МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СИМВОЛИКА И КАНОНЫ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА





 

Храм – это здание, где происходит богослужение. В христианском храме прославляется триединый Бог Иисус Христос, открывший и указавший путь верующим в Царство Небесное. Назначение храма – показывать истинное, праведное состояние мира и направлять христиан по пути Христа к достижению спасения каждого отдельно и всего мира в целом. Внешний облик храма, согласно толкованию святых отцов, должен выражать две идеи: храм знаменует собой дом Божий (мир как творение Бога) и одновременно храм символизирует корабль, спасающий человечество.

«Дом Божий». По православному учению Бог создал мир в гармонии и добре, лишь грехопадение человека нарушило замысел Творца, принесло в мир смерть, зло и хаос. Подвиг Иисуса Христа уничтожил власть смерти над естеством, указал путь к спасению. Тем не менее, мир пока неправеден. Церковь – это символ стремления к гармоничному, праведному миру. «Храм – икона преображенного космоса». «Храм понимается как начало, которое должно господствовать в мире... Храм выражает собой не действительность, а чаянье, неосуществленную надежду» [1].

«Корабль». В храме должен происходить процесс освобождения человека от греха и его духовное возрождение. Храм олицетворяет «”Ноев ковчег”, где верующие спасаются от волн житейского моря и стремятся в царствие небесное». Православный храм –это «корабль с высокой мачтой-колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, устремившейся закругленными алтарными апсидами на восток к восходу солнца» [1].

Внешний облик храма выражает стремление к гармонии мира; внутреннее пространство символизирует этот гармоничный Божий мир. «Через видимое снаружи горение небо сходит на землю внутрь храма и становится его завершением (свод и лик Пантократора), где все земное покрывается благословляющей рукой Всевышнего» [1]. Свод – небо и пол – земля не противопоставляются, а неразрывно сливаются благодаря символике стен. Стены православного храма расписываются ярусами, с последовательным изображением иерархии всех святых и ангелов, связывающих небо и землю (рис. 1). До пола росписи не достигают, оставляя нерасписанными панели высотой в рост человека. Это делается так, потому что богословскому учению «люди несут в себе образ Божий, хотя и замутненный грехом» и являются как бы одушевленными иконами, подобными святым верхних ярусов. Таким образом, интерьер храма олицетворяет весь мир Божий, Вселенскую Церковь. Храм объединил в себе тоску по вечности и стремление к утраченному раю. Обряд освящения церкви символизирует отделение ее от светского пространства и очищение одновременно.

Церковный символ – это не «условный знак того, что он изображает, а он таинственно содержит в себе то, что он изображает» [1]. Как икона не есть только изображение святого, так и православный храм не есть только дом для молитвы. Вера превращает материальный символ (крест, престол, храм) в реально существующую святыню.

В истории были и будут значительные отступления от устоявшихся традиций и церковных правил. Но решительное отвержение канонов русских православных храмов в конечном итоге оказывалось временным, и последующие поколения возвращались к традиционным схемам. Церковный канон в результате лишь оттачивался и совершенствовался, проводя основные свои идеи сквозь века.



По православному канону храм по плану может быть (рис. 1):

• в форме «корабля» (прямоугольник), символизирующего мысль, что мир есть «житейское море», полное бурь, а Церковь – корабль, на котором можно безопасно переплыть бурное море, достигнуть мирной пристани – царствия небесного;

• крестообразной формы, символизирующей Крест Христов, через который верующие получили спасение;

• в форме круга, символизируя вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, есть символ вечности;

 

 

Рис. 1. Символика православного храма

 

• в форме «звезды» (восьмиугольника), выражающей мысль, что Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко спасению;

• возможны комбинации вышеназванных форм (рис. 2).

Над храмом возвышаются кресты, венчающие главы в знак прославления подвига Иисуса Христа.

 

 

Рис. 2. Планы церквей, построенных на сочетании канонических форм:

а – прямоугольника и креста; б – круга и прямоугольника; в – «звезды» (восьмиугольника) и прямоугольника

 

Непреложным элементом православных церквей со времен Византии является купол. Он дает чувство безопасности, выражает заступничество, направляемое Божьей милостью, а сферичность его линий – единение всех христиан в Церкви. Форма купола бывает разной в зависимости от местных традиций и времени постройки, начиная от полусферы (характерной для византийских, греческих и сербских церквей), древнерусского шлема и луковичной главы. Последний тип купола, будучи принят в большинстве российских церквей, символизирует образ пламенной молитвы, горение свечи.

Глав может быть:

• одна – в честь одной главы Церкви – Господа Иисуса Христа;

• три (одинаковой высоты) – в честь Святой Троицы;

• пять (одна центральная – выше, а остальные четыре нижние равны между собой) – в честь Христа и четырех евангелистов;

• семь (равных) – в честь семи таинств и семи Вселенских соборов;

• девять (три высокие, три средние и три низкие) – в честь ангелов, соответственно числу ангельских ступеней;

• тринадцать (одна высокая и двенадцать низких равных) – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Купола в традиционном храме опираются на столбы. При одноглавом завершении в центре храма четыре столба символизируют четырех евангелистов. В многокупольном храме может быть двенадцать и более столбов.

Церковь бывает одно- и многопридельная, соответственно количеству престолов и алтарей в храме. Приделы делаются потому, что существует запрет совершать на одном престоле более одной литургии в день (в память принесения Иисусом Христом единой на все времена жертвы на Голгофе). Наличие же нескольких престолов в храме позволяет совершать несколько литургий в день, другие службы и требы разной степени торжественности. Каждый престол освящался в честь какого-либо святого или христианского праздника. Если в церкви несколько престолов, то каждый посвящается своему святому, а церковь носит название главного престола.

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть храма и алтарь (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Схема православного храма

 

Алтарь следует обращать на восток. Путь верующего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение от тьмы к свету, от зла к Христу.

Алтарь от средней части отделяет иконостас. В средней части стоят прихожане во время служб. На солее перед алтарем ведут службу церковно- и священнослужители. Притвор как бы предваряет вход в храм. Здесь покупают свечи, заказывают требы, готовятся ко входу в основную часть храма.

Во времена первых христиан в среднюю часть храма допускались только крещеные. Оглашенные (оглашенные проповедью христианской, изучающие Евангелие, желающие принять христианство) допускались лишь в притвор. Со временем этот обычай отмер, так как крестили на Руси во младенчестве, а иностранцев нехристиан, желающих принять крещение, было слишком мало. В алтарь допускаются лишь ведущие службу: церковно- и священнослужители. Для мирянина вход в алтарь закрыт, кроме исключительных случаев (например, ввода мальчиков в алтарь после крещения).

Алтарь есть священное место, недоступное, но главное и центральное, на него обращены взоры верующих. Алтарь символизирует невидимый мир – мир духовный, тогда как передние части храма – видимый земной мир. Для верующего алтарь, в первую очередь, символизирует рай, Царствие Небесное.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.