МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

УСТРОЙСТВО И СИМВОЛИКА ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ ХРАМА





 

Храм включает основные (главные) и вспомогательные помещения, состав которых колеблется в зависимости от типа храма и местных условий. Основные (главные) помещения – это, в первую очередь, алтарь, средняя часть и притвор, к ним добавляются ризница, пономарня, хоры, звонница или колокольня, если колокола размещены на храме. Возможно наличие покойницкой и крещальни. К вспомогательным помещениям относятся: канцелярия, комната отдыха священно- и церковнослужителей, просвирня, склады, туалеты, технические помещения (венткамеры, электрощитовые и т.д.). В здание храма могут быть встроены некоторые помещения общественно-просветительного назначения: зал для занятий хора, церковно-приходская школа и т. д. Но основные (главные) помещения храма составляют каноническую церковь и должны быть четко отделены от вспомогательных помещений.

 

2.1. Притвор

Вход в церковь предваряет паперть – площадка перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Этот подъем имеет значение возвышения Церкви над миром «как Царство не от мира сего» [1]. Паперть из небольшого крыльца может превратиться в обширную галерею – гульбище, столь распространенное в XVII века.

Притвор в древнерусских церквях часто опускался, так как оглашенных не было, а кающиеся (совершившие тяжкий грех и потому не допускавшиеся к службе) стояли на паперти. Впрочем, впоследствии устройство притвора было признано необходимым. Именно здесь размещается свечной ящик – прилавок для продажи свечей и заказа треб. Размещение же церковного ящика в самом храме отвлекает молящихся и мешает службе.

Притвор имеет также и богослужебное назначение. Здесь совершаются (если есть условия) панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением разных продуктов, которые не считается приличным вносить в храм. Здесь служат части вечернего богослужения, дается очистительная молитва женщине по истечении сорока дней после родов; здесь стоят люди, считающие себя по тем или иным причинам недостойными входить в храм. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая. Здесь могут находиться и иконы.

В правом крыле или в обоих крыльях притвора находится свечной ящик. В левом крыле традиционно располагают лестницу, ведущую на хоры и на колокольню. Из притвора предусматривается вход в цокольный этаж.

Древнее правило предписывает отделять притвор от средней части храма стеной с тремя вратами, средние из которых называются красными. Перед красными вратами, входя в храм, православные греческие цари снимали с себя вооружение и знаки отличия. Эти врата снаружи оформляются спускающимися и сужающимися арками – «тесны врата и узок путь верующих в жизнь (вечную)» [1], но это правило в настоящее время соблюдается редко. Формы притвора могут быть чрезвычайно разнообразны.

Притвор также называется трапезной. В первые века христианства после литургии из остатков принесенного хлеба и вина устраивалась трапеза, так называемая вечеря любви. Этот обычай сохранился в монастырях, где в притворе размещается монашеская трапезная. Большая трапезная – притвор делалась в северных русских деревянных церквях. Здесь проводились общинные собрания всего погоста, где решалась как церковная, так и мирская жизнь прихода. В современных западных православных храмах встречаются притворы, решенные в виде трапезной – большого отделенного дверьми помещения, предшествующего церкви. Здесь прихожане встречаются для религиозных бесед и обсуждения дел в приходе. Над притвором может возвышаться колокольня.



Вообще варианты расположения колоколов при храме различны. Они могут находиться на отдельно стоящих колокольнях и звонницах. Но гораздо большее число храмов последние века имели колокола на храме. По-видимому, это объясняется удобством в эксплуатации. Колокола могут находиться над притвором: в колокольне, в закрытой или открытой звоннице. Высокая колокольня предпочтительнее, так как звук разносится дальше и во все стороны. Колокола могут также находиться над средней частью храма: «храм под звоны» и колокола в ложных главах многоглавого храма.

 

2.2. Средняя часть храма

Средняя часть храма – это та часть, которая расположена между притвором и алтарем. Между средней частью и алтарем возвышается иконостас. В первые века христианства церковь отделялась от алтаря лишь завесой или решеткой. Впоследствии в православном храме появилась отделяющая стена с расположенными на ней иконами. Окончательно иконостас сложился в начале XVI века. В иконостасе три двери: северные, южные (называемые дьяконовскими) – одностворчатые и средние – двустворчатые. Средние носят название «царские врата», так как «царь царствующих (Иисус Христос) приходит» через них в Святых Дарах во время причастия «заклятится и датися в снедь верным» [1].

Иконостас, как и алтарь, расположен на возвышении по отношению к полу основного храма. Солея – возвышенное место перед иконостасом, простирающееся вглубь на весь алтарь. Солея есть второе после паперти возвышение храма над уровнем земли. На него входят лишь ведущие службу священнослужители и избранные миряне, например, принимающие причастие.

Высота солеи бывает разная: от пяти или даже семи ступенек в кафедральном соборе до одной в небольшом приходском или монастырском храме. Если солея высокая, то священнослужители испытывают достаточные неудобства при выносе Святых Даров, если же низкая – то службу плохо видно прихожанам.

Часть солеи, выдающаяся полукругом к центру храма против царских врат, называется амвоном. С амвона диакон читает Евангелие и возглашает ектении, священник читает проповеди. Здесь совершается таинство причащения верующих. Амвон – священное место на солее.

Напротив северных и южных врат иконостаса расположены места для чтецов и певцов – клиросы. Клиросов бывает два, так как некоторые церковные песнопения поются попеременно на два хора: то на том, то на другом клиросе. Клиросы являются боковыми продолжениями солеи.

Солея и клиросы (кроме амвона) обычно ограждаются решетками. К ограждениям прикрепляются хоругви, иконы на древках – знамена церкви, символизирующие победу христианства над язычниками, Церкви над врагами.

В кафедральных соборах архиерейский амвон находится постоянно, а в приходских церквях только при приезде епископа. Ставят его в центре храма против амвона (возвышенная квадратная площадка). На архиерейский амвон ставится седалище – кафедра. На этом амвоне архиерей облачается (отсюда «облачальное» место) и стоит начало литургии.

Перед амвоном, ближе к центру храма, но до архиерейского амвона постоянно стоит аналой (рис. 4). Это высокий в одну сторону покатый стол, на который кладется икона святого или праздника, отмечаемого в данный день.

В средней части храма находится также образ Голгофы в виде большого деревянного распятия. Если в притворе нет должных условий, то у северной стены средней части ставится стол с кануном – четырехугольный стол с крестом и подставкой для свечей. Здесь служатся панихиды по усопшим. Кроме постоянных принадлежностей, в средней части храма могут находиться купель для крещения, чаша с освященной водой и т. п.

В западной части достаточно большого храма располагаются хоры. Во время торжественных служб здесь, а не на клиросе поет церковный хор. Хоры часто находятся над притвором.

Церковь должна иметь очень хорошую акустику. Тщательно продуманная геометрия внутреннего пространства с точки зрения акустики очень важна при богослужении. В православном богослужении огромное значение имеет многоголосное пение. Поют все присутствующие на службе в храме. Священник, стоящий перед вратами иконостаса, говорит нараспев молитвы, рядом стоит дьякон с трубным басовым голосом. Священник и диакон ведут поющий диалог с хором, размещающимся на хорах или клиросе. Часть литургии оглашается из-за закрытых врат деревянного резонирующего иконостаса и голос доходит тогда сверху, отраженный от свода. Время от времени диакон или священник ведет литургию с середины храма, стоя в звуковом фокусе центрального купола. Прихожане могут тоже молиться с пением. Звуковое впечатление православной церкви полностью отличается от органной музыки католического храма.

Хорошая акустика достигается исторически сложившейся геометрией пространства храма и нахождением такой высоты церкви, чтобы поющий звук имел силу и резонанс. Планировка сводов и куполов обусловливалась выгодными эффектами звукового пространства (полезные эффекты звуковой камеры). Сквозные отверстия в сводах никогда не делались над алтарем, клиросами и хорами, чтобы звук не пропадал.

Средняя часть храма – это собственно храм для прихожанина. В алтарь он не допускается. Традиционное решение интерьера храма помогает мирянину сосредоточиться, понять службу, глубже проникнуться верою. Настенная роспись храма, иконы вместе с самим действием службы (пением хора, чтением чтецов, возгласами диакона, молитвами священника) составляют единый цельный образ Божьего мира, просящего о спасении всего земного мира.

Все стены православного канонического храма покрыты росписями (см. рис. 1). Свод олицетворяет Небо и Бога, пол – это земной мир. Небо и земля не противопоставляются друг другу, а при помощи росписи неразрывно сливаются в единый мир молящихся. Варианты росписи храма могут несколько различаться. Приблизительный порядок изображений описан ниже.

В центре купола пишется образ Господа Вседержителя (Пантократора). Под ним по краю сферы купола – серафимы, силы Божьи. В барабане купола пишутся восемь архангелов со знаками отличия. В парусах под куполом – четыре евангелиста со своими символами. Затем по северной и южной стенам сверху вниз (рядами) изображаются святители, преподобные и мученики. До пола росписи не достигают, оставляя место панелям в рост человека. На них часто изображаются белые полотенца, украшенные орнаментом. Эти панели символически приравнивают к нижнему ряду святых всех живущих людей и, следовательно, имеющих надежду на спасение. На северных и южных стенах изображают также сцены истории Нового и Ветхого завета. Пространство между отдельными картинами, изображениями святых заполняется орнаментом с образами растительного мира, такими элементами, как кресты в круге и ромбе, восьмиугольные звезды и т. п. На столбах пишут образы святых и мучеников, наиболее чтимых в данном приходе. Если кроме центрального купола в храме есть другие купола, на них рисуют изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

На западной стене средней части храма изображают картины, призывающие к вере в Бога – «Спасение утопающего Петра», «Христос и грешница»; над входными, красными воротами, – картину Страшного суда, как напоминание выходящим из храма о каре Божьей.

Роспись иконостаса позволяет осознать всю историю Церкви. Расположение икон может несколько варьироваться, но общий порядок сохраняется (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Схема полного пятирядного иконостаса

 

На царских вратах изображают Благовещение и четырех евангелистов; на боковых дверях – архангела и одного из дьяконов, поставленных апостолами (чаще архидьякона Стефана). В первом ряду снизу по сторонам царских врат стоят иконы: справа – образ Спасителя, слева – Божией Матери. Подле иконы Спасителя находится главная икона храма, икона святого, в честь которого освящен престол. Во втором ряду над царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, а по обеим ее сторонам – изображения двенадцати главнейших праздников.

В третьем ряду стоят иконы святых апостолов и среди них – «Деисус» (изображение Господа и молящих его Матери Божией и Святого Иоанна Крестителя). В четвертом ряду в центре помещаются иконы святых пророков, в центре – икона Божией Матери с Младенцем. Последний пятый ряд составляют изображения патриархов и по середине – Господа Саваофа с Божественным сыном. Иконостас венчает обычно крест с распятием и стоящими по сторонам Божией Матери и Иоанном Предтечей.

Таким образом, пять рядов полного иконостаса последовательно описывают всю историю познания человеком Бога: от предсказаний праотцов и пророков (верхние два ряда) до напоминания о жизни Христа и апостолов (второй и третий ряд снизу). Нижний ряд с местными и храмовыми иконами обращен к сегодняшнему дню храма. По центру же иконостаса от верхнего креста к царским вратам и местным иконам через все ряды проходит изображение Иисуса Христа в разных ипостасях. Эта ось четко фиксирует, кому посвящен христианский храм и для прославления кого предназначен (рис. 6).

Иконостас бывает и неполный, т. е. состоящий из меньшего числа рядов в зависимости от размера и стиля храма (рис. 7). Наиболее распространены однорядные (рис. 8) и трехрядные иконостасы (рис. 9).

 

 

Рис. 6. Схема иконостаса

 

Храм освещается тремя видами светильников: окнами, лампадами и свечами. Богослужебный устав предусматривает в одних случаях зажжение всех светильников, в других – почти полное их погашение. Так, при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить свечи, кроме свеч в середине храма (где стоит чтец) и перед тремя иконами иконостаса: Христа, Божией Матери и иконы храма. Зато в праздничные дни и на воскресных богослужениях зажигают все светильники. Между службами в храме преобладает мрачный сумрак.

Свет в храме является символом Божественного света. Образцом является полусумрак византийского храма, где «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» [1]. Поэтому в храме предпочтительно делать узкие окна. В интерьер обдуманно вводятся небольшие пятна естественного света, просеянные через решетки обычных или цветных стекол. На окнах не бывает больших представительных витражей, в отличие от католических храмов. На каждой стене рекомендуется иметь пять окон.

Два верхних означают свет Иисуса Христа, познаваемого в двух ипостасях, три низких – троичный свет божества.

 

Рис. 7. Схема малого однорядного иконостаса

 

 

Рис. 8. Однорядный иконостас

 

В центре церкви из купола спускается паникадило – большой светильник, имеющий более двенадцати свечей (теперь допускаются электрические лампы в форме свечей). По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освященных благодатью Святого Духа, горящих огнем любви к Богу.

 

 

Рис. 9. Трехрядный иконостас

 

 

Из боковых куполов спускаются поликадила – светильники от семи до двенадцати свечей. Лампады зажигают перед каждой иконой, у особо чтимых – по нескольку.

Живой подвижный свет свечей является противоположностью мертвому электрическому свету. Мерцающие свечи увеличивают настрой таинственности храма. При распространении электричества сначала пытались его запретить в храме, но теперь в церкви лампады и люстры обычно электрические. Их имитируют под свечи и масляные лампады: лампы в форме свечей, стекла лампад темно-красного или матово-белого цвета.

Свечи же по-прежнему занимают в храме особое место. Свечи, которые верующие покупают в храме, символизируют добровольную жертву человека Богу, это выражение послушания Богу (мягкость воска), свидетельство веры и это символ причастности человека к Божественному свету. Свечи, приносимые прихожанами, ставят в большие подсвечники с ячейками перед иконами. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма у восточной стороны аналоя. С зажженными свечами выходят ведущие службу.

 

2.3. Алтарь

Алтарь – главнейшая часть храма, доступная лишь церковно- и священнослужителям (рис. 10).

Алтарь возвышен по отношению к полу средней части храма и находится на одном уровне с солеёй, отделяясь от нее иконостасом. В алтаре на иконостасе за царскими вратами прикрепляется на кольцах длинная завеса.

В центре алтаря напротив царских врат стоит престол. Престол есть священнейшая принадлежность храма, прикасаться к нему могут только священнослужители. На нем как бы незримо присутствует сам Бог. Здесь происходит освящение Святых Даров во время причастия. Престол – это четырехугольный стол высотой около одного метра. Его делают из дерева (чаще из дуба), мрамора, серебра, золота. Он опирается на четыре столба, при архиерейском освящении иногда делается пятый столб посередине с пустотой для ящичка с мощами.

 

 

Рис. 10. Схема алтаря и солей храма:

1. Алтарь:

1.1 – престол; 1.2 – жертвенник; 1.3 – Горнее место; 1.4 – запрестольный образ; 1.5 – семисвечник; 1.6 – выносной Крест; 1.7 – выносная икона Богоматери; 1.8 – аналой; 1.9 – место отдыха священнослужителя; 1.10 – стол для облачений; 1.11 – шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 – вытяжной канал для кадила; 1.13 – выключатель паникадила храма, общего освещения алтаря и местного освещения жертвенника; 1.14 – штепсельная розетка; 1.15 – рукомойник; 1.16 – место для выносных свечей; 1.17 – вешалка для одежды

2. Иконостас:

2.1 – «Царские врата»; 2.2 – северные диаконские двери; 2.3 – южные диаконские двери

3. Солея с клиросами:

3.1 – амвон; 3.2 – ограждение солеи; 3.3 – аналой регента; 3.4 – выключатель местного освещения; 3.5 – шкаф для богослужебных книг; 3.6 – киот для иконы; 3.7 – подсвечник; 3.8 – место для хоругви

Престол (рис. 11) покрывается двумя одеждами (покрывалами).

На нем находятся антиминс, крест, Евангелие, дароносица, мирница. Особое значение приписывается антиминсу, шелковому плату с зашитыми в нем святыми мощами. При освящении храма антиминс вносится в церковь и кладется на престол. Именно наличие антиминса делает храм действующим, а престол – священным.

Престол есть третье возвышение в храме после паперти и солеи.

Он олицетворяет вечную жизнь в Царствии Небесном. С престолом связывается два основных представления:

1. О смерти Христа (Гроб Господний).

2. О царственной славе Вседержителя (престол Божий).

Рис. 11. Престол

Над престолом обычно устанавливается сень или киворий, олицетворяющий небо, простертое над землей, на которой совершился искупительный подвиг Иисуса Христа. Внутри кивория из его середины ниспускается к престолу фигурка голубя – символ Духа Святого. Киворий устраивается на четырех столбах, реже подвешивается к потолку. В кивориях делаются завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между столбами.

Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горним местом. В кафедральных соборах и во многих приходских церквях вплотную к середине апсиды, против престола, сооружают возвышение, на котором стоит кресло для епископа как знамение трона, на котором восседает Вседержитель. По сторонам кресла расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу. В приходских храмах этого может и не быть, но всегда это место является олицетворением Небесного Престола. Горнему месту кадят, возжигают свечи и лампады.

Перед Горним местом за престолом стоит семисвечник, символизирующий невидимый небесный свет, исходящий от престола. По сторонам семисвечника принято ставить на древках выносные иконы Божией Матери (северная сторона) и Креста с образом Распятия Христова (южная сторона).

В левой стороне алтаря против северной двери находится вторая по значимости принадлежность алтаря – жертвенник (рис. 12). Жертвенник – четырехугольный стол, равный по высоте престолу, но меньший по ширине. Он также покрыт одеждами. Здесь подготавливаются просфоры и литургии для последующего их освящения на престоле. Жертвенник знаменует собой пещеру и ясли, где родился Иисус Христос, а также небесный престол, куда вознесся Иисус Христос. Около жертвенника стоит столик для поданных верующими просфор и записок за здравие и об упокоении

 

Рис. 12. Жертвенник

Справа от престола около стены находится стол, на котором лежат ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. Перед престолом справа от царских ворот у южной двери алтаря ставят кресло для епископа. Слева или справа от престола в алтаре помещают также умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее.

Роспись алтаря не является канонически постоянной. Вот наиболее распространенный порядок. В сводах алтаря пишут херувимов. В верхней части апсиды образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена» (пошло от росписи Софии Киевской). Средняя и центральная часть полукружия – Тайная вéчеря (напоминание об установлении обряда святого причастия) или образ Христа Вседержителя на троне (подчеркивается значение престола и Горнего места как олицетворение небесного трона Иисуса Христа). Справа от центра помещаются на северной стене образы Архангела Михаила, рождества Иисуса Христа (над жертвенником), далее святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова), в конце – образ пророка Давида с арфой. Слева от Горнего места по южной стене следуют образы Архангела Гавриила, Распятия Иисуса Христа, образы литургистов или вселенских учителей, в конце песнопевцы Нового Завета – Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец и т. д.

В стене алтаря рекомендуется делать:

• три окна (знаменует троичный свет Божества);

• два раза по три окна;

• три и два окна (где два есть два естества Иисуса Христа);

• четыре окна (четыре евангелиста).

Форма алтаря соответствует движению священника, обходящего престол, и предпочтительно «полукруглая или с несколькими гранями» [1]. Встречаются алтари, имеющие в плане полукруг, квадрат, сектор от восьмиугольника.

 

2.4. Приделы

Приделом называют дополнительную церковь (со своим престолом), устроенную при основном храме. «Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды» [1]. Наличие приделов дает возможность совершать несколько треб одновременно и с разной степенью торжественности. Генетически придел – это отдельная церковь, примыкающая к главному храму. Сохранилось указание Стоглавого собора (1551 г.): опустевшие и не имеющие причта церкви свозить к главному погосту и делать из них приделы при действующих церквях [3].

Придел состоит из средней части и алтаря, который должен быть обращен на восток. Канон предписывает отмечать каждый придел главой с крестом. В древности существовало обязательное требование отделять придел от основной церкви дверью, и теперь пространство придела должно быть достаточно отделено от пространства главного храма. Ризницу и пономарню, другие служебные помещения часто делают едиными для всей церкви.

Церковный канон предписывал над каждым престолом ставить свой крест и, следовательно, каждый престол должен был быть отмечен своей главой. Это правило не всегда выполнялось на практике. Например, трехпрестольная церковь могла быть решена как пятиглавый крестово-купольный храм.

 

2.5. Подсобные помещения храма

По обеим сторонам алтаря находятся два вспомогательных помещения: северное – пономарня и южное – дьяконник. Иногда они занимают по сторонам алтарной апсиды две боковые апсиды, но меньшие по размеру.

Ризница, или дьяконник, – обычно отдельное от алтаря помещение, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачения духовенства, богослужебные книги. Вдоль стен располагаются глубокие шкафы с раздвижными стенками. В ризнице и пономарне предусматривается установка раковин для мытья рук. В многопрестольных церквях, а также при необходимости устройства очень большой ризницы возможны более сложные решения. Так, в многопрестольных церквях конца XIX века ризница и пономарня часто располагались в огибающей галерее за главным алтарем.

Пономарня в раннехристианские времена была предназначена для складывания даров на благо общины и приготовления предметов для литургии, так как именно здесь находился жертвенник. Впоследствии жертвенник стали ставить в алтаре. Теперь пономарня служит для приготовления к службе церковно- и священнослужителей. Пономарня – помещение для хранения и подготовки вспомогательных средств для богослужения, имеет отдельный выход непосредственно на улицу и связывается с цокольным этажом винтовой лестницей.

Покойницкая – «часовня для покойников, в которой можно ставить гроб и где могут служиться панихиды. При существовании покойницкой гроб приходится ставить в церковь только для одной заупокойной литургии» [3].

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.