ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЕДУЩИХ И ИХ ПОМОЩНИКОВ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Чемпионат Республики Беларусь по интеллектуальным играм "Тройка" и "Эрудит-квартет" среди школьников (далее - чемпионат) проводит клуб интеллектуальных игр государственного учреждения образования "Лицей Белорусского государственного университета" (далее клуб Лицея БГУ) совместно с общественным объединением "Белорусская лига интеллектуальных команд" (далее - ОО "БЛИК"). 1.2. Оргкомитет чемпионата формируется клубом Лицея БГУ и ОО "БЛИК". Все спорные моменты, не оговоренные данным регламентом, рассматриваются оргкомитетом чемпионата. Решения оргкомитета чемпионата имеют обязательную силу и обжалованию не подлежат. 1.3. В чемпионате могут принимать участие команды любого учебного заведения (внешкольного учреждения, общественного объединения и т.п.) на территории Республики Беларусь. 1.4. Все участники чемпионата должны быть членами ОО "БЛИК". Каждый из них обязан являться учащимся средних школ, лицеев, гимназий или других учреждений обеспечивающих получение общего среднего образования. К участию также допускаются учащиеся I и II курсов средне-специальных и профессионально-технических учебных заведений, набранные в учебные заведения по окончании базовой школы. 1.5. Данный регламент должен находиться в каждом игровом зале в количестве не меньшем, чем один экземпляр. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЧЕМПИОНАТА 2.1. Все участники чемпионата обязаны: 2.1.a. соблюдать все требования данного регламента; 2.1.b. находиться в местах проведения игр в парадной форме одежды с элементами единой командной формы (элемент верхней одежды выше пояса, позволяющий безошибочно определить участника Чемпионата как игрока конкретной команды) и именными командными значками (бэджами); 2.1.c. избегать оскорбительных для своих коллег публичных высказываний в устной или письменной форме, в том числе в интернет-ресурсах; 2.1.d. воздерживаться от бездоказательных обвинений в нечестной игре других игроков; 2.1.e. не допускать по отношению к другим игрокам или участникам соревнований действий, провоцирующих их на нарушение правил или этических норм. 2.2. Оргкомитет назначает группу редакторов, формирующих вопросный пакет, и ведущих залов, осуществляющих судейство. 2.3. При регистрации команды проходят процедуру жеребьёвки "Тройки" и "Эрудит-квартета", отдельную для каждой игры. Команды с помощью жребия выбирают свои группы первых этапов чемпионатов. 2.4. Команды состоят не более чем из семи и не менее чем из четырёх участников: 2.4.a. Чемпионаты по тройке и эрудит-квартету являются отдельными турнирами, команды имеют право заявлять различные составы. 2.4.b. В каждой игре состав должен быть преемственным к базовому составу сезона (правила рейтинга МАК). В качестве базового используется состав команды на первом в сезоне этапе Большого кубка Беларуси по "Что? Где? Когда?". В противном случае команда обязана сменить название. 2.5. В случаях, оговоренных регламентом, между командами устраивается "перестрелка". "Перестрелка" состоит из одной темы, название которой оглашается после выхода игроков. Если тема не выявляет победителя, вторая и последующие темы читаются повопросно (до первого ответа) и, если это возможно, в порядке уменьшения номинала (начиная с вопроса за 50). Вся "перестрелка" считается единой отдельной игрой. 2.6. При проведении игр одновременно в нескольких залах во всех залах играются одинаковые вопросы. Любые переходы участников, тренеров и зрителей между залами запрещены. 2.7. "Полуслепым" называется жребий, при котором происходит "рассев" участников – в зависимости от занятого в предыдущем этапе места участники проходят раздельные процедуры жеребьёвки, в результате чего количество участников одной группы, занявших одинаковые места в предыдущем раунде, минимально. 2.8. В случае несоответствия количества команд предполагаемому (16-20), в формулу проведения могут быть внесены изменения. 2.9. Правила зачёта ответов аналогичны установленным Кодексом спортивного "Что?Где?Когда?" (ред. 2008 г.) АПЕЛЛЯЦИИ 3.1. Командам разрешена подача апелляций следующих типов: 3.1.a. требование засчитать ответ, не совпадающий (не полностью совпадающий) с авторским, но тоже правильный (по мнению апеллирующего) – апелляция на зачёт ответа; 3.1.b. требование снять вопрос, который он считает некорректным в связи с фактической ошибкой в тексте самого вопроса, авторского ответа или в чтении вопроса ведущим – апелляция на снятие. 3.2. Апелляции рассматривает апелляционное жюри (АЖ), назначаемое оргкомитетом. В АЖ не имеют права входить авторы и редакторы пакета вопросов. 3.3. Каждый член АЖ наделён правом самостоятельно выносить вердикты. 3.4. Апелляции подаются в устном виде. При возникновении спорной ситуации капитан или тренер команды поднимает руку. Ведущий останавливает игру и вызывает члена АЖ. После этого капитан команды излагает суть апелляции. 3.5. АЖ обязано рассмотреть апелляцию и дать вердикт (принять либо отклонить, воздерживаться запрещено), сопровождаемый аргументированным комментарием, в течение пятнадцати минут после приёма апелляции. 3.6. АЖ в процессе рассмотрения апелляций на снятие обязано исходить из наличия в тексте вопроса или чтении ведущего существенной ошибки, мешающей дать правильный ответ на данный вопрос. АЖ не имеет права снимать вопросы и засчитывать ответы по своему почину (без рассмотрения соответствующих апелляций). 3.7. Если вопрос "снят", то он не переигрывается. 3.8. Все решения АЖ являются окончательными и обжалованию не подлежат. 3.9. Решения АЖ распространяются только на тот зал, где была подана апелляция. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЕДУЩИХ И ИХ ПОМОЩНИКОВ 4.1. Ведущий имеет право самостоятельно принимать решения по зачёту ответов, исходя из правил, описанных в регламенте. 4.2. Ведущий имеет право самостоятельно снимать вопросы в случае ошибки в чтении. 4.3. Ведущий обязан перед началом турнира объяснить командам, какие слова и жестикуляцию он применяет при ведении игры (неправильный ответ, ожидание уточнения ответа). 4.4. Ведущий обязан поддерживать порядок на играх чемпионата и имеет право объявлять командам и их тренерам персональные предупреждения в следующих случаях: 4.4.a. за неспортивное поведение (любые выкрики с места, публичные высказывания или действия, наносящие ущерб чести и достоинству игроков, тренеров, ведущего, членов АЖ, представителей оргкомитета, спонсоров или устроителей турнира); 4.4.b. за внесение беспорядка в работу ведущих (несанкционированный подход к ведущему, споры с ведущим); 4.4.c. за невыполнение командой, отдельными игроками или тренером требований ведущего; 4.4.d. за использование ненормативной лексики; 4.4.e. за нанесение ущерба имуществу организаторов (устроителей) турнира; 4.4.f. за нарушение других положений данного регламента. 4.5. Предупреждения вносятся в протокол. К командам (игрокам, руководителям), получившим более одного предупреждения, либо совершившим крупно нарушение, могут быть применены и другие санкции (пункт 7). 4.6. Помощник ведущего обязан: 4.6.a. Информировать ведущего и игроков о подаче сигнала и сообщать, кто получает право отвечать 4.6.b. Вести счёт в ходе игры и оглашать результат после игры, а также по требованию игроков между темами. 4.6.c. Вести протокол зала. 4.6.d. Выполнять обязанности ведущего в случае его временного отсутствия. 5. ЧЕМПИОНАТ ПО ИГРЕ "ТРОЙКА" 5.1. Правила игры. Автором игры "Тройка" является Леонид Климович, г. Гомель. 5.1.a. В игре принимают участие команды в составе 3 человек (тройки). Один игрок каждой тройки выполняет функцию "коренника" - ему разрешается подача сигнала о готовности команды отвечать на вопрос. Два других игрока называются "пристяжными" ("принимающий" и "разыгрывающий"). 5.1.b. В ходе игры любые знаки, сигналы или обсуждения в тройке запрещены. Данный пункт распространяется на все время розыгрыша каждого вопроса (см. п. 5.1.с.). К нарушению приравниваются слова и интонации в ответах "пристяжных", которые однозначно говорят об их уверенности в правильности ответа. Команде засчитываются только очки, на получение которых не влияло нарушение. Примеры типовых ситуаций: 5.1.b.1. Нарушение совершено до подачи сигнала одной из команд. Считается, что команда просигнализировала о готовности и дала три неправильных ответа (см. п. 5.1.f.). 5.1.b.2. Нарушение совершено после дачи сигнала противником и до вердикта ведущего по полученным от противника ответам. В случае перехода ответа к нарушившей команде (см. п. 5.1.f.) ответы принимаются только от игроков, не нарушивших правила, о чём ведущий сообщает до начала опроса. 5.1.b.3. Нарушение совершено во время приёма ответов от команды. Засчитываются ответы данные до и во время нарушения. 5.1.c. Каждая разыгрываемая тема состоит из 3 вопросов одинакового номинала. Розыгрыш вопроса начинается с оглашения ведущим номера вопроса и заканчивается объявлением ведущим итога его розыгрыша. 5.1.d. На каждый вопрос от тройки принимается три ответа: по одному от каждого игрока. Игрок должен давать ответ тогда и только тогда, когда к нему обращается ведущий. Порядок ответа: 5.1.d.1. "Принимающий" (располагается по правую руку от "коренника"); 5.1.d.2. "Разыгрывающий" (располагается по левую руку от "коренника"); 5.1.d.3. "Коренник". 5.1.e. Коренник может подать сигнал о желании отвечать в любой момент зачтения вопроса. В случае если вопрос не был дочитан до конца, его зачтение прекращается и ведущий принимает ответы от тройки. 5.1.f. В случае если отвечающая тройка дала три неправильных ответа, ведущий дочитывает вопрос (если он не был дочитан) и сразу же обращается за ответами к другой тройке. 5.1.g. В случае если по окончании зачтения вопроса ни от одной из троек не был получен сигнал о желании дать ответ, ведущий начинает пятисекундный обратный отсчет, во время которого тройки могут подавать сигналы. В случае отсутствия сигнала от обеих троек вопрос считается разыгранным. 5.1.h. Каждому игроку при обращении к нему ведущего отводится 3 секунды, в течение которых он должен либо дать свой вариант ответа, либо отказаться от ответа. Дача игроком ответа с опозданием приравнивается к подсказке, сделанной после приёма ответа от этого игрока (см. п. 5.1.b.3.). 5.1.i. За каждый правильный ответ на вопрос тройка получает количество очков, равное стоимости вопроса. 5.1.j. Во всех боях, кроме финального, все темы расставлены редактором. Название темы оглашается только перед началом задачи её вопросов и считается началом отыгрыша этой темы, окончанием отыгрыша считается объявление ведущим результата розыгрыша третьего вопроса. 5.1.k. В финале первая и последняя темы расставляются редактором. По завершении отыгрыша очередной темы право выбора следующей темы из трех еще не сыгранных тем предоставляется проигрывающей тройке. В случае равенства очков у троек, следующей разыгрывается первая из еще не разыгранных тем. 5.2. Формула проведения "Тройки" 5.2.a. Чемпионат по игре "Тройка" состоит из письменного отбора, группового этапа, боёв 1/8 и 1/4 финала, полуфиналов и финалов за первое и третье места. 5.2.b. Каждая команда, участвующая в чемпионате, имеет право выставить одну или две тройки. Первые тройки команд проходят на турнир без отбора. Вторые тройки команд проходят письменный отбор, в результате которого определяются тройки, попадающие в сетку чемпионата. 5.2.c. Групповой этап и бои 1/8 финала проходят в шести залах, ¼ финала и полуфиналы проходят в двух залах. Финал и матч за третье место проходят в главном зале. Все бои группового этапа состоят из пяти тем одинакового (единичного) номинала. Бои ¼ финала проводятся на шести темах. Письменный отбор, 1/8 финала, полуфиналы и матч за 3е место проходят на девяти темах (по 3 темы за одно, два и три очка). Финал состоит из десяти тем (по 3 темы за 1, 2 и 3 очка и 1 тема с вопросами номиналом 5, 7 и 10 очков). В финале команды имеют право выбора тем согласно п. 6.1.k. 5.2.d. На групповом этапе и в ¼ финала тройки играют внутри групп 1 тур по круговой системе. На групповом этапе тройки разбиваются на 6 групп по 5 троек. Сеянными являются тройки, прошедшие по письменному отбору, остальные распределяются случайным образом. В 1/8 финала выходят три лучшие тройки группы. Матчи 1/8 финала проводятся для трёх команд одновременно, в следующий этап проходят победители и две команды с лучшим количеством очков. Группы ¼ финала состоят из четырёх команд и формируются "полуслепым" жребием. 5.2.d.1. Начисление очков за бои в групповом этапе и ¼ финала: победа – 2, ничья – 1, поражение – 0 5.2.d.2. Показатели, определяющие места в группе (в порядке убывания значимости): количество очков, разница "забитых-пропущенных", личная встреча, количество набранных очков. 5.3. В группах ведущим рекомендуется проводить бои в следующей последовательности: между тройками одной команды, между тройками одного тренера, между тройками из одного города, между тройками из одного региона, все прочие бои. 5.4. Недопустимы следующие типы замен (за исключением форс-мажорных обстоятельств): 5.4.a. Между командами-участницами турнира. 5.4.b. Между тройками одной команды, при попадании обеих троек в основную турнирную сетку. 5.4.c. Между играющей тройкой и запасными во время боя. 5.4.d. Смена игровых позиций внутри играющей тройки во время отыгрыша темы (см. п. 5.1.j.). 5.5. "Перестрелка" играется совместно для всех троек вне зависимости от их количества и проводится в следующих случаях: 5.5.a. На групповом этапе или в ¼ финала у двух и более троек одной группы, борющихся за второе место, после проведения игр все четыре показателя равны. При оспаривании первого места бросается жребий. 5.5.b. При оспаривании командами первого места в матче 1/8, либо дополнительных мест в ¼ финала, определяемых по количеству набранных очков. 5.5.c. В случае ничьей в полуфинале, финале или матче за третье место. 5.6. Команда, победившая в финале чемпионата, получает титул "Чемпион Беларуси по игре "Тройка" среди школьников", а также соответствующие знаки и документы. Соответствующие знаки и документы вручаются также командам, занявшим второе и третье места. 6. ЧЕМПИОНАТ ПО ИГРЕ "ЭРУДИТ-КВАРТЕТ" 6.1. Правила игры. Автором игры "Эрудит-Квартет" является Дмитрий Башук, г. Харьков. A. Состав команды в каждом бою содержит от 4 до 6 игроков. Команда допускается к играм при наличии как минимум двух игроков. В случае явки команды на игры в неполном составе, она отыгрывает в каждом раунде число тем, соответствующее числу игроков в команде на момент его начала (при этом пропускаемая тема определяется капитаном или тренером команды). Остальные игроки могут включиться в игру не раньше следующего раунда. |