

1.Педагогическая деятельность Толстого Л.Н. Журнал «Ясная Поляна».

2.Учебные книги писателя: «Азбука», «Новая азбука».Структура, содержание учебников.

3.Произведения Толстого для детей:

1).Научно-познавательные рассказы: «Тепло», «Как волки учат своих детей»,»Какая бывает роса на траве» и др.

2).Рассказы о животных: «Лев и собачка», «Котенок», «Булька» и др.

3).Рассказы о детях: «Акула», «Прыжок», «Филиппок» и др.

4).Типы сказок Толстого для детей:

познавательные сказки ( «Волга и Вазуза», «Шат и Дон»,»Золотоволосая царевна» и др. );

обработки русских народных сказок («Липунюшка», «Лиса и Тетерев», «Как мужик гусей делил» и др.);

переработки сказок зарубежных писателей ( «Новое царское платье»,»Еж и заяц»,»Три медведя» и др.);

сказки по мотивам восточных сказок («Два брата»,»Визирь Абдул» и др.).

5).Басни («Ученый сын»,»Муравей и Голубка»,»Отец и сыновья» и др.).

6).Повесть «Кавказский пленник».История создания, образы Жилина и Костылина, язык книги.

4.Автобиографическая трилогия :»Детство»,»Отрочество»,»Юность».История создания, образ Николеньки Иртеньева (самостоятельно).

5.Значение творчества.

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский писатель, философ, педагог. Начало его педагогической деятельности относится к 1849 году, когда он начал заниматься с крестьянскими детьми. В 1859г. он открыл школу в Ясной Поляне, а затем еще несколько в своем посредническом участке. В ходе довольно продолжительной работы с детьми Толстой выработал ряд принципов, которые затем легли в основу его учебных книг - «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука»(1872)состояла из собственно азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов. После публикации возникли споры по поводу методики обучения детей чтению, предложенную Толстым. Министерство не рекомендовало «Азбуку» Толстого для народных школ России. Писатель берется за доработку и к 1875 году заканчивает «Новую азбуку». Он учел сделанные критиками, учителями замечания. Изменил структуру учебника, содержание - учел принцип постепенного усложнения материала и т.д. Новый вариант азбуки был одобрен Министерством. При жизни писателя книга выходила 28 раз. Всего для детей Толстой написал более 600 произведений самых разных жанров. Рассказы о детях вызывают особый интерес. Их главные герои в основном крестьянские дети. Они сообразительны, настойчивы, добры. Как, например, герой рассказа «Филиппок», который очень хотел пойти в школу вместе со старшими братьями. В рассказе «Прыжок» показана другая ситуация и другой тип ребенка. Главный герой-сын капитана корабля. Он очень гордый и смелый. Когда обезьяна взяла его бескозырку и повесила на мачту, матросы стали смеяться. Мальчик решает, во что бы то ни стало, достать свой головной убор. Этот опрометчивый поступок едва не стоил ему жизни. Сказки писателя разнообразны по форме и содержанию : обработка русских народных сказок («Липунюшка», «Вершки и Корешки»); обработка сказок писателей других стран («Еж и заяц», «Новое платье короля»);собственные оригинальные научно -познавательные сказки («Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).Разрабатывает Толстой и жанр прозаической басни. За основу берет басни Эзопа, Лафонтена, индийского писателя Бидпая и др. Доля басен характерен динамичный сюжет, обилие диалогов, дидактизм. Мораль вытекает из действия - «Лгун», содержится в словах одного из персонажей- «Белка и Волк».Лучшим своим произведением для детей толстой считал повесть «Кавказский пленник» (1872).Тема Кавказа, сложных отношений между русским и татарами - в центре книги. Прием контраста - основной. В книге два главных героя - офицеры Жилин и Костылин. Жилин - коренастый, сильный, смелый офицер. Смог бежать из плена. Костылин был полный, трусоватый, ленивый. Его выкупили родители у татар за очень большие деньги. Очень точно описал Толстой и Татр. Объяснил, почему некоторые из них так ненавидят русских, показал, кто сочувствует пленным. Удался писателю образ девочки-татарки Дины, которая помогла Жилину бежать из плена. Все написанное Толстым для детей и о детях заслуживает самых высоких оценок. Тема детства получила философски глубокое звучание. Писатель ввел в детскую литературу новые темы, новых героев, обогатил нравственную проблематику книг для детей. Его учебные книги не раз переиздавались.



Литература:

1.Бегак Б.Классики в стране детства.-М.,1983.

2. Детская литератур :.Хрестоматия.//сост. :Чернявская Я.А., Регушевская Г.В._М.,1987.-С.94-98.

3. Русская литература для детей/ под ред.: Полозовой Т.Д.-М.,1997.-С.189-200.

с

Тема: Детская литература конца 19 – начала 20 века.

Вопросы лекции:

1.Конец 19-нач.20вв.- сложный и интересный период русской истории и культуры.

2.Проза для детей этих лет.

3.Произведения В.Г.Короленко о детях и для детей: повести «Слепой музыкант» и «Дети подземелья».

4.Произведения А.И.Куприна, вошедшие в круг детского чтения:

рассказы о животных («Ю-Ю», »Белый пудель»,»Сапсан» и др.);

рассказы о детях («В недрах земли», »Чудесный доктор», »Детский сад» и др.).

5. Поэзия и периодика этих лет.

 

Литература:

1.Афанасьев Б.Н. Александр Иванович Куприн.- М.,1972.

2.Киселев Б.Как Куприн А.И. писал рассказы о животных//В кн.: Куприн А.И. «Ю-Ю».-М.,1975.

3.Короленко В.Г.Дети подземелья. Слепой музыкант. Школьникам для подготовки к урокам литературы. - М.,2001.

4. Светов Ф.Короленко-детям// В сб.: Детская литература. - М.,1975.

5. Путилова Е.А.А. И.Куприн о детстве// сб.: О литературе для детей. Вып 10-Л.,1965.

Это период больших исторически значимых событий в развитии России: рост российской буржуазии, первая мировая война, активность революционного движения. Возникают новые учебные заведения, наблюдается подъем в сфере образования, расширяется издательская деятельность. Литература для детей развивается как составная часть общей национальной культуры. Период между 1892 и 1917 годами называют Серебряным веком. В создании литературных произведений принимают участие представители различных направлений и течений: реалисты, символисты, акмеисты, футуристы и т.д.Детство становится ведущей темой литературы. Реалисты М.Горький, Л.Андреев показывали, как «свинцовые мерзости жизни» закаляют детский характер (повесть «Детство» Горького) или губят детскую душу несбыточностью надежд (рассказы Л.Андреева «Ангелочек», «Петька на даче»).В.Короленко специально для детей не писал. В круг чтения детей и подростков входят повести: «Дети подземелья» и «Солепой музыкант». В первой повести рассказывается о детях судьи - Васе и Соне и «детях подземелья» - Валеке и Марусе. Прием контраста помогает читателю увидеть разницу в условиях жизни и воспитания детей, но есть между ними и общее. Дети обделены вниманием взрослых. Только вмешательство бродяги пана Тыбурция Драба помогло отцу Васи лучше узнать сына, полюбить его. А.Куприн написал несколько рассказов о детях, которые и сегодня входят в круг чтения детей: «Детский сад», «Чудесный доктор», «В недрах земли» и др. Самый известный рассказ этого ряда - «Белый пудель»(1904).Главные герои - старый шарманщик, мальчик Сережа и их верный друг-пудель Арто. Они - уличные артисты. Живут подаяниями. У них нет дома, но они знают, что такое дружба, друзей не предают. Избалованный мальчик Трилли потребовал у матери пуделя Арто. Бродячим артистам предлагают любые деньги, но они не согласились. Ночью собаку украли, а уже утром Сергей смог найти пса и освободить его. Симпатии автора на стороне храброго и верного Сергея и его деда. Литература «серебряного века» внесла свой вклад в развитие поэзии для детей. Многие поэты-символисты писали стихи для детей. Например, А.Блок издал 2 сборника стихов для детей: «Круглый год»- для читателей младшего возраста, «Сказки» - для среднего возраста. Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря: открывает сборник стихотворение «Вербочки», закрывает – «Рождество». Каждое стихотворение книги характеризует определенное время года, христианские праздники. Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Сын и мать», »Колыбельная песня». Стихи и других поэтов-символистов вошли в круг детского чтения: В.Брюсова, К.Бальмонта.Многие поэты-акмеисты обращались к теме детства:О.Мандельштам, Н.Гумилев, С.Городецкий. Н.Гумилев в стихотворении «Детство» стирает границы между растительным, животным и человеческим царствами. Ребенок для Гумилева - соединительное звено от царства растений к царству людей. Образ детства, традиционно связанный в русской литературе с образом родины, дополнен в его творчестве идеями и мотивами интернационального единства человечества. В детских журналах были опубликованы его стихи: «Маркиз де Карабас», »Лесной пожар», »Капитаны». Для детей Н.Гумилев написал пьесу в стихах «Дерево превращается»(1918).В «индийской» истории о том, как звери съели чудесные плоды и превратились в людей, иронически переосмысливается ведическая философия перерождений, а также мысли героя Ницше- мудреца Заратустры - о превращении человеческого духа в верблюда, верблюда- во льва, а льва- в ребенка. Драматургический опыт Гумилева был достаточно смелым: в детскую пьесы были введены актуальные философские учения, показаны их связь и борьба. Автор предельно упростил условия постановки и стиховую форму, так что пьесу с ее сложным подтекстом могли сыграть и дети. В конце 19 века журналы становятся более демократичными по содержанию. Каждые 2 недели выходит журнал «Светлячок» (1902-1920).Он предназначался для читателей младшего возраста. Для среднего возраста - журнал «Тропинка» (1906-1912).На его страницах публиковались народные сказки, былины, легенды в обработке известных литераторов. Для детей старшего и среднего возраста выходил журнал «Маяк» (1909-1918).В ней печатался Л.Толстой, Демьян Бедный и др.

Литература:

1.Афанасьев Б.Н. Александр Иванович Куприн.-М.,1972.

2.Киселев Б.Как Куприн А.И. писал рассказы о животных//В кн.: Куприн А.И. «Ю-Ю».-М.,1975.

3.Короленко В.Г.Дети подземелья. Слепой музыкант. Школьникам для подготовки к урокам литературы. -М.,2001.

4. Светов Ф.Короленко-детям// В сб.: Детская литература. - М.,1975.

5. Путилова Е.А.А. И.Куприн о детстве// В сб.: О литературе для детей. Вып 10-Л.,1965.

 

Тема: Детская литература периода Октябрьской революции и гражданской войны.

 

Вопросы лекции:

1.Детская литература в первые годы Советской власти. Декреты, докладные записки, дискуссии по проблемам развития русской детской литературы.

2.О вкладе Горького А.М. в развитие детской литературы после 1917 г.

3.Журнал «Северное сияние» - первый советский детский журнал. Его содержание, авторы, задачи.

В этот период в детской литературе, как и в общей, ведется работа по критическому освоению литературного наследства, за создание новой литературы для детей. Создаются всевозможные педагогические комиссии, задачей которых был отбор книг, пригодных для чтения детей в послереволюционное время. Вопрос о классиках был решен в общем плане январским декретом «О Государственном издательстве» 1918 года. Применительно к нуждам школы он был конкретизирован и уточнен докладной запиской А.Горького «Об издании русской художественной литературы», составленной им в декабре 1919 года. В этой записке говорилось: «Для нужд должны быть изданы с самом спешном порядке те произведения, которые указаны в примерной программе Комиссариата народного просвещения Союза коммун Северной области. И в этой серии нужно выйти за пределы 18 и 19 веков и, издать произведения более ранних эпох, в частности, ряд сборников устной поэзии ,которые, конечно, могут быть использованы и для нужд внешкольного чтения».В полной мере указания Горького не были выполнены и отбор книг для издания носил случайный характер. Так произведения А. Герцена, М. Салтыкова-Щедрина, Г.Успенского были включены в школьную программу 1919 года, но совсем не издавались в это время. Не издавались и произведения А.Чехова, Тургенева, Грибоедова, Островского, а книги Мамина - Сибиряка в 1918 году составили около 45% всех изданий классиков. То есть издательства тогда мало считались с нуждами школы. Большие разногласия в эти годы вызвал жанр сказки. Реакционные педагоги отстаивали сказку, мотивируя это тем, что «сказка уводит детей от действительности, спасает их от ужасов революции». «Ультрадикальные новаторы» в педагогике, напротив, отрицали старую сказку, утверждая, что народная сказка, также как и вся дореволюционная литература является носительницей чуждой идеологии, и старые сказки детям давать не следует, надо создавать новые, революционные. Настоятельно в эти годы возникает необходимость создать книги, рассказывающие детям о современности, о прошлом, но по-новому. Одним словом, надо было создавать современную детскую литературу, называли ее тогда советская литература. Первые попытки создать новые по содержанию и форме произведения были предприняты в первые годы Советской власти. Например, С.Полтавский пишет книгу «Новому ребенку - новая сказка». Это нечто вроде рецепта по изготовлению «новых сказок». В этих сказках образы заменялись абстрактными аллегориями ,в качестве положительных героев присутствует кто-нибудь из ребят, слушающих сказку. Беспомощными оказались и попытки некоторых поэтов создать стихи для детей, посвященные актуальной революционной тематике. Вот, например, какими словами в одном из стихотворений, напечатанном в журнале «Красные зори» в 1919 году, говорилось о мировой революции:

Идет она великая,

Идет она прекрасная.

Трагичен грозный лик ее

И воля буревластная.

В своем движенье твердая,

Могучая, мятежная,

Идет по миру гордая,

Стихийно-неизбежная.

Нет в этом стихотворении ни одного образа, ни оригинальных рифм, ничего, кроме громких фраз и красивых слов. Большую роль в создании новой детской литературы, как и в развитии всей литературы того времени, играли Горький А. и Маяковский. В.Маяковский в эти годы не писал специально для детей. Он произвел для них отбор стихов из всего того, что было им написано для взрослых. В 1918 году он предложил литературно-издательскому отделу Комиссариата просвещения издать сборник стихов для детей. В нем намечался «Политический отдел», в который он собирался включить сатирические стихи, посвященные актуальным политическим темам. Он отобрал следующие стихотворения: «Интернациональная басня», «Тучкины штучки», «Сказка про Красную Шапочку». Сборник издан не был. Значение этого замысла в том, что впервые детям были предложены стихи с актуальной политической тематикой. Большую роль в становлении детской периодической печати после 1917 года сыграл журнал «Северное сияние». Он был основан М.Горьким в 1919 году. Журнал предназначался для детей 9-12 лет. В нем печатались - А. Чапыгин, В.Шишков, М. Горький и др. Жанры были представлены самые разные: сказки, очерки, научно-популярные статьи, рассказы, стихи. Был специальный отдел «Клуб любознательных». К сожалению, журнал просуществовал всего 2 года – не хватало бумаги, мало было интересных материалов для публикации и т.п. Это был первый советский журнал для детей.Данный период можно рассматривать как подготовительный этап, когда формировались новые идеологические, педагогические, эстетические требования, но полноценных художественных произведений для детей создано не было.

Литература:

 

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.-М.,1997.-С.96-124.

2.Горький М о детской литературе: Статьи и высказывния.-М.:1958. С-365-366.

2.Детская литература. Хрестоматия// сост.: Дановский А.В.-М.,1978.-С.161-

3.Полозова Т.Д. и др. Русская литература для детей. - М.,1997

Тема: Детская литература 20-х годов 20 века.

 

Вопросы лекции:

1.Определение воспитательной роли детской литературы и ее задач.

2.Проза 20-х гг.20в.Творчество А.Неверова, Б. Житкова, М.Ильина и др.

3.Поэзия 20-х гг.- эпоха «бурного Ренессанса» (Чуковский) в истории детской литературы.

4.ОБЕРИУТы и детская литература. Творчество Д.Хармса.

Именно к этому времени относится становление принципиально новой литературы для детей. Качественно новые произведения появляются именно в этот период. Для создания детской литературы предпринимаются энергичные меры: по вопросам детской книги созываются широкие совещания, конференции; проблемы литературы для детей обсуждаются на страницах газет и журналов; в 1921 году при Наркомпроссе создается первое в Советском Союзе учреждение для изучения вопросов детского чтения – Институт детского чтения. Он просуществовал 10 лет. 20-ые годы ознаменовались приходом в детскую литературу большой группы писателей. Созданием литературы для детей занимаются Бианки В., Толстой А., Неверов А., Гайдар А., Пришвин М., Ильин М. и др. Отличительной чертой литературы этого времени является ее обращение к читателю-ребенку из среды рабочих и крестьян. Основные темы: тема революции и гражданской войны, тема воспитания детей в семье и школе, интернациональная тема. Популярные жанры этих лет: научно-познавательная книга (Бианки, Пришвин, Паустовский и др.); историческая книга – Ю. Тынянов; жанр сказки- Бианки, Маршак, Олеша; поэзия.

Проза 20-х годов.

В начале 20-х годов, в самые голодные годы, писатель А.Неверов предпринял поездку в Ташкент, чтобы достать для голодающих близких хлеба. Это путешествие легло в основу его знаменитой книги «Ташкент-город хлебный». Главный герой Мишка Додонов вместе со своим приятелем Сережкой Карпухиным отправляются в Ташкент, чтобы привести хлеб для своих младших братьев и сестер. У Мишки жива только мать, но она сильно болеет, надеяться ему не на кого. Путешествие для него закончилось благополучно, но несчастий во время путешествия он пережил много: Сережка заболел тифом и умер, украли мешок с вещами, отстал от поезда. Помогли добрые люди, которые встречались на его пути. Например, тринадцатилетний Трофим, с которым они ехали на крыше вагона» маленьким двухголовым комочком». «Был короткий миг, когда в сердце у обоих родилась испытанная радость от согревавшей дружбы, не высказывалась она словами, ехали молча, но оба чувствовали ее в том, как хорошо, не страшно двоим»,- этот сдержанный авторский комментарий - один из ключевых, он дает возможность ощутить гуманистическую направленность повести. А.Неверов последовательно, жизненно выверенными эпизодами показывает, как отогревается сердцем Мишка Додонов, рано испытавший много недетского горя.

 

Олеша Ю.К. (1899-1960).

В 20-х годах он был известен во всей стране как лучший фельетонист газеты «Гудок». Свой знаменитый роман «Три толстяка» он написал в тесной комнатке редакции этой газеты на рулоне бумаги. В 1928 году она вышла в свет. Оформил книгу художник М. Добужинский. Позже Олеша напишет пьесу с таким же названием. Особенность романа в том, что он написан как большой фельетон. В целом эта книга является выдающимся памятником литературного авангарда 20-х годов 20 века. Каждая глава представляет собой законченный сюжет и все новых героев. Внимание читателя постоянно переключается: с героического эпизода - на комический, с праздничного – на драматический. Много в романе вставных эпизодов: история тетушки Ганимед и мышки, история продавца воздушных шаров. Используются символы, метафоры, гиперболы, гротеск. Текст состоит из фрагментов разного стиля- кубизма (описание площади Звезды), импрессионизма (ночная набережная), реализма (площадь после разгрома восставших). Тема революции в романе неожиданно воплощена в празднично - цирковое представление. Шуты и герои подхвачены бурными событиями. Революция изображена не только как праздник восставшего народа, но и как великая драма (доктор Гаспар Арнери видит кровь, убитых). Для Олеши революция сродни искусству, сказке, цирку, поскольку она совершенно преображает мир, делает обычных людей героями. Недаром он подчеркивает: у Просперо, вождя восставших, рыжие волосы, т.е. он «рыжий» клоун, главный персонаж в цирке. В сущности, «Три толстяка»- это произведение об искусстве нового века, которая не имеет ничего общего со старым искусством механизмов (школа танцев Раздватриса, кукла точь-в-точь похожая на девочку, фонарь - звезда). Новое искусство живо и служит людям.Популярные жанры этих лет: научно-познавательная книга (Бианки, Пришвин, Паустовский и др.). историческая книга – Ю. Тынянов, жанр сказки- Бианки, Маршак, Олеша.

 

Творчество С.Я.Маршака.

Краткие биографические сведения о поэте. Тематическое и жанровое разнообразие творчества Маршака. Своеобразное поэтическое видение мира, отражение действительности в поэзии Маршака. Развитие представлений о романтике и героизме свободного труда на благо людей («Пожар», «Почта», «Война с Днепром»). Тема любви к природе («Лесная книга», «Откуда стол пришел», «Круглый год»). Сочетание познавательного материала с поэтичностью видения мира. Юмор и детская сатира в стихотворении «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Кот и лодыри». Сказки С.Маршака, их неразрывная связь произведениями фольклора. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Пьесы-сказки «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев». Близость их к народному творчеству, оптимизм, особенность композиции. Своеобразие поэтики произведений Маршака для детей: реализм и конкретность поэтического образа, четкость ритма, разнообразие рифм, юмор и т.д. Статьи Маршака о проблемах детской литературы.

 

Поэзия 20-х годов.

В это время детская поэзия переживает период невиданного обновления. Чуковский назвал это время «эпохой бурного Ренессанса». В создании стихов для детей принимает участие представители различных литературных групп, кружков: пролеткультовцы, новокрестьянские поэты, футуристы, группа ОБЭРИУ. Совершенно разные по направлению и творческой манере поэты видели перед собой общую цель - найти общую формулу искусства ХХ века.

В.Маяковский в 20-ые годы 20 века написал около 20 стихов для детей. Самая первая его книга – «Сказка о Пете - толстом ребенке и о Симе, который тонкий». Она состоит из отдельных глав, в каждой из которых рассказывается о двух мальчиках: сыне рабочего – Симе и о сыне буржуа – Пете. По принципу контраста построены и главы, повествующие об их родителях. Петя - толстый, злой, обижает маленького щенка. Наказание Пети достаточно жестоко – объевшись, он лопается, и все содержимое его желудка буквально на голову падает Симе и другим октябрятам, живущим скромно и достойно. Эта сказка была строго встречена критикой и педагогами, поэт переделывал ее, но больше сказок не писал. В круг детского чтения входят такие стихи поэта, как «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Майская песенка», «Конь-огонь» и др.

 

Группа ОБЕРИУ и детская поэзия.

Расшифровывается аббревиатура как «объединение реального искусства». Так назвали свою группу молодые ленинградские литературы Даниил Хармс, Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболотский и др. На вопрос, почему есть буква «у»,они отвечали, что по поговорке:»Потому что потому, что кончается на «У».

История этого поэтического течения еще до конца не исследована. Долгое время их стихи не печатали, не исследовали творчество. Примерно с конца 80-х годов 20 века ситуация изменилась. Программа «Обериутов» была объявлена 24 января 1928 года в Ленинградском Доме Печати: пытались очистить слово от старого значения и придать ему новый смысл за счет звукового аналога, алогизма и т.д., т.е. они смело экспериментировали с речью, с поэтическими формами; ведущий принцип творчества - балагурство, скоморошничество, детскость; классические жанры лирики были отвергнуты. Сонеты, элегии ОБЭРИУТЫ не писали. Признавали такие жанры, как считалки, загадки, перевертыши, игровые припевки, т.е. жанры детского фольклора; житейской логике противопоставлялась логика искусства; исходной точкой программы провозгласили «детское», непредвзятое видение мира, проявляющееся в живом чувстве ритма и слога: «Ребенок мудр, потому что он не знает условных, привнесенных в жизнь порядков, он первый сказал, что король гол, и тем самым открыл всем глаза».

Группа просуществовала недолго: с 1927 до начала 30-х годов. В начале 30-х гг. началась неофициальная борьба с поэзией игры и шутки. В 1931г. - первый арест Хармса и Введенского по ложному доносу. Их сослали в Курск. В 1931 году ушел из жизни Юрий Владимиров (1908-1931) – самый молодой из обэриутов. Резко падают тиражи книг поэтов, входивших в группу. Новые аресты – в 1937 году, а в 1941-м году в 3-й раз арестовали Хармса и Введенского. Обстоятельства гибели Введенского до сих пор не выяснены. Хармс умер в больнице новосибирской тюрьмы в феврале 1942 года. Они оставили заметный след в истории русской поэзии. Основываясь на фольклорных и классических традициях, на лучших достижениях поэзии, обэриуты утвердили необходимость веселой поэзии для детей, построенной на игровой основе, создавали подлинные произведения поэтического искусства для детей. Творчество Хармса и Введенского положило начало целому направлению в мировом искусстве-литературе абсурда. Их творчество пережило свое время. Их талант все чаще находит своих почитателей в лице современных потов - метафористов- А.Еременко, А. Парщикова, В. Дрка, И. Иртеньева и др. Среди детских поэтов их последователями были: Б.Заходер, Э.Успенский.

Даниил Хармс (1905-1942).

Настоящая фамилия-Даниил Ювачев. Для детей он написал такие известные сегодня стихи, как «Бульдог и таксик», «Удивительная кошка», «Что это было?» и др. Его стихам присуща игра, добрый юмор, детское непредвзятое видение мира, использование фольклорных жанров и т.д.

Литература:

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А.Детская литература.-М..2001.-С.273-283.

2.Кузнецова Н.И. и др.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей.-М..1995.-С.80-85.

 

Тема: Детская литература 30-х годов 20 века.

Основные вопросы:

1.Проза, поэзия, драматургия 30-хгг.

2.Сказки-«ремейки»:А.Толстой «Золотой ключик»и сказка «Приключения Пиноккио» К.Коллоди; сказки А.Волкова и «Озовский« цикл Ф.Баума. Сравнительный анализ.

3.Творчесьво А.Гайдара для детей.

1).Рассказы : «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Р.В.С.».

2).Повести: «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Военная тайна».

3).Место сказка «Горячий камень» в творчестве писателя.

В 30-е годы в жанре сказки работали многие писатели. Особо хотелось бы сказать о творчестве А.Толстого и А.Волкова. А.Н.Толстой начал печататься в детских журналах с 1903 года. Он создавал сказки для маленьких на разные сюжеты и в различной творческой манере. Некоторые из них пронизаны романтическими мотивами; там действуют русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек. Многие сказки создавались им на реалистической основе: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Снежный дом» и др. Интерес к работе над сказкой не ослабевал у А.Н Толстого на протяжении всей его творческой деятельности. В сборнике «Елка» (1918) была напечатана сказка «Фофка». Фофкой прозвали маленькие брат и сестра желтого цыпленка с пампушкой на хвосте, нарисованного на обоях, которыми оклеили детскую. Шалостям Фофки они приписывали писк, царапанье, которые каждый вечер начинались где-то вверху. Чтобы отделаться от Фофки дети прикололи рисунок кнопками к стене. В этой сказке фантастическое переплетается с реальностью, хорошо изображена психология ребенка. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была издана в 1936 г. В основе - сказка К.Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Она вышла еще в 1883 году. Толстой по мотивам этой книги создает свой вариант. Интересно сравнить сюжеты, героев, идеи этих двух сказок.

 

 

К.Коллоди «Приключения Пиноккио, или История одной марионетки» (1883) А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936)
Главный Деревянная кукла Пиноккио, превратившаяся в живого мальчика с помощью волшебницы Герой Деревянная кукла Буратино, так и оставшийся куклой в конце сказки, но характер его меняется под влиянием обстоятельств
Другие Сапожник Джепетто Мастер Вишня Волшебница с голубыми волосами   - Пес Аледоро Лиса Кот Манджофоко - Различия   Пиноккио, попав в страну дураков, превращается в осла, попадает в пасть к акуле и там встречается с отцом Джепетто. Их чудесное спасение. Теперь Пиноккио заботится об отце, и волшебница сделала его живым мальчиком. Персонажи Папа Карло, столяр Джузеппе, Мальвина – девочка с голубыми волосами, Пьеро, пудель Арто, лиса Алиса, кот Базилио Карабас - Барабас Дуремар - продавец пиявок В сюжете   Нет этого. Буратино остается деревянным, но живым.
Основная   Перевоспитывается Пиноккио после того, как испытал нужду, голод, лишения. Произведение насыщенно морализаторское. Воспитывают героя все: автор, сверчок, белочка, волшебница и др. Их мораль достопочтенна и скучна. Мораль   Герой перевоспитывается в борьбе с врагами, в обществе кукольных сотоварищей. Никто специально не морализаторствует.
Отношение автора   Наставничество К герою   Любовь к герою  
Описание   Подробные пейзажи: вой ветра, гром, молнии и т.д. Природы   Лаконичное описание природы: «Деревья шумели, ставни хлопали».
Пародийный   Никого не пародирует Пласт   Пародируются стихи поэтов-символистов. Например, А.Блока, его любимые «болотные мотивы»: «Вот сидим с тобой на мху, Посреди болот» А.Блок. У Толстого: Мы сидим на кочке, где растут цветочки, Желтые, приятные, Очень ароматные». В стихах Пьеро присутствуют те же образы, что и у Блока: Коломбина, Арлекин. Пародируются законы, существовавшие тогда в СССР. Есть аллюзии из «Алисы в стране чудес» Л.Кэрролла. Театр Карабаса – Барабаса - театр Мейерхольда, а театр, где Буратино будет играть самого себя, -театр Станиславского  

Есть разные точки зрения по поводу книги Толстого и книги Коллоди: это 2 самостоятельных произведения; книга Толстого - «римейк» книги Коллоди; сказка Толстого-перевод книги Коллоди. Нам представляется правильной вторая точка зрения. А.Волков и Ф. Баум. Волков был преподавателем, доцентом математики. Становление его как детского писателя произошло случайно: Маршак обратился к бывалым людям и людям науки с просьбой-призывом – писать для детей. Волков в начале пишет исторические повести - о Руси 11 века, о битвах славян с кочевниками. В 1938 году, чтобы поупражняться в английском, он решает перевести книгу Ф. Баума «Мудрец из страны Оз» на русский язык. Он напишет книгу под названием «Волшебник Изумрудного города». Во многом он переделал оригинал. Как говорил сам Волков, он «выжал из американской сказки воду и вытравил из нее мещанскую мораль. Взамен морали в приключениях героев возобладала тема дружбы, верности, активного добра». В дальнейшем Волков переработает и другие книги Ф. Баума: «Желтый туман», «Семь подземных королей» им т.д. Всего их будет 14. Это не переводы. Скорее это римейки американских сказок. В произведениях А.Гайдара главные действующие лица – дети. В центре его внимания дети-подростки. Их психологию, привычки, манеру говорить писатель передавал очень точно. Так было, например, в его повести «РВС».

Главные ее герои подростки Димка и беспризорник Жиган. В «Дальних странах» все события Гайдар пропускает через восприятие своих героев Васьки и Петьки. Часто повествование ведется от имени подростка или ребенка. В своих книгах Гайдар поднимает очень серьезные проблемы: любовь и ревность ( «Голубая чашка»), одиночество ребенка, агрессивность взрослых ( «Судьба барабанщика». Теме счастья посвящены многие произведения писателя: рассказ «Чук и Гек», сказка «Горячий камень», «Военная тайна». Повесть «Тимур и его команда» дала начало целому движению - тимуровскому. В этой книге не только рассказано, как можно помочь людям, оставшимся без поддержки близких, но и как организовать серьезную игру. В 30-е годы произведения Гайдара были очень популярны. Сегодня многие его книги читаются детьми с интересом, но в 90-е годы появились сомнения в пользе книг писателя, в их искренности. Проходили целые дискуссии. В современной литературе тему активного добра, разработанную Гайдаром, подхватил В.Крапивин.

Литература:

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А.Детская литература.-М.,2001.-С.296-303.

2. Лупанова И.Полвека. Советская детская литература1917-1967.Очерки.-М.,1969.

3.Русская литература для детей/под ред.Полозовой Т.Д.-М.,1997.-С.331-352.

Тема: Детская литература периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия.

 

Основные вопросы:

1.Героическая тематика в детской литературе этих лет:»Гвардии рядовой» Л.Пантелеева,»Сын полка» В.Катаева,»Дорогие мои мальчишки»» Л.Кассиля и др.Образы подростков-участников Великой Отечественной войны.

2. Основные темы, жанры, детской литературы первых послевоенных лет.

3. Научно-фантастическая литература этих лет: рассказы И.Ефремова, романы Г.Адамова.

4. Развитие жанра приключений: произведения А. Рыбакова, В.Каверина, Р. Фраермана.

5. Произведения С.Маршака, С.Михалкова, А. Барто 40-50-х гг.20в. Новые имена в детской поэзии :Я. Аким, В. Берестов, Н. Кончаловская и др.

 

В годы войны детские книги продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика: очерки, фельетоны, агитационные стихи. В начале войны Михалков С. Написал «Быль для детей», в которой он объяснил детям смысл войны, создал образ русского человека, воюющего за правое дело. Маршак С. Пишет «почту военную». Многие поэты создавали в стихах образы детей-сирот. Часто появляется образ ребенка-мстителя. Например, в стихотворении Александровой З. «Партизан» (1944) мальчик, потерявший мать, остается в отряде, чтобы отомстить за нее. Много для детей пишет в годы войны Л.Кассиль: «Сын полка»(1944), «Дорогие мои мальчишки» (1944).В рассказе А.Платонова «Маленький солдат» мальчик-сирота становится разведчиком. В 1943 году Т. Габбе пишет пьесу-сказку «Город - мастеров», а С.Маршак – «Двенадцать месяцев». Впервые в 1944 году была проведена Неделя детской книги. С тех пор она долгие годы проводилась в школах, библиотеках, клубах. В литературе первого послевоенного десятилетия выделяется несколько тематических линий: военно - героическая; труд и участие в нем детей; историко - революционна; интернационализм. В 40-50-ые году в детскую литературу пришли – М. Прилежаева, Н.Носов, Ю.Сотник, Н.Дубов, А.Алексин и многие другие. Интенсивно развивается в послевоенные годы природоведческая книга (Пришвин, Бианки, Скребицкий, Шим). Формируется жанр юмористического рассказа для детей (Л.Кассиль, Н.Носов, Ю.Сотник). Талантливая поэтическая молодежь приходит в сатирическую поэзию: Б. Заходер, Я.Аким, В.Лифшиц. Итак, в 40-ые и первые послевоенные годы появилось немало произведений детской литературы. Наметились новые темы и имена.

Литература 50-х годов могла бы быть богаче, не сдерживай ее рост получившая в те годы распространение «теории бесконфликтности», согласно которой в обществе победившего социализма нет почвы для психологического противоречия и социального конфликта, а есть только борьба «хорошего с лучшим». Были книги далекие от жизни, лакирующие существующие трудности. Это связано с тем, что партийные постановления часто запрещали говорить о трудностях и допущенных в ходе войны и послевоенного строительства ошибках. В 1954 году «Правда» напечатала заметки С.Маршака «О большой литературе для маленьких», в которых заново был поставлен вопрос о качестве детской литературы.

 

Литература:

1.Арзамасцева И., Николаева С.Н.Детская литература.-М.,1997.-С.297-306.

2.Журавлева А. Писатели – прозаики в годы Великой Отечественной войны-М.,1978.

3. Ивич А. Воспитание поколений. - М.,1964

4.ЛяпуновБ.В мире мечты: Обзор научно-фантастической литературы.-М.,1970.

5. Николаева С.А.Дети и война.- М.,1991.

 

Тема №:Детская литература 60-80-х гг.20 в.

 

Основные вопросы:

1.Литературный процесс в 60-80-ые гг. 20в.

2.Ведущие темы в детской литературе этих лет: человек и история (С.Алексеев, В.Катаев, Л.Пантелеев),человек и общество (А.Алексин, Н.Дубов, А. Лиханов), человек и природа (Н.Сладков, С. Сахарнов, Ю.Дмитриев и др.).

3.Переводы на русский язык произведений зарубежных авторов : С.Лагерлеф, А .А. Милна, Л.Кэрролла, А.Линдгрен, Дж. Родари.

 

Литература:

1.Александров В.П. Сквозь призму детства:Очерки.-М.,1988.

2.Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые…М,1989.

3. Мотяшов И.Сергей Алексеев :Очерк творчества.-М..1976.

4. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам.-М.,1990.

5. Русская литература для детей// под ред.Полозовой Т.Д. – М.,1997.-С.425-445.

 

В годы войны детские книги продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика: очерки, фельетоны, агитационные стихи. В начале войны Михалков С. Написал «Быль для детей», в которой он объяснил детям смысл войны, создал образ русского человека, воюющего за правое дело. Маршак С. Пишет «почту военную». Многие поэты создавали в стихах образы детей-сирот. Часто появляется образ ребенка-мстителя. Например, в стихотворении Александровой З. «Партизан» (1944) мальчик, потерявший мать, остается в отряде, чтобы отомстить за нее.Много для детей пишет в годы войны Л.Кассиль: «Сын полка»(1944), «Дорогие мои мальчишки» (1944).В рассказе А.Платонова «Маленький солдат» мальчик-сирота становится разведчиком. В 1943 году Т. Габбе пишет пьесу-сказку «Город - мастеров», а С.Маршак – «Двенадцать месяцев». Впервые в 1944 году была проведена Неделя детской книги. С тех пор она долгие годы проводилась в школах, библиотеках, клубах. В литературе первого послевоенного десятилетия выделяется несколько тематических линий: военно - героическая; труд и участие в нем детей; историко - революционна; интернационализм. В 40-50-ые году в детскую литературу пришли – М. Прилежаева, Н.Носов, Ю.Сотник, Н.Дубов, А.Алексин и многие другие. Интенсивно развивается в послевоенные годы природоведческая книга (Пришвин, Бианки, Скребицкий, Шим). Формируется жанр юмористического рассказа для детей (Л.Кассиль, Н.Носов, Ю.Сотник). Талантливая поэтическая молодежь приходит в сатирическую поэзию: Б. Заходер, Я.Аким, В.Лифшиц.

Итак, в 40-ые и первые послевоенные годы появилось немало произведений детской литературы. Наметились новые темы и имена. Литература 50-х годов могла бы быть богаче, не сдерживай ее рост получившая в те годы распространение «теории бесконфликтности», согласно которой в обществе победившего социализма нет почвы для психологического противоречия и социального конфликта, а есть только борьба «хорошего с лучшим». Были книги далекие от жизни, лакирующие существующие трудности. Это связано с тем, что партийные постановления часто запрещали говорить о трудностях и допущенных в ходе войны и послевоенного строительства ошибках. В 1954 году «Правда» напечатала заметки С.Маршака «О большой литературе для маленьких», в которых заново был поставлен вопрос о качестве детской литературы.

 

Тема: Детская литература 60-80-х годов 20 века.

Основные вопросы:

1.Литературный процесс в 60-80-ые гг. 20в.

2.Ведущие темы в детской литературе этих лет: человек и история (С.Алексеев, В.Катаев, Л.Пантелеев),человек и общество (А.Алексин, Н.Дубов, А. Лиханов).

3.Переводы на русский язык произведений зарубежных авторов : С.Лагерлеф, А .А. Милна, Л.Кэрролла, А.Линдгрен, Дж. Родари.

 

Время, наступившее после смерти Сталина (1953) и до начала 60-х гг. получило название «оттепели». Первые приметы оттепели, связанные с ожиданием мирного времени ,появились в стихах В. Инбер. Они восходят к тютчевскому мотиву оттепели. За стихотворением Инбер «Оттепель» (1945) последовало стихотворение Заболотского с тем же названием, опубликованное во взрослом «толстом» журнале. В 1954 году вышла одноименная повесть Эренбурга, окончательно закрепившая за эпохой название «оттепель». За недолгие годы «оттепели» сформировалось поколение людей, мыслящих гораздо более свободно, чем их отцы. Они стали создавать культуру, отчасти принятую властями, а отчасти неофициальную. Государство, как и прежде, проявляло заинтересованность в детской литературе. В печати активно выступают критики с анализом текущего литературного процесса. В педагогической прессе регулярно публиковались статьи о детских писателях. Часто проводились конкурсы среди тех, кто писал для детей. Литературный процесс в 60-80-е годы шел в целом активно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками. В детской литературе продолжают работать признанные мастера: С.Михалков, А. Барто, Е. Благинана, В.Катаев, Н.Носов и др. С середины 50-х годов в детскую литературу пришли: Э. Шим, С. Сахарнов, В. Железников, Р.Погодин и др. Они первые взяли на себя ответственность за пересмотр идеологии сталинского режима. Так, К.Воробьев в повести для взрослых «Почем в Ракитном радости»(1964) рассказал правду, спрятанную в сюжете о Павлике Морозове: наивный сельчанин своей заметкой подвел родного дядю под «расстрельную» статью, затем оба они, дядя-«вредитель» и племянник, побывавший в плену, оказываются в заключении; повзрослевшего героя мучает совесть. В конце 50-х годов заявили о себе писатели, которых относят к поколению «шестидесятников». В области литературы для дошкольников и младших школьников много сделали поэты-«шестидесятники»: В.Берестов, И. Токмакова, Р.Сеф, Ю.Мориц, Ю.Коваль, Э.Успенский и др. Для них характерны: раскованность, граничившая с озорством, любовь к художественной игре, следование традициям «серебряного века».Поэзия 60-80-х годов отличается разнообразием жанров: поэтические миниатюры, рассказы в стихах, песни и т.д. Творчество И. Токмаковой начинается с пересказа народных песенок, с переводов( «Крошка Вилли - Винки», «Водят пчелы хоровод».Стихи сборников «Карусель»,»Летний ливень» отличает зримость образов, близость к фольклору, глубина и серьезность конфликтов при простоте сюжета. Стихотворные сказки поэтессы. Прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А». Реальность и фантастика как особенность мировосприятия героя и повествования. В прозе этих лет важными были 3 ключевых проблемы: человек и история, человек и история, человек и природа С.Алексеев внес значительный вклад в разработку первых двух проблем своими историческими рассказами, повестями. В. Железников, Н.Дубов, А. Лиханов углубили представление о детской психологии и о социальных противоречиях детства. О природе, о животных и их охране писали в эти годы: Г.Снегирев, С. Сахарнов, Ю.Дмитриев, И.Акимушкин. Крупным событием в эти годы было появление переводов на русский язык книг: А. Милна, Л.Кэрролла, К.Льюиса, Дж. Родари. Вместе с тем 60-80-ые годы – период противоречий между административно-идеологическим управлением культурой и свободно складывающимся литературным процессом. С конца 80-х годов два потока слились, и наступило время глобального переосмысления истории и культуры.

Литература:

1.Александров В.П. Сквозь призму детства:Очерки.-М.,1988.

2.Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые…М,1989.

3. Мотяшов И.Сергей Алексеев :Очерк творчества.-М..1976.

4. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам.-М.,1990.

5. Русская литература для детей// под ред.Полозовой Т.Д. – М.,1997.-С.425-445.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.