Раздел 2. Программные задачи обучения I – III курсов. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки, характерные ошибки и их исправление. Тема 1.Программные и педагогические задачи при обучении дуэтно-классическому танцу учащихся, обучающихся по специальности «Хореографическое искусство» (квалификация «Артист балета»). Образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения дуэтно-классическому танцу. Основные условия выполнения программы. Учет индивидуальных особенностей класса при построении урока. Возрастные и физические требования к учащимся. Тема 2.Принципы репетиционной работы над дуэтом. Показ и репетиция. Композиционное построение дуэта, его связь с музыкой. Разделение дуэта по частям в соответствии с музыкой. Анализ и отдельное изучение наиболее сложных приемов поддержки; объяснение ученикам смысловой задачи каждой поддержки – ее подтекста; поддерживание средствами пластической и скульптурной выразительности постоянного сценического общения партнеров в дуэте. Тема 3.Первый год обучения дуэтно-классическому танцу артиста балета. Партерная поддержка: I. Поддержка ученицы двумя руками за талию. 1. Relevé из V позиции на 2 и 1 ногу. 2. Developpé на 90° во все большие позы классического танца. 3. Developpé, developpé-passé, grand rond de jambe (с переменой поз, стоя на одной и той же опорной ноге). 4. Различные виды grand port de bras. 5. Связующие и вспомогательные движения с завершением в маленькие и большие позы классического танца (комбинация temps lié может быть примером). Ученик должен приобрести навык во время переходов ученицы с пальцев в demi-plié перемещать центр тяжести ее корпуса с носка опорной ноги на всю стопу. 6. Неполные и полные повороты, во время которых меняется ракурс и позы ученицы или она принимает другую позу. 7. Повороты типа battement soutenu, grand fouette en face. 8. Tour lent – «обводка» во всех больших позах (1-2 оборота). 9. Туры (вращения) из V и IV позиции en dehors и en dedans (к концу года 2 оборота). 10. Ознакомление с приемами пируэта с «бедра» и «из-под руки». \ 11. Поддержка ученицы в «падающих позах» и положениях. а) боковое «падение» в положении epaulement б) опускание в «падающее» положение спиной к полу в) в позе I arabesque одной рукой в обхват за талию, другой за руку г) наклон в «падающем» положении спиной на грудь партнера (положение effacé). II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или предплечья). 1. Во всех маленьких и больших позах в статичных положениях. Во время исполнения связующих и вспомогательных движений и во время перехода из одной позы в другую. 2. Tour lent «обводка» во всех маленьких и больших позах а) за кисти или предплечья б) в позе attitude, во время которой ученица держится двумя руками за кисть и плечо ученика. 3. Основной поворот на 360°, во время которого ученица стоит перед учеником и не меняет своего положения, а руки поочередно переходят через 3 позицию. III. Поддержка за одну руку одной рукой. Во всех позах классического танца в статичном положении. Воздушная поддержка. Поддержка ученицы двумя руками за талию. Все маленькие прыжки классического танца по программе данного курса изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию сначала на месте, потом с продвижением. 1. Grand pas assemblé с пролетом. 2. Grand pas assemblé с поддержкой ученицы одной рукой за руку, другой с упором в бок. 3. Небольшой подъем в I arabesque (поза «рыбка»). К концу I курса надо уметь подняв ученицу, нести ее, поворачиваться вокруг своей оси, и опускать ученицу на бедро в позу «ласточка». 4. Подъем с переносом на пол-оборота под диафрагму (без фиксации рук). 5. Подъем в позе I arabesque (до уровня груди). 6. Sissonnes из стороны в сторону (за талию). 7. Подъем в положение сидя на плечо (в зависимости от физической подготовки ученика). Тема 4.Второй год обучения дуэтно-классическому танцу артиста балета. Партерная поддержка. I. Поддержка двумя руками за талию. 1. Все виды grand fouetté en tournant en dehors и en dedans с переходом и без перехода с пальцев в demi-plié. 2. Tour lent – «обводка» по два и три оборота, с переменой поз и переходом на туры en dehors и en dedans. 3. Туры по два оборота и более. а) туры из всех больших поз классического танца с завершением в любую позу. б) Туры с шага, с tombé, с preparation-degagé. в) Туры в положении á la seconde на 90° и в позе attitude (форс ученица берет самостоятельно, а ученик подхватывает ее во время вращения и останавливает в заданной позе). г) Туры в положении á la seconde на 90° с переходом в grand fouetté в IV arabesque. II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или предплечья). Туры из различных положений и поз, форс к которым ученица получает от ученика или берет сама, отталкиваясь от его рук, ученик после начала вращения переводит свои руки на талию: а) Из положения á la seconde на 90°. б) Из позы croisé (из-под руки партнера). в) Из позы attitude effacé (за плечо и кисть). III. Поддержка ученицы одной рукой. 1. При исполнении ученицей developpé, developpé-passé, grand rond de jambe, а также при различных переходах из одной позы в другую с помощью связующих и вспомогательных движений. 2. Tour lent во всех позах классического танца за кисть, предплечье. 3. Медленные повороты ученицы за кисть путем перемены позиции ее руки, а также сменой положения ее кисти. 4. Резким подтягиванием за руку из позы «сидя» на полу в позы I arabesque и attitude effacée. 5. Туры за запястье из позы I arabesque: а) В исходном положении перед турами ученик стоит сзади ученицы и держит ее за запястья обеих рук. б) В исходном положении перед турами ученик стоит лицом к ученице и держит ее за запястье одной руки. 6. Туры «за палец» ученика: а) Из позы croisée (перед туром правая рука ученицы в 3 позиции держится за палец ученика, левая – во 2 позиции держится за левую руку ученика). б) В позе attitude (нога на 45°) с tombé, с шага. 7. Поддержка ученицы кистью одной руки за талию: а) При исполнении ученицей developpé, developpé-passé, grand rond de jambe. б) Grand port de bras из поз I, III, IV arabesque, attitude effacé и croisé. в) Tour lent во всех больших позах классического танца. 8. Поддержка ученицы в «падающих» положениях и позах (за кисть, предплечья, за талию в обхват, а также с опорой на корпус ученика). Воздушная поддержка. Все большие прыжки классического танца изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию на высоту поднятых вверх рук ученика. Эти же прыжки изучаются с поддержкой двумя руками за обе руки, за одну руку, комбинированными приемами. 1. Воздушный тур из V позиции в V позицию в demi-plié с поддержкой двумя руками за талию. 2. Grand jeté en tournant в позе attitude (с поддержкой двумя руками за талию). 3. Прыжки с перелетом вокруг (за спиной) ученика с поддержкой за две руки: assemblé en tournant, jeté entrelacé. 4. Jeté entrelacé за одну куру, другой под бедро. I. Прыжки на руки ученика с завершением в позе «рыбка». 1. Рывком за одну руку из положения «сидя» на полу в положение спиной к полу (без поворота, с поворотом). 2. Grand fouetté sauté (в полете спиной к ученику). 3. Jeté entrelacé. 4. Cabriole fouetté. 5. Прыжок с разбега (сначала с pas assemblé, затем с sissonne) без поворота и с поворотом в воздухе в положение спиной к полу. II. Прыжки до уровня груди и плеч ученика. 1. Grand jeté effacé с поддержкой одной рукой в обхват за талию. Поймав ученицу, ученик должен уметь поворачиваться с ней и двигаться в заданном направлении. 2. Подбрасывание с поворотом ученицы из положения «рыбка» в положение спиной к полу и обратно. 3. Grand jeté в позе I arabesque с завершением прыжка на бедре ученика стоя (двумя руками за талию). III. Подъем ученицы с фиксированием поз на груди или плече ученика. 1. С pas sauté, маленького pas assemblé в положение «сидя» на плече. 2. Рывком за одну руку из положения «сидя» на полу с завершением: а) В положение «сидя» на плече с поворотом в воздухе. б) В позе «ласточка». 3. С больших прыжков: а) Jeté entrelacé в позу «ласточка». б) Saut de basque с завершением в позу «сидя». в) С sissonne с завершением в позу «сидя», когда ноги ученицы оказываются за спиной ученика согнутыми в коленях по I прямой позиции. г) С разбега (из-за спины) на плечо в позе «ласточка». IV. Подъем ученицы на вытянутые руки с фиксированием поз. 1. Подъем в I arabesque с pas tombé, с пальцев. 2. Подъем в III arabesque с разбега и с sissonne tombé (по усмотрению педагога). 3. Подъем под спинку с pas sauté (по усмотрению педагога). Тема 5.Третий год обучения дуэтно-классическому танцу артиста балета. Воздушная поддержка. I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на плече. 1. Бросок с поворотом в воздухе из позы «рыбка» с завершением в позе «ласточка» на плече. 2. Воздушный тур из V позиции с завершением на плече ученика в положении «сидя» (поддержка за талию двумя руками). 3. Grand jeté с поддержкой за обе руки с фиксированием позы полета на плече ученика (прыжок за его спиной). II. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на двух поднятых вверх руках ученика. 1. С упором под поясницу (с pas assemblé, с pas sauté). 2. Grand jeté en tournant в положении attitude с упором под поясницу (с pas glissade). 3. В позах I, IV arabesque. 4. В позе III arabesque (с разбега и sissonne tombé). 5. Grand jeté в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию, а затем переводом руки под бедро. 6. Grand fouetté sauté с завершением в IV arabesque. 7. Saut de basque с завершением в положение «сидя» (факультативно). 8. Поза «ласточка» с разбега и sissonne tombé (факультативно). 9. С упором под лопатку и под колено согнутой ноги, в положении спиной к полу («покойник»). Тема 6.Наиболее сложные элементы поддержки, изучающиеся по усмотрению педагога в зависимости от профессиональных и физических возможностей учеников. I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на одной поднятой вверх руке. 1. С упором под поясницу и под колено согнутой ноги (корпус прогнут назад). 2. С упором под ягодичные мышцы и под колено согнутой ноги (в положении «сидя»). 3. Saut de basque с завершением в положении «сидя». 4. В позе I arabesque одной рукой за талию под наклоненный корпус («флажок»). II. Броски ученицы из поз, зафиксированных на одной или двух поднятых вверх руках, с завершением в позе «рыбка» с поворотом и без поворота в воздухе. 1. Из поз I, III, IV arabesque. 2. Из позы «ласточка». 3. Из положения «сидя» на одной поднятой вверх руке. III. Бросок с двойным поворотом в воздухе в горизонтальном положении с завершением в позе «рыбка» (двойная «рыбка»). Раздел 3. Принципы формирования промежуточной и итоговой аттестации по дуэтно-классическому танцу при обучении по специальности «Хореографическое исполнительство», квалификация «Артист балета». Тема 1.Общие требования к промежуточной аттестации. Сроки проведения промежуточной аттестации. Порядок организации и проведения экзамена. Требования к объему программного материала и его исполнению. Учебные примеры по разделам конкретного курса. Тема 2.Сроки проведения итоговой государственной аттестации. Порядок организации и проведения экзамена. Требования к составлению программы итоговой государственной аттестации. Рекомендуемый репертуар. |